Грета Гарбо: далека, загадочна и недоступна

Она рано поняла, как важно отличаться, не быть похожей на всех. Сама себя «утверждала» на главные...
Мария Обельченко
|
04 Декабря 2022
Грета Гарбо
Грета Гарбо 1927 г.
Фото: Legion-Media

Она рано поняла, как важно отличаться, не быть похожей на всех. Сама себя «утверждала» на главные роли в детских театральных постановках и шоу, раздавала указания другим детям. А по вечерам часами стояла у служебного входа в театр, наблюдая за актерами. Грета намеревалась стать не просто актрисой, а звездой...

Почему знаменитых артистов называют звездами? Откуда взялось сравнение с далекими светилами в ночном небе? Метафора объясняется просто: чем менее доступны были актеры в эпоху золотого века Голливуда, тем большей пользовались популярностью и любовью. Яркие, красивые, привлекающие своим загадочным светом, но недостижимые — в точности как настоящие звезды в небе. Такой была Грета Гарбо. Актриса родом из Швеции сделала молниеносную карьеру в Голливуде во многом благодаря своей загадочности. Окутывающую ее тайну пытаются и не могут разгадать до сих пор. Она снялась в 32 фильмах и ушла из кино в 36 лет со словами «Достаточно я покривлялась». И за почти 50 последующих лет жизни никто из самых великих режиссеров не смог уговорить ее хотя бы еще раз по­явиться перед камерой.

Французская писательница Симона де Бовуар говорила, что природа наделила Гарбо таким неопределенно загадочным лицом, что оно может отражать любые эмоции и чувства. В отличие, скажем, от лица Брижит Бардо. «Вы ничего не сможете увидеть на лице Брижит. Оно такое, какое есть, и не более того». А то, что скрывается в глазах Гарбо, можно увидеть лишь при съемке крупным планом — режиссеры, успевшие поработать с ней, впервые по-настоящему оценили силу воздействия таких кадров.

Шведский сфинкс

Редко кто не начинал свой рассказ об этой актрисе с темы затворничества и одиночества, подкрепляя повествование ставшей мемом репликой из ее фильма «Гранд Отель»: «Я хочу побыть одна!» В результате сложилось представление о Гарбо как о «шведском сфинксе». Но многие исследователи ее жизни пришли к выводу, что она сама умело создала образ индивидуалистки, застенчивой и скромной от рождения девочки, когда была уже в зените славы. «Ты влюбился в Гарбо», — говорила она Джону Гилберту, актеру, с которым у нее были самые долгие и серьезные отношения. Имея в виду, что вряд ли он бы так же сходил с ума по «серой мышке» Грете Густафссон, родившейся в нищей семье в трущобах Стокгольма 15 сентября 1905 года. Когда ее не­удачливый отец (она его очень любила), веселый, музыкальный и артистичный уборщик туалетов, умер, ей пришлось бросить школу в 14 лет (Гарбо всю жизнь не давал покоя тот факт, что она не получила должного образования). Поиски заработка привели девочку-подростка в ближайшую парикмахерскую — Грета взбивала пену для бритья и намыливала лица клиентов. Потом устроилась в универмаг продавщицей шляпок и так понравилась даме, заведующей отделом, что та доверила ей рекламировать новую коллекцию шляпок для календаря. А потом Грету сняли в рекламном фильме об этом крупнейшем в Стокгольме универсальном магазине. И все же тогда мало кто мог представить себе эту девушку с вполне, как многим казалось, заурядной внешностью и склонностью к полноте голливудской звездой. Шведский актер, участвовавший в съемке, жаловался директору магазина: «Неужели вы хотите снимать эту толстушку? Да она не влезет в кадр!» Тем не менее на всех, начиная с директора универмага, харизма 15-летней Греты, отчетливо проявившаяся на пленке, произвела впечатление. Ее взяли в Королевскую академию драматического искусства в Стокгольме, где позже будет учиться другая будущая звезда Ингрид Бергман. В академии Грету увидел шведский импресарио и режиссер Мориц Стиллер, искавший актрису в свой фильм «Сага о Йесте Берлинге». «Дорогая мисс Густафcсон, вам нужно похудеть на 10 килограммов, если хотите получить эту роль», — заявил Стиллер, утвердив ее после проб. Съемки проходили в 1924 году в Берлине. «Неопытная, не владеет техникой, не умеет еще показать чувства. Но какое лицо! Раз в сто лет такое лицо появляется перед камерой!» — восхищался Стиллер, благодаря которому она и оказалась в Голливуде. Существует версия, что всемогущий глава голливудской студии MGM Луис Майер, постоянно пребывавший в поисках новых талантов, сначала обратил внимание на Стиллера, а тот согласился приехать в Америку при условии, что Майер возьмет и его протеже. Однако дочь Майера напишет в своих мемуарах, что все было наоборот. Отцу показалась очень перспективной молодая шведка, не похожая на обычную инженю, и ее первого режиссера он взял к ней «в нагрузку».

Грета Гарбо с Джоном Гилбертом
С Джоном Гилбертом в фильме «Королева Кристина». 1933 г.
Фото: Legion-Media

«Пожалуй, я поеду домой, в Швецию...»

По приезде в Голливуд она поразила видавших виды сотрудников студии, попросив найти ей «маленькую комнату в частном доме». И была разочарована и недовольна, узнав, что ее ждут рос­кошные апартаменты в известном оте­ле. Но опять же к немалому всеобщему изумлению, вскоре нашла себе небольшой домик рядом с океаном, далекий от гламурных голливудских поселений. Голливуду не удалось изменить ее привычки, образ жизни и пристрастия — а это о многом говорит. Грета не ходила на вечеринки («слишком устаю после работы»), не участвовала ни в каких публичных мероприятиях, в том числе отказывалась посещать церемонию вручения «Оскаров» даже в том случае, если была номинирована. Носила свитера, мужские ботинки в английском стиле, рубашки и почти не красилась вне съемок. Была милой и вежливой со всеми на студии, но не поддерживала ни с кем контакты вне работы. Ей не осмеливались предъявлять никакие требования, прекрасно зная, что она откажется их выполнять. Если Гарбо что-то сильно не нравилось, а на студии настаивали, она тихо произносила свою коронную фразу: «Пожалуй, я поеду домой, в Швецию...» Покинув студию после завершения съемок, актриса не отвечала на звонки и не появлялась нигде до начала работы над следующей картиной. Общалась лишь с узким кругом друзей, бродила часами, неузнанная, в коричневой спортивной куртке из твида, коричневых туфлях без каблуков и низко надвинутой на глаза фетровой шляпе, по скалистым берегам Санта-Моники. Ничего не делала со своими прямыми волосами и предпочитала сама укладываться даже перед съемкой. До такой степени пренебрегала услугами стилистов, что в 1939 году случился забавный казус — гильдия парикмахеров Голливуда выступила с официальной жалобой на актрису. Мол, она своим поведением и примером угрожает нанести ущерб бизнесу, и не только в Голливуде, но и по всей стране.

«Даже не знаю, что я в нем нашла»

Вряд ли Гарбо была такой на самом деле. Иначе откуда мечты и твердое намерение во что бы то ни стало добиться славы с раннего детства, когда, казалось, ничто не могло этим мечтам способствовать? Просто она рано поняла, как важно отличаться, не быть похожей на всех. И уже тогда умела добиваться своего — сама себя «утверждала» на главные роли в детских теат­ральных постановках и шоу, вела себя как босс и раздавала указания другим детям. А по вечерам, совсем еще маленькая, одна, преодолевала пешком большие расстояния, чтобы часами стоять у служебного входа в театр, наблюдая за входящими и выходящими актерами. На всякий случай Грета находила время прогуливаться и около королевского дворца — вдруг повезет и ее заметит один из принцев? Иными словами, Грета намеревалась стать не просто актрисой, а именно звездой.

Вначале в Голливуде не слишком представляли, как лучше ее использовать, и поручали в основном роли женщин-вамп. «Было мало смысла в том, чтобы бесконечно переодеваться и соблазнять мужчин» — так сама Гарбо уничижительно отзывалась об этих ролях. Но американская публика оценила ее после первой же картины, и актриса сразу обрела статус едва ли не главного достояния студии, звезды, способной приносить MGM огромные деньги. Недосказанность и «недоигранность» выгодно отличали ее актерскую манеру от преувеличенного выражения чувств, типичного для актрис немого кино того времени. В сравнении с игрой Гарбо эти манеры казались устаревшими и любительскими. Впрочем, мало кто из голливудских старлеток мог похвастаться и учебой в какой-либо мало-мальски профессиональной драматической школе. В одной из первых голливудских картин с говорящим названием «Плоть и дьявол» с убогой драматургией ее примирило лишь участие Джона Гилберта, актера недооцененного и полузабытого, но обладавшего живой и плохо поддающейся анализу харизмой. Они влюбились друг в друга безумно и перед камерой творили нечто до сих пор невообразимое. Членам съемочной группы было неловко наблюдать и нарушать интимность любовных сцен, которые полностью захватывали актеров. Гарбо запрещала находиться на площадке всем, кроме оператора и осветителя, и все вокруг занавешивали черными экранами. Страстный роман завершился, когда Гарбо надоело отклонять предложения Гилберта выйти за него замуж: «Я застывала в эти минуты. Боялась, если соглашусь, он станет мною руководить. А я люблю сама быть боссом». Спустя 9 лет Гилберт умрет от алкоголизма, а Гарбо будет делать вид, что между ними если что и было, то исключительно потому, что ей было «одиноко и она не говорила по-английски»: «Даже не знаю, что я в нем нашла... Полагаю, он был симпатичным». Как обычно, это лишь дань образу, который неплохо работал на ее карьеру и гарантировал ту жизнь, какая устраивала ее и больше никого. Грету называли божественной, но многим она казалась «демоном», что вполне укладывалось в загадочный и одинокий образ.

Грета Гарбо с Джоном Бэрримором
Если Гарбо что-то сильно не нравилось, а на студии настаивали, она тихо произносила свою коронную фразу: «Пожалуй, я поеду домой, в Швецию...» С Джоном Бэрримором в фильме «Гранд Отель». 1932 г.
Фото: Legion-Media

Гарбо говорит!

На самом деле актриса умела быть верным и преданным другом. И только благодаря ей тот же Гилберт, изгнанный со студии после ссоры с Майером, не только вернулся, но и получил роль в фильме «Королева Кристина». Это было почти нереальное достижение, поскольку Гилберт в пьяном виде осмелился ударить всемогущего Луиса Майера. Другая история тоже подтверждает, что Гарбо могла быть по-своему, не напоказ, милосердной и отзывчивой. Один американец, красивый и сильный, бросив все в своей деревне, потратил годы на то, чтобы оказаться в Голливуде по единственной причине — там обитала божественная Грета Гарбо, поразившая его воображение навечно и заставившая мечтать об актерстве. После всех мытарств, оказавшись в Лос-Анджелесе и безуспешно кочуя вместе с тысячами ему подобных мечтателей с одного прослушивания на другое, парень добился своего. Измученные однообразием продюсеры выбрали его для проб в картину с Гретой Гарбо. По дороге на студию в свой первый съемочный день кандидат на роль попал в страшную аварию, но выбрался из машины и едва живой пришел на площадку, умудрившись отыграть несколько дублей. После чего потерял сознание. В больнице узнал, что Гарбо отказалась заменить его и потребовала дождаться выздоровления, лишь не­много изменив роль. Никакие попытки отговорить ее успехом не увенчались.

Наступила эра звукового кино, и Гарбо оказалась одной из немногих, кому легко дался этот переход от немоты к звуку. Более того, в звуковом кино ее талант проявился еще глубже. Несмотря на то, что Грета приехала в Америку, не зная ни слова по-английски, и ее всюду сопровождал нанятый студией переводчик. Но к тому моменту ее акцент оказался только на руку — он придавал актрисе еще большую загадочность, отличие от американских звезд в глазах публики (не говоря о Европе, где ее фильмы приносили колоссальные прибыли). Положение главной звезды на студии позволяло Гарбо самой выбирать сценарии, и она не ошиблась, выбрав для себя первую картину со звуком «Анна Кристи», где продемонстрировала умение сыграть обыкновенную женщину. «Гарбо говорит!» — отреагировали с восторгом в прессе. В «Гранд Отеле» зрители верили, что ее героиня — выдающаяся балерина, хотя актриса не двигалась и не выглядела как танцовщица. В этом же фильме она произносила ту самую реплику, которая стала едва ли не символом Гарбо, ее фирменным знаком: «Я хочу побыть одна!» Актриса позже скажет, что не понимала этой шумихи на тему одиночества: «Я никогда не говорила, что хочу быть одна. Я говорила, что хочу, чтобы меня оставили в покое. А это совсем разные вещи». «Мата Хари» и «Гранд Отель» били рекорды бокс-офиса, роль Маргариты Готье в драматическом киношедевре «Дама с камелиями» (у фильма был рекламный слоган «Грета Гарбо любит Роберта Тэйлора», актера в роли Армана) принесла ей вторую номинацию на «Оскар» (первая — за «Анну Кристи» в 1930 году). А в третий, последний раз ее номинировали за «Ниночку», комедийную мелодраму о советской девушке-революционерке, отправившейся в Париж на поиски застрявших там товарищей. «Гарбо смеется!» — общий восторг снова выразился всего в двух словах, и этого было достаточно, чтобы привлечь еще больший интерес к фильму. Если одно из этих слов «Гарбо», то больше ничего и не нужно.

«Марлен Дитрих? А кто Это?»

«Анна Каренина» режиссера Кларенса Брауна (он снял 7 фильмов с Гарбо) и продюсера Дэвида Селзника («Унесенные ветром») до сих пор считается одной из наиболее аутентичных экранизаций романа Льва Толстого. Критики авторитетного отдела искусства «Нью-Йорк таймс» назвали Гарбо самой великолепной актрисой года. Интересно, что до этого актриса уже играла Анну Каренину в немом фильме 1927 года «Любовь».

Грета Гарбо с Бэзилом Рэтбоуном и Фредриком Марчем
Наступила эра звукового кино, и Гарбо оказалась одной из немногих, кому легко дался этот переход от немоты к звуку С Бэзилом Рэтбоуном и Фредриком Марчем в фильме «Анна Каренина». 1935 г.
Фото: Legion-Media

Гарбо искренне страшилась толпы и никогда не чувствовала себя чем-либо обязанной поклонникам. Один из ее возлюбленных Орсон Уэллс уверял, что прекратил с ней отношения после того, как она на его глазах отказалась дать автограф солдату на костылях, жалобно тянувшему к ней руку.

Последний фильм Гарбо «Двуличная женщина» вышел в 1941 году и оказался не столь успешен, как все предыдущие. С началом войны многое изменилось и в киноиндустрии. Европей­ские рынки закрылись, а значит, и пропало стремление Голливуда использовать на полную катушку свою загадочную шведку. Мужчины ее желали, но секс-бомбой Гарбо не стала, ее изображения не украшали фюзеляжи самолетов.

Благодаря своей закрытости, скрытности и умению хранить молчание (а значит, и секреты), затворническому образу жизни (с ней хотят увидеться, а не наоборот) Грета идеально подходила на роль шпионки. Существует версия, что она и впрямь занималась во время войны этой деятельностью, работая на союзников и пользуясь своим гражданством Швеции, страны, занимающей нейтральную позицию. Американское гражданство Гарбо получила только в 50-е годы.

В любом случае, не делая никаких официальных заявлений, в 1941 году Гар­бо исчезла с экранов. Возможно, понимая, что лучше уйти на пике славы, чем дождавшись неминуемого заката карьеры.

Актриса никогда не была замужем, у нее не было детей, а список любовных похождений походил «на перечень белья, отданного в стирку», по ехидному замечанию Марлен Дитрих. «И как она только их находит и получает?» — недоумевала Марлен, с которой у Гарбо была взаимная неприязнь еще с того времени, когда они обе жили и работали в Берлине. Но Грета не удосуживалась объясняться, тем более перед Дитрих. Недаром ее не просто сравнивали, но к ней относились как к королевской особе — какой может быть спрос с такой знати? Однажды на вопрос журналиста о «немецкой Гарбо», как иногда именовали Марлен Дитрих, Гарбо «шведская» скромно поинтересовалась: «А кто это?» В 1941 году актриса познакомилась с Эрихом Марией Ремарком, он так описывал их роман в своем дневнике: «...ни намека на сентиментальность или мелодраму. И все же — много тепла».

Грета Гарбо с Морицем Стиллером
Со своим крестным отцом в кино режиссером Морицем Стиллером на пути в Америку. 1925 г.
Фото: Legion-Media

Мисс Браун

Несмотря на отвращение к любой форме домашнего очага (Грета жила в съемных домах или отелях, а в любом имуществе видела «камень на шее»), актриса, покинув Калифорнию в 1953 году, купила семикомнатные апартаменты в Нью-Йорке. Не сразу получила согласие жильцов на покупку — обитателей таких домов, богатых и стремящихся к комфортной и спокойной жизни, редко привлекает соседство представителей шоу-бизнеса. Но Гарбо их не подвела — на входной двери рядом со звонком на табличке стояла одна буква «Г». Вообще же она настаивала, чтобы к ней обращались «мисс Браун». Просторная квартира была на солнечной стороне, мебель и стены в кабинете выполнены в розовых тонах. Обслуживающему персоналу запрещалось первыми с Гарбо заговаривать и первыми улыбаться. Что не мешало ей до конца жизни дружить и проводить много времени со своей преданной кухаркой.

Грета Гарбо с Джорджем Ф. Мэрионом
С Джорджем Ф. Мэрионом в фильме «Анна Кристи». 1930 г.
Фото: Legion-Media

Затворничество Гарбо в Нью-Йорке, вплоть до 1990 года, когда ее не стало в возрасте 84 лет, было сильно преувеличено. Скорее, актриса вела праздный образ жизни богатой женщины, не обремененной особыми заботами и делами, кроме размышлений, как провести время и чем заняться, с учетом эксцентричных привычек и перепадов настроения. Отказ появляться в публичных местах на различного рода мероприятиях вовсе не означал отсутствия светской жизни. У Гарбо было немало проверенных друзей, с кем она путешествовала по всему миру. Гостила на вилле Ротшильдов в Париже, отлично проводила время с блистательным британским фотографом Сесилем Битоном, он числился в ее друзьях очень долго. Увлекалась искусством, покупала отличные полотна, в ее коллекции есть три Ренуара. Ходила на бейсбольные матчи. В Нью-Йорке каждый день гуляла — в очках и шляпе, надвинутой на глаза, не обращая внимания на зевак, специально поджидающих ее на улице. «Наблюдение за Гарбо» — вплоть до последних лет ее жизни — это было одним из популярных развлечений для туристов, фанатов, папарацци и жителей Нью-Йорка. Но подходить близко мало кто осмеливался. Великой Гарбо удалось сохранить свой загадочный образ.

Актриса оказалась весьма практичной в финансовых делах, удачно вкладывала деньги в акции и бонды, живопись и недвижимость. Она оставила наследство в 32 миллиона долларов племяннице Грэй, дочери брата Свена, с которым у нее были очень теплые отношения. Грета всегда помогала своей семье, отсылала деньги в Швецию. Но не сохранилось ни одной фотографии актрисы с племянницей. По словам Грэй, она уважала нежелание тети фотографироваться.

Сверкнув яркой звездой на голливудском небосводе, Гарбо осталась в мировой киногалактике и никогда оттуда не исчезнет. Ведь она по-прежнему от нас очень далека, загадочна и недоступна.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
«Эвалар» стал организатором дискуссии для блогеров на форуме «Эстетическая медицина будущего. Тренды 2024»
Популярный блогер, нутрициолог Андрей Золотарев в своей провокационной лекции «Какие БАДы не ГАДы» подчеркнул, что на сегодняшний день прием БАД, витаминов и минералов становится своего рода философией, при этом потребителей все больше интересуют инновационные формы нутрицевтиков. Он подчеркнул, что работа над современными нутрицевтиками требует большого вовлечения науки, тесного взаимодействия разработчиков и ученых, приведя в качестве примера работу «Эвалар»:




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог