
«У меня была история о положительном герое, на нехватку которых жалуются современные женщины. Правда, герою всего восемь лет, но в поступках этого ребенка угадываются замечательные задатки будущего мужчины. Я говорила Гафту, вот, мол, не знаю, кому эту историю отдать, чтобы написали сценарий. «Зачем отдавать? Напиши сама!» — убежденно воскликнул Валентин», — рассказывает Лариса Малеванная.
— Лариса Ивановна, недавно в прокат вышел фильм по вашему сценарию «Кукольный дом». Как вам пришла идея написать эту историю?
— Идея пришла нечаянно. В 2006 году снимались мы с замечательным Валентином Гафтом в короткометражном фильме «Еще раз о пользе правды». После празднования 50-летнего юбилея супруга признается любимому мужу, что однажды, когда-то давно, изменила ему. Но ничем хорошим это правдивое признание не обернулось. Как и положено по сюжету, мы с Валентином лежали в пальто на неразобранной постели и молчали. А когда шла перестановка и группа готовилась снимать следующий кадр, мы говорили о том о сем, не по сценарию. Из кухни доносился вкусный запах кофе, нам тоже хотелось, в пальто было жарко, но надо было лежать, ведь операторы переставляли на нас свет. Вдруг мой партнер выдал четверостишие: «Они не пили и не ели, / Не спали и не мылись в ванной. / Лежат одетыми в постели / Гафтюля с Ларой Малеванной». Я возразила, предложила изменить последнюю строчку: «Сам Гафт с артисткой Малеванной». Подумала и добавила свое четверостишие: «Они и пили бы, и ели, / Но им, беднягам, не давали, / Чтоб убедительней в постели / О пользе правды толковали».
На следующий день мы опять говорили о том о сем, Гафт читал свои новые стихи. Говорили и о сценарии фильма, в котором снимаемся. Я сказала, что у меня есть хороший материал для картины о восьмилетнем мальчике Васе и тридцатилетней актрисе, играющей ибсеновскую Нору. Был у меня счастливый опыт работы над «Норой» в телеспектакле Центрального телевидения в 1980 году. И во время съемок сын художника по костюмам мальчик Вася влюбился не в утомленную переездом бледную тетю Ларису, а в Норочку — женщину из какой-то загадочной прошлой жизни, и одетую, и причесанную иначе, несущую радость и свет. И я говорила Гафту, вот, мол, не знаю, кому этот материал отдать, чтобы написали сценарий. «Зачем отдавать? Напиши сама! Ты так хорошо рассказала!» — убежденно воскликнул Валентин.
И вспомнив, что по первому образованию я все же учительница русского языка и литературы, я решила написать. Получилась история о настоящем мужчине, о положительном герое, на нехватку которых жалуются современные женщины. Правда, герою всего восемь лет, но в поступках этого ребенка угадываются замечательные задатки будущего мужчины. И когда я приехала в Москву на озвучание нашей короткометражки, привезла первоначальный сжатый вариант сценария «Василий и Норочка». Бесстрашно дала его прочитать Валентину Гафту, получила от него одобрение и совет — искать хорошего режиссера для будущего, он уверен, хорошего фильма.
Интересный факт
Мама актрисы — учительница — с детства внушала дочери, что она очень умная. Лариса Ивановна выросла с этим ощущением, но, повзрослев, поняла, что оно может подпортить жизнь. «Женщина не может быть умной, это неестественно. Сила женщины в интуиции. Когда я начала поступать по интуиции, по сердцу то бишь, по наитию, я поняла, что слишком поздно стала это делать. Если бы раньше — многих ошибок сумела бы избежать...»

И началась история длиною в 18 лет. Менялись режиссеры, продюсеры, но в конце концов нашлась замечательная Екатерина Маскина, которая привела режиссера Ольгу Беляеву, ученицу Сергея Соловьева. Она, как и предыдущие режиссеры, сказала, что никому этот сценарий не отдаст, будет снимать, но сдержала слово! Видно, правду говорят, что сейчас время женщин. Ей удалось собрать прекрасный актерский состав: Светлана Иванова, Иван Колесников, Вячеслав Чепурченко, Евгения Дмитриева, Сергей Степанченко и другие.
— Действие разворачивается на съемочной площадке. Кто из режиссеров, с которыми вы работали, подарил свои черты герою?
— Затрудняюсь назвать кого-то одного. Скорее, это собирательный образ очень грамотного режиссера, профессионала, который умеет не только «делать кино», но и работать с актерами. Конечно, я вспомнила Иона Унгуряну, с которым работала над «Норой» на Центральном телевидении. Мягкий, обаятельный, образованный человек, большая умница. Но с ним были у нас некоторые расхождения. Работая в БДТ с Товстоноговым, я привыкла к четкому разбору и анализу происходящего в пьесе, к кратким формулировкам, и слишком длинные рассуждения Иона Спиридоновича утомляли, лишали энергии. Однажды я не выдержала, остановила его затянувшийся монолог: «Я давно все поняла, дайте, наконец, попробовать сыграть то, что вы предлагаете». Он обиделся, назвал меня зарвавшейся премьершей и вышел из павильона. Конечно, я поступила не как миротворица Нора, она бы перетерпела длинную речь режиссера. Но, видимо, я все же была права, потому что все, кто в павильоне остался, собрались вокруг меня и сказали, что согласны со мной, что режиссер много времени тратит на свои длинные рассуждения. Закончилось все миром.
— Какие качества вы цените в режиссерах, с которыми вам довелось работать?
— Помимо ума, таланта и чувства юмора — готовность к сотворчеству с артистами. Хороший режиссер никогда не станет подавлять, тем более унижать артиста. Он сумеет увлечь его своим видением роли, но не будет навязывать своих реакций. Разбудит природу самого артиста, раскроет его неповторимую индивидуальность. Таким режиссером в кино был для меня Петр Ефимович Тодоровский. Работать с ним стало большим удовольствием — и в «Интердевочке», и в «Анкор, еще анкор!». Он умел очень точными (и короткими!) советами направлять происходящее в сцене по нужному руслу. А еще от Тодоровского шел такой поток доверия и любви к актерам, что сыграть у него плохо было просто невозможно.

Интересный факт
После ухода из БДТ Лариса Малеванная решила попробовать себя в литературе. Сама актриса утверждает, что начала писать по просьбе редакторов издательств, когда те уговаривали рассказать о ее знаменитых коллегах. Сегодня на счету Ларисы Ивановны уже шесть книг, большая часть из которых предназначена для детей.
Знаменитого Георгия Александровича Товстоногова, с которым мне удалось поработать в БДТ, принято считать режиссером-диктатором. Однако он тоже поощрял актерскую инициативу, ценил сотворчество, не любил актеров-иждивенцев, которым все надо разжевать и в рот положить. Я могла бы больше рассказать об уроках Товстоногова и об опыте, который я получила в БДТ, но это отдельная тема. Вспомнился смешной эпизод, который добавит к портрету серьезного и строгого Мэтра неожиданные штрихи.
В театре расплодились кошки, стало их несметное количество. Однажды во время спектакля «Последний пылкий влюбленный» на сцену вышел один из котов. Он равнодушно взглянул на артистов и грациозно прошел из одной кулисы в другую. «А это наш кот Васька», — представил его нерастерявшийся Владислав Стржельчик своей партнерше Алисе Фрейндлих. В зрительном зале раздался смех, ведь действие пьесы происходило в Америке! Случались и другие курьезы с обнаглевшими котами, о каком-то из них стало известно Товстоногову, он приказал немедленно навести порядок и котов из театра изгнать. Хотя на его репетициях всегда присутствовала вдумчивая кошка Муся, к которой он уже привык. Когда администрация и пожарная охрана принялись за дело, в кабинет к Мэтру пожаловала актерская делегация. «Георгий Александрович, нельзя выгонять Мусю! Это ведь ваш талисман, она приносит вам удачу! Вспомните, как деликатно она себя вела на ваших репетициях, как чутко реагировала. Да это просто не гуманно, ведь Муся беременна!» Мэтр сдался, и Мусю оставили...
— Одним из главных героев вашего фильма стал мальчик, сын ассистента режиссера. Насколько этот образ был вдохновлен вашим сыном?
— Изначальным вдохновителем был мальчик Вася, сын художника Нины Ливитиной, сыгравший одного из моих детей в телеспектакле на ЦТ. Он дал толчок этой истории, заставил работать воображение, а в дальнейшем я собирала приметы своего Васи еще и с других интересных детей. «Торбочка с мешочком решили пожениться, и от их союза сумочка родится». Разве взрослый способен создать такой шедевр? Это сочинил без особых усилий пятилетний мальчик Андрюша, внук доктора Алейниковой. В нескольких сценах я использовала рассказы актрисы Зои Соколовой о ее сыне Максиме. В финальном разговоре Васи с Норочкой я почти дословно привела слова о «незримой связи» между нами, высказанные мне 15 лет назад моим 8-летним внучатым племянником Ильей, ныне курсантом Военно-медицинской академии и моим дружочком. Конечно, есть в сценарии кое-что и от моего сына. Это он в пятилетнем возрасте привел ко мне замурзанную девочку из песочницы и сказал: «Мама, познакомься, это моя жена». И у обоих сопли до колен.
— Премьера картины состоялась на кинофестивале в Выборге «Окно в Европу». Как фильм приняли зрители?

— Еще накануне просмотра я узнала, что все билеты на «Кукольный дом» были проданы за несколько дней до показа. Это обрадовало и немного успокоило. Я видела картину в первый раз. Меня восхитила режиссерская смелость и изобретательность в нескольких эпизодах, очаровала вплетенная в ткань фильма мультипликация, порадовали и операторская работа, и музыка, и работа художников. Но, конечно, я смотрела фильм иначе, чем зрители, гораздо строже, мне не все понравилось. Говорят, что так всегда бывает у авторов. Вот с этим ворохом противоречивых впечатлений я выхожу после просмотра, ко мне обращаются взволнованные люди, улыбаются, что-то говорят, а я не слышу, никак не могу вылезти из своей скорлупы! Мы с режиссером Ольгой Беляевой и продюсером Екатериной Маскиной направляемся к выходу из кинотеатра, с трудом пробираемся через плотную массу людей, которые стоят на лестнице и в вестибюле. Они пришли на следующий сеанс и тоже ждут чего-то хорошего. И так сильно хочется, чтобы они не разочаровались, ведь мы старались, отдали все, что могли...
— Чем вы занимаетесь сегодня?
— Сейчас я «на выдохе» и собираюсь отдохнуть. Минувший год был насыщенным, надо зализать раны. Друзья и коллеги, получившие от меня в подарок мою последнюю книжечку «Люди-человеки», спрашивают, некоторые даже очень настойчиво, а что я собираюсь писать дальше? Они считают, что после такого великолепного поощрения, как Царскосельская художественная премия за две мои последние книги — «Люди-человеки» и «Азбука» для детей, — я просто обязана писать что-то еще. Но я думаю, не стоит суетиться, это никогда не приносит хороших результатов, тем более в моем возрасте. Всевышний мудр, и если он сочтет, что я еще что-то должна сделать, то вразумит и даст знак.