Ирина Мазуркевич: «Я думала — лишь бы муж выжил!»

«За год до своего ухода Равикович перенес клиническую смерть. Врачи говорили: «Вряд ли выживет!» Но тогда Равик очнулся»
Олег Перанов
|
17 Октября 2012
Ирина Мазуркевич
Ирина Мазуркевич
Фото: Андрей Федечко

«До последнего дня муж надеялся, что еще выйдет на сцену. За год до своего ухода Анатолий Равикович перенес клиническую смерть. Врачи говорили: «Вряд ли выживет!» Но тогда Равик очнулся…»

Первым, что корреспонденты «7Д» увидели в питерской квартире Ирины Мазуркевич, оказался большой механический попугай. Он захлопал крыльями и картаво сказал: «Здгавствуй, как дела?» Хозяйка смотрит на игрушку с грустью: «Я подарила его Равику на день рождения.

Незадолго до... трагедии. Равик хотел настоящего, но из-за занятости мы не могли себе позволить». Прошло полгода со дня ухода из жизни Анатолия Равиковича, прекрасного артиста и любящего супруга. С Ириной они прожили более тридцати лет. Рассказывая о нем, она нет-нет да и собьется на настоящее время. Не привыкла еще говорить о своем Равике — как называли его близкие — «был»…

— Равик умер 8 апреля этого года. На следующий день мне позвонил Миша Боярский. Сказал, что у его дочери Лизы родился сын Андрей. Мы сопоставили время, и выяснилось, что между рождением мальчика и смертью Равика прошло буквально несколько часов. Словно Равик ждал появления на свет Андрея, чтобы уйти. Может быть, это покажется странным, но я верю, что душа мужа вселилась в этого маленького человечка, внука Боярского.

«Увидев это фото, режиссер пригласил меня в фильм «Чудо с косичками».
«Увидев это фото, режиссер пригласил меня в фильм «Чудо с косичками».
Фото: Фото из личного архива Ирины Мазуркевич

Пока малыша я не видела. Но хочется надеяться, что он вырастет таким же талантливым человеком, как Анатолий Равикович.

Почти каждый день я езжу на Вол­ковское кладбище. Не только потому, что там могила Равика. Мы с ним там часто гуляли молодыми, на заре нашей истории. Тогда Равик еще жил со своей семьей, да и у меня были отношения с молодым человеком, с которым мы вместе приехали в Ленинград из Горького. Встречаться нам с Равиком было негде. И вот летом ездили на кладбище, а зимой, прячась от холодов, катались допоздна на трамваях. Но мы были так счастливы!

Наша любовь началась с одного взгляда. Да-да, такое бывает в жизни, не только в кино или в книгах. Правда, это был не первый взгляд. В марте 1977 года, окончив Горьковское театральное училище, я приехала в Ленинград по приглашению художественного руководителя Театра имени Ленсовета Игоря Владимирова.

Анатолий Равикович — молодой актер театра в Комсомольске-на-Амуре. Конец 50-х годов
Анатолий Равикович — молодой актер театра в Комсомольске-на-Амуре. Конец 50-х годов
Фото: Фото из личного архива Ирины Мазуркевич

Мне было неполных 19 лет, но я уже была узнаваемой актрисой. Я ведь рано начала сниматься — еще учась на втором курсе, сыграла главную роль в фильме Виктора Титова «Чудо с косичками». И меня начали приглашать в кино. До переезда в Ленинград уже снялась в фильмах «Сын председателя» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Но все равно было очень лестно, что меня пригласили в такой популярный театр с такой звездной труппой: Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Анатолий Равикович. Театр — на пике популярности, хотя артисты не были известны широкому зрителю, не успели еще сняться в своих звездных ролях. Но и про Алису, и про Равиковича нам рассказывали педагоги в училище.

Первым спектаклем, который я увидела, были «Люди и страсти». В нем Равикович играл деревенского писаря мудреца Аздака. Это была такая трагикомическая роль. Зрители смеялись, когда он произносил: «Я тебе сто раз говорил: совсем у меня не доброе сердце. Я человек умственный». А когда с петлей на шее перед виселицей читал притчу о том, какая религия самая истинная, люди в зале плакали. Я была потрясена! Влюбилась в него. Но… как в актера. Воспринимать его как мужчину мне было сложно. Он казался таким старым! На сцену выходил чаще в ролях пожилых людей: в седых париках, с усами. А ведь ему тогда было всего лишь сорок лет. Но если учесть, что мне-то самой девятнадцать… В таком возрасте все, кому за тридцать, кажутся очень уж взрослыми. (Улыбается.) И вот однажды я встретила Равика за кулисами без грима.

«Равику нашептывали про меня: «Через два года она тебя бросит! Останешься ни с чем»
«Равику нашептывали про меня: «Через два года она тебя бросит! Останешься ни с чем»
Фото: Андрей Федечко
С Владимиром Высоцким в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 1976 г.
С Владимиром Высоцким в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 1976 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Мы посмотрели друг на друга. И он таким молодым мне показался! У него были совсем юношеские глаза! Тогда и пробежала та самая искра, о которой часто пишут поэты и писатели. Я до мельчайших подробностей запомнила этот момент. Помню даже, что сама была в импортной зеленой кофточке, которую во времена съемок фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» мне подарил Высоцкий.

— Владимир Семенович за вами ухаживал?

— Мне было 16 лет, я абсолютно не представляла себе масштаба его личности. Просто в силу характера я не была навязчивой, не смотрела на него, как на идола, мне ничего не надо было от него. Когда Высоцкий выходил из театра или со съемок, его всегда окружала толпа поклонников с подарками.

«Покровские ворота». С Инной Ульяновой и Виктором Борцовым. 1982 г.
«Покровские ворота». С Инной Ульяновой и Виктором Борцовым. 1982 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО
«Наша любовь началась с одного взгляда». 1979 г.
«Наша любовь началась с одного взгляда». 1979 г.
Фото: Фото из личного архива Ирины Мазуркевич

И при этом он был очень одинок. Ведь ненормально, когда жена находится в одном городе, муж — в другом. Тем более в разных странах. Как бы они с Мариной Влади ни любили друг друга, долго жить в разлуке — это же невыносимо, очень тяжело. А ведь еще Высоцкого тяготили запреты на творчество. Режиссер Александр Митта утвердил его на роль арапа с большими сложностями. Песни Высоцкого, которые должны были прозвучать в фильме, Митта отстоять так и не смог. Когда я приходила к Владимиру Семеновичу в гости, он мне их пел. Помню про птицу гамаюн:

Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стертую перекатами,

Если до крови лоскут истончал,

Залатаю золотыми я заплатами, Чтобы чаще Господь замечал!

Только позже, когда Высоцкого уже не было в живых, я по-настоящему осознала, о чем он пел.

От него у меня остался сборник стихов русских поэтов, та зеленая кофточка и две пластинки. На одной написано: «Ты глупый белобрысый дурачок».

— Как же развивались ваши отношения с Анатолием Равиковичем после того судьбоносного взгляда?

— Хоть между нами и пробежала искра, мы не сразу показали друг другу, что влюблены. Дальше началось самое сложное. Конечно, я чувствовала, что нравлюсь Анатолию Равиковичу. Например, выходила вечером после спектакля из театра и видела, что он высматривает меня, прячась за машинами. Его выдавали ботинки, которые виднелись в дорожном просвете.

Потом Равик шел за мной по другой стороне улицы, стараясь остаться незамеченным. А я делала вид, что не вижу его. Заходила в метро и уезжала. Так продолжалось полгода. Только на новогоднем вечере в театре, когда он пригласил меня на танец, я наконец услышала слова о его чувствах. На что ответила: «А я знаю это. И вы мне тоже нравитесь». Но и потом наши отношения развивались плавно, постепенно. Равик мучился. У него ведь росла дочь Маша, она младше меня всего лишь на десять лет. Мне-то легче, у меня никаких обязательств, семьи не было. Со своим молодым человеком я быстро рассталась. Равику нашептывали «добрые» люди: «Через два года она тебя бросит, и что ты будешь делать? Одумайся! Останешься ни с чем». Но однажды он все-таки решился, пришел ко мне в комнату общежития с чемоданчиком и остался.

С дочерью Лизой. 1982 г.
С дочерью Лизой. 1982 г.
Фото: Фото из личного архива Ирины Мазуркевич

— У вас не было чувства вины за то, что вы разрушили его семью?

— Не было. Потому что я не уводила его из семьи. Он сам ушел. Причем не сразу. Был долгий период отношений, пока стало понятно, что по-другому нельзя. Официально мы расписались только через три года после знакомства.

— Странно, но в вашем семейном фотоальбоме нет фотографий со свадьбы...

— А мы и не фотографировались. На свадьбу у нас было только пятьдесят рублей — эти деньги мне дало государство, потому что я впервые вступала в брак. Где отметить — проблема! Незадолго до этого я получила комнату в коммуналке. Лучше, чем общежитие, но гостей туда все-таки немыслимо пригласить.

Ресторан для нас был слишком дорогим удовольствием. А потому нас любезно пригласила к себе Алиса Фрейндлих. Собрались только близкие. Был сводный брат Андрея Миронова Кирилл Ласкари, Алиса с супругом Юрием Соловьем (к тому времени она уже рассталась с Игорем Владимировым) и несколько коллег из нашего театра. Поначалу было душевно и весело. А потом... В разгар вечера я увидела, как Равик целует ручку одной женщине, работнице театра. Ну я обиделась, заревновала. Два часа просидела, закрывшись в ванной. Плакала. Меня все уговаривали открыть, поговорить. Молодая была, максималистка, хотелось внимания к себе. Так и прорыдала там, пока гости не ушли. Утром позвонил Кирилл Ласкари и сказал, что ночью умер Высоцкий. Вот и пойми, что это за слезы были…

— Анатолий Юрьевич рассказывал, что, когда он начал лысеть, вам это не нравилось и вы пытались с этим бороться…

— Глупости!

Это сам Равик стеснялся лысины. В то время, когда мы познакомились, у него уже на голове было... Знаете, как у Александра Лукашенко, три волосинки с одной стороны, которые он перекидывал на другую. И к тому же обильно поливал лаком. Особенно старался, когда я смотрела спектакль из зала. Он бегал по сцене и придерживал этот хохолок на голове. Ему казалось, что такая «прическа» молодит. Однажды я не выдержала и сказала: «Хватит, давай подстригись налысо. Так будет лучше». И он послушался.

— На экране Равикович часто выглядит таким беззащитным… Вам приходилось когда-либо заступаться за него?

В спектакле «Хочу сниматься в кино» Театра комедии. Начало 2000-х годов
В спектакле «Хочу сниматься в кино» Театра комедии. Начало 2000-х годов
Фото: Фото из личного архива Ирины Мазуркевич

— Бывали такие случаи. Помню, возвращались с ним поздно вечером домой. И подошли двое парней, попросили у Равика закурить. Пока он доставал сигареты, я заметила, что парни как-то странно, с ухмылкой посматривают друг на друга. Я сообразила, что не просто так подошли, что-то сейчас будет. И как закричу на них. Руками замахала, ногами затопала. В общем, первой на них «наехала». От неожиданности они убежали. Равик так ничего и не понял тогда. А однажды стоим с ним в очереди за растворимым кофе. Смотрю, один наглец пробирается без очереди, покупает кофе и уходит. Потом снова появляется и опять лезет впереди всех. И так несколько раз. Я возмутилась: «Молодой человек, встаньте в очередь, как все. Не наглейте». Он начал на меня орать, надвигается с кулаками, обзывает. И тут Равик не выдержал — ударил его по лицу. Они сцепились, повалились на пол.

Я испугалась, что мужу станет плохо, — сердце же больное. А все вокруг стоят смотрят. Тогда оттащила Равика в сторону, достала из сумки газовый баллончик и распылила прямо перед лицом того мордоворота. Пока он приходил в себя, к нам кинулись работники магазина: «Выбегайте через черный ход. Это же бывший зэк, с ним связываться опасно». Мы и убежали.

— В чем-то Равикович все-таки был похож на своего героя — Льва Евгеньевича Хоботова!

— Нет. Он умел многое смастерить. Когда Равик впервые пришел ко мне, еще в общежитие, первым, что бросилось ему в глаза, была голая лампочка под потолком. И он притащил из театра проволочную корзину для мусора, сделал из нее люстру... Да вон, посмотрите! В прихожей вместо антресолей придумал и соорудил полочки для книг.

Равик очень любил домашний уют. Чтобы занавесочки были хорошие, абажурчики. Часто сам покупал какую-то утварь, любил переставлять мебель. В этом плане был настоящим семьянином, домашним человеком. В первом браке он и стирал, и убирал, и посуду мыл. А в нашей семье я многое взяла на себя. Мне казалось естественным, что хозяйством все-таки занимается женщина. Этому я научилась у своих родителей.

— В своей книге Анатолий Юрьевич вспоминает о нищем военном детстве. Нужда как-то сказалась на его характере?

— Думаю, да. Равик был очень экономным. Порой я ему не называла реальной цены на какие-то вещи, чтобы не огорчать. Ему обязательно надо было знать, что дома есть деньги на черный день.

В этом мы с ним похожи. Нужен загашник. Никогда мы не жили в долг, никогда не тратили последнее, не брали кредитов. Копили и покупали то, что нам нужно. У нас профессия такая: не знаешь, что будет завтра. Сегодня ты здоров, можешь работать, а что потом — неизвестно. Мы всегда это понимали. Равик часто говорил: «Не надо ничего мне покупать. У меня все есть». А потом выяснялось, что на какой-нибудь вечер ему и надеть-то нечего. До нашей совместной жизни он помимо спектаклей и съемок давал очень много концертов. Старался заработать при любой возможности. Когда мы начали вместе жить, я запретила ему столько выступать. Это отражалось на здоровье. Сердце у Равика было слабое. Он еще в юности перенес тяжелую ангину, после чего началось осложнение.

«До последнего дня Равик хотел играть и работать. Надеялся, что еще выйдет на сцену»
«До последнего дня Равик хотел играть и работать. Надеялся, что еще выйдет на сцену»
Фото: Елена Сухова

— Вы никогда не скрывали, что одно время вам самой пришлось подрабатывать частным извозом на машине?

— Это было в начале 1990-х. Тогда непонятно было, что же будет с театром дальше. Люди мало ходили на спектакли. И я задумалась: что же делать? Вот ради любопытства — а смогу ли я? — в один прекрасный день надела кепочку, темные очки и поехала к Московскому вокзалу. Помню, радовалась, что пассажир попался неместный — темнокожий парень, откуда ему знать актрису Ирину Мазуркевич? Подвезла его к какому-то общежитию. Оттуда взяла еще одного иностранца. Потом осмелела и возила наших, русских, но они тоже меня не узнавали. Так целый день и проездила. Знаете, заработала тогда больше, чем за месяц в театре. И успокоилась: случись перерыв в работе, я не пропаду.

(Смеется.) Но больше извозом подрабатывать не пришлось.

— В 1981 году у вас родилась дочь Лиза. Анатолий Юрьевич пишет в книге, как вы специально подгадывали день ее рождения — в декабре. Почему?

— В театре работа распланирована на год вперед. Заранее известно, когда состоятся очередные гастроли, премьеры… И вот, зная, что самым свободным временем у нас будет декабрь 81-го года, мы с Равиком и постарались подгадать так, чтобы дочь родилась именно в этот период, успела немного подрасти до того, как придется куда-то ее везти. Оставить-то не с кем было. Так и получилось — Лиза родилась в конце декабря, а уже в мае мы все вместе отправились на два месяца на гастроли: сначала Иркутск, потом Красноярск... Помню день, когда она появилась на свет.

С утра я чувствовала себя неважно, что-то как-то неуютно было в животе. Равик уезжал в Москву на съемки «Покровских ворот». Должны были снимать сцену Хоботова и Людочки на катке. Планировал на несколько дней. Я говорю: «Постарайся вернуться хотя бы через два дня, я вот-вот рожу». Он пообещал и уехал. Чувствую, что-то нехорошо мне. Стучусь к соседке по квартире. Объясняю симптомы — когда это началось, как происходит. А она: «Да у тебя целый день уже схватки!» Вызвали «скорую», меня отвезли в роддом. Рожала в те минуты, когда Равик уже ехал в поезде. Но о том, что у него родилась дочь, он узнал лишь спустя день, когда зашел к нашей общей московской подруге. Тогда ведь мобильных телефонов не было, как ему срочно сообщишь-то?! Когда Равик вернулся в Ленинград, мы с дочерью ждали его уже дома.

«Внуку Матвею скоро будет три года. Увлекающийся ребенок, творческий, весь в дедушку»
«Внуку Матвею скоро будет три года. Увлекающийся ребенок, творческий, весь в дедушку»
Фото: Фото из личного архива Ирины Мазуркевич

— Кстати, Анатолий Юрьевич переживал, что его узнают только по Хоботову из «Покровских ворот»? Хотя было и много других работ в кино и в театре...

— Его это огорчало. Равикович в театре и Равикович в кино — совершенно разный. В фильмах нет и сотой доли того, что представлял из себя Равик на сцене. Это был великий артист! К сожалению, в кино попал поздно. Мало приглашали. Наверное, режиссеров смущала и национальность, и фамилия, и внешние данные.

— Равикович с обидой вспоминал, как однажды режиссер Алексей Герман вызвал его на пробы в фильм «Мой друг Иван Лапшин». А потом выяснилось, что давать роль ему никто не собирался — нужно было просто за камерой подыграть артисту Николаю Губенко...

— Конечно, он переживал из-за таких ситуаций. В этом плане Равик был ранимый. Для него как для мужчины такие вещи были унизительными. Но он всегда держал обиду в себе. А я его за это ругала, проводила с ним беседы. Чтобы он посмотрел на ситуацию с другой стороны, чтобы находил в этом для себя выгоду.

— Вам в кино повезло больше, чем Равиковичу. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Трое в лодке, не считая собаки», «Тайна «Черных дроздов»... А как вы потрясающе сыграли и спели в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»!

— Возможно, у меня больше известных картин, чем у мужа. Но, знаете, для нас кино всегда было на каком-то последнем месте. В первую очередь мы любили театр, а съемки — это средство подработать.

Хотя сниматься у некоторых режиссеров, например у Рязанова, было счастьем! Огромная удача — поработать с Евгением Леоновым. К сожалению, вне съемок мы не общались. Евгений Павлович вообще был весь в себе. Приходил на съемки сосредоточенный. Больше молчал, особенно ни с кем не общался. Отработает сцену и скроется от лишних глаз где-нибудь в комнатке. Ждет, пока вызовут... Даже подумать страшно — столько из жизни ушло моих партнеров, с кем довелось сниматься. Миронов, Высоцкий, Леонов, Гердт... Вот и Равик теперь лежит рядом с Петром Вельяминовым, Исааком Шварцем, Андреем Петровым.

— Первый инфаркт у Анатолия Юрье­вича случился еще в 1995 году...

— (После долгой паузы.) С самого раннего утра Равик жаловался, что тянет в груди.

«Мне кажется, что, как настоящий артист, Равик срепетировал свой уход...»
«Мне кажется, что, как настоящий артист, Равик срепетировал свой уход...»
Фото: Андрей Федечко

Некомфортно ему было. Я уложила его на диван и вызвала «скорую». Врачи сделали кардиограмму. Тут и выяснился диагноз. А мне вот-вот идти в театр, вечером спектакль. Позвонила, попросила поставить вместо первого акта второй (мы играли рассказы Чехова, и такой перемены зрители не заметили бы). Иначе я не успевала отвезти мужа в больницу. Равика перенесли в машину «Скорой помощи», тут оказалось, что лопнуло колесо. Февраль. Холодно. Я трясусь, но больше от страха и волнения. Мечусь, рыдаю. Знаете, я много слышала, как артисты говорят: «Даже когда умрет кто-то из близких, все равно выйду на сцену и буду играть!» Не понимаю этого. Я, во всяком случае, тогда думала только об одном: лишь бы муж выжил! И не надо никаких спектаклей! Все, кроме здоровья Равика, для меня стало безразлично. Врач кое-как уговорил меня все же ехать на работу: мол, лечение мы уже начали, Анатолий Юрьевич под капельницей, ваше нервное присутствие здесь не нужно.

В тот вечер на спектакль пришла одна театральная критикесса. На следующий день я прочитала в газете, что Мазуркевич играет нервно, какая-то истеричная, лицо заплаканное. Что я могла ответить этой женщине?! Не дай бог ей оказаться на моем месте...

— Ирина, а онкологическое заболевание у Анатолия Юрьевича все-таки было или не было? Писали на эту тему разное…

— Не хочется мне говорить о болезнях Равика… Никакого рака легких, как писали газеты, у него не было. До последнего дня он хотел играть и работать. Надеялся, что еще выйдет на сцену. Мало кто знает, что за год до своего ухода Равик пережил клиническую смерть.

Мне тогда врачи в реанимации говорили: «Вряд ли ваш муж выживет!» Но он очнулся. Помню, как мне позвонили в театр (я тогда была на репетиции) и сказали: «Срочно приезжайте. Анатолий Юрьевич пришел в сознание. Буянит, не хочет без вас пить лекарства, кушать и вообще что-либо делать. Требует вас к себе». Я бросила все и побежала... Сейчас мне кажется, что, как настоящий артист, Равик тогда срепетировал свой уход... Словно та клиническая смерть была репетицией настоящей...

— У вас подрастают два внука — Ева и Матвей. Кто из них больше похож на Анатолия Юрьевича?

— Недавно я как раз сказала дочке, что на одной фотографии Ева похожа на Равика. А она в ответ: «Мне няня еще неделю назад это говорила». Внучке еще нет трех месяцев, все, конечно, изменится.

А Матвею скоро будет три года. Мне кажется, он унаследовал что-то из характера дедушки. Такой увлекающийся ребенок, творческий. Равик очень его любил. У меня хранится видеозапись, где он с внуком на даче играет. Держит Матвея за руки и поет смешную еврейскую песенку:

Отчего ты, Хая, тощая, сухая?

Оттого, что Йося взял меня и бросил.

Отчего ты, Йося, взял ее и бросил?

Оттого, что Хая тощая, сухая...

Оба смеются... Недавно внук показывает на кресло, где любил отдыхать Равик, и спрашивает меня: «А где дедушка?» Я ничего объяснить не могу. Плачу, а в душе радуюсь, что Матвей помнит Равика.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая