Леонид Громов: «До сих пор отвечаю на вопросы Евгения Леонова»

Про такие судьбы принято говорить, что и личное счастье, и профессиональная реализация пришли поздно. Леонид Громов снимался в кино с 1984 года, но только после 40 лет стал популярен и узнаваем. В легендарном «Ленкоме» при Захарове прослужил более 7 лет, но больших ролей не сыграл. А в 61 год был принят в театр под руководством Сергея Безрукова и получает главные роли. О непростых поворотах фортуны мы побеседовали с актером.
Анжелика Пахомова
|
18 Сентября 2025
Леонид Громов
Перед спектаклем «Приключения Фандорина» в Московском Губернском театре. 2019 г.
Фото: personastars.com

— Леонид Николаевич, это смешно звучит, но в свои 62 года вы — начинающий артист Губернского театра, были зачислены в труппу в сентябре прошлого года. И сразу — роль за ролью. Как вы сюда пришли? Были ли до этого знакомы с Сергеем Безруковым?

— Мы снимались вместе один раз, в начале 2000-х, в фильме «Поцелуй бабочки», где Сергей Витальевич играл какого-то суперайтишника, а я — его начальника. Общения не было как такового. Один раз мы с ним сходили попили кофе во время перерыва, вот и все. Поэтому меня поразило, что через много лет он вспомнил меня и я был приглашен в спектакль Фонда Безрукова, а позже — в труппу Губернского театра. Так нежно меня никогда никуда не звали, и я растаял. До этого опыт был не очень хорошим. В 1993 году я уволился из театра «Ленком», сбежал, потому что был недоволен тем, что я там делал: 32 спектакля в месяц, а ролей нет.

— 32 спектакля с какими-то незначительными выходами?

— Ну да, как и у всех молодых артистов. Но уволился я не только из-за этого. Все-таки театр очень сильно изменился после ухода «стариков» — Пельтцер, Леонова. Я ведь попал туда, когда все «первачи» захаровские были живы, слава Богу… С Татьяной Ивановной Пельтцер играл в спектакле «Тиль». Меня ввели на небольшую роль Монаха. И вот ведь как она относилась к работе: ради того чтобы порепетировать с новым актером, пригласила меня домой. У нее была небольшая квартирка у метро «Аэропорт». В те годы Татьяна Ивановна уже порой забывала текст, и это ее очень беспокоило. Поэтому он у нее был переписан в тетрадочку, она разворачивала эти листочки и повторяла. Запомнилось, что, когда я пришел, Татьяна Ивановна вышла ко мне не в домашнем. Она всегда оставалась женщиной, хорошо одевалась, следила за собой. И угощение было изящным. Кофе, бутерброды с красной икрой, что было очень щедро, особенно по тем временам. Татьяна Ивановна налила две рюмочки коньяку, и мы стали читать сцену. И так пару раз я к ней приезжал… А потом мы с Пельтцер столкнулись в спектакле по Виктору Астафьеву, по повести «Царь-рыба»… Пельтцер досталась роль Рыбы…

Леонид Громов с Даниилом Вершининым, Артемом Губиным и Полиной Галкиной
«Через Сарафанова автор напрямую говорит какие-то важные вещи. О том, что каждый человек рождается творцом. И каждый в своем деле, по мере сил и возможностей, должен сделать так, чтобы лучшее, что было в нем, осталось после него» С Даниилом Вершининым, Артемом Губиным и Полиной Галкиной в спектакле Московского Губернского театра «Старший сын». 2025 г.
Фото: Галина Фесенко/Пресс-служба Московского Губернского театра

Интересный факт

Знакомство Леонида с актерской профессией произошло случайно: в третьем классе на урок музыки вошел руководитель студии при народном ТЮЗе «Ровесник» Игорь Селиванов и попросил детей прочитать любое стихотворение из школьной программы. Худрук выбрал из класса пятерых ребят, среди которых оказался и Громов, и пригласил их в студию. Именно там юный актер впервые вышел на сцену, исполнив роль двоечника по фамилии Нечитайло.

— А как можно было играть Царь-рыбу?

— Вот, она должна была иногда молча выходить… Татьяна Ивановна подошла к режиссеру Гарику Черняховскому и художнику Олегу Шейнцису и не без юмора попросила: «Вы только в чешую меня не одевайте, пожалуйста».

Несмотря на такую маленькую роль, Татьяна Ивановна сидела на репетициях, наблюдала за нашей работой. А она не клеилась, потому что постановка представляла собой ряд не связанных между собой кусков. В результате за несколько дней до премьеры Пельтцер ушла. Сказала: «Если я чувствую, что надо уходить, я всегда ухожу». Мы сыграли три спектакля: утром для худсовета, днем для пап-мам сотрудников театра и вечером для зрителей. Реакция была все хуже и хуже. Бывает неоднозначный прием, но это был чистый провал. В тот же день Марк Захаров спектакль закрыл. И долго еще по всему театру летали кусочки пластика, изображавшие снег…

— А каким вы запомнили Евгения Леонова?

— Мы, молодые актеры, в «Поминальной молитве» играли евреев из деревни Анатовка. Присутствовали на всех репетициях, видели, как работает Леонов. Евгений Павлович был дотошный артист, даже на спектакль, который играл уже в сотый раз, приносил пьесу, клал на подоконник в актерской комнате, стоял и что-то там проходил, что-то себе помечал. Он в жизни был абсолютно простым человеком. Он любил всех угощать. Едем на гастроли, пойдет, купит какую-то еду, угостит коллег. Всегда был внимателен к людям. Я с ним не так много работал, но, когда Евгений Павлович меня видел, всегда так пристально смотрел и спрашивал: «Как дела?» А дела у меня были хреновые, но не мог же я ему на это жаловаться. Начинался бессвязный лепет… Один раз мы стояли у лифта, я после его «как дела?» минуты три, что-то пролепетав, молчал. Такая долгая пауза висела… Вдруг он повернулся ко мне и совершенно серьезно сказал: «Извини, не могу тебя дослушать». Что-то он про людей понимал, видел все…

Михаил Боярский, Наталья Егорова, Владимир Изотов, Евгений Леонов и Николай Караченцов
Михаил Боярский, Наталья Егорова, Владимир Изотов, Евгений Леонов и Николай Караченцов в фильме «Старший сын». 1975 г.
Фото: SovkinoArchive/Vostock Photo

Эти встречи — самое мое лучшее воспоминание о театре «Ленком». «Старики» вступались за молодых артистов на худсоветах, где все обычно помалкивали и только поднимали руку, кого наказать, кого убрать. И иногда это случалось даже не где-то там в кабинете у Захарова, а в зале, при всей труппе. Кстати, самым страшным был не его гнев, Марк Анатольевич почти никогда не кричал, а тихий выговор. Он умел это делать. «Может быть, вам не надо заниматься этой профессией? И мы сейчас поможем вам исправить ужасную ошибку, которую вы совершили?» Все это было так по-иезуитски тихо, так по-отечески. Страшно становилось.

— А вас на гастроли в Америку действительно взяли с какой-то ролью, где не было слов?

— Да, в «Юноне и Авось» одного матроса не хватало в ряду, меня туда поставили. Нужно было просто танцевать и хлопать. Времена настали свободные, наша труппа впервые ехала без сопровождения официального кагэбэшника. Но все приметы советского человека мы везли с собой. Нищенские суточные, маленькие электроплитки, на которых грели тушенку. У нас такая случайно со стола упала в работающем состоянии, прожгла в номере пол. Мы были в ужасе, что-то поставили сверху, пытаясь скрыть повреждения… Жили в Нью-Йорке полтора месяца и играли в бродвейском режиме. Каждый день по спектаклю, а по субботам и воскресеньям — по два, выходной — понедельник. У меня же радости от таких микроскопических выходов на сцену не было. И несмотря на то, что один раз Захаров уговорил меня остаться, я вскоре все равно подал заявление об уходе…

— 18 сентября в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля «Старший сын», где вы играете роль Сарафанова. Почему эту пьесу не перестают ставить?

— Согласен, пьеса написана давно, ее конечно же играли абсолютно в разных театрах, разные мастера. Это загадка и вопрос, почему пьесы драматурга Вампилова до сих пор живы и актуальны. Время идет, приходят и уходят спектакли, песни, фильмы, а вот что-то остается надолго, если не навсегда. Вампилов по-прежнему современен. Он идеалист, верит в человека. Его пьесы напоминают нам о том, что мы люди. В мае сыграли предпремьеру «Старшего сына», и пока что говорить о реакции зрителя рано. Идея этого спектакля принадлежит конечно же нашему худруку, Сергею Витальевичу Безрукову. Как я получил роль? Мы играли спектакль «Женитьба. Почти по Гоголю», и худрук вдруг сказал, что мне надо сыграть Сарафанова. Я думал: ну когда это еще будет… И вот случилось, и очень быстро. Режиссер Григорий Алексеевич Лифанов нежно погрузил нас всех в эту историю. Я ему очень благодарен за эту работу. И с партнерами мне тоже очень повезло, сильные артисты, я за ними еле поспевал. Репетиции проходили так легко, с любовью, в атмосфере смеха, шуток дружеских. По-семейному. И надеюсь, зрители это почувствуют на спектакле.

Леонид Громов с Сергеем Безруковым
«Мне нравятся простые люди, обычные, они мне почему-то ближе. И как мой герой в «Старшем сыне» говорит, «жизнь умнее всех нас, живущих и мудрствующих» С Сергеем Безруковым на репетиции спектакля «Женитьба. Почти по Гоголю». 2023 г.
Фото: Филипп Гончаров

— Получить такую роль — роскошь. Сарафанова в «Старшем сыне» играли многие легендарные артисты, в том числе Евгений Леонов в культовом фильме Виталия Мельникова. Чем вам интересен этот герой?

— Понимаете, через Сарафанова автор напрямую говорит какие-то важные вещи. О том, что каждый человек рождается творцом. И каждый в своем деле, по мере сил и возможностей, должен сделать так, чтобы лучшее, что было в нем, осталось после него. Дочь Сарафанова вспоминает, что мама называла отца «блаженный». Человек, которому нужно время от времени замедлиться, подумать, покурить в сторонке, посмотреть на облака… У нас в России таких людей много. Они могут быть электриками, водителями такси или мастерами по ремонту обуви. Мне нравятся простые люди, обычные, они мне почему-то ближе. И, как мой герой говорит, «жизнь умнее всех нас, живущих и мудрствующих. И даже тех, кто вроде бы ничего важного не сделал, но прожил жизнь с чистым сердцем, она всегда утешает». Вот это бы дай Бог так сказать, чтобы зрители поняли. Мы, как мне кажется, потеряли простодушие. Оно куда-то ушло из жизни из-за скоростей, из-за технологий… Может быть, тут и кроется причина интереса людей к подобным произведениям. Им хочется остановиться, отойти от суеты, послушать такого человека, на него посмотреть.

— Вы родом из Курска, как раз из простой советской семьи. У вас было нормальное дворовое детство, весь день на улице, родители на работе…

— Классе в первом мне повесили ключ на шею, чтобы я мог сам после школы зайти домой, поесть. Это было как-то естественно. Все так жили. Дети умели поджарить картошку, яичницу, сделать бутерброд, разогреть суп, который тебе оставляли родители. Я выходил на улицу с бутербродом, и все друзья откусывали от него по кусочку.

— А это правда, что вы начали говорить только после трех лет?

Леонид Громов с Ириной Пеговой
С Ириной Пеговой на съемках сериала «Я не могу без тебя». 2022 г.
Фото: Первый канал

— Да. Возможно, произносил что-то типа «бэ», «мэ», «ма», «па», но не говорил. Впрочем, это обстоятельство не вызывало у взрослых желания паниковать. И как-то мама с подругой и мной, трехлетним, шли по улице, и вдруг я выдал осмысленную фразу: «Нина, отдай маме сумку»... Мы росли самостоятельными. Недавно увидел по телику рекламу тренингов для молодежи по «умению располагать себя в пространстве». Удивился. Мы как себя располагали? Бегали в основном. Все лето на речке, вся зима на катке. Это потом меня оттуда вытащили в курский театрик «Ровесник», он был самодеятельный, но, по сути, профессиональный абсолютно. В 1975 году я умудрился получить медаль лауреата Всесоюзного конкурса самодеятельных театров, помню, как ходил с ней в школу, гордился.

— После этого вы набрались наглости и отправились в Москву поступать в театральный…

— Я эту наглость ищу в себе по сей день, думаю, куда она подевалась, когда нужна. А тогда внутри это было! Не показное, не наружное. Точно знал — буду артистом. Несмотря на шрам на щеке, много других вещей, которые ставили под сомнение этот факт. Безуспешно показывался в Школе-студии МХАТ, в Щепкинском, в ГИТИСе. В «Щуке» меня сразу пропустили на третий тур. Я расслабился — и вдруг «слетел». Подошел к педагогу Александру Михайловичу Поламишеву, спрашиваю: «Это из-за шрама?» — «Из-за какого шрама? Отстань, там другая ситуация, просто нет мест». И он написал мне рекомендательное письмо в Ярославское театральное училище, я его даже не открывал, отдал абитуриентам, которые хотели поехать туда поступать. Но до сих пор за это письмо очень благодарен.

— А как вы все-таки оказались в московском вузе?

— Товарищ предложил еще раз показаться в ГИТИСе. Идти туда не хотелось. Первый раз меня смотрела актриса с таким хриплым, низким, прокуренным голосом, она сидела с сигаретой, сказала: «Не надо вам поступать, ну ни в коем случае, вы никогда не станете артистом». А потом я прихожу на спектакль в ТЮЗе, вижу ее, и она работает хуже всех! Товарищ предложил показаться другому педагогу, и мы поступили на режиссерский факультет в актерскую группу. Программа та же самая, придумывалось это для того, чтобы режиссеры, которые учатся, имели своих актеров.

Леонид Громов
На съемках третьего сезона сериала «СМЕРШ». 2024 г.
Фото: Пресс-служба телеканала РЕН ТВ

— Вашим однокурсником был Роман Мадянов. Мало кто знал его в ранней молодости. Каким он был?

— Мы дружили — Саша Баринов, Слава Белкин, Ромка Мадянов, который имел прозвище Дед. Он из Дедовска, из Подмосковья, поэтому раньше всех приезжал в ГИТИС. Все, кто жил ближе, всегда с опозданиями прибегали. Дедушка, Дед, Мадяныч… Яркая личность уже тогда, очень добрый, но принципиальный, человек слова. В институте это была дружба ежедневная, потом редко виделись. Его с четвертого курса взял к себе в Театр Маяковского Андрей Гончаров. А я сразу после диплома отправился в армию. Перед этим по работе виделся с драматургом Александром Володиным, фронтовиком, мы играли его пьесу, он меня напутствовал так: «Старик, это надо пройти, чтобы знать, что такое есть».

— Не принято было тогда «косить»?

— У меня папа воевал по-серьезному. Николай Пантелеевич Громов в 42-м году 16-летним запрыгнул в грузовик с добровольцами, приписав себе два года. Но воевал со всеми на равных, не как сын полка. И два брата отца — военные… Он бы не понял меня, если б я не пошел в армию.

Я попал в 11-й кавалерийский полк, который относился к Госкино, но тогда, в 1984 году, съемок уже практически не было. Правда, однажды нам довелось работать в массовке у Сергея Бондарчука в фильме «Борис Годунов». Такого я больше не видел нигде и никогда. Вплоть до горизонта поле усеяно людьми. В массовку попали все: актеры, военнослужащие, жители близлежащих деревень. В кавалерийском полку было, по-моему, 500 голов лошадей. И вот всех, даже тех, которые не давали себя оседлать и ковать, выгнали на съемки. Просто какой-то город в поле. Пять камер, сто каскадеров было на этой картине. Так работал Сергей Федорович.

Леонид Громов с Софьей Евстигнеевой
С Софьей Евстигнеевой в сериале «Мосгаз. Дело № 5: Операция «Сатана». 2018 г.
Фото: Первый канал

— Вам было трудно найти свое место в профессии после возвращения из армии?

— Мы подыгрывали товарищам, показывались в Театре на Таганке, у Кости Райкина. Но меня никуда не звали. Потом я познакомился с актером Сережей Векслером, с которым мы попали в спектакль объединения «Дебют». Им заведовал легендарный писатель и драматург Михаил Шатров. И когда актер «Ленкома», Владик Быков, решил поставить спектакль в рамках этого объединения, мы пригодились.

— А когда вы в первый раз снялись в кино?

— Еще в 1984 году. Тогда мастер по сцендвижению привез нас, студентов, на картину, где мы должны были играть хулиганов, избивать пионеров. В том же году мы с Димой Певцовым снимались у Станислава Ростоцкого как каскадеры. Дрались на мечах, прыгали, бегали, выполняли трюки, нам, молодым, это все было интересно. Потом, конечно, было много каких-то проб. Часто меня почему-то приглашали на роль хулиганов… Самое запоминающееся — фильм Станислава Говорухина «Брызги шампанского» 1989 года. Я долго ходил на пробы, снимался и так, и вот так, и с челкой, и без, в кепке, без кепки. Но никто со мной не разговаривал, режиссера я не видел. В конце концов на мои расспросы мне ответили: «А режиссер за всем наблюдает в щелку». 

По тем временам, когда своего психического здоровья было в избытке, это казалось чем-то ненормальным. В общем, приклеили мне челку, дали кепку, сапоги гармошкой, ватничек и вызвали на съемку на Сретенке. Подвели к Говорухину. Он на меня смотрит, вернее сквозь меня, и совсем ничего не говорит. Хотя над этим гримом работали месяца три-четыре… Я постоял-постоял, потом пошел в автобус, снял челку, фиксы, переоделся и отправился пешком домой... Мне казалось, что я совершил яркий поступок. Думал, будет скандал. Молодой актеришко ушел от такого великого мастера, Говорухина. Переживал целую неделю. Что бы вы думали, мне звонят как ни в чем не бывало: «Завтра приходите на съемку». Оказалось, никто не заметил, что я тогда ушел…

Интересный факт

Первой женой актера стала однокурсница Татьяна Аугшкап. В этом браке родился сын Иван. Но разница темпераментов привела супругов к разводу. В то трудное время Леонида приютил в своем доме коллега и друг Алексей Серебряков. 15 лет Громов жил один и не искал новых отношений, но 7 лет назад случай свел его с будущей женой — преподавателем музыки Марией. 19-летняя разница в возрасте не помешала их счастью.

Леонид Громов с женой
С женой Марией на юбилейном вечере, посвященном 10-летию Московского Губернского театра. 2024 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Леонид Николаевич, вы счастливы во втором браке. Говорят, актерские пары распадаются из-за конкуренции, а у вас жена не актриса. В этом секрет?

— Возможно. Наши отношения с Марией начались у храма, на крестном ходе, и в этом, наверное, есть какое-то знамение. Маша — трогательный, нежный, тонкий человек. У нее свои подвиги есть. Она по профессии музыкальный педагог, брала и детей-аутистов, и с ДЦП. Иногда таким детям нужны музыкальные навыки, чтобы идти к выздоровлению, социализироваться. Не могу сказать, что в быту со мной весело. Иногда, придя домой, хочется молчать. И супруга это понимает. Такое чудесное «праздноление», с книгой, телевизором, с прогулками с женой, очень для меня важно. Думаю, что встретил настоящее чувство, когда был готов его ценить. Все приходит вовремя.

— А какую дорогу выбрал ваш сын от первого брака, Иван?

— Он отучился на актера, работал в Театре на Малой Бронной, ходил с копьями по сцене. Я говорил ему: «Вань, ну не засиживайся сильно с копьями там». Потом пошел в киношколу на режиссуру. Выяснилось, что он неплохо снимает и монтирует. Ваня здорово работает, очень востребован, занимается монтажом на площадке. Но общаемся мы мало. Я с молодыми ребятами из театра больше общаюсь, чем с сыном. Тут уж ничего не поделаешь…

Часто вспоминаю еще один мимолетный разговор с Евгением Леоновым. Однажды, уже буквально за несколько недель до своего ухода, он меня цепляет в холле: «Привет, как дела?» Я отвечаю дежурной фразой: «Да хорошо, Евгений Павлович». Он не отстает: «Почему?» Как на экзамене… Я как раз собрался из театра уходить… На душе было тяжело, и Леонов своей тонкой натурой, видимо, это чувствовал. Я начал снова что-то лепетать, мол, все хорошо. Он опять: «Почему?» — «Да нет, Евгений Павлович, все нормально, просто я молодой и поэтому…» — «Почему?» Леонова позвали, и он ушел. А на эти «почему?» я до сих пор, видимо, обречен отвечать, хотя бы самому себе. Как дела? Хорошо. Почему?

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая