Михаил Горевой: «Неудачный трюк круто изменил мою судьбу»

«Помню, я передал Пирсу Броснану настоящий, даже зарегистрированный жетон российского милиционера...
Инна Фомина
|
30 июля 2023
Михаил Горевой. Фото
Михаил Горевой
Фото: Дмитрий Яковлев/Фото из личного архива Михаила Горевого

«Помню, я передал Пирсу Броснану настоящий, даже зарегистрированный жетон российского милиционера с номером 007 — его специально для «Бонда» изготовили наши стражи порядка. Он поблагодарил, потом куда-то отошел. А когда чуть позже я с коллегами проходил по коридору, Пирс выскочил из-за угла со словами: «Всем лежать! Рашен полис!» — вспоминает актер театра и кино Михаил Горевой.

— Михаил, на днях в онлайн-кинотеатре Wink стартовал сериал «Макс и Гусь» — новый проект киновселенной «Зема». Расскажите, что у вас там за роль.

— В этом сериале я выступаю мастером сочного эпизода. (Смеется.) Играю «проблемного персонажа» — криминального авторитета по кличке Лютый.

Михаил Горевой
«Я играю «проблемного персонажа» — криминального авторитета по кличке Лютый. Как говорил Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке», «это ж мой гардеробчик!» На съемках сериала «Макс и Гусь». 2023 г.
Фото: Wink

— Подобный персонаж далеко не первый в вашей карьере!

— Как говорил Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке», «это ж мой гардеробчик!» Да, я обычно исполняю роли злодеев и негодяев. На самом деле главное — получать удовольствие от работы, а я его получил. Роль небольшая, но я сразу согласился, потому что меня позвал мой дорогой коллега и друг Никита Кологривый (в этом проекте он не только играет одну из двух главных ролей, но и выступает как креативный продюсер). Сегодня есть два молодых артиста, с которыми мне исключительно любопытно работать, — Никитка и еще Данила Воробьев (с ним сейчас снимаюсь в сериале «Голливудск»).

— «Макс и Гусь» — криминальная комедия о жизни двух пензенских пацанов. Пришлось ли вам в ней драться, стрелять?

Михаил Горевой с Томом Хэнксом
«В этом фильме у меня было три переодевания. Немного, но для пробы костюма и грима я специально летал в Берлин, причем на примерку мне принесли тридцать костюмов!» С Томом Хэнксом на съемках фильма «Шпионский мост». 2015 г.
Фото: Пресс-служба Двадцатый Век Фокс СНГ/Фото из личного архива Михаила Горевого

— Моему герою по статусу ничем подобным заниматься не положено. И вообще, я считаю, что опасные трюки должны выполнять каскадеры, не надо артистам отнимать у них хлеб. Если надо спрыгнуть с табуретки, я готов. А вот если с парашютом, то нет. Ведь на площадке и так часто возникают непредсказуемые ситуации. В сериале «Легавый» я играл майора госбезопасности по фамилии Павливкер. В одной сцене должен был дать большую очередь по плохим парням из ППШ, а затем произнести большой монолог в духе Жеглова из «Места встречи изменить нельзя», когда он брал «Черную кошку»: «Граждане бандиты, вы полностью блокированы, я имею указание руководства живыми вас не брать». И вот первый дубль, режиссер кричит: «Камера! Мотор! Начали!» Я стреляю и вдруг понимаю, что отлетевшая гильза оторвала мне правую ноздрю. Сильная боль, кровь течет. Но я не останавливаюсь, ведь, пока нет команды «Стоп!», что бы ни происходило, надо сниматься. Отворачивая лицо от камеры, продолжаю произносить монолог. А в голове крутится одна мысль: «Все, карьера закончена, зарабатывать будет нечем! У меня же нет лица — нос порван. Как же я дальше буду жить?!»

— И чем же все закончилось, ведь вы продолжаете сниматься?!

— Договариваю положенный текст и только потом, после команды «Стоп!», хватаюсь за лицо. По счастью, оказалось, что мне только чуть-чуть рассек­ло ноздрю и крови было не так много. Но у страха глаза велики, было полное ощущение, что я лишился профессии, что все — хана...

Михаил Горевой
«В США я прошел путь от официанта в рыбном ресторане до бизнесмена, представителя российско-американской строительной фирмы. Но тоска по профессии пересилила» У ворот студии DreamWorks. 2016 г.
Фото: Фото из личного архива Михаила Горевого

Актерское дело вообще непростое, хотя некоторым зрителям кажется, что оно легкое: вышел, встал перед камерой, сказал текст и получил за это большие деньги. Но смена в кино не 8 часов, как у нормальных людей, а 12. И это не считая дороги, до места съемки можно ехать и час, и два. И не считая переработок, которые тоже случаются. А условия работы бывают разные. Иногда приходится в болоте по ноздри сниматься. Вот я только что вернулся из Новороссийска, где при сорокаградусной жаре много сцен было на улице. А лет пятнадцать назад снимался в Крыму в прекрасной детской картине по роману Александра Грина «Бегущая по волнам». 

Играл, разумеется, коварного злодея — капитана Геза. Когда летом снимали эпизод, в котором мой герой с несколькими матросами выплывает на берег после крушения корабля, все было нормально. Но оказалось, что именно в этом эпизоде возник технический брак и надо переснимать. А уже шла середина октября, вода холодная, к тому же сцена ночная, на солнышке не погреешься. Сначала нас пробовали растирать жиром — все равно было очень холодно. Потом надели на нас гидрокостюмы. Однако они спасают первые пять минут, а мы находились в холодной воде по пять часов. Не помогали согреться ни самогон, ни текила, ни спирт...

Сейчас условия съемок, конечно, стали несравнимо лучше. У артистов есть вагончики с кондиционером и с обогревом. И зарплаты сегодня — если ты более или менее медийный — вполне достойные. Именно поэтому я против бездумного риска. Как категорически против глупостей, когда звезды в телешоу танцуют, катаются на коньках, прыгают с вышки в воду. Если бы был худруком театра, то за участие в шоу, скажем, «Бокс со звез­дами» сразу увольнял актеров, какими бы крутыми они ни были. Артист обязан беречь свой организм, по крайней мере свое «табло», потому что можно получить травму и подвести всю команду, сорвать съемки.

Михаил Горевой с Томом Хэнксом
С Томом Хэнксом на премьере фильма «Шпионский мост». 2015 г.
Фото: Legion-Media

— В свое время бокс вашу судьбу круто изменил...

— Да уж... Отец — полковник Генштаба — хотел, чтобы я поступал в Суворовское училище. Я начал готовиться, в частности занимался боксом. Пока на тренировке не пропустил от спарринг-партнера сильнейший удар по почке (из-за этой травмы меня в армию потом не взяли). Но в больницу мама приносила мне книги, а после выписки покупала билеты в разные московские театры — я ведь родился и вырос в столице. Вот тогда-то я и понял, что хочу стать актером...

Был еще случай, когда неудачный трюк круто изменил мою судьбу. Когда снимали двадцатый фильм бондианы «Умри, но не сейчас», агента 007 в нем играл Пирс Броснан. А на роль русского ученого Влада Попова, создателя смертоносного космического спутника «Икар», утвердили Виктора Ивановича Сухорукова. В одной из сцен Броснан решил сам исполнить трюк, в результате повредил колено и угодил в госпиталь на пару недель. Из-за этого весь график полетел. А у Сухорукова дальше были съемки в фильме «Бедный, бедный Павел», где он играл главную роль. Так что продюсерам бондианы прошлось срочно искать нового артиста. И нашли меня. Мама моей нареченной дочери Ани Цукановой — профессиональная актриса, она и сказала мне, что идет кастинг российского артиста в фильм про Джеймса Бонда. Мол, попробуй. К слову, для бондианы я снял самопробы — наверное, первым из российских артистов. Видите, как давно это было! От актера на мою роль требовался хороший английский, а я в свое время четыре года прожил в США.

Михаил Горевой с Джеки Чаном
«Есть люди как черные дыры, которые засасывают в себя мусор, грязь. А есть светлые порталы таланта и добра — такие как Чурикова, Джигарханян, Федя Добронравов, Володя Ильин, Стивен Спилберг, Джеки Чан» С Джеки Чаном. 2015 г.
Фото: Фото из личного архива Михаила Горевого

— А как вы там оказались?

— В начале 90-х заработать на родине актерским трудом было очень трудно. Я играл в Театре имени Мая­ковского около 40 спектаклей в месяц, но все равно получал копейки, не мог прокормить семью. Вот и решил попробовать другую жизнь, в другом месте. В США прошел путь от официанта в греческом рыбном ресторане (тогда мне казалось, что я на всю жизнь пропах рыбой) до бизнесмена, представителя российско-американской строительной фирмы в дорогом костюме и на крутой тачке. Язык, конечно, освоил очень хорошо. Но со временем желание играть, тоска по профессии стали настолько сильными, что я все бросил и вернулся на родину. И вот через годы знание английского помог­ло поучаствовать в таком масштабном проекте.

Благодаря «Умри, но не сейчас» я подружился с Пирсом Броснаном. Помню, передал ему настоящий, ­да­же зарегистрированный жетон российского милиционера с номером 007 — его специально для «Бонда» изготовили наши стражи порядка. Он поблагодарил, потом куда-то отошел. А когда чуть позже я с коллегами проходил по коридору, Пирс вдруг выскочил из-за угла со словами: «Всем лежать! Рашен полис!»

Инна Чурикова и Николай Караченцов
«В юности я 14 раз посмотрел этот спектакль, где Инна Михайловна блистала вместе с Караченцовым» Инна Чурикова и Николай Караченцов в спектакле «Тиль». 1974 г.
Фото: Михаил Строков/ТАСС
Михаил Горевой с Анной Цукановой-Котт
«Кстати, когда-то именно мама моей нареченной дочери Ани Цукановой, профессиональная актриса, рассказала, что идет кастинг российского артиста в бондиаду, и посоветовала попробоваться» С Анной Цукановой-Котт
Фото: Starface.ru

— Российских актеров, участвовавших в международных проектах такого уровня, можно сосчитать по пальцам одной руки. А как вы вообще попали в кино?

— Первым моим фильмом — в 1986 году — был «Шаг» Александра Наумовича Митты (я тогда еще не окончил Школу-студию МХАТ). Сна­чала картина называлась «Живая вакцина», в ней рассказывалось, как советский ученый (его играл Леонид Филатов) изобрел очень эффективную вакцину от полиомиелита и помог спасти тысячи японских детей. В картину на небольшую роль пригласили моего однокурсника, моего дорогого дружка Мишу Ефремова, с которым мы подружились с первого же дня знакомства, а потом вместе работали в театре «Современник-2». Миша привел на киноплощадку меня и еще парочку однокурсников. В итоге Миша не снимался, а нам достались роли лаборантов. Еще на этой картине я познакомился с Гариком Сукачевым и «Бригадой С», с Серегой Галаниным. И с тех пор по сегодняшний день счастливо живу с моими друганами в рок-н-ролльном состоянии мировоззрения и духа...

Да, мне в кино очень повезло — сразу работать с Александром Наумовичем Миттой, Леонидом Филатовым, великой японской актрисой Комаки Курихарой, к которой на родине относятся как к божеству. Она до этого сыграла главные роли у Митты в фильме «Москва, любовь моя» и у Сергея Соловьева в «Мелодиях белой ночи».

Сергей Пинегин, Инна Чурикова, Михаил Горевой, Вера Воронкова и Елизавета Пинегина
«Когда через 35 лет мы познакомились с Инной Чуриковой, я сказал: «Это вы виноваты в том, что я стал актером. Большое вам спасибо!» Сергей Пинегин, Инна Чурикова, Михаил Горевой, Вера Воронкова и Елизавета Пинегина в спектакле «Аудиенция». 2017 г.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Первый фильм стал для меня потрясающим профессиональным опытом, это было ярко, куражно, весело. Ведь мы были молоды! Ходили на рок-концерты, носили длинные волосы, за что нас гоняла милиция. Многое из этого Гарик Сукачев потом показал в своем фильме «Дом солнца».

— Теперь у вас за плечами больше полутора сотен фильмов, вы признанный артист…

— Самое главное признание в профессии — то, что меня на площадке все, не только актеры, но и «светики», «звукачи», художники по костюмам и по гриму, называют «дядя Миша». Это звание — настоящее! Это высокая оценка моей работы коллегами. Ведь так обращались к дяде Леве Дурову, к дяде Володе Самойлову. Самая драгоценная для меня награда! А не те железяки, которые сейчас часто вручают ужасающим спектаклям, из-за которых у меня сердце болит за наш со­временный театр...

Михаил Горевой с Наталией Егоровой
С Наталией Егоровой в спектакле «Тихий Дон». 2023 г.
Фото: РИА Новости

Великие актеры, как Дуров, передавали информацию не только словами, но и энергией, вибрацией, звоном, ветром, дыханием. Я видел, как это делал Армен Борисович Джигарханян, которого считаю не только коллегой (мы вместе работали в Театре имени Маяковского), но и учителем. Как это делала Наталья Гундарева (я играл в спектакле «Виктория?..», где главные роли были у нее и Джигарханяна). Наташа очень по-доброму ко мне относилась, хотя, когда была не в духе, могла и послать: «Мишка, ты что, охренел?! Иди и не жужжи тут!»

А Инна Михайловна Чурикова, моя родная королева! Судьба подарила мне шесть лет счастья общения с ней: я играл Черчилля в спектакле «Аудиенция», где она была английской королевой. В юности я 14 раз посмотрел спектакль театра «Ленком» «Тиль», где Инна Михайловна блистала вместе с Николаем Караченцовым. Когда не мог купить билет, попадал в театр через крышу. Так что, когда через 35 лет мы с Чуриковой познакомились, я сказал: «Это вы виноваты в том, что я стал актером. Большое вам спасибо!» Есть люди как черные дыры, которые засасывают в себя мусор, грязь. А есть светлые порталы таланта и добра — такие как Чурикова, Джигарханян, Федя Добронравов, Володя Ильин, Стивен Спилберг, Джеки Чан. Через этих людей льется на наши головы духовный свет.

— Михаил, вот вы снимались в Голливуде...

Михаил Горевой с Гариком Сукачевым, Сергеем Галаниным, Александром Башировым и Никитой Высоцким
«Еще на съемках в 80-е годы я познакомился с Гариком Сукачевым и «Бригадой С», с Серегой Галаниным. И с тех пор счастливо живу с друганами ­в рок-н-ролльном состоянии мировоззрения и духа» С Гариком Сукачевым, Сергеем Галаниным, Александром Башировым и Никитой Высоцким на концерте. 2013 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Давайте уточним. У нас Голливудом называют все скопом зарубежное кино. Я большей частью снимался в английском кино. Но также и во Франции, и в Голливуде. И везде свой стиль работы.

— Голливуд чем отличается?

— Там умеют хвалить, искренне радоваться твоим удачам — хорошему дублю, сцене. Там совсем другие бюджеты, и на экране это видно. И еще всегда проводится невероятно тщательная подготовительная работа! В фильме «Шпионский мост», который снимал Спилберг, у меня было три переодевания. Немного, но, тем не менее, для пробы костюма и грима я специально летал в Берлин, причем на примерку мне принесли тридцать костюмов! Я скакал из штанов в штаны, а ассистенты Спилберга фотографировали и отправляли кадры не абы кому, а самому мэтру. Где-то на десятом пере­одевании говорю: «Братцы, может быть, хватит? Спилбергу что, делать больше нечего, как отсматривать тридцать моих костюмов!» А мне: «Майкл, не болтай! Работай: снимай штаны, надевай штаны...»

Михаил Горевой
«Главное признание в профессии — то, что меня на площадке и актеры, и «светики», и «звукачи», и художники по костюмам и по гриму называют «дядя Миша». Это звание — настоящее! Высокая оценка моей работы коллегами»
Фото: Дмитрий Яковлев/Фото из личного архива Михаила Горевого

В Голливуде на каждом участке работают профессионалы высочайшего класса, при этом никто не лезет на чужой участок. Там специалисты узкого профиля, но они досконально знают дело и очень держатся за свое место. В том же «Шпионском мосту» одну из сцен снимали ночью. И я очень хорошо запомнил парня, у которого за спиной была большая пластмассовая баклажка — как рюкзак — с краником, а сбоку висела сумка с одноразовыми стаканчиками. Он ходил и всем на площадке предлагал: «Ночь холодная. Хотите горячего какао?» Он делал это с явным удовольствием, потому что чувствовал себя маленькой капелькой огромной команды, которая снимает кино. И это желание максимально хорошо работать чувствуется у сотрудников на всех уровнях. Том Хэнкс попросил меня подъехать к нему в отель и поработать над нашей сложной совместной сценой — мы репетировали несколько часов. Гэри Олдмен тоже просил помочь, потому что играл на русском языке. И мы долго репетировали...

У нас же в России кино пока снимают «вопреки». Вопреки обстоятельствам, вопреки недостаточности денег. Каждый раз как будто совершаем подвиг! У нас все часто держится, как говорится, «на скотче», и это тоже заметно на экране. Однако потихонечку мы приходим к правильному существованию, когда кино — не битва, а работа, которую надо делать в нормальных условиях.

События на видео
Юрий Стоянов примерил белый халат: вышел постер новогодней комедии «Добрый доктор»
Кинокомпания LEGIO FELIX и онлайн-кинотеатр PREMIER представили официальный постер и детали новой отечественной комедии «Добрый доктор», премьера которой состоится 8 января (дистрибьютор – «Атмосфера кино»). Главные роли в фильме, уже названном одним из главных новогодних киноподарков, исполнили Юрий Стоянов и Виктор Хориняк.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая