Павел Деревянко: «У нас тысячи малоизвестных артистов, не хочу дочкам такой судьбы»

«На первом курсе я ходил в кожаной куртке, которую мне отдал брат. Мало того что она была вся...
Инна Фомина
|
03 Апреля 2024
Павел Деревянко
Павел Деревянко. Костюм и рубашка Strellson, туфли Geox
Фото: Филипп Гончаров

«На первом курсе я ходил в кожаной куртке, которую мне отдал брат. Мало того что она была вся разноцветная, кричащая, так еще и на два размера велика. Потом купил клетчатые джинсы и лаковые ботинки ядовитого зеленого цвета на белой подошве-манке. И вот в таком виде я — прыщавый, кучерявый — приходил в институт: периферия приехала в Москву и дорвалась до всего яркого!» — вспоминает актер Павел Деревянко.

— Павел, скоро в кинотеатрах выходит приключенческий фильм с вашим участием. У него загадочное название — «Золото Умальты». Что такое Умальта?

— Речка в глухой сибирской тайге, в Хабаровском крае. На ее берегу происходит невероятное ограбление: бандиты в шаманских масках похищают обоз с 40 пудами золота, которое принадлежит петербургскому золотопромышленнику. В этой истории я играю джентльмена удачи, одного из похитителей. Мой Кузьма, конечно, нехороший человек — грабитель, но у него бешеная энергетика, харизма и усишки!

— Многие артисты любят сниматься в исторических, костюмных фильмах...

— Еще бы, это чрезвычайно интересно. Хотя одежда начала прошлого века не слишком удобна. Сто лет назад мужчины обязательно носили бороду или усы. А ходить на съемках по 12 часов с приклеенной растительностью на лице — сомнительное удовольствие. Мне в этом проекте еще повезло: клеили только усы — в дополнение к моей родной щетине.

Что касается одежды, то в современных историях надел джинсы, футболку, пиджак — и ты уже готов к съемкам. А в «Золоте Умальты» у меня были какие-то зипуны, кафтаны, кушаки — большие тканевые пояса. Много всего! При этом я все равно сильно мерз — наши сцены снимались зимой. Шапка была драная, сапоги — холодные. Не спасали никакие термостельки и термобелье.

Зато у моего героя, как и положено настоящему грабителю, имелся и револьвер, и карабин, и нож. А я очень люблю оружие — и холодное, и огнестрельное. Мне нравится, как оно в руке лежит, как из него стреляется или как оно метается. Это, наверное, из детства. Мальчики же все играют в войнушку, в разбойников. У нас в семье денег на игрушечные пистолеты и автоматы особо не было. Папа работал на таганрогском заводе «Красный котельщик» и иногда на станке что-нибудь мне вытачивал из алюминия или выпиливал из дерева. А потом мы с ребятами менялись друг с другом оружием. До сих пор мне стыдно перед птичками — немало я их покалечил из рогатки. Потом, повзрослев, ужасался тому, что делал. Но дети часто жестоки, у них как будто нет жалости. Да я вообще плохо тогда себя вел, был настоящим хулиганом.

— Потом таганрогский хулиган вырос и стал популярным артистом. Легко поступили в театральный?

Интересный факт

Перед тем как стать артистом, Павел Деревянко отучился три месяца в кулинарном техникуме, осваивал профессию парикмахера и пытался поступить в медицинское училище. Но занятия в театральной студии «Лестница» в родном городе Таганроге утвердили юношу в желании связать свою судьбу с кино и театром.

Павел Деревянко
«Денег у нас, студентов, было очень мало. Порой неделями ели только гречку с кетчупом или майонезом. Чтобы не умереть с голода, подрабатывали. На разных площадках делали какие-то сценки, играли детские спектакли» Куртка Pal Zileri, футболка Agnona, Кашемир и шелк
Фото: Филипп Гончаров

— Со второго раза. В первый раз плохо подготовился, еще не знал, что нужно на вступительных экзаменах. Хотя в родном Таганроге ходил в театральную студию и учился на курсах при драматическом театре. Когда съездил в Москву и не поступил, просто вернулся домой и снова пошел в студию. Спасибо родителям и старшему брату Саше, которые в это время меня материально поддерживали. Через год вновь поехал пробовать. Подал документы везде, но не срезался только в ГИТИСе. Там, к своему удивлению, проходил тур за туром. В итоге меня взял к себе Леонид Хейфец (моими однокурсниками были Нина Чусова, Живиле Монтвилайте, Алексей Крикливый — все они потом стали известными режиссерами). Мой мастер до последнего в меня не верил и брать не хотел. Меня разглядела педагог Наталья Алексеевна Зверева.

— Вы родились и выросли на юге России. В столице пришлось избавляться от акцента?

— Был не акцент, а манера — таганрогская, южнорусская. Я от нее довольно долго с педагогами отучался. Сначала не слышал, что с моей речью не так. Я же до этого все время жил среди людей, которые все так разговаривали. А в Москве оказалось, что это — не норма...

Сейчас зашел разговор про мою юность, и я вспомнил, как тогда выглядел: жуткая пестрая одежда и манеры такие же. На первом курсе ходил в кожаной куртке, которую мне отдал брат. Мало того что она была вся разноцветная, кричащая, с огромным американским флагом во всю спину, так еще на два размера велика (брат выше меня ростом). Кроме того, я носил выпендрежные сапоги-казаки — тоже от брата и тоже на два размера больше, чем надо. Потом уже сам купил клетчатые джинсы и лаковые ботинки ядовитого зеленого цвета на белой подошве-манке. И вот в таком виде я — прыщавый, кучерявый — приходил в институт: периферия приехала в Москву и дорвалась до всего яркого! А еще усы отрастил. Потом сбрил, но вставил серьгу. Словом, был слегка заражен дурниной.

— А где вы такие шмотки покупали?

— Помню, как мы с Ниной Чусовой ездили за обувью на вещевой рынок в районе метро «Динамо». Денег у нас, студентов, было очень мало. Порой неделями ели только гречку с кетчупом или майонезом. Чтобы не умереть с голода, подрабатывали. На разных площадках делали какие-то сценки, играли детские спектакли. Потом Чусова поставила шоу для детей, и мы поехали с ним в летние каникулы на черноморское побережье. Наша база была в Геленджике, где жил наш однокурсник Вася Слюсаренко. Оттуда в течение полутора месяцев мы выезжали на разные площадки в курортные города. Заработанного хватило на несколько месяцев нормальной жизни...

— Сейчас вы очень востребованный актер, у вас за плечами почти полторы сотни фильмов и сериалов! Бывает, что не помните, в каком проекте снимались?

— Бывает! Иногда смотрю фильм и вдруг вижу себя в какой-то небольшой роли. «Ого, — говорю. — И здесь я тоже снимался».

Павел Деревянко
«Наши сцены снимались зимой. Шапка была драная, сапоги — холодные. Не спасали никакие термостельки и термобелье» В фильме «Золото Умальты». 2024 г.
Фото: предоставлено «Кинобюро»

— Для многих картин вам приходилось овладевать какими-то специальным навыками. В сериале про Нестора Махно вы лихо скачете на коне...

— Впервые сел на лошадь в детстве. Меня отправляли на летние каникулы к бабуле в деревню Закадычное Ростовской области. И там я с местными ребятами пас коров. Денег за это нам не давали, зато мы могли на лошадях покататься. Так что навыки верховой езды у меня были. Но я возненавидел лошадей как раз после съемок в сериале «Девять жизней Нестора Махно». Потому что нам достались животные малообученные, диковатые и непредсказуемые. Жеребец меня три раза сбрасывал. Однако каждый раз я удачно приземлялся, ничего не сломал. А однажды конь понес, мне удалось его остановить. Но когда я спрыгнул с него, он, видимо, решил отомстить и от души лягнул копытом — сломал мне мизинец на ноге. Палец распух, сильно болел, несколько дней я хромал, а как раз снимались сцены, где надо было много двигаться. Поэтому после «...Махно» на лошадей не сажусь...

— В «Великой» ваш император Петр III довольно правдоподобно играет на скрипке.

— Да, брал уроки: учился правильно держать инструмент, водить смычком по струнам. Это сложно, нужно приноровиться. А еще для этой роли я освоил особый акцент, с которым немцы говорят на русском. Тоже занимался с педагогом.

В отличие от немецкого, которым совсем не владею, английский знаю относительно неплохо. В школе, правда, «инглиш» постоянно пропускал: сбегал с уроков, чтобы погулять. Зато потом, когда стал актером, начал усиленно учить язык, хотел сделать карьеру в Голливуде. Сначала занимался здесь, с педагогами, а потом трижды ездил в Лос-Анджелес, где учился в языковой школе. В итоге снялся в Румынии в фильме «Кровавая леди Батори» совместного производства России, Румынии и США. Главную роль там играла Света Ходченкова, а я изображал средневекового инспектора с лицом в шрамах.

Эти съемки обернулись настоящим стрессом: я все-таки не в совершенстве овладел английским и плохо понимал, что от меня требовал режиссер. И в кад­ре думал прежде всего о произношении. Но акцент у меня все равно был сильный. В результате меня переозвучили. И гонорар оказался совсем не тем, на который рассчитывал. В общем, сплошные разочарования. Так что участие в этом проекте совершенно отбило желание строить планы на Голливуд. Я понял: где родился, там и пригодился. Интерес к английскому у меня тоже ослаб. К сожалению...

— Вернемся к приобретенным вами на съемках навыкам...

— Благодаря кино я смог почувствовать себя даже космонавтом! Имею в виду фильм «Салют-7». Висеть вниз головой было очень тяжело. Дубли длились минут по двадцать, а казалось — вечность! Тросы, на которых нас подвешивали, впивались в тело, кровь приливала к голове. Зато, когда меня переворачивали ногами вниз, с какой радостью я становился на землю!

Павел Деревянко
«Я всю жизнь на тренировках. Раньше много внимания уделял единоборствам. Сейчас в основном тягаю железо. Правда, занимаюсь «по самочувствию» Костюм ателье Just in time, футболка Befree, кеды Geox
Фото: Филипп Гончаров

— Такие вещи требуют спортивных навыков…

— Так я всю жизнь на тренировках. Раньше много внимания уделял единоборствам. Сейчас в основном тягаю железо. Правда, занимаюсь «по самочувствию». Но спорт всегда рядом со мной. Актеру важно быть в форме, хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать.

— Какие съемки для вас оказались самыми сложными?

— Если говорить о физической составляющей, то, наверное, «Неваляшка-2».

— Понятно, ведь ваш герой — боксер...

— Да нет, драки, бои — с этим все нормально, я был хорошо готов. Говорю о сцене, которую снимали в открытом бассейне, зимой — было пронзительно холодно! В перерывах мы бегали греться в душ и потом опять прыгали в холодную воду. И так целую ночь...

А психологически самым сложным оказался сериал «Обратная сторона Луны». Мой герой переносится из 2010 года в 1979-й, переселяется в тело своего отца-оперативника и потихонечку сходит с ума. Вот это очень тяжело играть, проживать...

— После какого фильма вас стали узнавать?

Интересный факт

В основе сценария фильма «Золото Умальты» лежат реальные события: летом 1892 года в районе сибирского поселка Умальта обоз, перевозивший золото, был обстрелян и ограблен неизвестными. В преступлении, вошедшем в историю как Ниманское дело — по названию золотопромышленной компании, — обвиняли и племя кочевых тунгусов, и китайскую мафию, и банду залетных головорезов. Причем дело до сих пор не раскрыто: следы похищенных ценностей не найдены и по сей день.

Павел Деревянко
«Мой Кузьма, конечно, нехороший человек — грабитель, но у него бешеная энергетика и харизма» В фильме «Золото Умальты». 2024 г.
Фото: предоставлено «Кинобюро»

— Эффекта «вау», когда ты просыпаешься знаменитым, не было, все происходило медленно, но верно: «Участок», «Неваляшка», потом «Девять жизней Нестора Махно», «Брестская крепость», «Обратная сторона Луны». На­стоящую популярность ощутил после «Домашнего ареста», этот сериал столько народу посмотрело. Если же говорить о признании коллег, то оно связано с ролью актера Будника в сериале «Оттепель». Многие говорили, что я здорово ее сыграл.

— В каком самом необычном месте вас узнали поклонники? И бывает ли, что, наоборот, не узнают?

— В Лос-Анджелесе я с друзьями гулял на пляже Венис-Бич. И вдруг ко мне подошли две девушки приятной наружности: «Павел, мы вас знаем, любим ваши фильмы...» А я: «Прекрасно! Давайте гулять вместе». Мы продолжили общение, и это было незабываемо!

А вторая ситуация произошла лет шесть назад, в Питере. Знакомый ресторанный критик, довольно известный, собирался на открытие клуба-ресторана и пригласил меня с собой. Подходим, а охранник нас не пускает! Говорю: «А кто у вас тут главный?» — «Я главный!» — «И что, вы нас не пустите?» — «Нет!» — «В смысле?» А он: «В коромысле!» — «Вы что, телевизор не смотрите?» — «Нет, не смотрю...» Тут мы с приятелем рассмеялись, развернулись и ушли. Я вообще стараюсь подобные ситуации воспринимать с юмором, это же весело!

— В житейских делах известность как-то помогает? Может, сотрудники ГИБДД вам прощают нарушения правил дорожного движения?

— Я с водителем езжу, поэтому правила не могу нарушить. А скидки в магазинах мне делают. Конечно, это приятно. Или вот сейчас я построил баню в Таганроге, и ребята — отличная бригада — мне ее с отличной скидкой сделали. Так что в известности есть много приятных моментов.

— Зачем вам баня в Таганроге?

— Мое общение с родным городом становится все плотнее. У меня там все: мама, брат, друзья, родственники, большой дом на Миусском лимане. Раньше приезжал на родину раз в год, а теперь по пять-шесть. Потому что несколько лет назад понял, как люблю свой город. Можно сказать, повторно влюбился в него! Таганрог столько сил мне дал, мне там прекрасно дышится! И очень хочется, чтобы город был красивым, чистым и богатым.

Интересный факт

В молодости у Павла были проблемы с законом. «Когда я сидел в камере трое суток, до тех пор, пока меня не отпустили под подписку о невыезде, я готов был голову разбить о дверь, чтобы сломать шею и не думать о том, зачем я сюда, в Москву, приехал и что теперь будет. В итоге у меня год условно, и это большое чудо, что меня не выгнали из института», — рассказывал актер в одном из интервью.

Павел Деревянко
«Иногда смотрю фильм и вдруг вижу себя в какой-то небольшой роли. «Ого, — говорю. — И здесь я тоже снимался» Пиджак Agnona, Кашемир и шелк, рубашка Pal Zileri
Фото: Филипп Гончаров

Поэтому сейчас я начал с друзьями делать в Таганроге семейный фестиваль. Смысл в том, что на него будут приходить целыми семьями, все поколения — от бабушек и дедушек до внучек и внуков — и весело вместе проводить время. Хочется объединять людей на любви к Таганрогу. Мы делаем небольшой сквер, посвященный детству, поставим там детскую площадку, аттракционы, артобъекты. В общем, я считаю себя неофициальным амбассадором города Таганрога!

— В школе, где вы учились, может, ваш портрет висит, как выдающегося выпускника?

— Я учился в школе № 7, и вряд ли там висит мое фото. Никого не осталось из прежних учителей, все сменились. Я же окончил школу более 30 лет назад и много лет туда не заходил...

— А сниматься в кино вы начали почти четверть века назад. Вам повезло застать актеров еще советской школы...

— К счастью, повезло. В нескольких фильмах мы работали с Александром Абдуловым — таким веселым и мощным человеком, очень заряженным энергетически. А в сериале «Участок» я встретился с Валерием Золотухиным. Он уже был в возрасте, но при этом такой легкий, ироничный, спокойно-расслабленный. Очаровательный, в общем! У него с собой постоянно был кассетный магнитофон. Чаще всего он слушал Высоцкого. Иногда рассказывал истории, байки про Владимира Семеновича. Совсем другим был Меньшов, который тоже снимался в этом проекте. Владимир Валентинович в работе достаточно жесткий. Он же сам режиссер, поэтому в «Участке» постоянно что-то подсказывал и режиссеру, и оператору. Они, естественно, на это злились, даже скандалили...

Очень хорошо я тогда пообщался с Ниной Руслановой. Мы как-то легко сошлись, много разговаривали, иногда выпивали. Она очень душевная, и я душевный. К тому же она в то время репетировала какой-то спектакль с моей однокурсницей Ниной Чусовой. А Нина не просто моя подруга, это режиссер, которому я очень-очень многим обязан в своей профессиональной жизни — начиная со спектакля «Крошка Цахес» в Театре Моссовета...

— После премьеры этого спектакля вашу работу не хвалили в прессе. За какие роли вас еще критика ругала?

— За фильм «Гитлер капут!» очень сильно досталось. Типа тему фашистов и наших разведчиков в комедийном, пародийном ключе показывать нельзя. А я не согласен с такой постановкой вопроса. Мне кажется, наоборот, нужно эти сюжеты переосмысливать. Обидней всего, что все это вкусовщина, а не конструктивная критика. Человек просто пишет «нравится — не нравится». По-моему, это ужасно.

Павел Деревянко
«Съемки в фильме «Кровавая леди Батори» совершенно отбили желание строить планы на Голливуд. Я понял: где родился, там и пригодился» Пиджак Peserico, Кашемир и шелк, рубашка ателье Just in time
Фото: Филипп Гончаров

А в театре больше всего я получил за главную роль в «Дяде Ване» в постановке Андрея Кончаловского. Многие критики писали: «Ну какой

Деревянко — Войницкий?!» Наверное, потому, что у них перед глазами были классические постановки, в мхатовском стиле. Я и сам, когда Андрей Сергеевич позвонил и предложил мне роль Войницкого, очень удивился и испугался: «Где Чехов и где я?» Нас роднит только Таганрог. Кончаловский до этого посмотрел фильм Павла Семеновича Лунгина «Дело о «Мертвых душах», в котором снимались Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Константин Хабенский, Александр Ильин, Рома Мадянов, другие прекрасные артисты и я. Видимо, режиссера это впечатлило…

Сначала я не то что отказался, а засомневался: «Не знаю, вдруг это все будет ужасно». А Андрей Сергеевич сказал: «Либо ты что-то делаешь и растешь, идешь вперед, либо боишься, стоишь на месте, и через какое-то время неминуемо деградируешь». Я очень хорошо запомнил эти слова. И сказал ему: «Конечно, давайте делать».

Только вот, когда мы начали репетировать, я был слишком молод и играл, по-моему, «мимо кассы». И лишь года через три, когда повзрослел, почувствовал своего героя. В итоге Чехов в интерпретации Кончаловского мне очень много дал. Сначала Войницкий в «Дяде Ване», потом Тузенбах в «Трех сестрах».

— Как вам работалось с Кончаловским?


Интересный факт

Об отношениях с матерью своих дочерей Дарьей Мясищевой Павел рассказывал неоднократно. Эта пара всегда была мало похожа на классическую семью. Деревянко появляется на светских мероприятиях то с одной, то с другой девушкой, но при этом он любящий отец и постоянно публикует в соцсетях фото с дочками и их мамой.

Павел Деревянко с Варей и Сашей
«Никогда не хотел, чтобы дочки стали актрисами...» С Варей и Сашей. 2024 г.
Фото: из личного архива Павла Деревянко

— Он великий дядька. Я восхищаюсь его деликатностью и мудростью. Такой мастер, режиссер мог бы и надавить, и прикрикнуть. А он никогда впрямую не вступал с артистами в конфликт. Когда некоторые лезли на рожон, с пафосом говорили: «Не понимаю, что я здесь делаю?!» — Андрей Сергеевич мог бы их одним своим авторитетом задавить. Но он этого не делал. Брал паузу, а потом откуда-то, немного сбоку начинал заходить, объяснять. И в итоге все получалось так, как он хотел. Но он добивался этого удивительно тонко!

— Павел, с критикой понятно, а как вы реагируете на злые высказывания в соцсетях?

— Я не так много чистого хейта получаю, это какая-то чушь и ерунда. На дурнину не отвечаю, нет на это времени и желания, работать надо! У меня же не только кино и театр. Еще есть оригинальный музыкальный проект «Хулиган и классик» с прекрасным виолончелистом Борисом Андриановым. К сожалению, музыкальных или певческих способностей у меня нет. Поэтому в этой программе Боря играет, а я читаю — юмористические рассказы На­дежды Тэффи и Аркадия Аверченко. Такой формат мне близок.

Вы знаете, традиционный театр для меня слишком стрессовая история. Волнующая — перед выходом на сцену. Даже если в спектакле играю давно, роль отрепетирована — все равно стресс. Организм как-то сам включается, сам волнуется. С самого начала так было и продолжается до сих пор. А в музыкальном проекте, где мы с Борей отрываемся и хулиганим, волнения нет, есть только кураж и удовольствие, хотя, казалось бы, там такая же актерская игра: разные персонажи, перевоплощения.

— У вас две дочки: Варе 14 лет, а Саше — 10. Почему они не снимают­ся в кино?

— Никогда не хотел, чтобы дочки стали актрисами. Если сами захотят, пусть пробуют. Но специально их куда-то устраивать — нет. Ни разу не попросил режиссеров взять моих девочек на детские роли. Хотя Варька уже пробовалась куда-то — сама все организовала, но ее не утвердили... Актер счастлив, когда он востребован, когда его знают, любят. А у нас в стране тысячи артистов, которых никто не знает. И я не хочу дочкам такой судьбы. Если быть артистом, то быть лучшим!

Интересный факт

Перед выпускными экзаменами в ГИТИСе Павел так переживал, что потерял сознание во время дипломного спектакля. Сейчас в фильмографии Деревянко почти полторы сотни проектов. А дебютировал в кинематографе он сразу с главной роли: после окончания ГИТИСа режиссер Александр Котт пригласил его в свою картину «Ехали два шофера».

Павел Деревянко
«Я сам прошел свой путь в кино. И хочу, чтобы мои дети тоже всего достигли сами» Куртка Pal Zileri
Фото: Филипп Гончаров

— Но им, наверное, будет легче пробиться в кино, чем многим другим девушкам.

— Почему?

— Уже есть громкая фамилия...

— Возможно. Но я для их появления в мире кино не собираюсь ничего делать, потому что я сам прошел свой путь. И хочу, чтобы мои дети тоже всего достигли сами.

— Какие ваши роли дочки больше всего любят?

— Никогда их об этом не спрашивал. Мне кажется, они очень спокойно относятся ко мне на экране. Увидят, скажут: «Папа по телику!» Потом засмеются и пойдут дальше, по своим важным делам...

— Павел, а о чем вы мечтаете?

— Всегда хотел построить в Таган­роге большой дом. И не у моря, а на реке, где меньше ветров, спокойнее...

Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая