Почему Александр Демьяненко ушел от жены с одним чемоданом?

«В фильме «Карьера Димы Горина» была сцена, в которой персонаж Демьяненко ударил героя Высоцкого по...
Записала Анжелика Пахомова
|
07 февраля 2019
Александр Демьяненко с Натальей Селезневой
С Натальей Селезневой в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». 1973 г.

«В фильме «Карьера Димы Горина» была сцена, в которой персонаж Демьяненко ударил героя Высоцкого по лицу. После каждого из девяти дублей Саша, как интеллигентный человек, говорил Высоцкому: «Извините, пожалуйста». В конце концов тому надоело: «Да не извиняйся ты! Бей сильнее! Чтобы дублей было меньше…» — рассказывает друг Александра Демьяненко Олег Белов.

Подружившись с Александром Демьяненко еще в 60-е годы, мы через какое-то время стали соседями по даче. Дача у Саши была двухэтажная, между первым и вторым этажом — двойной настил, как в деревенских домах делают, для утепления. Между перекрытиями был насыпан шлак, по которому бегали по своим делам мыши. Как-то сидим мы с Сашей поздно вечером, а сверху такой шум — сложно представить, что его издают мелкие грызуны... И в очередной раз, когда мы замерли, прислушиваясь, я говорю: «Это же мыши». Он говорит: «Я знаю, что мыши… Но зачем они мебель двигают?» Саша никогда не хохмил, но в своих высказываниях был очень афористичен.

Олег Белов
Олег Белов

Помню, как первый раз увидел его. Я тогда учился в театральном институте в Ленинграде и занимался в балетном классе. Там были большие окна, я стоял у одного из них и, делая упражнения, смотрел на улицу. Парень, куривший в подворотне, чем-то привлек мое внимание. Лицо его показалось мне знакомым. Пригляделся и понял: я же и правда его знаю. Это актер, который играл в «Карьере Димы Горина» — фильме, который тогда крутили во всех кинотеатрах. Сашин герой — незадачливый бухгалтер, который, влюбившись в девушку-строителя, остался в Сибири строить линии высоковольтных передач. 

По воспоминаниям самого Демьяненко, среди его партнеров в этом фильме оказался совсем еще начинающий Володя Высоцкий. И была у них сцена, в которой Демьяненко, защищая честь любимой девушки, ударил героя Высоцкого по лицу. Бывало, коллеги его спрашивали: «Боксом занимаешься?» — «Нет». — «Так как же ты тогда в фильме так профессионально вдарил?» — «Ну как-как… С девятого дубля…» Как я потом узнал, после каждого из этих дублей он, как интеллигентный человек, говорил Высоцкому: «Извините, пожалуйста». В конце концов тому надоело: «Да не извиняйся ты! Бей сильнее! Чтобы дублей было меньше…»

Александр Демьяненко с Натальей Варлей
«Образ Шурика и в кино, и на театральной сцене мешал Саше. Но вот уже полвека люди счастливы, когда видят на экране Александра Демьяненко в знаменитых комедиях Гайдая» С Натальей Варлей в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.
Фото: Мосфильм-инфо

После успеха «Карьеры Димы Горина» Демьяненко разглядел директор «Ленфильма» Илья Николаевич Киселев. Человек очень энергичный, фактурный, темперамента — тьма. При встрече он сказал Саше: «Что ты там в этой Москве скитаешься? Приезжай ко мне в Ленинград, получишь квартиру, работать устрою в студию киноактера при «Ленфильме». Так Сашка и сделал, тем более что его жена Марина тогда училась в Ленинграде, в театральном институте. С Сашей они были знакомы еще с юности, когда жили в Свердловске (сейчас Екатеринбург. — Прим. ред.). Киселев не обманул, вскоре Демьяненко получил однокомнатную квартиру. Жизнь налаживалась…

Специфика жизни в СССР быстро учила практичности: где достать, как найти нужного человека. Хорошо было иметь своего автослесаря и знакомого мясника. Я часто Саше говорил: «Пойдем со мной в мясной отдел, я тебя познакомлю с ребятами». Сашу все это страшно напрягало, он отнекивался. Но однажды сдался, я его привел к своим «работникам ножа и топора» — и уж как рубщики были рады! Приготовили нам дефицит. После этого Саша имел и свиную отбивную на косточке, и другой деликатес. Вообще же, настоящим добытчиком в их семье была Марина, Сашина жена. Она была очень активная, деятельная, энергичная. Как-то к ним в гости пришел наш ленинградский артист Иван Краско, который не часто бывал у Демьяненко. Мы сидим на кухне. Саша накрывает на стол. Ставит банку икры, режет балык, копченую колбасу, коньяк поставил уникальный. Ваня смотрит и удивляется: «Саша, где ты это все берешь?» А он совершенно серьезно отвечает: «Вон, у Марины в сумке».

Марина понимала бытовую непрактичность Саши, поэтому все хлопоты брала на себя. Хотя и сам он поначалу пытался что-то соорудить у себя на даче. Например, в сарае сделал во всю стену полки из тонких жердей, на которых мы хранили пустые бутылки от джина. А однажды решил, что участок должен быть обнесен не сеткой, а штакетником. И вот я увидел, что он большими гвоздями прибивает тонкие рейки, так что гвозди торчат наружу. Я не выдержал, говорю: «Саша, разве такими гвоздями прибивают тонкие доски?» — «Ну что ж, Олежек, делаю, как умею…»

Александр Демьяненко с Юрием Яковлевым
«Каждый советский гражданин, который видел Демьяненко на улице, считал своим долгом крикнуть: «О, Шурик!» — и многие хотели с ним выпить. Сашу это бесило: «Олежек, ну какой я, на хрен, Шурик, мне уже 60 лет!» С Юрием Яковлевым в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». 1973 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Вообще, у Саши была какая-то своя таинственная жизнь. Например, у него в спальне стоял старинный столик с резными ножками и двумя ящиками, в которых Саша хранил сокровенное. Дореволюционные журналы «Нива», коробочки, в которых лежало что-то важное именно для него, для его души. В одной, помню, были камушки, галька морская… И Саша любил иногда это все перебирать. При этом Демьяненко очень много читал. Но выбор книг у него был своеобразным. Иногда я видел у него книги, которыми бы не каждый человек заинтересовался. Что-то наподобие «Биология человеческого голода». Иногда, если ему понравилась книга, он начинал изучать все, что касалось этого произведения, этого автора… И круг этот все расширялся и расширялся. Хотя Демьяненко нечасто обсуждал с кем-нибудь прочитанное. И вообще, его внутренняя жизнь была не напоказ. Люди, которые не знали Сашу, ждали от него шуток и веселья. А он молчит и молчит. На даче, бывало, выйдет на крыльцо в своем любимом стареньком халате в заплатах, сядет на скамейку у дома, курит, стряхивая пепел в консервную банку, и молчит, молчит…

В те годы мы общались еще вот по какому поводу: у Саши была дача, но не было машины. У меня же был автомобиль, но не было дачи. Поэтому в Сосново обычно ездили вместе. Хотя я очень хотел, чтобы Саша имел машину и умел водить, обучал его на заброшенной асфальтированной дороге в нашем поселке. Однажды наш друг, который работал во Внешторге, позвонил из Москвы и сказал, что имущество посольства СССР в Чили распродается. И в частности, три машины — две «Волги» и «Фольксваген» — везут на корабле в Ленинград. Друг сказал: «Конечно, «Волгу» Сашке не дадут, так как большие начальники их уже застолбили. А вот «Фольксваген» он может купить. Так что пусть едет в исполком и попробует получить разрешение на покупку». 

Так все и случилось, Саша внес деньги, и уже через неделю мы в порту получали машину. Беда в том, что, как вскоре выяснилось, по дороге из Чили в СССР наши «прославленные» матросы скрутили с машины все, что можно было, и самое печальное — вырвали всю электропроводку. А главная проблема должна была возникнуть ближе к зиме, так как это был латиноамериканский вариант «Фольксвагена» — без отопительной системы. Но летом мы на это не обратили внимания. В общем, машину надо было восстанавливать, и заниматься этим пришлось мне. Благо к этому времени я уже имел в автомобильном сервисе связи и своих людей. Так что месяца через полтора она была почти на ходу. Основную проблему составлял аккумулятор, который находился в салоне, под задним сиденьем, и должен был быть определенного размера, и я его искал. 

Александр Демьяненко с Тамарой Семиной
С Тамарой Семиной в фильме «Все начинается с дороги». 1959 г.
Фото: EAST NEWS

Однажды во дворе киностудии Саша мне говорит: «Слушай, Олежек, я купил аккумулятор!» — «Зачем, Саша? Какой? Нужен же определенного типа!» — «Да вон, посмотри, у стены стоит». Я ахнул: «Саша, тебе же продали аккумулятор от трактора! Я же просил тебя — не проявляй активности в том, чего ты не понимаешь!» В общем, я тут, конечно, не сдержался. И вдруг Саша падает под задние колеса машины и кричит: «Дай задний ход! Дави меня, дави!» — «Саша, ну прости меня, я же не хотел тебя обидеть…» Но, несмотря на все эти приключения, я все-таки отремонтировал эту машину. Саша уже в это больше не вмешивался. Я взял все заботы на себя, нашел подходящие запчасти и довел ее до совершенства. Демьяненко потом еще долго на ней ездил.

После выхода на экраны комедий Гайдая каждый советский гражданин, который видел Демьяненко на улице, считал своим долгом крикнуть: «О, Шурик!» — и многие хотели с ним выпить. Сашу это бесило, и с каждым годом — все сильнее: «Олежек, ну какой я, на хрен, Шурик, мне уже 60 лет!» Но что он мог поделать, если в СССР было два по-настоящему знаменитых человека: Гагарин и Демьяненко. Его славы хватило даже на то, чтобы мы с ним однажды без паспортов, без денег проехали от западной границы до Ленинграда.

Александр Демьяненко с Владимиром Высоцким
С Владимиром Высоцким в фильме «Карьера Димы Горина». 1961 г.

Дело было в 75-м году, мы с Сашей по путевке ездили в Болгарию. Там-то мы отдохнули без приключений. Все самое интересное началось на обратном пути. Когда наш поезд пересек границу, на первой станции меняли колеса с европейского размера на наш. Таможенники сказали: «Можете погулять часа полтора». Ну и решили мы с Сашкой дойти до магазина, потратить 6 рублей 40 копеек, которые остались после Болгарии. Разыскали магазин, а там на двери записка: «Ушла, скоро буду». Когда — скоро? А из поезда мы вышли — безрукавочки, тапочки на босу ногу… Сидим, ждем. Наконец, бежит продавщица. Мы зашли в магазин, осмотрелись. Кроме водки, там ничего и не было. Купили бутылку и пошли обратно к поезду. Помню, у вокзала присели покурить в скверике. И тут к нам идет тот самый таможенник, который сказал про свободные полтора часа. Говорит: «Вы что, не уехали? Поезд-то давно уже ушел!» Что делать? Мы — к начальнику станции. Тот, конечно, узнал Сашу и попытался нам помочь. Сказал: «Вечером придет платформа с бригадой ремонтников, они вас захватят, довезут до ближайшей большой станции». Мы их стали ждать. И тут я внес предложение: «Саша, давай вернем в магазин бутылку, хоть пятерка у нас будет в кармане!» И тут Саша выдал очередной афоризм: «Ты что, не понимаешь? С пятеркой мы — ханыги. А с бутылкой — люди».

Александр Демьяненко с  Юрием Пузыревым и Леонидом Кулагиным
С Юрием Пузыревым и Леонидом Кулагиным в фильме «Приваловские миллионы». 1972 г.

Вечером мы оказались в цивилизации, в каком-то городе, на большом вокзале. Вид, правда, имели неважный. Демьяненко успел до крови стереть ногу в тапочках на босу ногу. Я говорю: «Эх, Сашка, жизнь наша партизанская, так сделаем как партизаны…» Оторвал от края его рубашки полоску и перебинтовал ему ногу. И вот являемся мы в таком виде к начальнику вокзала. «Здравствуйте, — говорю. — Меня зовут Олег Белов, а это — Александр Демьяненко». — «Я все знаю! Ваша туристическая группа проехала дальше, оставив ваши чемоданы. И вот еще, деньги для вас собрали». И дал нам пригоршню мелочи. Вечером нас посадили в поезд до Киева, да еще и в купе. Бесплатно!

В поезде мы с этой горстью мелочи пошли в вагон-ресторан. Смогли купить только бутылку вина и одну помидорку, на большее не хватило. Я говорю: «Саша, я не могу помидоры без соли есть. Надо найти соль». По пути в свой вагон мы стали заглядывать в открытые купе и спрашивать соль. В одном из таких купе молодые ребята, армяне, увидев в руках у нас бутылку, сказали: «О, заходи! Зачем соль? Все будет сейчас, и вино, и хлеб, и соль будет, заходи!» И через несколько минут в дверях появился человек со множеством бутылок в руках. Оказалось, они возвращались с неудачного сватовства: девушка отказалась выходить замуж и не взяла подарок — шикарные, ручной работы босоножки на высоком каблуке. Я упомянул, что у меня как раз намечается сватовство. Они захлопали в ладоши и вручили мне босоножки: «Вот подарок от нас твоей невесте!» Потом, в Киеве, эти же ребята довезли нас на такси до аэропорта — Борисполя.

На что мы там рассчитывали — непонятно. Ведь аэропорт не железнодорожная станция в глухой провинции. Здесь без денег делать нечего. И вот стоим мы с Сашкой посреди круглого кассового зала. У окошек — тьма народу, не пробиться. Я нервничаю, а Сашка стоит себе, как всегда, спокойно, отстраненный от всего происходящего. Как ни странно, на него никто не смотрит и не замечает в этой суете. Я тем временем наблюдаю за тем, что делается в кассах. А там то в одном месте, то в другом рядом с кассиршами появляется женщина в форме. 

Какая-то начальница, надо так понимать. И я начинаю подпрыгивать и махать ей руками. И вот она поднимает на меня глаза. Я шепчу Сашке: «Улыбайся! Улыбайся!» И показываю женщине на него. Она сначала ничего, ноль эмоций. И тут вдруг у нее округляются глаза… Узнала, значит, Шурика. И я ей машу, чтоб она вышла из касс и подошла к нам. Мы объясняем ситуацию: так, мол, и так, нам в Ленинград надо. Она: «Хорошо, я постараюсь достать вам билет, давайте деньги». — «Да нет! Вся проблема в том, что у нас денег нет!» — «Ну это уж какой-то фокус, чего же вы хотите?» Тут Саша, до этого хранивший молчание, говорит спокойно так, будто объясняет элементарную мысль: «Я бы хотел прямо сегодня оказаться в Ленинграде». Женщина вздохнула: «Ну ладно, что-нибудь придумаю. Возьму вам билеты». — «Спасибо! А мы вам, как только приедем, деньги сразу же вышлем...» Она ушла, и тут нас нашли те самые ребята-армяне. 

Александр Демьяненко с Ириной Вавиловой
«Его внутренняя жизнь была не напоказ. Люди, которые не знали Сашу, ждали от него шуток и веселья. А он молчал и молчал...» С Ириной Вавиловой в фильме «Рокировка в длинную сторону». 1969 г.
Фото: FOTODOM.RU

Пожаловались, что не могут достать билеты в Ереван: «Может, эта женщина и нам поможет?» Когда начальница вернулась, мы: «Эх, была не была, может, вы и нашим друзьям поможете с билетами на Ереван?» И армяне в голос закричали: «А у нас и деньги есть, и документы!»… Как вышли в Ленинграде — Сашка прямо из аэропорта позвонил жене: «Я приехал!» — «Как? Твой поезд ведь придет только утром». — «А я пораньше, на крыльях любви!»

Вот только это была уже не Марина. Тогда у Саши появилась другая женщина — Люда.

После двадцати с лишним лет совместной жизни с Мариной Саша однажды вышел из дома с одним чемоданом, без всяких объяснений… Оказалось, что он давно уже любит другую женщину, ассистентку дубляжа Людмилу. Он ведь озвучивал огромное количество зарубежных и наших картин, был голосом и Бельмондо, и Баниониса. И с Людой встречался на студии каждый день.

Марине Саша оставил квартиру... Но ей от этого, конечно, ненамного легче было. Марина пыталась Сашу вернуть, что-то предпринять, имитировала даже попытку самоубийства. Все бесполезно. В моральном плане Марина и впрямь была раздавлена, просто убита... Но об этом я с Сашей никогда не разговаривал. А Людочка оказалась женщиной очень мудрой. А главное, она понимала Сашу как никто! Я видел, что Сашин союз с Людмилой для него счастье, радость и настоящая семейная жизнь. Тем более что у Людочки была прекрасная дочь Лика — Анжелика Неволина, с которой у Демьяненко сложились добрые отношения. Они были коллегами, так как Лика окончила театральный институт и стала одной из ведущих актрис Малого драматического театра. А вот Саше в конце жизни пришлось из Театра комедии имени Акимова уйти. У него состоялся не очень приятный разговор с новым руководством театра. Он понял, что о его театральных работах эти люди никакого представления не имеют, а знают его как Шурика. В общем, Саше пришлось написать заявление об уходе.

Конечно, Демьяненко печалился, что Шурик «прилип» к нему, как Чапаев к большому артисту Бабочкину. Этот образ и в кино, и на театральной сцене мешал Саше. Но вот уже полвека люди счастливы, когда видят на экране Александра Демьяненко в знаменитых комедиях Гайдая. Саша, спасибо тебе, что ты был на этой земле! Спасибо, что ты выбрал эту профессию и остался в душах и в памяти людей как один из самых ярких героев нашего кинематографа.

События на видео
Магия чисел от лотереи «Мечталлион»
Мы запускаем волшебный отсчет, где раскроем интересные факты о числах от 1 до 31.



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая