Карл Фаберже: «Что проку в бриллиантах?»

С легкостью истинного художника Фаберже уравнял в правах драгоценные камни с полудрагоценными, бриллианты со стеклом, фарфором, костью, эмалью...
Ирина Стрельникова
|
30 Мая 2016
Карл Фаберже
Карл Фаберже. Портрет работы Велло Палуоя
Фото: faberge.ee

Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге, ровно 170 лет назад. Его отец — ювелир Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи, а мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. За четыре года до рождения сына Фаберже-старший основал ювелирную фирму. Готовя мальчика себе в наследники, Густав обеспечил ему прекрасное образование. Карл много путешествовал по Европе, где обучился всем тонкостям ювелирного дела.

Уже в 24 года, в 1870-м, Карл возглавил семейное предприятие и оказался очень успешным руководителем. Его изделия очень скоро стали невероятно популярны в Европе, а многие родственники императорской семьи, проживающие за рубежом, получали невероятно красивые сервизы, посуду и украшения в подарок. Среди постоянных клиентов Фаберже были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции. Императору Японии однажды были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV.

Востребованность изделий Карла Густавовича к началу ХХ века была настолько велика, что в Зимнем дворце имелась специальная кладовая, где хранился запас готовых подарков «от Фаберже» — императорская семья много путешествовала и по пути раздаривала тонны разнообразных предметов с клеймом фирмы. Добрых три десятка лет Карл Фаберже оставался на гребне популярности...

В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем, как сложилась дальнейшая карьера, судьба и семейная жизнь знаменитого русского ювелира немецкого происхождения.

О самом прославленном ювелире Фаберже известно немного. Его личный архив исчез в революцию, а в воспоминаниях современников Карл Густавович остался человеком замкнутым, скромным, чуть ли не затворником. Зато история ювелирных шедевров с клеймом фирмы Фаберже достойна стать сюжетом настоящего авантюрного романа!

Пасхальное яйцо Фаберже
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Мастерская Карла Фаберже
Фото: ТАСС

Кареты с вензелями в одночасье исчезли с улиц, и вместо великих князей к витринам теперь стремились разудалые матросы с фабричными девицами под ручку — со смесью трусости и наглости в голосе требовали показать «яхонтовые бусы», указывая грязноватыми пальцами на тридцатитысячное колье.

На Большой Морской, издавна облюбованной столичными ювелирами, закрывался магазин за магазином. А старик Фаберже целый год еще жил так, будто в Петрограде ничего не произошло. И даже сам выходил к покупателям, если таковые находились. При этом формально Карл Густавович уже не был хозяином — еще в ноябре 1917 года по распоряжению новых властей фирма перешла в руки комитета работников. Просто с собственными работниками у Фаберже с давних пор сложились прямо-таки родственные отношения.

Фаберже велел сворачивать производство только в июле 1918-го, когда до Петрограда дошла весть об убийстве императора Николая Александровича и всей его семьи. А в ноябре того же года мистер Дерик, секретарь английского посольства, передал Карлу Густавовичу великодушное предложение короля Великобритании (давнего клиента фирмы): под видом английского дипкурьера выехать с супругой за границу.

Прославленный ювелир не стал долго раздумывать: «Я только зайду домой. Дайте нам с женой 10 минут, чтобы надеть пальто и шляпы!» Англичанин понимающе усмехнулся: ходили слухи, что кроме драгоценностей на 60 миллионов долларов, конфискованных большевиками из сейфов фирмы Фаберже, у Карла в загашнике имеется и еще кое-что, хорошенько припрятанное, миллионов этак на 45.

На сборы у Фаберже ушло даже меньше десяти минут. Пропустив жену вперед, он на секунду замер у порога, оглянулся, вздохнул, еще чуть-чуть помедлил и, наконец, шагнул на улицу. Ему было семьдесят два года, и он навсегда покидал этот великолепный дом: на подвалах, четырехэтажный (на этаж выше, чем у единственного серьезного конкурента — шведа Болина), объединявший и жилые помещения, и мастерские, и хранилище, и магазин.

Агафон Фаберже
Агафон Фаберже. 1890 г.
Фото: fabergemuseum.ru

В новую жизнь Карл Густавович взял с собой лишь саквояж. «Будем надеяться, с вашей поклажей ничего не случится, — сказал англичанин, кивнув на саквояж. — Дипкурьеров даже большевики пока не додумались обыскивать». «Пускай обыскивают, если хотят. Тут нет ничего, кроме смены белья», — рассеянно ответил Карл Густавович, думая какую-то свою, грустную думу. «Так и сказал? Нет ничего, кроме смены белья?! — встревожился сын Фаберже, Агафон Карлович, когда мистер Дерик чуть позже описал ему всю эту сцену. — Ну, значит, так оно и было. Не удивлюсь, если старик просто забыл про бриллианты. А что? С него станется…»

Сам себе не ювелир

Добрых три десятка лет Карл Фаберже оставался на гребне популярности. Среди его постоянных клиентов были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгкорн.

В Зимнем дворце имелась специальная кладовая, где хранился запас готовых подарков «от Фаберже» — императорская семья много путешествовала и по пути раздаривала тонны разнообразных предметов с клеймом фирмы. К примеру, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV.

Китайскому богдыхану — две диадемы, три серебряные вазы с хрустальными вкладками, два графина и шпилька для шляпы. Каждый Божий день между 16 и 17 часами к дому номер 24 по Большой Морской съезжались великие князья — посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. В Зимнем, собираясь в специальном курительном закутке у Церковной лестницы, мужская половина семьи Романовых щеголяла портсигарами от придворного ювелира — высшим шиком считалось иметь каждый день разные.

Однажды в семидесятых годах из-за Фаберже в высочайшем семействе разразился скандал: император Александр II сослал своего троюродного брата Николая Константиновича в Туркестан за… клептоманию. На великого князя пожаловалась его собственная мать — великая княгиня Александра Иосифовна, страстная коллекционерка творений фирмы Фаберже: мол, сын то и дело таскает у нее экспонаты. Николай Константинович — человек весьма эксцентрический и — увы! — не раз позоривший семейную честь Романовых — оправдывался тем, что хочет учиться ювелирному делу и нуждается в образцах для подражания.

Пасхальное яйцо Фаберже
Пасхальное яйцо «Ландыши». Мастерская Карла Фаберже. 1898 г.
Фото: ТАСС

Он даже попросил Карла Густавовича составить список необходимых инструментов. «А зачем в работе с золотом нужен тонкий кожаный ремень без пряжки?» — поинтересовался великий князь. «Без битья по рукам мастерству не научишь!» — пояснил Фаберже…

Карл Густавович имел все основания так говорить. В том смысле, что его самого по рукам не били, вот он толком и не выучился мастерству. Ведь ювелир, с легкой руки Романовых провозглашенный «величайшим гением современности», был скорее историком, знатоком и ценителем искусства, чем истинным художником. И было время, когда к собственной ювелирной фирме Фаберже относился с неслыханным равнодушием!

Ювелирное дело в Петербурге основал его отец, Густав Петрович — полуфранцуз-полунемец. Прожив в России 18 лет, Фаберже-старший вдруг решил навсегда обосноваться в Дрездене. Предполагалось, что руководить фирмой станет Карл. Но тот с легкостью перепоручил дела управляющим, а сам предпочел проводить время в реставрационных мастерских Императорского Эрмитажа.

Какой-нибудь полуразвалившийся золотой гарнитур эпохи Перикла занимал Карла куда больше, чем товар собственного магазина — густо усыпанные бриллиантами броши, перстни, колье, — вещицы весьма заурядные, но пользующиеся неизменным спросом у купеческих любовниц. Примечательно, что в Эрмитаже Карл трудился совершенно бесплатно. Его просто забыли оформить в штат, а сам он за 15 лет так и не удосужился напомнить. Позже умные люди заподозрили в этом хитрый ход — мол, Фаберже таким образом втирался в ближний круг царской семьи.

На самом деле с ближним кругом все вышло совершенно случайно — в 1884 году нижегородское купечество преподнесло императрице Марии Федоровне вещицу, купленную в магазине у Фаберже, и подарок понравился. Это был букетик ландышей из жемчуга и бриллиантов в миниатюрной золотой корзиночке — копия с древнего китайского оригинала, Бог весть как затесавшаяся среди продукции фирмы. Так «предметные фантазии от Фаберже» вошли в моду при дворе. А сам Карл Густавович уверовал в новый жанр!

Евгений Фаберже
Евгений Фаберже
Фото: fabergemuseum.ru

Теперь он дни напролет проводил в фирме. Давал идеи мастерам. Присматривался к подмастерьям и, заподозрив искру таланта, переводил в мастера. Отбирал лучших выпускников училища технического рисования и щедро платил им за эскизы.

Ведущим ювелирам Фаберже позволял ставить на их творения личные клейма. Состарившихся служащих не гнал, платил жалованье даже 82-летнему, совсем ослепшему граверу, работавшему в фирме с 25 лет. И — о чудо! — никто никогда не уходил от Фаберже, чтобы открыть собственное дело, а ведь могли бы — мастера-то подобрались экстра-класса!

Так что же, кроме руководства (сегодня сказали бы «менеджмента»), Фаберже делал сам, своими руками? Только две вещи. Во-первых, разбивал специальным молоточком, который постоянно носил с собой, любое изделие, если оно ему не нравилось, — цена здесь не имела значения!

И во-вторых — в том случае, если изделие нравилось, — торжественно носил его по всем мастерским, демонстрируя рисовальщикам, ювелирам, златокузнецам, камнерезам и эмальерам, со словами: «Посмотрите на эту замечательную вещь, она закончена!» Это могло быть что угодно — инкрустированный рубинами портсигар за 30 тысяч, яшмовая ручка для зонтика за 3 рубля или «предметная фантазия»: букет цветов с эмалевымилепестками и бриллиантовыми тычинками в вазе с «водой» из горного хрусталя, обсидиановый тюлень, носорог из серой яшмы, фигурки «Камер-казак Кудинов», «Певица Варя Панина», «Дворник»…

Когда в Петербурге широкое распространение получило фотодело, Фаберже стал выпускать рамки для фотографий. Появилось электричество — дверные звонки. Одному журналисту Карл Густавович объяснял: «Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг. Иногда и неудобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит».

С легкостью истинного художника Фаберже уравнял в правах драгоценные камни с полудрагоценными, бриллианты со стеклом, фарфором, костью, эмалью. «Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушерон, Картье, то у них, вероятно, драгоценностей больше, чем у меня, — сказано в том же интервью. — У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники!»

Пасхальное яйцо Фаберже
Пасхальное яйцо «Куриное яйцо». Мастерская Карла Фаберже - первое из 9 пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказам императораАлександра Третьего
Фото: ТАСС

Дорого яичко ко Христову дню

Что же касается гордости и вершины творчества фирмы Фаберже — ювелирных пасхальных яиц для императорской семьи, то, по легенде, создание первого из них связано с убийством Александра II. Мол, императрица Мария Федоровна, жена Александра III, была слишком потрясена видом истекающего кровью свекра, когда того принесли умирать в Зимний дворец. Вот новый император и задумался, каким бы занятным подарком хоть на время отвлечь супругу от тяжких дум. А тут как раз приближалась Святая Пасха, и ювелир Фаберже вызвался изготовить пасхальный сюрприз, достойный императрицы…

Но, как известно, народовольцы убили Александра II в 1881 году, а первое яйцо для императрицы было заказано к Пасхе 1885-го. Впрочем, православная Пасха с ее обычаем христосоваться для титулованных особ и сама по себе нелегкое испытание!

Однажды император записал в дневнике, что обменялся пасхальными поцелуями с 280 лицами во время ночной церковной службы, а в пасхальное утро — с 730 военными. На долю царицы едва ли приходилось меньше. А если учесть, что Мария Федоровна в недавнем прошлом называлась датской принцессой Дагмарой и с детства к русским обычаям приучена не была, то ей оставалось только посочувствовать. Ну, или порадовать каким-нибудь милым и занимательным сюрпризом.

Заказав для императрицы пасхальный сувенир у Фаберже, государь император не высказал никаких конкретных пожеланий. Любой другой ювелир принялся бы за колье, диадему или гарнитур. Возможно даже, что футляр был бы выполнен в форме яйца, скажем, из живых ландышей, а то и просто из искусно сплетенной соломы — так пасхальные подарки оформляли и задолго до Фаберже. Подарок выходил и в меру символическим, и практичным.

Сувенир же, доставленный в Зимний дворец Карлом Густавовичем, не имел никакого практического применения: десятисантиметровое яичко, снаружи белое (эмалевое), изнутри, как и полагается, желтое (золотое), в нем сидит на яйцах золотая курочка с глазами из рубинов и бриллиантовым гребнем. В свою очередь курочка тоже открывается, и в ней — рубиновое яичко и миниатюрная императорская корона.

Брошь Фаберже
Брошь «Яблоневый цвет» мастерская Карла Фаберже. 1900 г
Фото: Борис Кавашкин/ТАСС

Пустяк, игрушка, к тому же относительно недорогая. Но Мария Федоровна с тех пор и вообразить не могла, чтобы Пасха обходилась без яичка «от Фаберже». Когда умер ее муж, заказывать пасхальный сюрприз для нее стал сын — Николай II. Он, впрочем, просил делать по два яйца — еще для жены, царицы Александры Федоровны.

Всего для порфироносной семьи Фаберже изготовил то ли пятьдесят, то ли пятьдесят четыре яйца. Самое дорогое обошлось императору в двадцать пять тысяч рублей. Самое дешевое — чуть ли не в тысячу (для сравнения: тот же Фаберже за жемчужное ожерелье — обручальный подарок наследника-цесаревича Николая Александровича его невесте принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской (будущей Александре Федоровне) — получил 166 500 рублей и еще 250 000 за другое колье — подарок той же Алисе от императора Александра III, будущего свекра).

Иной раз Фаберже делал яйцо из золота, потом — из горного хрусталя, а однажды — к Пасхе 1916 года — из стали. Называлось оно «Военное», по дизайну было весьма простым, а в качестве подставки имело четыре стилизованных патрона (кстати, настоящие патроны фирма Фаберже тоже делала — по приказу Военного ведомства от 1914 года). Одно из двух последних яиц, приготовляемых к Пасхе 1917 года, было из карельской березы — по понятным причинам вручить его заказчику не удалось, хотя Фаберже и докучал Керенскому просьбами разрешить посылку в Царское Село (именно там царская семья содержалась под домашним арестом).

Что же касается «начинки», Карл Густавович старался придерживаться принципа актуальности. В 1891 году, когда цесаревич путешествовал морем, Фаберже спрятал в яйце точную модель его крейсера из золота и платины — с крохотным капитанским мостиком, рулевым колесом, тончайшими парусами и всей оснасткой. К Пасхе 1897 года в яйцо «Коронационное» поместил копию кареты, в которой Николай и Александра полутора годами ранее ехали венчаться на царство: на оконцах из горного хрусталя выгравированы занавески, ступеньки поднимаются, крохотные, меньше рисового зерна ручки поворачиваются, открывая и закрывая дверцы, шасси амортизируют ход.

Эмальер Фаберже
Эмальер Фаберже у печи для обжига. 1900 г.
Фото: fabergemuseum.ru
Карл Фаберже
Петер Карл Фаберже выбирает камни для работы. 1900 г
Фото: fabergemuseum.ru

Наконец, весной 1904 года по случаю завершения строительства Транссиба изготовлено яйцо с царским поездом внутри — платиновый паровоз и пять золотых вагонов, из которых последний — походная церковь на колесах. Паровоз заводится золотым ключиком и тащит состав несколько метров, сверкая алмазными фарами и рубиновым фонарем. Надписи на вагонах можно прочесть только в микроскоп — ну чем не творение лесковского Левши?

Проект пасхального сувенира каждый раз держался в строжайшем секрете. Бывало, что кто-то из высочайшей фамилии проявлял нетерпение и спрашивал у Фаберже, каким будет следующее яйцо. Карл Густавович неизменно отвечал: «Не извольте беспокоиться. Ваши Императорские Величества останутся довольны!» Ему позволялось все. Подразумевалось, впрочем, что царские подарки не будут дублироваться. И вообще, заказы на простые ювелирные яйца принимать можно, а вот на яйца «с начинкой» лучше не надо. Пусть, мол, так и остаются царским эксклюзивом.

Рассказывают, что однажды честолюбивая американская миллиардерша мисс Вандербильд (уж не та ли, с которой несколько позже станет соперничать Эллочка-людоедка?) посулила Карлу Фаберже миллион долларов: «Мне нужно яйцо, по оригинальности решения сопоставимое с теми, что вы делаете для вашего императора». В положенный срок она получила от русского ювелира… шкатулку в форме кубика с запиской: «Соблаговолите принять квадратное яйцо».

И все же по прошествии многих лет выяснилось, что Фаберже обманывал своих высочайших заказчиков. Семь яиц в подарок некой Варваре Кельх почти в точности повторяли царские — за исключением разве что вензеля. Конечно, Варвара с мужем владели Ленскими золотыми приисками, железными дорогами и пароходством. Но как-то не верится, что дело тут просто в деньгах.

В конце концов, риск потерять доверие Императорского дома не стоил никаких денег! Можно предположить, что тут кроется что-то более личное. Недаром Варвара Кельх слыла женщиной жизнелюбивой, свободомыслящей и весьма кокетливой. В конце концов она убежала от мужа с очередным возлюбленным, прихватив с собой семь яиц «от Фаберже»…

Пасхальное яйцо  Фаберже
Пасхальное яйцо «Коронационное». Мастерская Карла Фаберже. 1896 г.
Фото: ТАСС

Что же касается самого Карла Густавовича, то свою супругу Августу он уважал и оберегал от огорчений. Он женился задолго до своего взлета, и брак этот поначалу мог считаться выгодным: дочь мастера придворных мебельных мастерских Богдана Якобса имела и приданое, и связи. Главная же заслуга Августы в том, что она родила мужу четверых сыновей.

Это было уже совсем другое купеческое поколение: путешественники по Востоку, утонченные эстеты, светские повесы, они коллекционировали любовные победы, яхты, племенных жеребцов... Куда там их отцу Карлу в его вечном сюртуке с большими карманами! Но и дело младшие Фаберже знали. Младший сын, Николай, возглавлял лондонское отделение фирмы. Старший, Евгений, с двадцати лет руководил главным отделением — петербургским. Александр — московским филиалом. Агафон вместе с отцом заправлял всеми делами.

Когда фирма в 1916 году преобразовалась в акционерное общество, акции получили все сыновья, кроме Агафона. Не осталось никаких документов, проливающих свет на причину такой немилости. Возможно, дело тут в эстетических разногласиях: Агафон Карлович был знатоком камней, с двадцати двух лет занимал должности эксперта Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца и оценщика Ссудной казны и, по мнению некоторых современников, имел куда более утонченный вкус, чем Фаберже-старший с его пристрастием к затейливым и помпезным игрушкам.

Агафон Фаберже не оставил профессию и после революции и оценивал для большевиков конфискованные у Романовых сокровища. Он прожил на родине аж до 1927 года, а потом перешел финскую границу. Другие сыновья Карла Густавовича тоже засиделись в Стране Советов дольше, чем большинство людей их круга. Просто у братьев Фаберже оставалось в России дело: драгоценности фирмы, столь легкомысленно брошенные их отцом.

Золотая лихорадка

В доме на Большой Морской имелся весьма замысловатый лифт-сейф. Днем на нем можно было разъезжать с этажа на этаж, а ночью его частенько держали под током — если было что с особым тщанием укрывать от воров. Понятно, что большевиков электричеством не остановишь, но братья Фаберже придумали хитрый ход: после отъезда Карла Густавовича сдать дом в аренду посольству Швейцарии. Ведь во всем мире территория представительств иностранных государств считается неприкосновенной.

Пасхальное яйцо Фаберже
Пасхальное яйцо «Память Азова». Мастерская Карла Фаберже. 1891 г.
Фото: Борис Кавашкин/ТАСС

Вот только шесть чемоданов с семейными драгоценностями провисели на уровне второго этажа на Большой Морской лишь до мая девятнадцатого года. Затем в дипломатическую миссию ворвались чекисты и взломали сейф. Один из них — начальник особого отдела Гатчинского ЧК — тут же и сбежал, прихватив с собой ценностей на 100 тысяч старыми деньгами.

И все же у сыновей Карла Фаберже оставались еще кое-какие «крохи». Евгений на отцовской даче в Левашове лично закопал чемодан с изделиями фирмы общей стоимостью в 2 миллиона долларов. Он так и не придумал, как переправить их за границу, и когда в воздухе запахло жареным, уехал налегке, планируя когда-нибудь вернуться в Левашово. Теперь дача Фаберже разрушена, место клада найти невозможно, но до сих пор находятся желающие попытаться.

Так же безуспешно роют землю и у финской границы — жена Агафона Карловича спрятала там золото-бриллианты «под приметным деревом». Третье место паломничества кладоискателей — усадьба Мудупи под Ригой. Там, где-то под голубятней, которой теперь нет и в помине, изделия Фаберже закопал некто Бауэр, акционер фирмы и бухгалтер московского отделения. В Латвию ценности провезла его супруга, спрятав в одежде и в каблуках туфель. Но воспользоваться ими все равно не удалось — слухи дошли до Евгения Фаберже, и тот примчался из Парижа в Ригу, чтобы заявить на Бауэра латвийскому министру юстиции.

Несколько недель бывшего бухгалтера протомили в тюрьме, а потом выпустили за отсутствием доказательств. В 1936 году он умер, указав родной сестре на ту самую голубятню. Только вот сестра не сумела удержать язык за зубами, а агенты братьев Фаберже были начеку. На этот раз в Ригу помчался Александр Карлович, перекопал усадьбу вдоль и поперек, но ничего не нашел и вообще еле унес ноги от советских солдат, внезапно оккупировавших Латвию. Ох, и недобрым же словом поминал он в те дни покойного батюшку...

...В 1920 году Карл Фаберже доживал свои дни в Лозанне, почти в нищете. Он вечно болел, хандрил и не испытывал желания разговаривать. Единственные слова, которые люди слышали от него достаточно часто, были: «Нет, это не жизнь!..» Когда же кто-то из сыновей спросил, почему Карл не воспользовался уникальной возможностью вывезти из России хоть что-то, старик удивился: «Что проку теперь было бы в бриллиантах?» Может, он имел в виду что-то вроде: потерявши голову, по волосам не плачут, и жалкие осколки былого богатства не утешат того, кто утратил дело жизни и любовь царей. А может, просто, что драгоценности к 1920 году до неприличия обесценились.

«Орден Фаберже»
Юбилейная награда «Орден Фаберже»
Фото: Людмила Пахомова/ТАСС

«От Фаберже» оптом и в розницу

В Питере в Гражданскую бриллианты шли за несколько картофелин. Да и в Европе дело обстояло немногим лучше: ювелирный рынок перенасытили драгоценности, привезенные ордами русских эмигрантов. Когда же к 1922 году цена на камешки и драгметаллы снова стала расти, большевики вспомнили, что в Москве, в Оружейной палате, еще со времен Керенского пылятся сотни ящиков с конфискованным имуществом императорской семьи.

Пасхальные яйца одно за другим стал забирать у Оружейной палаты Наркомвнешторг: Стране Советов требовались деньги на индустриализацию. Состоятельные иностранцы, понятное дело, не зевали. Директор Оружейной палаты Дмитрий Иванов бился за каждый музейный экспонат, писал объяснительные записки, которые потом никто не читал, а накануне изъятия последних десяти яиц Фаберже покончил с собой. Это, как ни странно, и спасло остатки коллекции — они и поныне хранятся в музеях Кремля.

При том, что художественная ценность яиц Фаберже в начале 2000-х многими ставилась под сомнение (мол, слишком пышно, слишком занимательно, на грани китча, одним словом — киндерсюрпризы столетней давности), на аукционах такие лоты неизменно производили сенсацию. Те, что были сделаны для Варвары Кельх, стоили дешевле императорских, но все равно цена доходила до трех с половиной миллионов долларов.

Самым же дорогим в то время считалось «Зимнее яйцо», проданное в 2002 году на аукционе Кристи за 9 579 500 долларов. В 2004 году коллекцию из 200 предметов с клеймом Фаберже (в том числе девять «императорских» яиц) российский нефтяник Вексельберг купил на аукционе Сотби. Стартовая цена составляла 90 миллионов долларов, но говорят, уплачено было значительно больше. И уж сколько стоит каждый из уникальных предметов по отдельности — тем более неизвестно…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог