Люк Бессон: «Я всегда влюбляюсь в своих актрис»

Имя Люка Бессона ассоциируется с нереальными спецэффектами, черным юмором и очень яркими главными героинями.
Екатерина Обельченко
|
03 Сентября 2014
Люк Бессон
Люк Бессон
Фото: DPA/ИТАР-ТАСС

Имя Люка Бессона ассоциируется с нереальными спецэффектами, черным юмором и очень яркими главными героинями. В интервью «7Д» мэтр поделился секретом, как это ему удается...

— Вы говорили, что писали сценарий к своему новому фильму «Люси» почти десять лет. Почему так долго?

— Лет девять назад за ужином у мэра в маленьком городке я встретил удивительную женщину. Вначале, когда ее посадили рядом со мной, я подумал: «Ну вот, племянница мэра и, наверное, актриса. Сейчас будет просить роль в моем фильме». И очень был удивлен, когда узнал, что она профессор и изучает, какую роль ядросодержащие клетки крови играют в образовании раковых.

«Скарлетт Йоханссон пришла ко мне в джинсах, майке, без макияжа. И вовремя — минута в минуту! Терпеть не могу, когда опаздывают!»
«Скарлетт Йоханссон пришла ко мне в джинсах, майке, без макияжа. И вовремя — минута в минуту! Терпеть не могу, когда опаздывают!»
Фото: Everett Collection/All Over Press

В общем, оказалась милейшей ученой дамой. Все уже давно, включая мэра, из ресторана ушли, а мы с ней, помню, проговорили часов пять про науку и ее работу. И меня дико заинтересовала эта тема. Позже я встречался еще с несколькими учеными, в основном занимающимися проблемами человеческого мозга и его тайнами. И просто помешался на этой теме — настолько интересно! Мозг — странное животное. Ну правда, мы же используем такую маленькую часть его возможностей! В конце концов я сам, на собственные деньги, основал институт по изучению мозговой деятельности в Париже. Наблюдал там за работой ученых и все больше и больше погружался в этот загадочный мир. А в какой-то момент захотел снять фильм. Пофантазировать, что же происходит, когда человек управляет своим мозгом. Вот так как-то и зародилась моя «Люси». Название я не просто с потолка взял.

«Сначала мне казалось, что Анн Парийо специально создала себе такой образ, чтобы мужчин соблазнять. Вот меня, к примеру...»
«Сначала мне казалось, что Анн Парийо специально создала себе такой образ, чтобы мужчин соблазнять. Вот меня, к примеру...»
Фото: Everett Collection/All Over Press

Такое имя дали останкам самого древнего человеческого мозга, найденного где-то в Эфиопии в 1974 году. Это был женский мозг, и весил он 400 граммов. В общем, я поиграл с реальными фактами и придумал свою историю.

— Вы сразу решили, что Люси должна играть именно Скарлетт Йоханссон?

— Ну конечно. Она же такая страшненькая и работать готова почти бесплатно. (Смеется.)

— Вот такого ответа я точно от вас не ожидала! Героини ваших фильмов — все такие красавицы... Я как раз хотела вас спросить: как вам удается показать их на экране ТАКИМИ красивыми и сексуальными!

— Ну вот такой у меня юмор. (Смеется.) На самом деле я всегда влюбляюсь в своих актрис.

И если, как вы говорите, они выглядят у меня красавицами, то именно поэтому. Что же касается Скарлетт, до нее я успел посмотреть только несколько претенденток. Но когда ко мне пришла она, я сразу понял, что нашел Люси. И объясню сейчас почему. Люси — Мисс Никто. Такая немного глуповатая простушка. Первый раз в моих фильмах главная героиня совершенно простая личность. Люси учится в Тайване, слишком много ходит на вечеринки, у нее есть бойфренд, она толком не знает, чего хочет от жизни. Словом, обычная девушка без каких-либо сверхчеловеческих способностей. Но это только начало фильма. После, как увидят зрители, ее похищают корейские мафиози и заставляют проглотить огромное количество наркотика, для дальнейшей перевозки. И тут-то начинается самое интересное. Так вот, мне нужна была актриса, которая смогла бы быть разной: и простой, и суперсильной.

Скарлетт все знают как такую красотку голливудскую с обложек журналов. А ко мне она пришла в джинсах, майке, без макияжа. И вовремя — минута в минуту! Терпеть не могу, когда опаздывают! Зато, вместо макияжа, у нее был миллион вопросов по сценарию и желание много работать. Без всякого притворства и гламура, а только с энергией и профессионализмом. Она талантище и трудяга! Я именно таких людей и беру на работу.

— А вы когда-нибудь встречали женщин, похожих на Люси? Привлекательных и при этом обладающих мощными «сверхчеловеческими» способностями?

— Мне повезло — я встречаю таких женщин каждый день. Знаете почему? Я думаю, все женщины невероятно сильные.

Люк Бессон с Виржини и дочерьми Сатин, Талией, сыном Мао и дочерью Жюльетт (от брака с Анн Парийо). 2012 г.
Люк Бессон с Виржини и дочерьми Сатин, Талией, сыном Мао и дочерью Жюльетт (от брака с Анн Парийо). 2012 г.
Фото: Corbis/All Over Press

Намного сильнее мужчин — это точно. Физически вы, может, и слабее, более хрупкие. Но именно поэтому вы и используете в полной мере интеллект, силу воли и упорство. Все это вместе — невероятная сила! И загадочность. Вот еще что. Вот взять хотя бы Анн Парийо (Анн Парийо была женой Бессона с 1986-го по 1991 год. — Прим. ред.). Я снимал ее в «Никите». И так до конца и не сумел разгадать ее тайну. Сначала мне казалось, что Анн специально создала себе такой образ, имидж, чтобы в том числе мужчин соблазнять. Вот меня, к примеру. (Смеется.) Но потом понял — нет, мне не по зубам ее разгадать даже после совместной работы.

— А как насчет другой вашей бывшей жены — Миллы Йовович? Что вас поразило в ней?

— О, Милла меня поразила еще на кастинге в «Пятый элемент». Ведь во время кастингов я провожу разные тесты — поверьте мне, очень непростые. Дело обычно происходит в гостиничном номере с маленькой видеокамерой. Я требую огромного количества разных импровизаций. В общем, до Миллы я встретился примерно с тремястами девушками. Впереди было еще несколько тысяч претенденток на роль. Но она меня сразу сразила. Красотой, скажете вы? Конечно, красотой тоже. (Смеется.) Но дело не в этом. Предыдущие актрисы на мои порой неожиданные просьбы изобразить то или другое говорили: «Я не могу. Я не готова к такому. Меня никто не предупредил». И я думал: «Так, все ясно. Следующая». А Милла без всяких слов и нытья перевоплощалась с радостью в кого угодно — хоть в Нефертити, хоть в инопланетянку. Помню, как я ей сказал: «Представь, что ты никогда не была на планете Земля.

Закрой глаза и все забудь. А теперь открой и сыграй это». Это очень сложное задание, говорю вам как режиссер. И она пробовала! А мне только это и нужно было — чтобы актриса мне доверяла и старалась сделать то, что я прошу.

— У вас вообще буйная фантазия, что и видно по вашим фильмам...

— Но, уверяю вас, я не принимаю и никогда не принимал наркотиков, поверьте! (Смеется.) Да что уж там, я даже алкоголь не пью и не курю совсем. Это все мое воображение. У меня есть друзья-музыканты, и они все время подшучивают надо мной: «Надеюсь, Люк не станет пробовать что-то запрещенное. А то он совсем с ума сойдет. Не говоря уж о зрителях!»

— Ваша нынешняя жена и мать трех ваших детей — Виржини Силла — продюсер фильма «Люси» и многих других ваших проектов.

«Милла Йовович сразила меня сразу. Красотой, скажете вы? Конечно, красотой тоже. Но дело не в этом»
«Милла Йовович сразила меня сразу. Красотой, скажете вы? Конечно, красотой тоже. Но дело не в этом»
Фото: Kinopoisk

Вам нравится работать вместе?

— Признаюсь, мы очень боялись этого. Боялись, что это разрушит наши отношения. Поэтому долго отказывались от совместных проектов. Но в какой-то момент решили все же рискнуть и сняли фильм «Необычайные приключения Адель». И, на удивление, работалось нам вместе замечательно. Мы отлично друг друга знаем, и это очень здорово помогало на съемках. В общем, наши отношения не только не разрушились, но и укрепились, ведь у нас с Виржини появилось еще больше общего. Мы с женой не даем друг другу советов в процессе работы, каждый занимается своим делом: я — режиссер, она — продюсер.

— Вы пишете гораздо больше сценариев, чем потом снимаете фильмов.

Часть своих сценариев вы отдаете другим режиссерам. Как вы решаете, что будете режиссировать сами, а что нет?

— Режиссура вытягивает из меня все соки. Когда много подряд снимал, даже хотел завязать с кино — так устал. И я совсем не ревную к режиссерам, которым доверяю снимать некоторые свои сценарии. Появляюсь на площадке два раза — в первый день и в последний. Свежий и бодрый. Всех угощаю вкусным обедом, все довольны и счастливы. Обычно меня не разочаровывают. Честно говоря, я не собирался режиссировать даже фильм «Малавита». Но потом мы стали читать сценарий по ролям с Робертом Де Ниро, Мишель Пфайффер и Томми Ли Джонсом. И было так смешно и весело, что я почувствовал себя пчелкой, которая падает в горшочек с медом: «Я должен съесть все это сам!»

(Смеется.) Тем более что действие фильма в основном происходит в Нормандии. А у меня половина семьи оттуда родом. И у меня есть там дом. Так что я хорошо знаю мир, который мы показываем в «Малавите».

— Теперь мы, зрители, очень ждем от вас сиквел «Заложница 3».

— Да, «Заложницу 3» мы в конце июля закончили снимать. Но там не будет никаких заложниц, даже собачек в заложники брать не будут. (Смеется.) Впрочем, сами увидите. Иногда думаю: зачем я все это вообще снимаю? Наверное, я просто боюсь реальной жизни. А фильмы дают мне возможность перенестись в другое время и другие миры. Снимая «Жанну д’Арк», я перенесся на 500 лет в прошлое, с «Люси» заглянул в будущее. Днем я вот так путешествую во времени, а вечером возвращаюсь в наш 2014 год.

«Моя жена — продюсер, и мы очень боялись работать вместе. Думали, это разрушит наши отношения. Но выходит все просто замечательно!»
«Моя жена — продюсер, и мы очень боялись работать вместе. Думали, это разрушит наши отношения. Но выходит все просто замечательно!»
Фото: All Over Press

Живу на полную катушку, как говорится! Мне кажется, я бы умер со скуки без такой работы.

— Я читала, что вы в детстве хотели стать морским биологом...

— Все верно. Мои родители оба работали инструкторами по подводному плаванию. И хоть родился я в Париже, все детство провел с ними между Грецией и Югославией, где они работали в курортных отелях. А в десять лет я первый раз проплыл с дельфином. Как же я завидовал его свободе! Плывет куда хочет... В общем, меня весь этот морской мир так увлек, что я решил посвятить ему жизнь и стать морским биологом. Но в 17 лет я получил травму при неудачном погружении, и врачи раз и навсегда запретили мне заниматься этим. Мечта моя порушилась, но, скажу вам, любовь к морю осталась такой же сильной.

Более того, я по-настоящему успокаиваюсь и расслабляюсь только на море. Я там какой-то совсем другой человек. Вот если мы встретимся с вами когда-нибудь в морских волнах, увидите меня и не узнаете. (Смеется.) Но хорошо, что я быстро нашел новую страсть в жизни — кино. И она заменила мне увлечение морем.

— Ваши родители развелись, когда вам было лет десять. Как думаете, это на вас повлияло?

— Еще как. Оказалось, что у меня вместо одной нормальной семьи — две. И я — единственное плохое воспоминание для всех членов этих семей. Кажется, вот не было бы этого сорванца, и все они могли бы начать жизнь с чистого листа. У меня остался большой багаж с детскими воспоминаниями и эмоциональными травмами.

Вы понимаете, что я имею в виду под багажом, да? Так вот, когда я был молодой, этот «чемодан» всегда был открыт. С возрастом я научился его закрывать. Он по-прежнему всегда со мной, но открываю я его, только когда мне это нужно. Делюсь его содержимым со своими героями. Когда какое-нибудь, пусть и не очень приятное, воспоминание может добавить перчинку в сюжет. Так что иногда хорошо иметь багаж, полный эмоций и переживаний. (Смеется.)

— Интересно, а вы любите смотреть свои фильмы в кино вместе со зрителями?

— Очень люблю. Иногда это очень весело, а иногда жутко депрессивно. Сижу я в зале, смотрю на свое детище на экране. И периодически перевожу взгляд на зрителей. Один сидит и, широко открыв глаза, смотрит фильм. Я радуюсь.

Но не тут-то было — его сосед больше интересуется попкорном и все время посылает эсэмэски. А за ним парень так вообще встает, чтобы выйти в туалет. И тут у меня начинается паника. Так и хочется крикнуть: «Эй, ты! Куда ты уходишь в такой важный момент? Все пропустишь! Возвращайся на место, пойдешь справить нужду через пять минут!» Вот и с фильмом «Люси» — мне хочется, чтобы зрители его посмотрели. А после кинотеатра побежали бы в библиотеку или в книжный магазин с криком: «О черт, хочу знать больше про наш мозг!» (Смеется.) А не сказали бы: «Хм, куда бы нам теперь пойти поесть?»

Делиться или нет – почему некоторые дети жадничают?
Знакома ситуация? Ребенок держит машинку в руках и кричит: «Мое!» на просьбу другого ребенка дать поиграть. На детской площадке неловкая пауза, взрослые переглядываются: «Ну что за жадина, неужели так трудно поделиться?»




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая