К ногам Марлен Дитрих мужчины бросали свои состояния

Актриса, певица, икона стиля, героиня войны — трудно дать характеристику легендарной Марлен Дитрих....
Мария Обельченко
|
22 Января 2023
Марлен Дитрих
Марлен Дитрих, 1940-е гг.
Фото: Legion-media
Марлен Дитрих с Джозефом фон Штернбергом
Дитрих говорила, что была никем до встречи с Джозефом фон Штернбергом, сделавшим из нее звезду 1929 г.
Фото: Legion-media

Актриса, певица, икона стиля, героиня войны — трудно дать характеристику легендарной Марлен Дитрих. Она любила эпатажно одеваться и задавала тон в моде. То, что она осмеливалась появляться на сцене в мужской одежде, поначалу многих шокировало. Сегодня сценические костюмы и повседневные наряды Марлен Дитрих находятся в берлинском Музее кино и телевидения: три тысячи костюмов и четыреста шляп!

Ее образ, тщательно продуманный, сыграл главную роль в ее невероятном успехе. «Венера Марленская» — так назвал Дитрих один из ее поклонников, известный критик и британский издатель лорд Бивербрук. И добавил, что актриса — «более значительное произведение искусства, чем Венера Милосская». Ее образ был сотворен не из мрамора, а из света — игры света с тенью, ставшей возможной благодаря изобретению кинокамеры. Ни одна голливудская дива ни до, ни после не воплощала собой эротизм и чувственность в столь чистом виде, обозначив современные идеалы красоты точно так же, как образ Венеры Милосской символизировал представление о женской красоте своего времени. Сочетание голливудской рекламной машинерии и отточенного до совершенства мастерства Дитрих в создании иллюзии отлично сработало — сначала ее воспринимали как загадочную женщину, потом как миф, и в конце концов она стала легендой...

Мария Магдалена Дитрих родилась в Берлине 27 декабря 1901 года, в начале ХХ века, став одним из его безусловных символов. Дома ее звали Лени или Лена, так родился псевдоним: Дитрих соединила два своих имени и получилось «Марлен». Мать Вильгельмина Элизабет Йозефина была родом из богатой берлинской семьи, отец, Луис Эрих Отто Дитрих, — военный, офицер полиции. Он рано умер, и мать вышла замуж за его лучшего друга, тоже офицера из аристократического семейства, но и он умер через несколько лет после свадьбы от ран, полученных на Первой мировой войне. Марлен получила классическое образование — у нее была гувернантка, девочка в совершенстве знала французский язык, разбиралась в поэзии, сама сочиняла неплохие стихи. В музыкальной школе училась играть на скрипке и весьма преуспела, собралась поступать в консерваторию и сделать музыкальную карьеру. К сожалению, травма запястья эти планы разрушила. Но хорошее образование было всегда очень заметно в выступлениях Дитрих — и на сцене, и перед камерой. Безупречную дикцию, слух и тембр нельзя было скрыть за провокативными ролями и эротическими образами.

Марлен Дитрих
«Голубой ангел» стал бестселлером по обе стороны океана. И режиссер, влюбленный в актрису, уговорил Марлен уехать с ним в Голливуд В фильме «Голубой ангел». 1930 г.
Фото: Legion-media

Была никем до встречи с режиссером

Марлен поступила в знаменитую теат­ральную школу Макса Рейнхардта в Берлине и вскоре стала играть в спектаклях, выступать в кабаре и сниматься в маленьких ролях на старейшей киностудии в Европе «Бабельсберг». В послевоенной Германии в 20-е годы прошлого века наступило время бунтарей и творческих экспериментов в культуре: грянула сексуальная революция, на сцене появились женщины в экстравагантных нарядах или даже обнаженные, процветали кабаре, где зачастую выступали театральные актеры. Дитрих уже тогда умела привлечь внимание — щеголяла по городу в мужском костюме с накидкой из выкрашенных в красный цвет лисьих шкурок и с моноклем, сопровождаемая группой верных и преданных поклонников.

Но сама она говорила, что была никем до встречи с Джозефом фон Штернбергом, сделавшим себе имя в Голливуде и живущим в Америке. Талантливый и успешный немецкий режиссер стал одним из немногих, кто сумел без ущерба для себя адаптироваться к переходу немого кино на звуковые рельсы. Он приехал в Берлин в поис­ках актрисы на роль в двух версиях (на английском и немецком языках) своего фильма «Голубой ангел» — о бездушной и коварной артистке берлинского кабаре Лоле. Увидев Марлен, Штернберг свои поиски прекратил. И принялся филигранно, как Пигмалион, лепить из нее свою Галатею. Придумал образ, ставший фирменным, — брови, выщипанные и нарисованные в виде арки тонким карандашом, высветленные волосы, «впавшие» с помощью макияжа скулы. И серебристая линия, нарисованная посередине носа, уменьшающая его ширину. Виртуозное владение Штернбергом светотехникой довершило остальное — и на свет появилось «лицо Дитрих». На месте женщины, которую друзья описывали как предельно земную, с простецким чувством юмора, хозяйственную (обожала готовить бульоны, все блюда из любимой капусты), возникла сирена, коварная соблазнительница, женщина-вамп, холеная и гламурная хищница. Но, искусно исчезнув для пуб­лики, Марлен Дитрих осталась неутомимой хозяйкой — она не изменилась для своих родственников, друзей, возлюб­ленных. И в своих домах, и в роскошных гостиничных апартаментах Парижа и Лондона могла устроить настоящую полевую кухню и бесперебойно снабжать бульоном, картофельным салатом и капустной солянкой всех, кто в этом, по ее мнению, нуждался.

Марлен Дитрих с Шарлем Буайе
В 1936 году Дитрих стала самой высокооплачиваемой звездой Голливуда — продюсер заплатил ей 200 тысяч долларов за роль в фильме «Сады Аллаха» С Шарлем Буайе в фильме «Сады Аллаха»
Фото: Legion-media

Любовь с первой встречи

Помимо «лепки» образа, фон Штернберг стремился сделать из Марлен настоящую кинозвезду. Его требования многим казались слишком суровыми и завышенными. Но только не самой актрисе. Она сразу же стала верным союзником режиссера, никогда не капризничала и не жаловалась. «Ее поведение на площадке отличалось необыкновенной выдержкой. Все внимание сконцентрировано на моих указаниях от первой до последней минуты. Никто не мог бы сравниться с ней в готовности подчиняться и исполнять, до тех пор пока я, ее мастер, не выкажу одобрения. Она вела себя так, словно была моей служанкой. Заметив, что мне нужен карандаш, вскакивала и мчалась за ним. Ни малейшего намека на сопротивление моей власти над своей игрой», — вспоминал Штернберг.

Фильм «Голубой ангел» стал бестселлером по обе стороны океана. А режиссер, влюбленный в Дитрих с первой же встречи и так и не сумевший ее разлюбить до конца своих дней, уговорил Марлен уехать с ним в Голливуд. Он убедил студию Paramount предложить Дитрих контракт и главную роль в его следующем фильме. Правда, Марлен пришла в ярость, когда он велел ей принять решение в течение пяти минут, но вскоре уже пересекла океан и стала сниматься у Штернберга в «Марокко» — первом голливудском фильме актрисы. Партнером Марлен был Гэри Купер, немедленно потерявший от нее голову. Картина спасла студию от грозящего ей банкротства, а немка Дитрих стала столь же выгодным приобретением, как звезда-иностранка Грета Гарбо, приносившая большие деньги студии MGM. Хитрый фон Штернберг и рассчитывал именно на это, когда убеждал студийных боссов пригласить абсолютно неизвестную актрису в Голливуд. В 1936 году Марлен стала самой высокооплачиваемой звездой Голливуда — продюсер Дэвид Селзник заплатил ей 200 тысяч долларов за роль в фильме «Сады Аллаха».

Марлен Дитрих с Сесаром Ромеро
С Сесаром Ромеро в фильме «Дьявол — это женщина». 1935 г.
Фото: Legion-media

В отличие от Греты Гарбо, избравшей образ затворницы, Дитрих подходила к публичности со свойственной ей практичностью и использовала успех по максимуму. Фон Штернберг так описывал этот триумф: «Мужчины готовы были бросить к ее ногам свои состояния. Знаменитости соревновались друг с другом за право сфотографироваться с ней. Самые известные актеры стремились стать ее партнерами. Продюсеры и режиссеры не могли дождаться, когда появится возможность заполучить ее в свои проекты. Ее ближайшее окружение включало выдающихся писателей и деятелей культуры своего времени. Герцоги и генералы, даже главы стран мечтали украсить ею свои приемы. Один журналист, чьи цитаты присутствуют во всех посвященных ей книгах, не только выражал восхищение ее красотой, но и сравнивал ее ум с мозгами Наполеона, Цезаря, Муссолини и Ленина. Но на их совместной работе ее слава никак не отражалась. Здесь присутствовал строгий холодный критик каждого ее движения: «Поверни голову чуть вправо, чуть влево, расправь плечи, смотри на эту лампу так, как будто не сможешь больше без нее жить...» А она часами стояла на одном месте, замерев, пока я не выставлял свет так, как нужно».

В Голливуде фон Штернберг снял Дитрих в шести фильмах: «Марокко», «Обесчещенная», «Шанхайский экспресс», «Белокурая Венера» , «Распутная императрица»... «Дьявол — это женщина» стал последним. Режиссер не смог больше терпеть бурную личную жизнь своей музы и Галатеи, оставаясь лишь творцом ее триумфальной звездной карьеры. По словам Дитрих, без него, своего «духовного отца, критика, инструктора», она чувствовала себя как корабль после бури — без руля и без ветрил. И действительно, она уже никогда не будет так необыкновенна хороша, как в фильмах фон Штернберга. Даже в картинах таких выдающихся режиссеров, как Билли Уайлдер, Эрнст Любич, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Стэнли Крамер, Фриц Ланг... Но Дитрих все равно останется звездой — в отличие от фон Штернберга, ее породившего. Потеряв надежду стать главным мужчиной в жизни актрисы, он надолго исчезнет из кино, а когда вернется, уже никогда не будет прежним всемогущим и обреченным на успех мастером.

Иск за соблазнение мужа

Марлен Дитрих с Клайвом Бруком
С Клайвом Бруком в фильме «Шанхайский экспресс». 1932 г.
Фото: Legion-media

Отправившись покорять Голливуд, Дитрих оставила в Берлине мужа и маленькую дочку Марию. С Рудольфом Зибером она познакомилась на съемках ничем не примечательной немецкой картины, где играла в эпизоде, а он был помощником режиссера. Марлен выскочила замуж в 21 год и поначалу была примерной немецкой домохозяйкой. Но это продолжалось недолго. Вскоре после переезда в Голливуд ей помогли оформить документы для мужа и ребенка. Все произошло стремительно еще и потому, что воссоединение семьи должно было заглушить скандал — жена фон Штернберга (хотя они уже давно не жили вместе) подала на Дитрих в суд за «отчуждение привязанности» (проще говоря, соблазнение мужа). Студия сумела убедить миссис фон Штернберг отозвать иск за определенное вознаграждение. Что касается мужа Дитрих (так его, собственно говоря, и будут всю жизнь называть), то он с согласия и благословения своей законной супруги решил свои личные проблемы. С Руди и ребенком в Америку приехала его любовница, русская эмигрантка Тамара Матул, работавшая в Берлине моделью и танцовщицей. Тамара с тех пор «играла» многочисленные роли в звездном семействе — была гувернанткой дочери Дитрих и Зибера Марии, ассистенткой Дитрих, секретаршей Зибера и тому подобным. Соблюдались все внешние приличия, но, естественно, для всех друзей и голливудских коллег этот любопытный семейный расклад не был секретом. Муж оставался главным душеприказчиком Дитрих, ее «жилеткой» до самой смерти. С ним она советовалась по всем самым важным поводам — начиная с любовных перипетий и заканчивая обсуждением средства от запоров. С папи (так она называла Руди) Дитрих всегда оставалась на связи, даже будучи на другом конце света.

Марлен пересылала ему письма от своих любовников с комментариями, писала ему длинные подробнейшие отчеты о своей жизни, в том числе давая советы и указания насчет Тамары. Какую она может взять себе одежду (из отбракованной Дитрих или оставшейся от ее сценического гардероба) и в какую клинику следует ее в очередной раз поместить. К несчастью, двусмысленность ситуации сказалась на хрупком здоровье этой женщины, и она страдала серьезными психическими проблемами. Руди оставался в этой своей роли «идеального мужа», как называла его актриса, и «единственного мужчины, который ее понимает», до конца своей жизни. В 50-е годы Дитрих купила ему с Тамарой ферму в Южной Калифорнии, где он выращивал цыплят и продавал свежие яйца. В доме держали наготове комнаты, предназначенные для Марлен во время ее редких визитов. Папи умер в 1976 году от рака, Тамара (ей на ферме досталась новая роль — помощницы по уходу за курами, так она именовалась в официальных бумагах) ушла раньше.

Любовные многогранники

Марлен Дитрих с Ричардом Тоддом
Брови, выщипанные и нарисованные в виде арки тонким карандашом, высветленные волосы, «впавшие» с помощью макияжа скулы и виртуозная светотехника — так на свет появилось «лицо Дитрих» С Ричардом Тоддом в фильме «Страх сцены». 1950 г.
Фото: Legion-media

Зибер никогда не претендовал на публичность, хотя всегда соглашался фотографироваться с женой (и с Тамарой), встречал актрису под вспышки камер, когда она приплывала в Америку из Европы и наоборот. Ребенок, как называла Дитрих дочку, тоже был прекрасно осведомлен о домашней ситуации, очень любил и жалел Тамару. Дитрих, радушная и щедрая хозяйка, обеспечивала всем комфортное существование, и близкие сопровождали ее во время путешествий и жили в тех же отелях, что и она. Рудольф Зибер незадолго до ухода сделал исключение, пустив журналистов на свою ферму и позволив взять у него интервью. Он твердо и решительно ответил на вопрос, каким образом их с Дитрих такой неординарный брак продержался столь долго: «Потому что это хороший брак. Такой же хороший, каким был в тот день, когда мы его заключили. Наша связь так же сильна. И только смерть сможет завершить его».

По контрасту с публичным имиджем фам-фаталь, многочисленные романы Дитрих часто представляли из себя скорее дружеские отношения, компаньонство, чем страсть. Она любила брать на себя роль заботливой матери, стараясь излечить, бороться с вредными привычками и так далее. Безуспешно пыталась сражаться с алкоголизмом Джона Гилберта (этого актера она спокойно делила с Гретой Гарбо — своей главной соперницей в Голливуде). Всячески поддерживала Ремарка, пребывающего в беспросветной депрессии. Известно, что свою героиню Жоан Маду в романе «Триумфальная арка» Ремарк во многом списал с Марлен Дитрих. Она познакомила писателя с его последней женой Полетт Годдар. Долгие годы дружила и переписывалась с Хемингуэем, он учил ее боксировать. «Мои роли не имеют ничего общего с тем, кем я являюсь на самом деле», — писала Дитрих. Каким-то образом ей удавалось быть одновременно домовитой немецкой хозяйкой, несущей вахту на кухнях своих рос­кошных домов, и лощеной загадочной суперзвездой. А еще, безусловно, зачинательницей самых глобальных и рискованных для своего времени модных трендов. До появления Дитрих в Голливуде драматические актрисы не демонстрировали фигуру так откровенно. Дитрих же не только открыла свои ноги миру, но и превратила их в один из главных символов эротики и женской красоты. И в то же время никто, кроме нее, так не способствовал популяризации мужского кроя брюк среди женщин.

Отказала Гитлеру

Марлен Дитрих с мужем и дочерью
С мужем Рудольфом Зибером и дочерью Марией. 1931 г.
Фото: Legion-media

В 1939 году Дитрих совершила героический поступок, отказавшись от гражданства Германии и получив американский паспорт, несмотря на то что лично Гитлер обещал ей любые роли и фильмы, если она вернется. Но актриса категорически не приняла нацизм и очень много помогала беженцам из Германии — перебраться в Америку и там обосноваться. Во время своих фронтовых гастролей она побывала в Алжире, Италии, Англии, Франции, Нидерландах, выступала в военной форме на сколоченных деревянных платформах в свете автомобильных фар. Но особое мужество и храбрость проявила, когда добровольно отправилась с союзническими войсками в Германию в конце войны, выступая буквально в нескольких километрах от немецких траншей. На вопрос, зачем было так рис­ковать, Марлен ответила: «Из чувства приличия». Ей аплодировали и демонстрировали свое уважение генералы, а кто-то даже пошутил, что Дитрих бывала на линии фронта куда чаще, чем генерал Эйзенхауэр, командующий объединенными войсками союзников. Позже она скажет, что эта работа — развлекать военнослужащих — была самым важным, что она сделала в своей жизни.

Марлен Дитрих со Спенсером Трэйси
Эта роль стала одной из самых ярких в ее карьере, а картина — самой значительной Со Спенсером Трэйси в фильме «Нюрнбергский процесс». 1961 г.
Фото: Legion-media

После войны Дитрих снялась в нескольких фильмах — в «Мартине Руманьяке» с Жаном Габеном, безумно в нее влюбленным, в «Страхе сцены» у Хичкока, в «Зарубежном романе» у Билли Уйалдера, нашедшего убежище от фашистов в Америке и в судьбе которого Марлен принимала живое участие. Самым ярким и значительным фильмом в ее актерской карьере стали роли в картинах «Свидетель обвинения» Билли Уайлдера и «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера.

Но в 50-е годы она вернулась к тому, с чего начинала, — концертные выступления на сцене, в шоу, кабаре, потом в театрах. «Если бы у Дитрих был один только ее голос, он тоже разбил бы вам сердце», — говорил Хемингуэй. Но в начале 70-х годов во время одного выступления она крайне неудачно упала со сцены и серьезно повредила ногу — и это в дополнение ко всем остальным болезням. В 1974 году Марлен в последний раз появилась перед публикой. Оставшиеся до смерти годы Дитрих провела в своей парижской квартире, прикованная к постели и, как говорили, впавшая в зависимость от алкоголя и обезболивающих. И никого, кроме близких, не пускала к себе. Дочь Мария Рива, ставшая очень уважаемой актрисой на телевидении, в счастливом браке с обычным художником-декоратором (вопреки непростому, мягко говоря, детству и воспитанию) родила четверых детей — внуков Марлен.

Марлен Дитрих
До ее появления в Голливуде драматические актрисы не демонстрировали фигуру так откровенно. Дитрих не только открыла свои ноги миру, но и превратила их в один из главных символов женской красоты В фильме «Кисмет». 1944 г.
Фото: Legion-media
Марлен Дитрих
«Венера Марленская» — так назвал Дитрих один из поклонников. Ни одна голливудская дива не воплощала собой эротизм и чувственность в столь изысканном виде В фильме «Мартин Руманьяк». 1946 г.
Фото: Legion-media

10 дней с Максимилианом Шеллом

В 1984 году уединение Дитрих попытался нарушить Максимилиан Шелл, сыгравший с ней в 1961 году в «Нюрн­бергском процессе». Шелл с большим трудом убедил ее участвовать в документальном фильме «Марлен». Уговорил записывать в течение десяти дней интервью в ее квартире, но так и не сумел получить разрешение на съемку. Тем не менее картина взяла множество призов и ее назвали во влиятельном журнале Newsweek «уникальным, возможно, самым удивительным документальным фильмом, когда-либо сделанным о величайшей кинозвезде». Комментарии Дитрих, прозвучавшие в фильме, были последними вплоть до 1990 года, когда она прервала молчание, чтобы публично поприветствовать объединение двух Германий. «Кровь не водица, я счастлива за свою родную страну, тем более что «счастье так редко посещает этот безумный мир», — говорилось в опубликованном от ее имени заявлении.

6 мая 1992 года 90-летняя легенда умерла в своей парижской квартире. В церкви Мадлен церемония прощания прошла под музыку Бетховена. На мессе присутствовали примерно полторы тысячи человек, пожелавших почтить память актрисы. Среди них дипломаты и послы из самых разных стран, в том числе Германии, России, Британии и США, а вокруг собора собрались еще тысячи тех, кто пришел проститься с легендой. Закрытый гроб у алтаря был задрапирован во французский флаг и украшен простым букетом белых роз от президента Франции Франсуа Миттерана. Награды, в том числе французский орден Почетного легиона и американская медаль Свободы, покоились у подножия гроба, как принято у военных. Церемония символизировала чувство долга, которое олицетворяла Марлен Дитрих и в качестве актрисы, и в своей личной борьбе с нацизмом. Священнослужитель, проводивший службу, сказал: «Все знали ее жизнь актрисы и певицы, и все знали ее твердые принципы. Она жила как солдат и как солдат хотела быть похороненной».




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая