Клинт Иствуд: «У меня нет времени на ошибки»

Больше 60 лет в кино — 72 роли и 45 режиссерских работ, музыкант и композитор, легендарный Клинт...
Мария Обельченко
|
23 Октября 2022
Клинт Иствуд с Мерил Стрип
С Мерил Стрип в фильме «Мосты округа Мэдисон». 1995 г.
Фото: Legion-Media

Больше 60 лет в кино — 72 роли и 45 режиссерских работ, музыкант и композитор, легендарный Клинт Иствуд — уникальное явление. Все, к чему прикасается этот человек, обретает удивительную ценность.

Обладатель пяти «Оскаров» (он ни разу не получал статуэтку за свою актерскую работу, хотя и был номинирован несчетное количество раз), Иствуд считает, что его карьера удалась благодаря совпадениям времени и места. «Уверен, есть много талантливых актеров, не добившихся успеха лишь потому, что не получали подходящего шанса и роли. Недаром моя мать всегда верила в моего ангела-хранителя».

92-летний Иствуд не торопится уходить на пенсию: зачем, если он по-прежнему в хорошей форме? Каждый день играет в свой любимый гольф, на пианино, проводит время с детьми (их у него восемь — от шести разных женщин), внуками и правнуками на своем ранчо в живописном Кармеле, маленьком городке на берегу океана в Северной Калифорнии. Одно время Клинт служил мэром Кармела, и его обожают местные жители.

«Двигаемся дальше»

В фильмах, которые снимает Иствуд, практически отсутствуют спецэффекты, компьютерная графика и прочие признаки сегодняшнего кинематографа для «тинейджеров». Он выбирает сценарии, предназначенные для взрослых людей, истории простые и внятные. И тем самым часто ставит студии в тупик. «Зачем нам история о девушке-боксере?» «Для чего нам тратить деньги на психологическую драму о взрослых людях, которые не могут разобраться в своих переживаниях и детских травмах?» С фильмом «Таинственная река»

Иствуду пришлось немало помыкаться, пока наконец не удалось найти 25 миллионов долларов и заручиться согласием Тима Роббинса, Шо­на Пенна и Кевина Бэйкона, сокра­тив самому себе гонорар. Со временем

и студийные боссы поняли: Клинта голыми руками не возьмешь. Он будет снимать только то, что интересно лично ему самому. Иствуд создал целый новый жанр своими картинами, и в Голливуде появился термин «фильм Клинта». «Мосты округа Мэдисон» с Мерил Стрип, оскароносная «Малышка на миллион» с Хилари Суонк, «Гран Торино», заработавший в прокате поч­ти 300 миллионов долларов при бюджете в 33, «Таинственная река», «Флаги наших отцов», «Письма с Иводзимы», «Подмена» (бенефис Анджелины Джоли), «Непокоренный», «Дж. Эдгар» (с Леонардо Ди Каприо), «Снайпер» с Брэдли Купером, «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом, «Поезд на Париж»...

Клинт Иствуд и Анджелина Джоли
Клинт Иствуд и Анджелина Джоли представляют фильм «Подмена» на Каннском кинофестивале. 2008 г.
Фото: Legion-Media

Что же такое «фильм Клинта»? Совсем короткий ответ: это карти­на, которую снял Клинт Иствуд со своей съемочной группой. Члены этой груп­пы в полном составе являются его «семьей», а он — ее главой, преданным отцом семейства, другом, боссом, благодетелем и кормильцем.

Иствуд никогда не повышает голос на работе — ему это и не нужно. Никто не спорит с ним на «фильме Клинта». Однажды нарушить табу осмелился Кевин Костнер на съемках «Совершенного мира». Костнер был уже большой звездой и хотел сделать из картины артхаусное кино. Их явно противоположные намерения и цели привели к конфликту. И вот в один из дней Костнер не вышел из трейлера — сказал, что не готов и пускай режиссер подождет. Иствуд недолго думая велел найти «дублера» Костнера, быстро его одеть и снял с ним всю сцену. Когда Костнер наконец появился, Клинт лишь невозмутимо бросил: «Забудь. Мы двигаемся дальше».

Остаться в живых

В детстве Клинт (родился 31 мая 1930 года в Сан-Франциско) вместе с сестрой Жанной и матерью вынужден был постоянно переезжать с места на место: отец вечно пребывал в поисках работы. Иствуд менял школы и везде чувствовал себя одиночкой. А природная застенчивость и угрюмость сводила почти на нет дружеские отношения. Его мама обожала джаз и ходила с сыном слушать выступления всех музыкантов, приезжающих на гастроли в тот город, где они жили. Клинта никто не учил играть на пианино — он выучился сам, на слух. Джаз навсегда станет его главным увлечением, помимо плавания и баскетбола. Но Клинту и в голову не приходила идея серьезно заняться музыкальной карьерой. У него вообще не было ни малейших идей, чем заняться в будущем. После школы работал лесорубом, пожарным, спасателем, главный девиз — никогда ни от кого не зависеть. Поступил в колледж — что-то связанное с торговлей и бизнесом, — но через пару лет бросил. По вечерам играл в ресторанах, джаз-клубах и на вечеринках. Худому нелюдимому парню казалось странным, что, как только он начинал играть, вокруг него сразу же собирались люди. Иствуда, как и многих его ровесников, забрали в армию. Шла война с Кореей, и самолет, на котором он летел к месту назначения, был сбит над океаном. Новобранец сумел проплыть в ледяной воде несколько километров и остаться в живых. Его определили на военно-морскую базу в Монтерее (Северная Калифорния) инструктором по плаванию. Многие моряки там мечтали стать актерами. Один из них убеждал Иствуда, что с его внешностью ему там самое место. Но Клинт тогда считал, что актерство означает легкость в общении, раскрепощенность и умение болтать без умолку. У него эти качества отсутствовали. Тем не менее вскоре после увольнения из армии он оказался в Голливуде. Понадобился очередной ковбой, умеющий управляться с лошадью. Работа хоть и пыль­ная, но молчаливая. Копеечный (75 долларов в неделю) контракт с Universal закончился, когда кто-то на студии решил, что у Иствуда слишком выпирает кадык и для главных ролей он малопригоден.

Человек без имени

Неожиданно Иствуду предложили роль в телевизионном шоу о героях Дикого Запада «Сыромятная плеть». Тогда на телевидении сделать настоящую голливудскую карьеру было почти нереально, но и тут подвернулась удача. Один из актеров, партнеров Иствуда по шоу, не смог поехать в Европу сниматься у малоизвестного итальянского режиссера Серджо Леоне. И предложил вместо себя Клинта. Леоне снял его в трех фильмах-вестернах («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой»), имевших грандиозный успех. Вернувшись в Америку, Иствуд не стал ломиться в открытую дверь и создал свою собственную маленькую студию, снимался в том числе у известного режиссера Дона Сигела. Если Серджо Леоне сделал Иствуда знаменитым в Европе, то Сигел, отдав ему в 1971 году роль «грязного» Гарри, стал крестным отцом его голливудской карьеры. «Грязный Гарри» породил четыре сиквела, и даже президенты Америки нередко цитировали «фирменные» реплики главного героя, а сам Иствуд получил второе имя. И это был большой прогресс, ведь герой вестернов Серджо Леоне был Человеком без Имени — его так и звали.

Именно Сигел вдохновил Иствуда снять свой первый фильм в качестве режиссера — «Сыграй мне перед смертью». Сам Иствуд в главной роли и в центре истории — едва ли не самый важный элемент «фильма Клинта».

Клинт Иствуд с Хилари Суонк
С Хилари Суонк в фильме «Малышка на миллион». 2004 г.
Фото: Legion-Media

Наверстать упущенное

На протяжении многих лет Иствуду удавалось скрывать личную жизнь от публики. Он унаследовал от отца повышенный интерес к прекрасному полу и не считал зазорным изменять своим женам и подругам. Изменял он и первой жене Мэгги Джонсон, бывшей модели и актрисе. Узнав, что у мужа есть внебрачный ребенок, она не пожелала разводиться, а вместо этого родила сама, и Иствуд стал отцом двух законных детей — сына Кайла и дочери Элисон. Но развод после больше чем 30 лет мучительного брака все равно был неминуем. Роман с Сондрой Лок, который длился 14 лет, казался гораздо более стабильным, ведь Иствуд был не только ее возлюбленным, он учил девушку актерскому мастерству и навыкам режиссерского искусства. Снимал в своих фильмах и оказывал протекцию в чужих. Но привычка к свободе привела к разрыву. Как обычно, у Иствуда задолго до него появилась другая пассия, и он полагал, что достаточно сделал для Сондры, чтобы она отпустила его с миром. Но на этот раз все закончилось грандиозным скандалом. Сондра подала на него иск в суд, обвинив во всех смертных грехах, перечень которых был столь велик, что вскоре вылился в книгу об «ужасном» Иствуде. Ему удалось прекратить судебные слушания, купив за 1,5 миллиона долларов у студии Warner Bros. контракт, обеспечивающий Сондре постоянную работу. Через три года Сондра (не сумевшая, к слову, снять ни одного фильма) вновь подала на него в суд — на сей раз за мошенничество. Имелось в виду, что он якобы сознательно саботировал ее карьеру. Лишь в 1996 году этот судебный иск был закрыт, а сумма, заплаченная Иствудом адвокатам и, вероятно, Сондре, осталась тайной. ?С другими женщинами Клинту повезло больше. Жительница Кармела стюардесса Джаслин Ривз родила ему двоих детей, которым Иствуд всегда помогал, но о женитьбе не могло быть и речи. Да она и сама не хотела публичности. Актриса Фрэнсис Фишер, партнерша по фильму «Непрощенный», родила ему дочь Франческу, но не пыталась навязывать свое общество после того, как Клинт разлюбил ее. Точно так же и мать еще одной его дочери, Кимбер Иствуд, не предъявляла Клинту никаких претензий. В сущности, он никогда и не лгал — не обещал жениться, не скрывал перепады настроения и то, что работа для него важнее всего остального. Детей признавал, всем им дал свое имя и оказывал поддержку. Дружил с их матерями, если они готовы были принять его дружбу.

В 1996 году Иствуд неожиданно для многих вновь женился — на Дине Руис, тележурналистке моложе его на 35 лет. Но в 2014-м они развелись и уладили дела, избежав публичного скандала. После развода Иствуд не изменил своей привычке и уже в 2015 году появился на оскаровской церемонии вместе с Кристиной Сандерой, бывшей на момент знакомства сотрудницей гостиницы, моложе его на те же 35 лет.

«Вам не нужно знать, что я думаю»

После стольких лет в публичном пространстве Клинт по-прежнему держит свои мысли при себе. «Стоит только людям узнать, что я думаю, они будут разочарованы и им перестанет быть интересно», — ему свойственна не только самоирония, но и некоторая самоуничижительность. Но Иствуд не из тех, кто тратит время на пустые сожаления. Похоже, единственное, о чем он жалеет, — не учился более серьезно искусству пианиста.

Однажды он пошутил: «Я бы сочинил себе такую эпитафию: «Он никогда не переставал удивлять». А если думать о прошлых ошибках и промахах, то не останется на это времени. Как и на то, чтобы избежать новых ошибок».




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая