Клаудия Кардинале: несчастливая звезда

Мария Обельченко
|
16 Ноября 2025
Клаудия Кардинале
Клаудия Кардинале, 1969 г.
Фото: Legion-Media

Недавно покинувшую этот мир Клаудию Кардинале часто сравнивали с итальянскими секс-символами 60—70-х Софи Лорен и Джиной Лоллобриджидой. Но восприятие Клаудии публикой и в жизни, и на экране отличалось — она была скорее «подругой», «девушкой из соседнего двора», более близкой и реальной, чем ее конкурентки.

Идеал женщины героя Марчелло Мастроянни в фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной»; хозяйка борделя, мечтающая играть в оперном театре в джунглях Амазонии, в «Фицкарральдо» Вернера Херцога; мстящая за мужа вдова, отлично владеющая оружием, в вестерне Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе»; «принцесса», владелица драгоценного камня, в культовой комедии «Розовая пантера», — ее актерскую карьеру вполне можно назвать блистательной. Но вот личная жизнь и судьба Клаудии Кардинале были на редкость несчастливыми...

Красавица, которая не хочет сниматься в кино

Клод Жозефин Роз Кардинале родилась в столице Туниса, который был тогда французским протекторатом, в 1938 году. Родители иммигрировали с Сицилии, отец служил инженером на железной дороге, мать воспитывала четверых детей. Клод (Клаудией она станет, когда подчинится своей актерской судьбе) говорила по-французски и на сицилийском диалекте итальянского, на котором разговаривали все ее родные, выходцы с острова. Ее будут дублировать в фильмах до того момента, как Федерико Феллини отказался от подобной практики, сняв актрису в 1963 году в картине «Восемь с половиной».

Родители отправили двух дочерей учиться в частную школу при католическом монастыре, где Клод часто наказывали. В девочке сочетались, казалось бы, несовместимые качества — она была тихой и скромной, но одновременно бунтаркой, странной, словно не от мира сего. Училась при этом на отлично и демонстрировала недюжинные атлетические таланты.

Клаудия Кардинале
В фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной». 1963 г.
Фото: Mary Evans/ТАСС

Будущая звезда еще была школьницей, когда известный французский режиссер приехал в Тунис искать там актрису для своей картины. И вскоре Клаудия уже снималась в фильме, где свою первую главную роль в кино играл Омар Шариф. Но впечатления такая редкая удача на нее не произвела.

Конкурс красоты в итальянском посольстве «Самая красивая итальянская девушка Туниса» устраивался прежде всего с благотворительной целью, в его комитете заседала и мать Клаудии. Она привлекла дочку к организации конкурса, поскольку та категорически не соглашалась в нем участвовать. Но, по словам Клаудии, ее буквально вытолкнули на сцену. И объявили победительницей. К тому моменту Кардинале уже окончила курсы и получила диплом учительницы начальных классов. С детства планировала работать где-нибудь в маленьком городке в пустыне. Но отец уговорил не отказываться от поездки в Венецию на кинофестиваль — это был приз победительнице конкурса. В Венеции и режиссеры, и продюсеры, и фотографы не могли не заметить красоту и харизму Кардинале. Предлагали всевозможные роли и проекты, но она отказывалась. «Я была очень молодая, застенчивая дикарка и не имела ни малейшего желания выставлять себя напоказ на съемочных площадках». В результате все итальянские журналы вышли с Кардинале на обложках и с подписью: «Красавица, которая не хочет сниматься в кино».

Драма и тайный сын

Тем не менее Клаудия все-таки поступила в театральную школу в Риме под руководством итальянской актрисы, известной тем, что она дублировала голливудских звезд — Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Риту Хейворт. Но проучилась Кардинале там недолго. Соблазны столицы и мир кино ее не прельстили, и она вернулась в родной Тунис.

Клаудия Кардинале с Франко Кристальди
С Франко Кристальди на Каннском кинофестивале. 1974 г.
Фото: Legion-Media

Все могло повернуться иначе, если бы не случилась драма, навсегда изменившая ее жизнь. В Тунисе Клаудия стала жертвой изнасилования. Версий множество — то ли это был французский продюсер, то ли военный летчик с французской военной базы, то ли и вовсе незнакомец, затащивший ее в машину прямо с улицы и удерживавший какое-то время неизвестно где. 18-летняя Клаудия забеременела, но отказываться от ребенка не захотела. И тут вновь появился настойчивый и терпеливый продюсер Франко Кристальди, еще в Венеции поставивший перед собой цель сделать из Клаудии звезду — итальянский ответ французской Брижит Бардо. Узнав о беременности, предложил всяческую помощь, замужество в перспективе и обещание дать свою фамилию будущему ребенку. Франко тогда был женат и лишь в 1966 году сумел получить развод — в Италии это было практически невозможно, требовалось наивысшее разрешение от папы римского. Но официально, если верить Клаудии, они так никогда и не поженились. Франко убедил девушку, растерянную и несчастную, в отчаянии даже размышлявшую о самоубийстве, тайно уехать рожать в Лондон, раз уж она не желает избавиться от ребенка. Организовал там роды и уговорил отдать сына на воспитание родителям, чтобы выдать Патрика за ее младшего брата. В конце концов Клаудия согласилась на все его условия и подписала семилетний контракт. Ради сына и независимости, пускай и относительной. «Я сделала это для него, для Патрика, ребенка, которого хотела сохранить, невзирая на все обстоятельства и грозивший мне и моей семье грандиозный скандал», — признавалась позже актриса.

Клаудия Кардинале с сыном
С сыном Патриком. 1967 г.
Фото: Eastnews

За два месяца до рождения сы-на Кардинале закончила сниматься в фильме, спродюсированном Кристальди и имевшем потом большой успех у зрителей и у критиков. Позже она скажет, что с той поры перестала быть «хозяйкой своему телу и своим мыслям». Все принадлежало теперь студии Кристальди. А Патрик только в 7 лет узнал, что не брат, а сын Клаудии. Актриса была уверена, что именно эта психологическая травма помешала ему найти свое место в жизни. Патрик никогда полностью так и не сумел простить мать. А она — не простила себя.

Звезда на зарплате

Франко Кристальди был тем самым покровителем и проводником, в котором, по мнению многих, нуждается каждая молодая, начинающая талантливая актриса. Для Мэрилин Монро это был Джозеф Шенк, для Марлен Дитрих — режиссер и ее любовник Джозеф фон Штернберг, для Брижит Бардо (она была кумиром Клаудии после выхода фильма «И бог создал женщину») — муж и режиссер Роже Вадим, для Софи Лорен — продюсер и муж Карло Понти. В таком покровительстве, несомненно, был смысл, учитывая достаточно бесправное и зависимое положение актрис (даже добившихся славы и признания) в мире шоу-бизнеса. Но условия контракта Кардинале оказались уж слишком суровыми для наивной, но независимой от природы Клаудии. Вес, цвет волос, прическа, одежда, образ жизни — в контракте были прописаны мельчайшие детали всего ее существования. И предусмотрены жесточайшие санкции в случае нарушения какого-либо из условий. К тому же она получала лишь ежемесячную зарплату, как обычная сотрудница студии. Независимо от успехов и количества фильмов, в которых снималась. А когда Кристальди отдавал Кардинале на откуп голливудским продюсерам, забирал себе большую часть куда более внушительных, чем в Европе, гонораров.

Клаудия Кардинале с Аленом Делоном
С Аленом Делоном в фильме «Леопард». 1963 г.
Фото: Legion-Media

У каждой медали есть оборотная сторона. Невыносимое порой партнерство с Франко (она его так и не сумела полюбить), его жесткий диктат, незаживающая травма от случившегося насилия, вынужденная разлука с сыном — все эти 33 несчастья не помешали Клаудии сыграть в те годы свои лучшие роли в фильмах, навсегда вошедших в золотой фонд мирового кинематографа. И во многом, несомненно, благодаря связям и влиянию Франко Кристальди, талантливого продюсера и хозяина процветающей киностудии. На его счету немало великолепных картин, среди которых «Амаркорд», «И корабль плывет» Феллини, «Имя розы» Жан-Жака Анно, «Развод по-итальянски» Пьетро Джерми, «Красная палатка» Михаила Калатозова — международный проект с участием, помимо советских актеров, Шона Коннери, Питера Финча и Клаудии Кардинале.

В 1963 году она сыграла в трех культовых фильмах, после которых ей уже не грозило забвение. У Феллини в «Восемь с половиной» герой Марчелло Мастроянни режиссер Гвидо видит в ней идеал женщины, а не просто актрису или музу: «Красивая, юная и древняя, дитя и уже женщина, естественная и сияющая».

В «Леопарде» Лукино Висконти Кардинале сыграла молодую сицилийку, завоевавшую сердце солдата (Ален Делон) и его дяди в исполнении Берта Ланкастера. «Висконти научил меня, как быть красивой. Культивировать тайну, загадочность, без которой не может быть настоящей красоты». Висконти и Феллини были совершенно разными режиссерами. Клаудия вспоминала: «Лукино хотел, чтобы я была темной, а Федерико — светловолосой. Пришлось каждые две недели перекрашивать волосы. У Лукино на площадке было как в театре. Мы много репетировали. А у Федерико все строилось на импровизации. Никакого сценария». «Восемь с половиной» и «Леопард» снимались практически одновременно и вывели карьеру Кардинале на совершенно новый уровень.

Клаудия Кардинале с Паскуалем Скуитьери
С гражданским мужем Паскуалем Скуитьери. 1990-е гг.
Фото: Zuma Press/ТАСС

В том же 1963 году Кардинале впервые снималась в Голливуде у американского режиссера Блейка Эдвардса в комедии «Розовая пантера». Партнер Дэвид Нивен «отвесил» итальянской актрисе комплимент, оставшийся навсегда в анналах кинематографа: «Клаудия, ты самое лучшее, что есть в Италии — помимо спагетти».

В 1968 году актриса сыграла еще в одном фильме, ставшем классикой, — в вестерне «Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне, того, кто вывел на звездную орбиту Клинта Иствуда, а позже снял «Однажды в Америке». Кардинале играла единственную героиню, окруженную брутальными мужчинами (Генри Фонда, Чарльз Бронсон), но нисколько не потерялась на их фоне. Не случайно с тех пор критики в один голос подчеркивали удивительную внутреннюю независимость актрисы, свободу и силу ее личности, ставшие фирменным знаком всей ее актерской карьеры.

Золотые горы и джунгли Амазонии

В Голливуде Клаудия оставаться не захотела. «Я снималась в прекрасных фильмах, жила в доме Пола Ньюмана. Они просили меня остаться. Обещали золотые горы. Но я отказалась. Я должна жить в Европе. И я исполнила уже свою мечту — путешествовать по всему миру». Была еще одна причина: заключать очередной обременительный контракт (пускай и с голливудской студией), лишающий свободы, расписывающий ее жизнь по пунктам, Кардинале не собиралась. «Они приглашают любого из Европы, кто там из себя что-то представляет. Совершенно очевидно, с одной целью — заполучить монополию на звезд. Но чаще всего это приводит к печальным последствиям. Вернувшись из Америки, в Европе они оказываются никому не нужны».

Клаудия Кардинале с дочкой
С дочкой Клаудией. 2004 г.
Фото: Zuma Press/ТАСС

Клаудия любила повторять, что она авантюристка и любит опасность. Чувствует себя лучше всего, когда ей страшно. Риск подразумевает свободу, до которой она дорвалась, расставшись с Кристальди. Одна из ее самых любимых авантюр — съемки знаменитого фильма Вернера Херцога «Фицкарральдо» с Клаусом Кински в джунглях Бразилии. Режиссер и его любимый актер отличались безумным, невыносимым для большинства нравом и бешеным темпераментом. Но Кардинале отлично управлялась с ними обоими. Единственная из всех. Не смущали ее и чудовищные условия жизни на съемках в Амазонии, безумные требования Херцога и его стычки с Клаусом Кински. По словам режиссера, Клаудия с легкостью предотвращала эти «эпизоды», способные привести к серьезным, если не смертельным последствиям.

Любовь по правилам и без

Клаудия никогда не заводила интрижек с партнерами по съемкам, среди которых были самые известные и красивые актеры того времени — Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Берт Ланкастер, Марчелло Мастроянни. С последним Клаудия снималась в шести картинах, включая «Восемь с половиной». С юмором говорила, что он был в нее влюблен, а она лишь смеялась в ответ, чем приводила его в ярость. Зато они остались прекрасными друзьями. Как и с Делоном, тоже в нее влюбленным. «Частная, личная жизнь для меня совершенно и полностью отделена от моей работы», — повторяла актриса. В этом было определенное лукавство. Франко Кристальди, с которым почти 20 лет у нее был контракт, трепетно относился к малейшему намеку на скандал. И неутомимо контролировал Клаудию на всех этапах съемочного процесса. Мало кто был готов ссориться с таким влиятельным продюсером, каким был Кристальди. Но Кардинале уверяла, что и сама не признавала скандалы частью работы актрисы. Поэтому, например, никогда не соглашалась сниматься обнаженной. «Я не открываю ни свою душу, ни свое тело на площадке. Загадочность — вот что важнее всего».

Клаудия Кардинале с Эдуардом Марцевичем
С Эдуардом Марцевичем в фильме «Красная палатка». 1969 г.
Фото: РИА Новости

В 1975 году она ушла от Франко Кристальди к голубоглазому неаполитанскому режиссеру Паскуале Скуитьери. Называла его «единственным мужчиной в своей жизни». И вроде бы наконец обрела женское счастье. Словно в обмен на счастливую актерскую карьеру предыдущих лет. Родила дочь Клаудию, снималась в фильмах Скуитьери. Они были вместе до самой его смерти в 2017 году, хотя так и не скрепили союз брачными узами.

Последние годы перед смертью Кардинале жила в пригороде Парижа — вместе с сыном и дочерью. И умерла у них на руках. Ни Патрик Кристальди, ни Клаудия Скуитьери не пошли по стопам родителей. Строго говоря, они так и не смогли на сегодняшний день найти свое призвание или устроить личную жизнь. Сама же Клаудия Кардинале многие годы работала послом доброй воли при ООН и ЮНЕСКО, занималась помощью людям искусства, образованием женщин и подростков, их правами. Основала собственный благотворительный фонд. Последний раз появлялась на экране в 2022 году. По словам дочери, мать никогда не была капризной дивой, ее требования и пожелания отличались скромностью, она всегда соглашалась давать автографы и не выносила присутствие рядом с собой охранников. «Мама чувствовала себя благодарной за всю выпавшую на ее долю удачу». Пожалуй, это правда, ведь плохое быстро забывается, а в памяти остается только хорошее...

Интересные факты

  • Клаудия Кардинале не слишком много внимания уделяла своей внешности: «Я никогда не делала, как это называется, подтяжку лица. Или что-то подобное. Моя мама любила повторять: «Подожди, когда станешь старой, захочешь чаще улыбаться». И это чистая правда. Так зачем я буду лишаться улыбки?»
  • В фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» Кардинале довелось сняться благодаря Франко Кристальди. Именно его продюсерская компания осуществила замысел режиссера создать картину на основе реальной истории спасения в Арктике советским ледоколом иностранной экспедиции под руководством итальянского генерала. Клаудия покорила съемочную группу тем, что в 30-градусный мороз никогда ни на что не жаловалась. Из всех своих русских партнеров итальянская звезда особенно выделяла Никиту Михалкова.



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая