Людмила Максакова: «К моему замужеству относились по-разному»

«Ули просто взял меня измором. Я до сих пор его называю Тупой Пилой».
Анжелика Турмас
|
16 Ноября 2009
Людмила Максакова с дочерью Марией, ее детьми Ильей и Люсей, а также внучкой Аней
Людмила Максакова с дочерью Марией, ее детьми Ильей и Люсей, а также внучкой Аней
Фото: Елена Сухова

«Микаэлу Таривердиеву было совестно за то, что струсил. А мне — неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел. Микаэл получил условный срок — у него был очень известный адвокат…» — вспоминает актриса Людмила Максакова.

— Впервые я увидела Микаэла в Крыму, в санатории «Актер».

«Мы с Петером подали документы в загс. Формально нам не отказали, но начали трепать нервы. Для начала вызвали Петера и спросили: знает ли он, что невеста не девушка. Жених ответил, что в курсе — ведь у нее есть ребенок»
«Мы с Петером подали документы в загс. Формально нам не отказали, но начали трепать нервы. Для начала вызвали Петера и спросили: знает ли он, что невеста не девушка. Жених ответил, что в курсе — ведь у нее есть ребенок»
Фото: Из архива Людмилы Максаковой

Не заметить его было невозможно: очень модный композитор, а кроме того, у него была элегантная, самая модная одежда, невероятные по тем временам собственные водные лыжи и в придачу ко всему личная «Волга» с оленем на капоте! Таривердиев меня тоже заметил, на пляже подошел познакомиться, пригласил в ресторан. То ли от выпитого шампанского, то ли от галантного ухаживания моя голова немного закружилась. Договорились встретиться на следующий день — я должна была зайти за Таривердиевым в его гостиницу. Прихожу к нему в номер и вижу Микаэла в спортивном костюме с вытянутыми коленками! Это мне очень не понравилось: мы же только что познакомились, и я ждала продолжения романтических ухаживаний. А Таривердиев тем временем сел за рояль. Поиграл немного, потом томно подошел ко мне и эффектным жестом развязал поясок на моем платье.

Я шарахнулась от него к двери, завопила на всю гостиницу: «Немедленно откройте!» — и принялась барабанить что есть силы. Таривердиев очень удивился: «Вы зря так стараетесь — дверь никто не запирал. Если повернете ручку, дверь откроется». Я выскочила в коридор, убежала в свой санаторий, и… больше в тот год мы с Микаэлом не виделись. Но от судьбы не уйдешь. Следующим летом я опять поехала в «Актер». Гуляя с приятельницей, шла к гостинице, где в прошлом году жил Таривердиев. Со смехом рассказала ей о своем несостоявшемся романе. И как только произнесла фразу «А дверь оказалась открытой…», увидела его, выходящего из дверей санатория. Мы оба — он и я — оторопели. Потом Микаэл подошел к нам, и мы уже втроем посмеялись над этой историей. И дальше у нас с Микой начались нежные и подлинно романтические отношения.

Композитор Микаэл Таривердиев
Композитор Микаэл Таривердиев
Фото: Валерий Плотников/Russian Look

На этот раз он уже не позволял себе «фамильярных треников». (Смеется.) В тот период мы оба были свободны, и наше счастье длилось три года. Отношения закончились после нашумевшего в свое время трагического случая…

Два года назад в журнале «Караван историй» было опубликовано интервью с вдовой Таривердиева Верой, где она рассказывала, как 40 лет назад машина, в которой ехали мы с Микаэлом, насмерть сбила человека. Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Ведь все произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей!

«Однажды я сказала Леве: «Все, больше не могу». Вернулась к маме и вскоре подала иск на разусыновление нашего сына».
«Однажды я сказала Леве: «Все, больше не могу». Вернулась к маме и вскоре подала иск на разусыновление нашего сына».
Фото: Из архива Людмилы Максаковой

Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было. С того дня прошло действительно много времени, но то злополучное 9 мая помню очень хорошо. Мы ужинали в «Национале» — я, Микаэл, композитор Леонид Афанасьев, еще несколько наших друзей. Настроение у всех было отличное. Вдруг ко мне подошел знакомый тележурналист, поздоровался и спросил: «Ну как там Гриша?» Он имел в виду режиссера Григория Чухрая, у которого я снялась в фильме «Жили-были старик со старухой». С Григорием Наумовичем мы вместе ездили на разные кинофестивали. Микаэл позеленел и в приступе ревности — далеко не первом — выпил рюмку водки. Потом «отошел». А после ужина посадил всю нашу компанию в свою машину, чтобы развезти по домам.

Свадьба Людмилы Максаковой и Петерa Игенбергса в Грибоедовском загсе. Слева свидетели Алик Штейн и Татьяна Егорова, справа мама жениха Зинаида Рудольфовна Игенбергс, урожденная графиня Орлиевская. 1974 г.
Свадьба Людмилы Максаковой и Петерa Игенбергса в Грибоедовском загсе. Слева свидетели Алик Штейн и Татьяна Егорова, справа мама жениха Зинаида Рудольфовна Игенбергс, урожденная графиня Орлиевская. 1974 г.
Фото: Из архива Людмилы Максаковой

Нарушая правила дорожного движения, мы на большой скорости помчались по улице Горького. Повсюду праздничная иллюминация, все залито огнями, по тротуарам гуляют толпы людей... И вдруг на «зебру» напротив гостиницы «Советская» неожиданно выскакивает парень, и Таривердиев, не успевая затормозить, сбивает его. Как потом выяснилось, это был 16-летний мальчик, который торопился на свидание к девушке. Она ждала его на противоположной стороне улицы и все видела… Самое ужасное, что Микаэл не остановился, а, наоборот, прибавил скорость! И я, и другие пассажиры кричали ему: «Стой! Жми на тормоз!!!» А он продолжал гнать машину, как будто не слыша нас. Наверное, у Таривердиева случился шок от того кошмара, который он только что натворил. Минут через пять нашу машину настигла «Волга», и какой-то военный закричал, открыв окно: «Что же ты, сволочь, делаешь?!

Сбил человека и уехал?!» В этот момент Микаэл как будто очнулся, пришел в себя, остановился на светофоре и развернул автомобиль. И мы возвратились на то страшное место. Туда уже приехала «скорая», толпились милиционеры и масса свидетелей. На ватных ногах я вышла и сразу увидела большую вмятину и кровавое пятно на правом боку автомобиля. В это время носилки с мальчиком грузили в «скорую». Он еще был жив — умер через три дня… На месте преступления нас продержали до шести утра — допрашивали, заполняли протоколы, перемеряли тормозной путь. Потом, полуживых от усталости и стресса, отпустили. Молча мы с Таривердиевым разошлись по домам — на душе было так мерзко, что разговаривать не могли. Ему было совестно за то, что струсил, а мне — неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел.

«В 20 лет сын «обрадовал» меня известием о женитьбе. Его женой стала Катя Добрынина, внучка легендарного посла СССР в США. Увы, они развелись. Но от того скоропалительного брака у меня есть замечательные внуки — Петя и Анечка».
«В 20 лет сын «обрадовал» меня известием о женитьбе. Его женой стала Катя Добрынина, внучка легендарного посла СССР в США. Увы, они развелись. Но от того скоропалительного брака у меня есть замечательные внуки — Петя и Анечка».
Фото: Елена Сухова

Микаэл получил условный срок — у него был очень известный адвокат… Об этой истории в Москве долго шумели. В какой-то степени она исковеркала Таривердиеву жизнь — он перенес несколько инфарктов и умер довольно рано… После того трагического случая наши пути с Таривердиевым разошлись. Иногда мы пересекались на фестивалях, встречались на спектаклях, естественно, здоровались. По-моему, Микаэл даже продолжал меня любить. Но близкие отношения прекратились… Хотя роман наш был очень красивый.

Безусловно, мы могли бы пожениться, но нам не хотелось регистрировать брак. Я никогда не стремилась во что бы то ни стало затащить мужчину в загс. Вот и с Львом Збарским, отцом моего сына Максима, мы прекрасно жили в гражданском браке.

У него в кармане никогда не было 15 рублей, чтобы поставить штамп в паспорте после расставания с предыдущей женой, а я была слишком занята работой в театре, на съемках и меньше всего думала о походе в загс. Вот мы и не зарегистрировались… Лева — сын знаменитого Бориса Ильича Збарского, гениального биохимика, который бальзамировал Ленина. А сам Лева был талантливым художником — работал в театре «Современник», сотрудничал с Сергеем Юткевичем в кино. Разносторонний человек, с потрясающей фантазией и невероятно обаятельный — его все обожали. И очень ценили — у него не было отбоя от заказов на иллюстрацию книг. Правда, Лева всегда стремился довести работу до совершенства и вечно затягивал сроки сдачи. В результате при больших возможностях заработать сидел в долгах.

А еще он обожал судиться. Так и говорил: «Я должен был стать юристом!» Однажды его машина столкнулась с автобусом. Лева сломал ключицу. После чего страстно доказывал в суде, что пострадала не только его машина. Его — художника — лишили трудоспособности, теперь он не может работать! И ему выплатили большую сумму! А еще Лева был первым человеком в Москве, кому разрешили оборудовать под мастерскую «пентхаус» — огромный чердак в старинном доме на Поварской улице. Кроме нас там обосновались еще Борис Мессерер с женой Беллой Ахмадулиной, Юрий Краснов и Беня Подольский. Веселое было время. Лева творил и наслаждался общением с друзьями — мы постоянно принимали гостей. А я готовила — иногда на полсотни человек, таскала сумки с продуктами, накрывала столы, потом убирала, мыла посуду, причем вода на чердаке была только холодная.

«К сожалению, мы редко видимся, а я очень люблю, когда у меня дома собирается все мое семейство».
«К сожалению, мы редко видимся, а я очень люблю, когда у меня дома собирается все мое семейство».
Фото: Елена Сухова

Под утро падала замертво… В 29 лет я забеременела. Врачи тут же меня записали в «старородящие». Ребенка носила тяжело. На последних месяцах в крови поднялся белок, так называемая эклампсия, начались судороги. Меня срочно положили в больницу, посадили на строгую бессолевую диету — кошмар! Когда родился Максим, я привезла его в мамину квартиру — малышу наша богемная мастерская с ее неустроенным бытом явно не подходила. Я попробовала жить на два дома. Вечером после спектакля бежала на Поварскую, наводила там порядок, утром возвращалась к сыну, чтобы сменить няньку, и неслась в театр. И так каждый день… Маме все это очень не нравилось... В итоге этот мой «бег по кругу» разрушил нашу с Левой большую любовь. Чувствуя, что просто погибаю от усталости, однажды сказала мужу: «Все, больше не могу».

Вернулась к маме, а вскоре пошла в суд. Не разводиться, нет, поскольку, повторяю, брак мы не регистрировали. Я подала иск на разусыновление Максима. После нашего расставания Лева решил эмигрировать в Америку. Перед тем как принять окончательное решение, Лева попросил нашу общую знакомую Лилю Митту, жену известного кинорежиссера: «Позвони Людке, если она ко мне вернется — останусь». Лиля не смогла меня разыскать — я тогда была на гастролях. И Лева сказал: «Значит, уезжаю». Но у него же рос сын, которого Лева официально усыновил, дав ему свою фамилию и отчество. И по советским законам Збарского обязали выплатить мне алименты лет за 15 вперед, до совершеннолетия Максима. Это была колоссальная сумма, которой у Левы не было. Кроме того, я понимала, что судьба сына эмигранта в Советском Союзе незавидна. Максим не попал бы в хороший институт, у него возникли бы сложности с работой, да его просто никогда не выпустили бы за границу.

И ради будущего Левы и Максима мне пришлось пойти на обман: я написала заявление в суд, в котором указала, что ввела Збарского в заблуждение по поводу отцовства моего ребенка, а сейчас хочу восстановить справедливость и дать мальчику свою фамилию. Ситуация была кошмарная, но женщина-судья все поняла правильно и просьбу мою удовлетворила. После заседания Лева пришел в гости к нашим приятелям Квашам и там от всего пережитого упал в обморок. А я в тот день чуть не попала под машину. Шла как сомнамбула по Садовому кольцу, прямо по проезжей части, и рыдала так, что не видела ничего вокруг. Не помню, как оказалась на Арбате. Там случайно встретила подругу — актрису Театра сатиры Татьяну Егорову. Она привела меня к себе домой, успокаивала как могла…

— Как же Максим перенес отъезд отца?

— Спокойно, он же был совсем маленький.

А вскоре в нашей с ним жизни появился Петр (по-домашнему Ули), мой нынешний и единственный официальный муж, отец моей дочки Маши. Петр вырастил Максима, любит его как родного. И для Максима он родной человек, хотя «добрые люди» рассказали сыну правду о его настоящем отце. Несколько лет назад сын летал в Нью-Йорк, и перед отъездом Петр не раз говорил ему: «Обязательно позвони Леве». Но Максим этого так и не сделал. Почему? Не знаю. Я виделась с Левой 20 лет назад, когда была в Нью-Йорке. Мы встретились в отеле «Плаза», где я жила, и всю ночь проговорили как самые близкие люди.

Все мои обиды давно перегорели. В конце концов, не расстанься я с Левой, никогда не познакомилась бы с Петром… А история нашего знакомства забавная. В те годы, как теперь говорят, тотального дефицита купить что-то приличное в магазинах было немыслимо. И тут из Польши Тане Егоровой привезли кроличью шубку. Она предложила ее мне: «Бери немедленно — тебе очень пойдет!» Это радостное событие удачно совпало с присвоением мне звания заслуженной артистки РСФСР. В один из вечеров позвонила подруга — актриса Микаэла Дроздовская. «Слушай, — говорит, — столько людей хотят тебя поздравить, приезжай сейчас ко мне!» Я попробовала отказаться, так как уже несколько дней отмечала это событие — в тот момент звания присвоили сразу нескольким артистам в нашем театре, и каждый по очереди устраивал маленький банкет. Но Микаэла никаких отказов и слушать не хотела.

«В детстве я чувствовала себя одиноким пугалом. Иногда, таща на себе огромную виолончель, специально прихрамывала, чтобы вызвать у прохожих жалость»
«В детстве я чувствовала себя одиноким пугалом. Иногда, таща на себе огромную виолончель, специально прихрамывала, чтобы вызвать у прохожих жалость»
Фото: Из архива Людмилы Максаковой

А для верности прислала за мной двоих «конвоиров»: Лилю Митту и в качестве шофера высокого парня в нелепой ушанке и со смешным прозвищем Ули. Я подумала: «Ой какой занятный!» Только потом узнала, что на самом деле его звали Петер Пауль Андреас Игенбергс, что он из ФРГ, а в Москве работает в фирме «Антон Олерт» и представительстве «Сименс». В ресторане Ули начал за мной бешено ухаживать. А провожая домой, предложил выйти за него замуж. Естественно, я не восприняла его слова всерьез. Но когда выходила из машины, с ужасом обнаружила, что польская шубка оставила след на плюшевых сиденьях — ворсинки белого меха четко обрисовали мой силуэт. Ну вот, думаю, наделала человеку проблем, да еще как будто знак какой-то оставила. После этого вечера Петр звонил по пятьсот раз в день, встречал и провожал с цветами.

Знаете, за мной ухаживали многие мужчины, но Ули просто взял измором, «перепилил». Я его до сих пор зову — Тупая Пила. Если уж он чего-то захочет, обязательно получит, людям легче сказать ему «да», чем отказать. В какой-то момент я поняла: этот не отвяжется! И пришла в ужас. Ведь Петер Игенбергс — гражданин Западной Германии, а в те годы роман с иностранцем считался неслыханной дерзостью. Предосудительно было просто сесть в машину с номером иностранного торгпредства, а уж выйти замуж за западного немца… Это приравнивалось чуть ли не к предательству Родины. Полтора года я сопротивлялась судьбе, а потом сдалась. Мы подали документы в Грибоедовский загс (только там оформляли браки с иностранцами). Формально нам не отказали, но начали морочить голову и трепать нервы. Сначала вызвали Петра и спросили: знает ли он, что невеста...

уже не девушка. Жених ответил, что в курсе — ведь у нее есть ребенок. А потом работники загса стали требовать все новые и новые справки, в том числе о наших родственниках до десятого колена. На сборы документов ушло несколько месяцев. В итоге Петр пришел в загс с огромным портфелем, набитым кипой бумажек с печатями. Наконец у нас приняли заявление. Регистрацию по моей просьбе назначили на 27 марта, на вторник, когда в нашем театре был выходной день. Но так как на эту дату выпал Международный день театра, мне вечером назначили спектакль — «На всякого мудреца довольно простоты». Поэтому в день бракосочетания мы с утра съездили в загс, расписались и быстро вернулись домой. С друзьями символически выпили, после чего я пошла в театр.

Коллеги отнеслись к моему замужеству по-разному. Кто-то искренне радовался, кто-то завидовал, а многие просто… прекратили со мной общаться. Я не могла понять такой «переменчивости», не могла поверить в то, что люди способны вести себя так подло, завидовать, плевать в душу. Конечно, были и те, кто не отвернулся от меня: Людмила Целиковская и Юрий Любимов (они были у меня на свадьбе), актер Владимир Осенев. Кстати, его жена, вахтанговка Галина Львовна Коновалова (ей сейчас 93 года, и мы с ней очень дружны), однажды дала мне мудрый совет. Когда сообщаю ей очередную «прелесть» о людской непорядочности, она говорит: «Проглоти!» Я так и поступаю… А в то время у меня действительно были очень серьезные проблемы. Мне перестали звонить с киностудий. Раньше телефон разрывался, но я была очень занята в театре — 30 спектаклей в месяц, поэтому соглашалась только на самые интересные киносценарии.

— Многие до сих пор любят «Летучую мышь», «Неподсуден», «Плохой хороший человек», где вы играете с Олегом Далем и Владимиром Высоцким…

— Володю я хорошо знала со студенческих времен, он часто бывал у меня дома.

«Мама все детство держала меня в строгости. В 17 я запротестовала: перекрасилась в блондинку, рисовала на глазах толстые стрелки, начала курить, приглашать домой веселые компании»
«Мама все детство держала меня в строгости. В 17 я запротестовала: перекрасилась в блондинку, рисовала на глазах толстые стрелки, начала курить, приглашать домой веселые компании»
Фото: Елена Сухова

Когда заметил, что у нас в туалете на стене висит замотанная в шелк гитара, очень удивился. Мы таким образом сохраняли редкий инструмент от пересыхания. Когда же я сказала, что в нашей семье на нем сейчас никто не играет, он попросил отдать семиструнку ему и потом играл на ней всю жизнь… Так вот, после брака с иностранцем звонки от режиссеров почти прекратились. В течение шести лет — после «Летучей мыши» — я почти не снималась. А когда театр пригласили на гастроли в Грецию, на меня подготовили характеристику, в которой отсутствовали два ключевых словосочетания: «политически грамотна» и «морально устойчива».

Я поняла, что стала невыездной. А это такая клякса в биографии, которую не подотрешь — не будут давать ролей, перестанут брать на гастроли. Официально об отказе на выезд меня не уведомили. Спасибо, один актер «по дружбе» шепнул за день до отъезда. Что делать? Ужас! И я добилась приема у министра культуры Демичева. Он еще был членом Политбюро, поэтому один его звонок (уж не знаю куда) все решил. Я услышала, как он кому-то сказал: «Вы завтра едете в Грецию, уж не забудьте Максакову…» Когда на следующее утро я появилась в аэропорту, некоторые коллеги сделали вид, что со мной не знакомы… Наш брак осложнил и жизнь Ули — каждое оформление въезда и выезда стало проблемой.

Мы горько шутили: если у нас родится мальчик, назовем его Овир, а если девочка — Виза. Однажды, когда Петру понадобилось срочно приехать из Мюнхена в Москву — моя мама была при смерти, наш МИД вдруг отказал ему во въездной визе. Я находилась в чудовищном состоянии — на руках маленький сын и умирающая мать, закончились деньги, и помощи ждать не от кого. В отчаянии набрала номер МИДа, представилась и попросила разрешения поговорить с министром Громыко. Меня мгновенно соединили с его помощником. Как же я кричала в трубку! А в конце завопила: «Если моему мужу не позволят въехать в СССР, я выброшусь из окна!» И Петру визу дали. Он приехал за два часа до кончины мамы...

— А почему вы не уехали с мужем в Германию?

— Никогда не хотела. Согласившись стать женой Петра, я поставила условие: из России не уеду. Вот ирония судьбы: родители Петра бежали от советской власти, а сын остался в СССР. Они родились в царской России, отец — в Латвии, мама, урожденная графиня Орлиевская, — в Эстонии. А встретились и поженились в Праге, там у них родились два сына — Петер и Эди. Когда кончилась война, по лживому доносу родителей обвинили в сотрудничестве с гитлеровцами и посадили в тюрьму. Чтобы вырваться оттуда, мама Петра горстями ела соль — поднимала себе температуру, ведь сыновья остались дома одни, сами ходили на барахолку, меняли вещи на продукты. Потом родителей выпустили, и семья уехала в Мюнхен. Но все эти годы родители Петра не забывали Россию. Моя будущая свекровь стала одним из организаторов Общества «СССР — ФРГ». А Петр, получив образование физика, подрабатывал гидом с туристами из СССР.

Потом нашел работу в Москве, где встретил меня… Муж очень любит Россию, но полностью русским все-таки не стал. Вообще я им горжусь: Петр — доктор физико-математических наук, написал диссертацию по физике плазмы, которая удивила весь научный мир. Теперь у мужа свой бизнес, он создал посредническую фирму, которая занимается многими проектами, в том числе автопромом. У Петра, как у большого ученого, на все особый, философский взгляд и катастрофическая беспомощность в быту. По-моему, он не знает даже, как включить плиту. Но самое главное — Ули абсолютно надежный человек. Он одинаково любит и Максима и Машу. Обожает всех внуков: Петю, Аню и Василису — детей сына, Илью и Люсю — Машиных ребятишек. И с уважением относится к тому, чем занимаются его жена и дети.

— Вы назвали дочь — она теперь известная певица — в честь мамы, знаменитой меццо-сопрано Марии Петровны Максаковой?

— Да, они полные тезки.

Моя мама прожила очень интересную, но трагическую жизнь. С одной стороны, она, бедная девочка Маша Сидорова из Астрахани, стала прославленной солисткой Большого театра, трижды лауреатом Сталинской премии. Но при этом десятки лет жила в непрерывном страхе. Шли аресты, процветали доносы. А у мамы имелось несколько «пятен» в биографии. Ее первый муж, от которого она получила фамилию Максакова, оказался австрийским подданным! Максимилиан Карлович Максаков увидел маму, выступавшую в Астраханской опере, когда ей было всего лишь 18 лет. Известный баритон и импресарио, 50-летний Максаков увез маму в Москву и стал для нее не только мужем, но и главным учителем, Пигмалионом.

С мамой, прославленной певицей Марией Максаковой, в московской квартире, где Людмила Васильевна живет по сей день
С мамой, прославленной певицей Марией Максаковой, в московской квартире, где Людмила Васильевна живет по сей день
Фото: Из архива Людмилы Максаковой

Через три года Мария Петровна триумфально дебютировала в Большом театре. Они прожили вместе 16 счастливых лет. Но однажды маме при строительстве кооператива (в этом доме Большого театра я живу до сих пор) понадобился паспорт мужа. Она открыла документ, в который до этого никогда не вглядывалась, и похолодела: оказывается, ее дорогой муж — австриец с фамилией Шварц. И это в стране, где на каждом шагу ловят иностранных шпионов! Мама тут же плотно задернула шторы и сожгла паспорт на сковородке. Но страх за себя и за мужа остался. После смерти Максакова мама вышла замуж за дипломата Якова Давтяна, посла СССР в Польше. Через полгода прямо из этой квартиры Давтяна забрал НКВД, и вскоре Якова Христофоровича расстреляли.

Маму, как жену врага народа, должны были выслать из Москвы. Но на одном из приемов в Кремле Сталин спросил у кого-то из своего окружения: «А где моя Кармен?» (Он часто приходил на эту оперу, когда в ней пела Максакова.) И это решило судьбу мамы… Думаю, именно из-за многолетнего всепоглощающего страха мама так старательно скрывала от всех имя моего отца. Я узнала его случайно — от артиста МХАТа, когда летела на кинофестиваль в Марокко. По его словам, моим отцом был певец Большого театра Александр Волков. Для мамы рожденная в 38 лет дочь стала величайшим событием. А Волков ребенка не признал. Потом, в 1941 году, оказался в оккупации: давал концерт в подмосковной деревне, остался там заночевать, утром проснулся, а вокруг немцы, «гутен таг…» Каким-то образом потом он смог перебраться в США, открыл там театральную школу.

Ну как мама могла об этом кому-либо рассказать? Она не хотела мне судьбы «дочери предателя Родины», поэтому вычеркнула Волкова из нашей жизни навсегда… Растила меня мама нелегко. Долгие годы она была единственной кормилицей большой семьи — у нас в квартире всегда жили родственники из разных городов, которые спасались в Москве от голода и нищеты. А во время войны маму эвакуировали в Астрахань. У нее на руках была маленькая дочь, а сама она организовывала на новом месте филиал Большого театра…

Когда мы вернулись в Москву, оказалось, что дачу нашу сожгли, чтобы она не досталась немцам, машину забрали на нужды фронта. Но самый страшный удар ждал маму впереди — в 51 год ее уволили из Большого театра. На выступления Максаковой невозможно было купить билеты, а дирекция прислала ей уведомление об увольнении — маленький листок папиросной бумаги — по почте!

Чтобы прокормить семью, мама начала ездить с концертными программами по стране, она постоянно была на гастролях. Когда возвращалась, готовилась к концертам или занималась со студентками — среди ее воспитанниц была Лариса Голубкина. Поэтому в детстве я с мамой общалась мало. Все в жизни нашей семьи было подчинено искусству, а мною занималась бабушка. Долгие годы мама была для меня загадочным, высшим существом. Она ни разу не побывала в моей школе, никогда не разговаривала со мной по душам и не баловала, держала в ежовых рукавицах. Мне запрещали гулять, ходить в кино, в гости. Очень странно одевали, шили допотопные платья с оборками и пелеринами, старомодные капоры. Все это выглядело нелепо, а мне хотелось обычной одежды, как у остальных девочек.

Добавьте к моему образу виолончель в тряпичном чехле, которую приходилось таскать на занятия музыкой. Я чувствовала себя одиноким, несчастным пугалом, иногда даже специально прихрамывала, чтобы вызвать у прохожих жалость. Сверстники воспринимали меня белой вороной — мальчишки обзывали макакой и частенько били… Но все-таки в мамином жестком воспитании был один громадный плюс. Мама сама пахала всю жизнь и мне твердила: «Надо трудиться». Вот я и была все время чем-то занята: училась музыке, языкам, а еще вязала, вышивала, готовила. В 17 лет я запротестовала: оторвалась по полной, во всем шла маме поперек. Мама по-настоящему уважала только Художественный театр, а я «из принципа» поступила в Щукинское училище при Театре Вахтангова. Перекрасилась в платиновую блондинку, рисовала на глазах модные толстые стрелки, начала курить, приглашать домой веселые компании, хотя до этого никто из подруг дома у меня не бывал, стала ходить в ресторан Дома актера.

Мама с горечью наблюдала за тем, что происходит с ее чадом…

Хорошо помня, как страдала в детстве, на своих детей я старалась не давить. Особенно после одного случая с Машей. Лет в 12 она, так же как и я когда-то, стала безумно краситься: красная помада, черная подводка глаз, яркие румяна. Макияж наносился тайком от меня, в ванной комнате и в темноте, поэтому вид у дочери был чудовищный. Когда Маша утром выходила в полной боевой раскраске, я в ужасе ей выговаривала: «Машенька, ты выглядишь как цирковая лошадь!» Однажды не выдержала, затащила ее в ванную, открыла воду и всю эту «красоту» смыла губкой. Дочь вопила как сумасшедшая, потом в слезах убежала в школу, хлопнув дверью.

«К потерянному имуществу отношусь философски, хотя в том пожаре погибли работы великих русских художников. Я знаю точно, что есть вещи и поважнее антиквариата!»
«К потерянному имуществу отношусь философски, хотя в том пожаре погибли работы великих русских художников. Я знаю точно, что есть вещи и поважнее антиквариата!»
Фото: Елена Сухова

А вечером… попыталась взрезать себе вены. К счастью, раны были совсем не глубокие — Маша просто царапнула лезвием по коже. Уверена, она не думала всерьез покончить с собой, скорее это было юношеское желание доказать мне свою правоту, испугать, наконец. Вот тогда я и решила, что буду с детьми помягче. Максим, например, категорически отказался заниматься музыкой. Я мечтала, что он выучится играть на скрипке, но, когда нужно было заниматься, сын неизменно просился в туалет. Запирался и зависал там часа на два. И вытащить его оттуда не удавалось. Я помучилась так пару месяцев и поняла: музыка не его удел. Зато языки у Максима прекрасно пошли (а сейчас он занимается бизнесом, у него свое пиар-агентство по спорту). В 20 лет сын «обрадовал» меня известием о своей женитьбе. Его женой стала Катя Добрынина, внучка легендарного посла СССР в США — на днях Анатолию Федоровичу исполняется 90 лет, и у нас с ним до сих пор самые добрые отношения.

Перед свадьбой я Максима предупредила: «А ты знаешь, что делают после того, как женятся в двадцать лет?» Он удивился: «Нет, мамочка, а что?» — «Разводятся». К сожалению, оказалась права — так оно и вышло. Но от того скоропалительного брака у меня есть замечательные внуки — Петя и Анечка. И в их воспитании я принимаю живейшее участие. Аню по моему совету отдали в художественную школу имени Серова. Девочке 10 лет, и у нее феноменальные способности. Видя ее работы, развешанные на нашей кухне, гости обязательно спрашивают: «Это Лентулов или Матисс?» А я гордо отвечаю: «Нет, это моя Анечка!» Четыре года назад, когда старшему внуку Петру исполнилось 14 лет, я настояла на том, чтобы его отправили учиться в Лондон.

Жалко было отрывать мальчика от семьи, но меня очень беспокоил тот факт, что Петю окружали ребята из обеспеченных семей, с «улицы золотых унитазов», то есть с Рублевки. Им слишком легко все достается, они не знают цену деньгам. А при таком «воспитании» из ребенка может вырасти только безнравственный человек. За границей все-таки этого нет. Там дети миллионеров спокойно подрабатывают вечерами или на каникулах. Я рада, что Пете в Англии понравилось. Он уже окончил там колледж, а сейчас поступил в университет. Будет врачом-психиатром… Максим женился второй раз. Правда, его жена и трехлетняя дочка Василиса живут в Риме — там раньше у Максима был бизнес, а теперь сын работает в Москве. Вот ему и приходится мотаться между российской и итальянской столицами. Так что, к сожалению, мы с ним видимся редко.

А я очень люблю, когда за большим столом собирается все семейство. Это же наше фамильное гнездо.

— Пару лет назад писали, что ваша квартира сильно пострадала от пожара…

— У нас в этом доме две квартиры на одном этаже — одна мамина, а вторую мы с Петром приобрели много лет назад. Мы тогда затеяли ремонт и вещи из одной квартиры перенесли в другую. Сложили там все в одной комнате, набив ее под потолок. Неожиданно в розетке случилось короткое замыкание и начался пожар. Самое обидное, что в этот момент в квартире было полно рабочих. Но они растерялись, не сообразили, что пламя надо сбивать, накрывая вещи плотной тканью, одеялами, а не поливать все водой. В результате квартиру залили, а вещи не спасли — комната выгорела полностью.

Но я к потерянному имуществу отношусь философски, хотя там были замечательные работы великих русских художников: Роберта Фалька, Павла Кузнецова, Александра Куприна. Жалко, конечно, тем более что приобретала эти картины сама — 40 лет назад хорошая живопись была вполне доступна по ценам, не то что теперь. Но я себя из-за этого не терзала. Просто вся моя жизнь прежде всего посвящена работе. На примере мамы я поняла: актерская профессия требует абсолютного фанатизма. Единственный мой отдых — это короткие поездки на дачу в Юрмалу. Там у нас простой деревенский дом, вокруг тишина и покой, замечательные друзья. А как только возвращаюсь в Москву, сразу впрягаюсь в работу. И это мне в радость. В будущем сентябре исполнится 50 лет моей работы в Театре Вахтангова. Недавно сыграла Марию Васильевну Войницкую в «Дяде Ване» в постановке Туминаса.

Еще играю спектакль «Как жаль» в Мастерской моего любимого, гениального режиссера Петра Наумовича Фоменко. Летом снялась в восьмисерийном фильме «Крест в круге», а сейчас — в 12-серийном «Индусе». Я член жюри премий имени Станиславского и «Золотой лист», уже много лет преподаю в училище имени Щукина. Да, у меня свободной минуты нет… Вот и когда случился пожар, я репетировала новую роль у Фоменко — спектакль по Маркесу. И благодаря этому все пережила спокойно. Есть вещи и поважнее антиквариата!




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая