Лев Лещенко: «Мы с Элвисом Пресли служили в Германии почти одновременно»

«Мы с Элвисом оба попали в танковые войска. Только по разные стороны границы — он в ФРГ, а я в ГДР....
Инна Фомина
|
27 Апреля 2022
Лев Лещенко. Фото
Лев Лещенко
Фото: Филипп Гончаров

«Мы с Элвисом оба попали в танковые войска. Только по разные стороны границы — он в ФРГ, а я в ГДР. Элвис, будучи звездой, снимал большой дом, куда перевез из США родственников и обслугу, а я служил как положено. Когда в 1962 году случился Карибский кризис, мы неделю спали не в казармах, а в танках — прямо внутри с автоматами», — вспоминает Лев Лещенко.

— Лев Валерьянович, этот год для вас юбилейный. Как отметили 80-летие?

— Концертом! Кстати, это я первым начал праздновать дни рождения на сцене, кто бы что ни говорил, оспаривая мое первенство на эту идею. Первый такой юбилейный вечер состоялся 1 февраля 1992 года. После чего традицию подхватили мои коллеги. Поначалу я давал сольники каждый день рождения. А потом пореже, только на юбилеи — в 65, 70, 75 лет. И вот уже в 80! На юбилейном шоу в феврале я замахнулся на 3D, под потолком летали балетные ребята, были новые аранжировки абсолютно всех песен. А во втором отделении мои друзья устроили капустник. Ну а после юбилея я позволил себе отдохнуть: наверное, месяц гулял. В том смысле, что не выступал. Но при этом в студии все равно работал. Сейчас вообще стараюсь больше заниматься творчеством, к которому концерты особо не отношу. Выступления — это все-таки рутинная история. Если в сотый раз исполняешь старую песню (а многие артисты это еще и под фонограмму делают), творческого развития в этом мало. Как называл один мой друг концерты — «обмолот идет». Работа над новой песней, репетиции — вот это творчество, вот что увлекает, двигает вперед.

— На какой возраст сейчас себя ощущаете?

— Утром, когда только просыпаюсь, — на сто. (Улыбается.) Там болит, тут покалывает. Мое слабое место — спина. Потом делаю зарядку, завтракаю с Ирой (супруга Лещенко, они женаты уже 44 года. — Прим. ред.) и тогда уже чувствую себя лет на 70. Потом уезжаю в Москву на работу. Встречи с людьми, переговоры, записи музыки — и вот вроде мне уже 50. А когда выхожу вечером на сцену, то летаю, и мне всего 30.

Лев Лещенко с женой
С женой Ириной Лев Лещенко вместе уже 44 года
Фото: из личного архива Льва Лещенко

— На юбилей наверняка получили массу презентов. А о каком подарке мечтали в детстве?

— О велосипеде... Я родился в Со­кольниках. Но какую-то часть войны и не­много после мы жили в Богородском, где в двухэтажных домиках селились семьи военнослужащих. Мой отец, Ва­лерьян Андреевич, в годы войны был заместителем начальника штаба полка особого назначения конвойных войск, награжден многими орденами и медалями; после войны нес службу в Главном управлении пограничных войск КГБ, в отставку вышел полковником. Так вот, у наших соседей был трехколесный велосипед. И хотя мне было года четыре, отлично помню, как в теплые солнечные дни они выносили свою «чудо-машину» во двор. А мы, мальчишки, становились в очередь, чтобы прокатиться по несколько кружочков. Восторг!

Собственный велосипед я получил очень не скоро. Ведь денег в семь­е не хватало: работал один папа, а детей было трое — я, моя старшая сестра Юля и единокровная сестра Валя (мама умерла, когда мне еще и двух лет не исполнилось, и папа женился второй раз). Так что в первую очередь родители покупали необходимые вещи — школьную форму, пальтишко. А велосипед, мол, подождет. Впрочем, тогда и кататься в Москве было негде. Это сейчас в городе везде асфальт, велодорожки. А тогда на моей родной 2-й Сокольнической улице была булыжная мостовая. Еще одно детское воспоминание — как в самом начале 50-х у нас делали тротуары, прямо до мелькомбината имени Цюрупы. Тогда специальных машин — катков — еще не было, рабочие в наколенниках вручную утрамбовывали покрытие. Мы, дети, специально ходили на это смотреть.

— Мечты, связанные с музыкой, у вас еще в детстве появились?

— Да нет. Просто, как все дети в то время, я занимался в нескольких кружках: художественного слова, в духовом оркестре. Пел скорее для себя — в детском хоре под руководством Анатолия Чмырева в сокольническом Доме пионеров. Впрочем, педагоги мне порекомендовали показаться самому известному хормейстеру страны Александру Свешникову — он возглавлял знаменитый хор и музыкальное училище. Но до училища пришлось бы далеко ездить, и я туда не пошел. Где-то в девятом классе у меня прорезался настоящий голос. И я начал покупать пластинки известных теноров, хотя у меня был такой легкий баритончик...

Лев Лещенко
«В 90-е годы старшее поколение бандиты не трогали. Наверное, уважали, да и не были мы богачами. Бандиты наезжали на молодежь — попсятину, которая мгновенно начала зарабатывать просто бешеные деньги...»
Фото: Филипп Гончаров

Вообще, конец 50-х — начало 60-х — это удивительное время, расцвет нашего искусства, когда появились молодые художники, которых теперь знает весь мир, — тот же Эрнст Неизвестный. На Триумфальной площади у только что поставленного памятника Мая­ковскому летом читали свои стихи Вознесенский, Рождественский, Евту­шенко. А рядом — между памятником и гостиницей «Пекин» — первое здание «Современника» (в середине 70-х его снесли). Я студентом ходил туда на спектакли.

Мне еще повезло, что из Соколь­ников мы переехали в квартиру на «Войковской». Там наконец-то у нас появилась ванная! В нашем доме жило много спортсменов-динамовцев (поэтому я, будучи спортивным подростком, сразу записался в динамовскую секцию баскетбола, мне даже выдали форму). Благодаря им я познакомился с западной эстрадной музыкой. В то время такие новинки в основном слушали на самодельных пластинках, записанных на старые рентгеновские снимки — как тогда говорили, «на ребрах». И только единицы могли похвастаться «фирменными» дисками с рок-н-роллом. Спортсмены, выезжавшие за рубеж, имели возможность купить там новинки легкой музыки, а потом давали слушать нам, мальчишкам. Так делал, например, мой сосед дядя Валя — Валентин Кузин, прославленный хоккеист, олимпийский чемпион 1956 года.

— Значит, у вас была счастливая возможность слушать, к примеру, Элвиса Пресли?

— Да! Кстати, мы с Элвисом почти в одно время служили в армии в Германии, только по разные стороны границы — он в ФРГ, а я в ГДР. И оба попали в танковые войска. Только Эл­вис, будучи уже звездой, снимал большой дом, куда перевез из США отца, родственников и обслугу, а я был обычный парень и служил как положено. Когда в 1962 году случился Карибский кризис, мы неделю спали не в казармах, а в танках — прямо внутри с автоматами. А через полгода командование направило меня в ансамбль песни и пляски 2-й Гвардейской танковой армии. Демобилизовавшись, я поступил в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии.

— С первого раза поступили?

Лев Лещенко с Александром Розенбаумом
«Утром, когда только просыпаюсь, чувствую себя на сто лет. А когда выхожу вечером на сцену — летаю, и мне всего тридцать» С Александром Розенбаумом
Фото: из личного архива Льва Лещенко

— Нет, только с третьего! Сначала попробовал сразу после школы. Но меня еще с первого тура скинули: «сыроват». А я действительно ничего не умел, про музыкальный театр ничего не знал. И я решил: раз хочу быть певцом, надо посмотреть изнутри, что это такое. Устроился в Большой театр, в бутафорский цех (помню, мою анкету до-о-олго проверяли — театр правительственный). Я расставлял на сцене выгородки, стулья, столы, на которые выкладывал яблоки и гроздья вино­града из папье-маше. Но работа у бутафоров в основном днем, а мне же надо было готовиться в институт, заниматься вокалом. И я перешел в рабочий цех, который трудился в основном по ночам — собирал и разбирал декорации. Так я получил возможность постоянно ходить на репетиции и спектакли Большого, который в это время переживал расцвет. Борис Покровский ставил «Войну и мир» Прокофьева, Георгий Анисимов — «Повесть о настоящем человеке». Танцевали Уланова, Мак­симова, Лепешинская. Я знал всех артистов, режиссеров. С Володей Василь­евым, великим танцовщиком, не раз резался в настольный теннис в репетиционном зале. С другими артистами играл в волейбольной команде театра.

— Петь в Большом мечтали?

— Конечно! Да вокруг многие мечтали: в Большом на рабочих должностях подрабатывали ребята из музыкальных училищ. Бывало, просишь кого-то из них: «Послушай, как я звучу». Они бегут на галерку, а я выйду на сцену и ка-а-ак запою! Дело-то ночью происходит... В Большом я проработал год, после чего снова подал документы в ГИТИС, и снова меня срезали. Да все справедливо было: я же только-только начал заниматься в вокальном кружке, пробовал оперный репертуар, и все еще был «сыроват». Папа предложил поступить хоть куда-нибудь. Я подумывал о геологоразведочном институте — представлял, что в экспедициях сплошная романтика. К тому же в этом институте была вокальная студия. Но все-таки чувствовал, что хочу учиться только в театральном. И никуда не пошел...

— Провалы не отбили желания стать певцом?

— Нет. Потому что почти все абитуриенты, как я узнал, пробовали поступать и три, и четыре раза... После второго неудачного поступления в ГИТИС я устроился слесарем-сборщиком на завод точных измерительных приборов, который находился у сада «Эрмитаж». А на третий год я даже пытаться не стал: в любом случае забрали бы в армию. Зато после армии меня взяли в ГИТИС без вопросов, хотя я демобилизовался не весной, а осенью и опоздал на экзамены. У меня же в армии было два с половиной года концертной прак­тики: я пел в квартете и сольно, танцевал, программы вел, пару раз даже на немецком. Учиться благодаря такому опыту тоже было легко. Когда на первом курсе я спел арию короля Филиппа из оперы Верди «Дон Карлос» на итальянском, однокурсники сказали: «Чего тебе учиться? Тебе уже надо на сцену, работать». Так все и получилось: на третьем курсе мой педагог Георгий Павлович Анисимов, тогда уже главный режиссер Театра оперетты, взял меня к себе на работу...

Лев Лещенко с Александрой Пахмутовой
«Все свои хиты я разглядел. А от того, что было «не моим», всегда отказывался» С Александрой Пахмутовой. 2014 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Нравилось петь в оперетте?

— Было интересно. Например, я спел премьеру первого советского мюзик­ла — «Конкурс красоты» Долуханяна. Играл парня с гитарой, который весь спектакль комментирует происходящее. Спектакль открывался моим выходом на сцену с такими словами поэта Николая Доризо: «Вот кактус. Разве он цветок? На бугорке земли шершавой нелепо скрученный виток колючей проволоки ржавой...» А главные роли исполняли Таня Шмыга и Эмиль Орловецкий в очередь с Герой Васильевым. Эти уже хорошо известные артисты приняли меня прекрасно. Таня Шмыга вообще была исключительная актриса и женщина. В спектакле «Цирк зажигает огни» я играл ее приемного отца, директора цирка Витторио Розетти, хотя в жизни был ее моложе на 13 лет. И Шмыга перед спектаклем подходила к гримершам: «Ну вы еще немножко Леву «подпудрите» — седины добавьте».

Но все равно певческой работы в театре мне не хватало. И я ломал голову: где ее найти? Тут мне подвернулась история с радио. Одна моя педагог в ГИТИСе, которая руководила вокальной студией Гостелерадио, сказала: «Хватит с тебя уже оперетты! У тебя настоящий голос, ты можешь петь и с симфоническим оркестром, и с эстрадным. Приходи к нам, будешь исполнять и арии, и романсы, и камерные произведения...» Так я попал в штат и стал работать со всеми радийными оркестрами. А их было целых шесть! И ими руководили великолепные музыканты: Геннадий Рождественский, Максим Шостакович, Юрий Силантьев, Борис Карамышев, Вадим Людвиковский. А были еще ансамбли электромузыкальных инструментов и русских народных, которым тогда руководил Владимир Федосеев, ныне известный во всем мире симфонический дирижер.

— Снова повезло?

— Да не то слово! Ведь все новое композиторы сначала приносили на радио. Например, Родион Щедрин принес ораторию «Ленин в сердце народном», и мне довелось спеть премьеру с Большим симфоническим оркестром под управлением Геннадия Рождественского. У меня была роль красногвардейца Бельмаса (это реальный персонаж, охранял Ленина и нес дежурство в Горках в день смерти вож­дя). А Людмила Зыкина в этом произведении пела «Народный плач». Роль Бельмаса готовили два человека — я, совсем еще мальчишка, и Артур Эйзен, солист Большого театра, народный артист РСФСР. Но Эйзен партию не успел выучить. Дело в том, что музыка Щедрина сложнейшая, почти атональная, на прозаический текст: «Я, бывший батрак, в семнадцатом году бросил работать у кулака и вступил в ряды большевистской партии…» И премьеру пел я. Так волновался, что на сцене меня буквально трясло. Успех был огромный. Правда, когда спустя какое-то время делали «фондовую» запись, в оратории пел гораздо более заслуженный Эйзен. А через несколько лет я перешел на эстраду, и там тоже застал расцвет: выступали Магомаев, Хиль, Кобзон, Пьеха, Пахоменко, Толкунова, Кристалинская, Пугачева...

Лев Лещенко с Владимиром Винокуром
«Лапин мне говорит: «Лев, вы же интеллигентный человек, а тут в тексте — «видишь, я в глазах твоих тону». Ну это же так пошло! Мы вам такой положительный образ создаем, а вы!..» С Владимиром Винокуром
Фото: из личного архива Льва Лещенко

— С Аллой Борисовной как познакомились?

— Аллу я впервые услышал на конкурсе. А потом году в 72-м или ­73-­м Слава Добрынин написал песню «Я вас люблю» и сказал: «Хочу, чтобы ты именно с Пугачевой ее записал». В тот момент я уже исполнил песни «Не плачь, девчонка» и «За того парня» (за которую на международном конкурсе в Сопоте получил первую премию). А у Аллы тогда еще все было впереди. И когда она в 1975 году с «Арлекино» поехала на конкурс «Золотой Орфей», который выиграла, я там уже был почетным гостем и пел сольный концерт...

Алла очень разнообразная, она не повторяет себя ни в жизни, ни в творчестве. Причем в жизни она спокойная, тихая, закрытая — интроверт. А на эстраде, наоборот, вся нараспашку, открыта слушателям. Она потрясающая актриса, умная и мудрая женщина. И с годами вообще стала очень основательной и глубокомысленной.

— С Аллой Борисовной вы вместе спели всего раз, а вот с Валентиной Толкуновой у вас есть несколько дуэто­в...

— Когда мы начинали, на эстраде дуэтов не было — ну, за исключением семейного у Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. Это сейчас все поют дуэтом. Мы с Валей дружили много лет, очень много раз вместе ездили на гастроли. Я видел, как она любит своего сына Колю, сколько для него делает. Но он не отвечал ей взаимностью... В последний раз мы увиделись за день до ее ухода. Тогда меня пробило, и я внезапно подумал: «Валя болеет, а я все никак не могу ее проведать...» Отложив все дела, поехал в Боткинскую больницу, где она лечилась. Валя лежала в отдельной палате и выглядела неплохо (в юности она была вообще красотка нереальная). Но с кровати не встала. Говорю ей: «Валь, нельзя залеживаться, надо пройтись». А она: «Что-то не хочется». — «Ты думай о хорошем, у тебя же юбилей впереди: новую программу надо бы сделать». Хорошо так поговорили, а через день ее не стало.

Лев Лещенко
«Однажды Слава Добрынин сел за рояль и спел «Не сыпь мне соль на рану». Я сказал: «Слава, как можно такое петь: «не сыпь мне соль на рану»?!» А он говорит: «Вот увидишь — эта песня станет хитом!» И оказался прав. Но и я был прав, что за нее не взялся»
Фото: из личного архива Льва Лещенко

— Вы с Толкуновой в своих дуэтах так искренно пели о любви, что поклонники вас «поженили»...

— А тогда как рассуждали? Если люди появляются вдвоем, значит, у них обязательно роман. Точно так же «поженили» и Сашу Маслякова со Светой Жильцовой, когда они вместе вели КВН... Нет, между нами с Валей ничего подобного никогда даже не намечалось. Она в то время была замужем за композитором Юрием Саульским, потом у нее кто-то другой появился. На самом деле тогда у артистов как бы не было личной жизни. Да что там у артистов, помните фразу, что «в СССР нет секса»? Вся личная жизнь артистов оставалась за кулисами, и никто точно не знал, кто чья жена.

— Но какие-то слухи тем не менее ходили...

— Вы знаете, обо мне никаких слухов не ходило. Может, оттого, что я сам никогда их не распространял — мне это претит. Всегда считал, что у публичного человека на виду должна быть профессиональная жизнь, а не личная. Когда ты все сам выложил, то это уже вроде и неинтересно. Я интуитивно чувствовал, что закрытость подогревает интерес к артисту. А вот Пугачева чувствовала иначе, ей были интересны скандалы, и она великолепно умела этим пользоваться...

— Что еще кардинально изменилось на эстраде?

Лев Лещенко
«Наше поколение трудилось годами, чтобы что-то приобрести. Отдельное жилье — «двушку» в Чертаново — и первую машину — «Жигули» — я купил себе только в 32 года»
Фото: из личного архива Льва Лещенко

— Сейчас совсем другая гастрольная жизнь. Раньше, чтобы заработать, надо было дать 20—30 концертов в месяц в разных концах страны. Расстояния огромные: то долго летишь, то на поез­де едешь, а между соседними городами — на очень неудобных автобусах. А ночевки! Теперь в любом, даже небольшом городе есть хороший отель, а раньше в основном паршивые гостиницы. Когда же я гастролировал в студенческие годы, то могли поселить и в общежитии. И поесть было нечего. Приедешь, к примеру, в Курган, а там в столовой только кусок непонятной колбасы с картошкой. Выручало мое любимое блюдо — томатный сок со сметаной. Перемешаешь, выпьешь пару стаканов — вот тебе и обед: и вкусно, и сытно. Непросто было и позвонить в Москву. Приходилось идти на поч­ту, на переговорный пункт, заказывать звонок и ждать своей очереди. Но была одна хит­рость. Из гостиницы мы набирали номер для заказа междугороднего звонка, а там просили соединить со знакомой телефонисткой — у каждого популярного артиста имелась своя какая-нибудь Зина или Наташа. Девушка была рада помочь любимому исполнителю и без очереди соединяла с Москвой, с домом или с Госконцертом — смотря куда было нужно дозвониться. В общем, гастрольный хлеб раньше давался тяжело...

— В поездках за границу, наверное, условия были получше?

— Когда я выступал перед нашими войсками в Германии или в Польше, селили неплохо. На фестивалях и конкурсах в Сопоте, на болгарском Солнечном Берегу («Золотой Орфей») жил в шикарных номерах. А вот на Олимпиадах, куда мы ездили по линии ЦК ВЛКСМ поддерживать наших спорт­сменов, бывало по-разному. Несколько раз мы ездили вместе с Кобзоном, Винокуром, Леоновым, Крутым. Муслим Магомаев однажды с нами поехал, но он такие мероприятия не любил...

Сами по себе это были очень увлекательные поездки. Но условия! В 1976 году в составе «агитбригады» я полетел на зимнюю Олимпиаду в Монреаль. Нас — спортсменов, тренеров и артистов — поселили в какой-то морской школе по 22 человека в комнате. Гена Хазанов спал у двери, я у школьной доски, трехкратный олимпийский чемпион борец Саша Медведь — у окна. Тут же рядом композитор Женя Мартынов, двукратные олимпийские чемпионы хоккеист Игорь Ромишевский и боксер Боря Лагутин. В соседнем классе жила Валя Толкунова, вместе с ней шахматистка Нана Александрия, другие наши спортсменки, а за простыней — 12 атлеток из ГДР. Мы, артисты, ходили на все соревнования, где выступала наша сборная. Вечерами набирали еду на шведском столе, добавляли нашу русскую водку и смотрели по телевизору вместе с ребятами соревнования, обсуждали их выступления, пели для них, смеялись, травили анекдоты.

— Во времена дефицита поездка за границу была возможностью купить что-то модное...

Лев Лещенко с Валентиной Толкуновой
«С Валей Толкуновой в последний раз увиделись за день до ее ухода. Отложив все дела, я поехал в Боткинскую, где она лечилась...» С Валентиной Толкуновой. 2007 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Покупали мало, потому что на Олимпиадах суточные были всего 8 долларов. Все привозили из дома водку и икру на продажу. А чтобы сэкономить на питании, брали с собой консервы, пакетики с супами, которые надо варить 10 минут, и кипятильник. Даже была такая шутка, что советские люди за границей делились на банкометов и суперменов. Супермены — это те, кто супы варили. А банкометы предпочитали консервы. Некоторые мастера могли даже пожарить стейк между двумя утюгами! Чего только не придумывали… Но все равно суммы на покупки удавалось наскрести крошечные. На Олимпиаде в Лейк-Плэсиде, собрав долларов 120, я смог купить очень модные тогда сапоги-«дутики» и какие-то куртки. Вот когда поехал на коммерческие гастроли в Японию на целых 40 дней, тогда заработал прилично. Там проходила Всемирная выставка ЭКСПО, на которой СССР представлял экспозицию «Советская социалистическая Сибирь». В центре стоял настоящий мамонт, выкопанный из вечной мерзлоты, и японцев он очень заинтересовал. Но в один из дней наш павильон рухнул: в тот год выпало слишком много снега, и надув­ная резиновая крыша не выдержала нагрузки. Мы, советские артисты, выступали неподалеку, в зале «Коракуэн». За выход получали по 25 долларов. Я смог собрать долларов 800 и купил новейшую звуковую аппаратуру — и для сцены, и для дома: пульты, микрофоны и тому подобное. Багаж получился очень тяжелый, и часть пришлось переправлять в Москву отдельно, с оказией...

Поездок за границу очень ждали все советские артисты — и ансамбль Моисеева, и «Березка», и хор Алек­сандрова. В Союзе же тогда не было яркой, красивой одежды. Не случайно во время перестройки мужчины с деньгами первым делом стали носить малиновые пиджаки, потому что до этого одежда была блеклая, черно-коричневая.

— Цензура советская вас кос­нулась?

— Мне иногда говорили: «Эта песня пройдет, а эта — нет, надо переделать». Да я и сам все это чувствовал. Что же касается жестких запретов, то однажды руководитель Гостелерадио Сергей Лапин зарубил мне целый фильм! За год до Олимпиады я по собственной инициативе запустил музыкальную картину «От сердца до сердца», композитором в ней был Слава Добрынин, а режиссером Владимир Македонский. В эту работу я вложил всю душу. К тому же были потрачены огромные в то время деньги — 130 тысяч государственных рублей! Но главный редактор Первого канала по фамилии Шалашов донес Лапину, что Лещенко самостийно снял фильм и в нем звучат не утвержденные худсоветом песни. Когда я узнал, что мою картину запретили, пошел к Лапину разбираться. У нас с ним были хорошие отношения, я его дважды сопровождал в депутатских поездках, так что и выпивали вместе. В общем, я думал, что он вопрос решит. А Сергей Георгиевич и говорит: «Лев, вы же интеллигентный человек, а тут в тексте такая строчка — «видишь, я в глазах твоих тону». Ну это же так пошло! Мы вам такой положительный образ создаем, а вы!.. Нам не нужен второй Карел Готт или Том Джонс, нам нужен Лещенко...» И фильм не вышел...

— А будущие хиты вы всегда умели разглядеть? Или что-то упустили?

Лев Лещенко
«Я пел то, что хотел, стал тем, кем хотел. И получил признание народа — это для меня самое дорогое»
Фото: Филипп Гончаров

— Все свои хиты я разглядел. Другое дело, что от того, что было «не моим», всегда отказывался. Однажды Слава Добрынин сел за рояль и спел песню «Не сыпь мне соль на рану». Он только что ее написал. Я сказал: «Слава, как можно такое петь: «не сыпь мне соль на рану»?!» А он говорит: «Вот увидишь — эта песня станет хитом!» И оказался прав. Но и я был прав, что за нее не взялся. Да, жалею, что не спел, допустим, «Чистые пруды» или «Как молоды мы были», но мне их никто и не предлагал. Тут надо сказать, что я был в штате радио, и все ноты, которые приносили композиторы, редакторы показывали мне. У меня, как у солиста Гостелерадио, был план. В месяц я должен был 15 раз спеть в прямом эфире под рояль: оперные отрывки, романсы наши и зарубежные, русские песни. Страна была огромная, и я пел для разных часовых поясов: то для Дальнего Востока, то для Сибири и Казахстана, то для Поволжья или Москвы. Колоссальный объем работы! Причем за один такой прямой эфир платили в пять раз меньше, чем за минуту «фондовой» записи. Вот я и предпочитал работать «в фонды». Да, писал все подряд, столько мусора! Помню песню Хачатуряна «Аю-Даг». Он же блистательный композитор, но эта песня — ни о чем.

— Вы много пели патриотических песен...

— На самом деле немного, всего две: «И вновь продолжается бой» и «Любовь, комсомол и весна». Причем до сих пор люди на концертах, заслышав их, встают. Потому что это прекрасные, настоящие песни. А вот халтуры и дурновкусицы, патриотической по тематике, я, по счастью, сумел избежать. Навсегда запомнил слова Оскара Фельцмана на эту тему. Я тогда был молодой артист, мы у него дома готовили песню о Ленине «Улица Мари-Роз». Хорошая, кстати, песня, в стиле шансон. И Фельцман сказал: «Ты начинаешь жизнь на сцене, поэтому всегда думай о своей репутации, о своем имени. Никогда не пой плохих песен. Делай что угодно, но отказывайся!» Я так и поступал. Если предлагали что-то пустое, пафосное, неискреннее, говорил: «У меня нет металла в голосе для такого серьезного произведения, я не смогу». И такая отмазка, что голос не подходит, меня много раз выручала.

— Как пережили «бандитские» 90-е?

— В 1992 году мне было 50 лет. Уже состоявшийся человек со своими взглядами, со своим окружением. Да кто мог ко мне подойти, если я пел в Кремле, на концертах КГБ и МВД?! Я был, так сказать, «государственный» человек. И вообще, старшее поколение, «мастодонтов» — ту же Валю Толкунову, бандиты не трогали. Наверное, уважали, да и не были мы богачами. Бандиты наезжали на молодежь — попсятину, которая мгновенно начала зарабатывать просто бешеные деньги...

Лев Лещенко с женой и двоюродными правнучками
С женой Ириной и двоюродными правнучками Мирой и Кирой
Фото: из личного архива Льва Лещенко

У нашего поколения все было иначе, мы трудились годами, чтобы что-то приобрести. У легендарной Клавдии Ивановны Шульженко, которую любили миллионы людей, была небольшая пенсия, рублей 120. И на каком-то мероприятии, кажется в Новороссийске, ей удалось подойти к помощнику Леонида Брежнева Виктору Голикову. Шульженко спросила, можно ли как-то ей помочь. Голиков сказал: «Напишите прямо сегодня прошение на имя Леонида Ильича». И вопрос решили — пенсию Клавдии Ивановне повысили до 220... Ну а я купил отдельное жилье только в 32 года — кооперативную «двушку» в Чертаново (а до этого жил в коммуналке, с папой и сестрами). Причем в этот кооператив долго не мог вступить. И машину первую купил в 32 года — «Жигули» третьей модели. Помню, за год до этого был в гостях у Щедрина и Плисецкой. Мы с Родионом Константиновичем репетировали. Закончили, спускаемся в лифте, а он и спрашивает: «Левочка, вы не подвезете меня туда-то?» А я: «Родион Константинович, я еще на машину не заработал...» Долго мечтал об иномарке, немецкой или шведской (речь не идет о новом авто, это вообще было нереально, но хотя бы о подержанной машине). Исполнил свою мечту только не так давно...

Сейчас, конечно, совсем другое время, жизнь сильно изменилась. Но, вспоминая прошлое, наверное, могу назвать себя счастливым человеком. У меня есть биография, все задуманное я сделал. И есть силы сделать еще что-то. Я пел то, что хотел, стал тем, кем хотел. И получил признание народа — это для меня самое дорогое.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог