Лариса Лужина: «Я не передала Высоцкому, что сказал о Марине Влади ее первый муж»

«7Д» впервые публикует отрывки из еще неизданных мемуаров актрисы.
Подготовила Анжелика Пахомова
|
02 Февраля 2017
Лариса Лужина
Лариса Лужина на Кубе. 1964 г.
Фото: Фото из личного архива Ларисы Лужиной

«Сколько тебе лет? Почему ты молчишь? Вам что, запрещают общаться с иностранцами? — великий французский актер Робер Оссейн держал мою руку и изучающе смотрел в глаза. — О, тебе 23 года. Тогда можно, ты уже все знаешь. Марина уже в 14 лет все знала, пойдем!» Об этой встрече с первым мужем Марины Влади я Высоцкому не рассказывала», — вспоминает Лариса Лужина.

О том, чтобы написать мемуары, я думала давно. Мне повезло — я дружила с такими великими людьми, как Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, дышала с ними одним воздухом… В моей судьбе было много удивительного, о чем хочется рассказать. Книга «Жизнь по вертикали» выйдет в свет в марте, к моему дню рождения. Так что читатели «Семи Дней» будут первыми, кто прочтет отрывки из моих воспоминаний.

Сейчас я считаю своим городом Москву: с 60-го года здесь живу. Но родилась я в Ленинграде, а выросла в Таллине, на старинной улице Каупмехе. Эту улицу в советское время знали и в Москве, и в Ленинграде, и в Одессе, и в Ялте. Сюда, в дом № 6, приезжали съемочные группы крупнейших киностудий Союза — в павильоны «Тал­линфильма». Но кроме атмосферы средневекового города режиссеров привлекала и другая натура — девушки с европейскими лицами. На роли иностранок старались приглашать девушек из Прибалтики…

У меня самой по маминой линии есть и эстонцы, и норвежцы. Моего дедушку, маминого папу, звали Адольф Густавович Трейер. А у папы вообще что-то невероятное! Фамилию (Лужин) он носил материнскую, а отца его звали Иоганн Робертович Шведе. Наш предок служил комендантом шведской крепости и во время Северной войны сдал эту самую крепость Петру I. Причем без боя. После этого прапрапрадеду пришлось остаться в России, царь его держал при себе и оберегал. А если Петра спрашивали: «Кто это?» — он отвечал просто: «Швед…» Отсюда пошла фамилия — Шведе, вот такая история... Среди наших предков много известных людей — художников, инженеров… Портрет одного из них висит в Третьяковской галерее. Он, имея большую семью, полюбил крестьянку из Тверской губернии, Анну Ивановну Лужину. И не побоялся написать прошение самому Николаю II, чтобы ему было позволено покинуть семью. За десять лет, что он прожил с Анной, родилось четверо детей, в том числе и мой отец Анатолий. Поскольку он был незаконнорожденным, ему дали фамилию Лужин. В сороковые годы брат отца был отправлен устанавливать советскую власть в Таллин. Он-то и пригласит нас с мамой пожить у него, потому что после войны мы все потеряли…

Лариса Лужина и Владимир Высоцкий
«Мы дружили с Володей, когда он еще не был широко известен. Но в то же время именно тогда Высоцкий жил на полную катушку. А вот то, что происходило с ним в последние годы, повлияло на Володю не лучшим образом». На съемках фильма «Вертикаль». 1966 г.
Фото: Фото из личного архива Ларисы Лужиной

Мои отец и мать поженились в 1937 году, в Ленинграде. Они очень любили друг друга. Для моей 23-летней мамы это был уже второй брак, предыдущий был неудачным — муж очень сильно пил. Поскольку она с 16 лет занималась хозяйством и детьми, то никакого образования у нее не было. И она пошла на завод «Красный треугольник» рабочей. Отец ходил в загранку на корабле «Лахта», названном в честь исторического района Санкт-Петербурга. Когда началась война, мама целыми днями вынуждена была работать на заводе. Мы с сестрой Люсей оставались дома одни и при первых же звуках сирены, чтобы не идти в подвал по длинным темным лестницам, прятались под кроватью. Там мама нас и находила. Папа был ополченцем. При защите форта «Серая лошадь» недалеко от Кронштадта он был ранен. 

Госпиталь оказался переполненным, и папочка долго и мучительно умирал дома от ран и голода. Когда его не стало, под подушкой мы обнаружили несколько корочек хлеба, которые папа не ел, оставлял нам. Папе было чуть за тридцать. Только недавно я нашла его могилу. В поисках мне помогла программа «Моя родословная». Мы шли по Пискаревскому кладбищу от Вечного огня до монумента «Мать-Родина» по длинной аллее… Вдруг я заметила чайку, которая села на одну из братских могил. Я сразу подумала — это папа мне знак подает. Подошла, чтобы положить цветы, и на земле увидела растущий весенний крокус. А через несколько дней раздался звонок из администрации Пискаревского мемориала: «Лариса Анатольевна, мы разыскали место захоронения вашего отца». Оказалось, что он захоронен именно в этой могиле, куда я положила цветы! Теперь, приезжая в Санкт-Петербург, я обязательно иду к папе...

Следом за отцом тогда, в блокаду, ушли моя шестилетняя сестренка Люся и бабушка. Как мы с мамой выжили, знает только Господь Бог… Потом нас с ней эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Мы жили в землянке, предназначенной для хранения овощей, ютились там до конца войны и постоянно дрожали от холода… Но ребенок есть ребенок. Я вместе с другими ребятишками весело каталась с горок, прыгала с каких-то крыш, причем чуть ли не босиком, и снег был такой глубокий и мягкий, как перина! И надо же — никто не болел, мы не знали, что такое грипп или ангина.

Анастамия Вертинская и Владимир Коренев
«Держась за руки, мы гуляли с Кореневым по городу, целовались на знаменитой Горке для поцелуев. Для нас это была как бы «репетиция любви» Коренев с Вертинской в фильме «Человек-амфибия». 1961 г.

Мама устроилась на работу на мясокомбинат. Под Новый год руководство предприятия устроило для детей работников праздник. Я читала стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста». Это был мой дебют, и я чувствовала себя настоящей актрисой… В зале все женщины плакали, а директор взяла меня на руки, отнесла за сцену и там подарила мне котлету. Этот вкус и запах я запомнила на всю жизнь… Потом, когда Ленинград был спасен, мы поехали домой. Помню, как ранним утром распахнулась дверь нашей теплушки, и в солнечных лучах возник силуэт молоденького солдатика, который прокричал: «Бабоньки, до Ленинграда осталось сорок километров». В вагоне заволновались, женщины стали переодеваться, причесываться… А мы с мамой как сидели на полу, так и не пошевелились, у нас не было никаких вещей. И в Ленинграде никого. Куда податься? Вот мы и поехали в Таллин, где жил дядя Карл…

Лариса Лужина с Вячеславом Тихоновым
С Вячеславом Тихоновым в фильме «На семи ветрах». 1962 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Роман с Кореневым продлился недолго

В Таллине мы поселились в хорошем немецком доме, где все было продумано до мелочей. В подвале — прачечная, на подъездной двери — домофон, а в квартире — хорошая ванная, даже было биде. И это в 45-м году! Обо всех этих западных чудесах мои коллеги-артисты узнали, только когда стали бывать за границей. А я-то среди этого росла! Моей «детской площадкой» был весь старый Таллин, который мы с друзьями обследовали досконально. Однажды даже нашли клад: в подвале, куда можно было попасть только через подвальное окно, стояли большие сундуки со всяким добром. Мы не понимали, что такое баккара и красивая фарфоровая посуда, нам нравилось бить хрусталь — он при этом издавал такой мелодичный звон... Один сундук оказался с книгами, до сих пор помню красочную книгу «Пещера Лейхтвейса», я ее долго читала. Теперь от всего клада у меня сохранилась только сахарница 1876 года…

Лариса Лужина Сергей Герасимов
«В Иране на Неделе советского кино Макарова жаловалась мужу: «Сережа, у меня опять пошла стрелка на чулках…» — «Да что ж такое! Мне все деньги, выделенные на поездку за границу, приходится тратить на твои чулки!» — отвечал Герасимов»
Фото: Фото из личного архива Ларисы Лужиной

В Таллине я прожила до 20 лет. Довольно бедно, во всяком случае есть хотелось всегда. В седьмом классе я пошла работать — правда, вынужденно. Так получилось, что у меня украли чужой велосипед. Чтобы отдать за него деньги, я все каникулы проработала уборщицей: мыла стекла, подметала полы в вагонах. Заработала 40 рублей, а велосипед стоил 60, маме пришлось добавить мне еще 20 рублей. И тут украденный велосипед неожиданно нашелся! На радостях я купила себе первое в жизни красивое платье.

Лариса Лужина
На обложке польского журнала «Экран». 1963 г.

О мальчиках в те времена я и не думала. Во времена моей юности влюблялись поздно: может быть, потому, что у нас было раздельное обучение. Как познакомишься? А вот когда нас объединили, меня, как и многих, настигло чувство влюбленности. Это случилось в десятом классе, когда к нам пришел новенький, Володя Коренев. Сейчас его все знают в первую очередь по фильму «Человек-амфибия», где он сыграл Ихтиандра. Но уже в школе девочки из-за него теряли голову, в свои 17 лет он был очень красивым, высоким, синеглазым, черноволосым… Мы с Володей сидели за одной партой, а после уроков вместе ходили в драмкружок. И у нас случился школьный роман. Первое трогательное чувство, наивное и чистое. Я помню, как, держась за руки, мы гуляли с Кореневым по городу, как целовались на знаменитой Горке для поцелуев. Для нас это была как бы «репетиция любви». Моя настоящая первая любовь случилась позже, на первом курсе ВГИКа: это был студент операторского отделения Алексей Чардынин, за которого я и вышла замуж.

Но между Кореневым и Чарды­ниным, еще в Таллине, было у меня еще одно увлечение: студент мореходного училища из Иркутска, Паша. Мне показалось, что я влюбилась. А уж как он клялся в любви! Мы гуляли с ним за ручку по городу, наш роман был платоническим. Когда он уезжал, обе­щал мне: «Буду тебе писать! Мы обязательно увидимся!» А потом его друг рассказал мне, что Паша меня обманул, что в Иркутске у него есть беременная невеста. Для меня это была трагедия, но когда через несколько лет на гастролях в Иркутске я встретила этого Пашу, подумала: «Слава богу, что не вышла за него замуж!» Он изменился, стал каким-то потускневшим… Выйдя за него и уехав в Иркутск, я вряд ли бы стала актрисой…

Лариса Лужина с Николаем Еременко-младшим
С Николаем Еременко-младшим в фильме «Исполнение желаний». 1973 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Как я уже говорила, мы вместе с Владимиром Кореневым занимались в драмкружке, нашими педагогами были актеры Русского драматического театра. В этот кружок ходили и будущие актеры Игорь Ясулович, Виталий Коняев. И они, и Коренев после школы сразу поступили в театральные вузы, только одна я провалилась! Дело в том, что на экзамене мне предложили спеть, и я заорала: «Легко на сердце от песни веселой…» По лицам членов вступительной комиссии Ленинградского театрального института я поняла, что пропала… Мне влепили двойку! Вернулась домой я с ощущением, что на моей актерской судьбе можно ставить крест. С отчаяния пошла работать на Таллинский фармацевтический завод. Работа была сдельная — мы заворачивали в целлофан таблетки, потом раскладывали по коробкам. Ни на секунду нельзя было отвлечься. Я не выдержала и через месяц ушла. 

Тогда мама устроила меня на кондитерскую фабрику: благодаря этой работе я до сих пор не могу смотреть на сладкое! Потом я еще работала секретарем министра здравоохранения. Должна была носить ему чай, отвечать на звонки, составлять письма, принимать посетителей. И вот, сидя в приемной и листая газету, я прочитала, что Таллинскому дому моделей требуются манекенщицы. Я решила попробовать, и меня взяли. При росте 172 и объеме талии 60 см я демонстрировала подростковую одежду, правда, со временем мне стали доверять и вечернюю. 

Выходишь на поди­ум в красивом платье, в блестках, с прической, в изящных туфельках, все тебе аплодируют, просто невероятно! Из Золушки я будто превратилась в принцессу. А потом ко мне подошла студентка ВГИКа, Лейда Лайус, спросила: «Хотите сняться в эпизоде?» Я, конечно, согласилась. «А вы петь можете?» Я тут же вспомнила свое неудачное поступление в театральный, но уверенно ответила: «Да». Так начались мои первые съемки. А что было потом, можно узнать из письма, которое я написала Лейде в конце 90-х. Написала не чтобы отправить — ее уже не было в живых, — а просто чтобы еще раз выразить мою благодарность…

Лариса Лужина со сценаристом Александром Галичем. Второй слева стоит Леонид Быков, четвертый слева — Вячеслав Тихонов. 1962 г.
Съемочная группа «На семи ветрах»: Лариса сидит справа, со сценаристом Александром Галичем. Второй слева стоит Леонид Быков, четвертый слева — Вячеслав Тихонов. 1962 г.
Фото: Фото из личного архива Ларисы Лужиной

«Милая Лейда! Не будь тебя в моей жизни, меня бы тоже не было — как Ларисы Лужиной, которую до сих пор знают и помнят… Ты, студентка ВГИКа, что-то во мне разглядела… А иначе зачем тебе было заниматься моей судьбой… Это ты атаковала Герасимова моими фотографиями из фильма «Незваные гости», показывая, какая в Таллине есть девочка. На что он ответил — пусть приезжает, я на нее посмотрю. Мы пришли на квартиру к Сергею Герасимову, ты сидела на диване и дико за меня переживала. Я уже сейчас не помню, что меня побудило прочитать монолог Ларисы из «Бесприданницы». Я читала, жалея и себя, и тебя, и у меня из глаз брызнули слезы, которые разжалобили С. А., и он сказал: «Я тебя беру».

И вот я во ВГИКе! На нашем курсе учатся Галя Польских, Жанна Прохоренко, Евгений Жариков, Николай Губенко, Сергей Никоненко, Жанна Болотова… Я — старше всех! Болотовой, например, 17 лет. Мне — 20! Благодаря Жанне Болотовой позже произойдет удивительное знакомство с Булатом Окуджавой, который, придя на нашу студенческую вечеринку, вдруг сел не рядом с ней, своей Музой, а выбрал место рядом со мной… Мне тогда было уже 23 года, а ему — почти сорок. Целый год нас связывал трогательный роман, он говорил обо мне: «Это Лариса, мой талисман». Мы ходили на дружеские посиделки, на квартирники, на выставки… Я знала, что у Булата есть семья, но совесть моя была чиста, ведь самое большое, что Булат себе позволял, — взять меня за руку, осторожно поцеловать… 

В дальнейшем мне приходилось видеть многих красавцев, но ни один из них не производил на меня такого удивительного впечатления, как Булат. Поддерживала я добрые отношения и с Галичем. С ним связана забавная история, которая произошла со мной во Франции, во время Каннского фестиваля. Там мне посчастливилось побывать в гостях у Марка Шагала, и художник подарил мне свой рисунок с автографом. Вернувшись в Москву, я позвонила Александру Галичу, для которого приготовила роскошный подарок — красивую медную пепельницу. Но узнав, что он после инфаркта в больнице, я к этому подарку добавила и рисунок Шагала. Сейчас это может показаться невероятным, такое легкое отношение к работам великого мастера. Но тогда для меня порадовать Галича было главным­!

Лариса Лужина с Владимиром Заманским
С Владимиром Заманским в фильме «Небо со мной». 1974 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Несколько лет учебы во ВГИКе пролетели быстро… А я до сих пор считаю своими вторыми родителями Сергея Аполлинариевича и Тамару Федоровну, да и они своих учеников считали детьми. Макарова ходила с нами, девочками, по магазинам, помогала выбрать одежду, украшения, и нередко за все платила. Специально для нас она проводила уроки этикета. Выглядело это так — она варила огромную кастрюлю сосисок, нарезала хлеб и потом учила нас пользоваться ножом и вилкой. А на самом деле — еще и кормила голодных студентов.

Спустя время судьба снова свела меня с моими учителями — в Иране. Мы ездили на Неделю советского кино. Помню, собираясь на прием, Тамара Федоровна жаловалась мужу: «Сережа, у меня опять пошла стрелка на чулках…» — «Да что ж такое! Мне все деньги, выделенные на поездку за границу, приходится тратить на твои чулки!» — отвечал Герасимов. Чулки эти он запомнил, и как-то, когда на заседании специальной комиссии обсуждался вопрос — платить ли студентам, снимающимся в кино, — сказал: «Вы знаете, сколько стоят, например, капроновые чулки? Разумеется, студентам и студенткам необходимы деньги… Сделайте ставку 25 рублей».

Общаться с Высоцким я перестала, когда у него появилась Марина

После поступления в институт моя жизнь круто изменилась. Во-первых, еще на первом курсе я снялась в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», меня стали узнавать на улицах, приглашали на другие съемки. Во-вторых, я вышла замуж, и из студенческого общежития переехала в съемную комнату. Мы снимали ее у вдовы известного режиссера и актера Алексея Дикого. До нас в этот дом приходили интересные и известные люди — поэт Евгений Евтушенко, балерина Нина Тимофеева и многие другие. А к моему мужу стал забегать его друг Володя Высоцкий. Как-то раз Володя обратил внимание на гитару, которая висела на стене. Ее подарили Алексею Дикому цыгане. Инструмент был замечательный, краснощековский (работы знаменитого мастера Краснощекова), и Высоцкий загорелся его приобрести. Володя долго уговаривал хозяйку продать гитару. Кто мог устоять перед оба­янием артиста?! Сдалась и тетя Шура, согласилась отдать — правда, за приличную сумму, за 100 рублей.

Владимир Высоцкий  и Марина Влади
Владимир Высоцкий и Марина Влади

Мы дружили с Володей, когда он еще не был широко известен. Ему не разрешалось выходить на публику, петь свои песни. Его утверждали на роли, а потом запрещали сниматься, петь в фильмах. Но в то же время именно тогда Высоцкий жил на полную катушку — все запреты вызывали в нем дух сопротивления. А вот то, что происходило с ним в последние годы, когда у него уже было все — и любимая красавица жена, и поездки за границу, и гонорары, и зрители, — повлияло на Володю не лучшим образом. У него потух глаз, он стал мрачным. Наверное, понял: то, что хотел сказать, он сказал. А потом его стали просто использовать… Но сытая жизнь была не для Высоцкого. Часто вспоминаю его строчки из фильма «Вертикаль»: «И знаю я: печаль-тоску мне эту век возить с собой». Печаль его убивала изнутри…

Лариса Лужина со Станиславом Ростоцким
Со Станиславом Ростоцким на фестивале в Карловых Варах
Фото: Фото из личного архива Ларисы Лужиной 

Хорошо помню, как Говорухин отстаивал Высоцкого, когда начал снимать «Вертикаль». Художественный совет не соглашался, они говорили: «Нам не нужна эта головная боль». Станислав Сергеевич не сдавался. В конце концов снимать Высоцкого ему разрешили, но предупредили: «Никаких песен!» А Говорухин и тут сделал по-своему. Теперь без песен Володи невозможно и представить фильм «Вертикаль»…

Изначально Высоцкому никто не ставил задачу писать песни. Говорухин сказал так: «Напишешь — хорошо, нет — и не надо». Но Володя заразился горами и просто не мог не писать. Однажды во время съемок мимо проходила двойка альпинистов. Они сказали, что идут за помощью — погиб товарищ, и наши актеры помогли им спуститься в альплагерь. После этого родилась «Песня о друге».

Булат Окуджава
«Мне было 23 года, Окуджаве — почти сорок. Целый год нас связывал трогательный роман… Я знала, что у Булата есть семья, но совесть моя была чиста»
Фото: Геннадий Прохоров/ТАСС

Мы все умели делать, нас всему научили ребята-альпинисты. Хотя нам с Высоцким не нужны были альпинистские навыки, ведь он играл радиста, а я врача, но и мы старались не ударить в грязь лицом: учились ходить в триконях, зарубаться ледорубом, побывали даже на двух вершинах. Очень себя уважали за это — можем что-то, хоть и артисты! Мы сдали необходимые нормативы и получили значок «Альпинист СССР».

Помню, был случай, когда чуть не погиб один из наших актеров, Гена Воропаев. Наши палатки были наверху, а столовая — несколькими метрами ниже. Мы протянули веревку, нужно было идти очень осторожно. И вот Гена поскользнулся, стал падать, причем его несло прямо к трещине. Но каким-то образом он сделал «рыбку» и пролетел над этой трещиной… После этого случая мы стали еще больше тренироваться. Горы не прощают слабых. Был с нами Абалаков, старый альпинист, ему уже, наверное, к шестидесяти шло. Он делал с нами небольшое восхождение… Мы шли в связке, пять человек, последний — наш ассистент, здоровый такой парень. Вдруг он поскользнулся и стал катиться вниз, потащив нас за собой. Я слышу, Абалаков кричит: «Зарубайся!» Нас учили зарубаться так: ногу в трещину, а между ног — ледоруб. Я помню, что зарубилась от страха и неожиданности прямо в ногу. Володя был рядом. Мы оказались на волосок от смерти. Потом он часто рассказывал о съемках в «Вертикали» в своих выступлениях.

Кстати, Володя во время съемок не пил ни грамма… В гостинице Терскола, где мы жили, был бар, и деться больше некуда. После съемок все шли туда, принимали понемножку. Однажды наблюдали, как Володя приблизился к стойке, бармен налил ему стакан водки, Высоцкий выпил. Потом взял бутылку и ушел. Думаем: ну все, съемкам конец. Пошли к нему в номер, уговаривать. Открываем дверь, а Высоцкий смеется. Оказывается, они с барменом заранее договорились нас разыграть и не водка была в стакане, а вода.

Лариса Лужина
«Милая Лейда! Не будь тебя в моей жизни, меня бы тоже не было — как Ларисы Лужиной, которую до сих пор знают и помнят», — написала я в письме той, которая уже не могла этого прочитать…»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

После съемок фильма мы с Володей, наверное, еще пару лет дружили, он частенько забегал в гости. А в 1970 году мы с Чардыниным развелись. К сожалению, когда разводишься, не знаешь, чью сторону примут общие друзья. Высоцкий выбрал друга… К тому же у него как раз тогда появилась Марина Влади, и я сама уже не хотела общаться. Ведь десять лет длился его роман с актрисой Театра на Таганке Таней Иваненко, у нее есть дочка Настя от Высоцкого. И вдруг — Марина. Мне стало просто обидно. Может быть, тогда я вспомнила историю, связанную с именем Влади, произошедшую со мной в Париже. 

Однажды я сидела за столиком в кафе, и вдруг ко мне подходит сам Робер Оссейн, известный актер, первый муж Марины. Я его узнала, потому что дома у Жанны Болотовой висел его портрет, вырезанный из журнала «Советский экран». Робер предложил мне выпить. «Сколько тебе лет? Почему ты молчишь? Вам что, запрещают общаться с иностранцами?» А нас перед поездкой действительно стращали: с иностранцами — ни-ни! Но все же я что-то стала отвечать. А Робер: «О, тебе 23 года. Тогда можно, ты уже все знаешь. Марина уже в 14 лет все знала, пойдем!» Он говорил по-русски, потому что у него самого русские корни. Я, разумеется, никуда не пошла и об этой истории Володе Высоцкому никогда не рассказывала…

А песню «Она была в Париже» я сначала не приняла. Что это: «Пусть пробуют они, я лучше пережду»?! А сейчас мне приятно думать, что Володя обо мне написал.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог