Гела Месхи: «Райкин любил нас, но держал в ежовых рукавицах»

«Райкин хвалил редко. Я сильно переживал по этому поводу: что, я такой плохой? А теперь понимаю:...
Инна Фомина
|
05 Марта 2023
Гела Месхи
В фильме «Детектор». 2023 г.
Фото: предоставлено Киностудией им. М. Горького

«Райкин хвалил редко. Я сильно переживал по этому поводу: что, я такой плохой? А теперь понимаю: Райкин так делал, чтобы юные артисты не зазнавались. И когда после учебы я попал на съемки и услышал, как там порой орут, подумал: надо же, а мне не страшно — я к этому подготовлен», — рассказывает актер.

— Гела, на экраны завтра выходит фильм «Детектор». Кого вы там играете?

— Честного следователя с непростой личной жизнью. Он расстался с героиней Кати Вилковой, но до сих пор любит ее и не может отпустить, продолжает заботиться. Третьего главного героя в «Детекторе» играет Кирилл Кяро. А вот сюжет рассказывать не могу — это же детектив, к тому же мистический, полный тайн. Я впервые снимался и с Катей, и с Кириллом. Но с Вилковой мы учились в одном театральном институте, правда на разных курсах: она у Золотовицкого, а я — у Райкина. Когда поступил в училище, Катя была уже известной киноактрисой.

— Где снимали «Детектор»?

Гела Месхи с Катей Вилковой
«Я впервые снимался и с Катей Вилковой, и с Кириллом Кяро. Но с Катей мы учились в одном театральном институте. Когда поступил в училище, она была уже известной киноактрисой» Кадр из фильма «Детектор». 2023 г.
Фото: предоставлено Киностудией им. М. Горького

— В павильонах Киностудии им. М. Горького построили декорации: кабинет следователя, подвалы и некоторые другие интерьеры. А большую часть сцен снимали на натуре. Например, в бывших подмосковных усадьбах Покровское-Стрешнево и Михайловское, их заброшенные виды идеально подошли для мрачных сцен. Но самая необычная локация — это загородный дом космонавта Алексея Леонова, высокий, многоярусный. Там потрясающий ландшафт: речка, огромные холмы, шикарные каменные лестницы. Невероятно красиво все спроектировано и построено!

— Какой момент на съемках был для вас самым трудным?

— Если говорить про «физику», сложной была сцена драки с героем Кяро, которую нам очень эффектно поставили каскадеры. Я люблю выполнять трюки, если, конечно, разрешает режиссер и каскадеры видят, что я подготовлен. Хотя в любом случае без синяков не обойтись. Но зато на экране видно, что герой сам прыгает или дерется. К тому же я воспитан на фильмах с участием Джеки Чана, Брюса Ли, Ван Дамма, а они все трюки делали сами. Может, я только не стал бы прыгать с парашютом. Хотя нет, наверное, прыгнул бы. А еще в этом фильме я впервые прикоснулся к жанру мистики.

— Да, ведь зритель привык видеть вас в ролях военных.

Константин Райкин
«Константин Райкин нам, студентам, говорил: «Разрывайте шаблоны, идите дальше. Нужно пробовать, рисковать»
Фото: Legion-media

— Вы правы. Сначала были роли солдат и офицеров, потом пошли любовные драмы. Затем меня стали приглашать в бандитские истории. Так что в этих киножанрах у меня какие-то навыки есть. А тут — мистика! Тем интересней было попробовать что-то новое. Когда я учился в Школе-студии МХАТ у гениального мастера Константина Аркадьевича Райкина, он нам, студентам, говорил: «Разрывайте шаблоны, идите дальше». Вот я и хочу двигаться вперед, пробовать, пусть даже ошибаться. Иначе мне самому будет неинтересно играть. А зрителям — смотреть. Ведь они считывают душу актера через его глаза и видят, живет ли он ролью.

— Как вы оказались в учениках Райкина?

— Я всегда любил выступать. На­пример, показывал на школьных концертах пародии на разных музыкантов — от Шуры (для чего приходилось чернить один передний зуб) до Kiss. Отец моего друга рассказал мне про эту рок-группу, я достал виниловую пластинку, долго ее слушал — вообще люблю погружаться в предмет, докапываться до сути… Я постоянно декламировал стихи, репетировал их дома с мамой, она видела, как мне это нравится. А после того как я выиграл школьный конкурс чтецов, учительница по литературе за руку привела меня в знаменитую театральную студию Вячеслава Семеновича Спесивцева.

— Там ведь занимались и играли в спектаклях подростки?

Гела Месхи с Марией Андреевой
«Сначала у меня были роли солдат и офицеров, потом пошли любовные драмы, затем стали приглашать в бандитские истории...» С Марией Андреевой в сериале «Черная кошка». 2016 г.
Фото: кинокомпания «Русское»

— Да, и взрослые держали нас в ежовых рукавицах. Ребят быстро «выкидывали» на сцену в массовке: «Давай, выкручивайся, существуй!» Если кто-то не тянул, не справлялся — тут же отчисляли, потому что поступить к Спесивцеву мечтали сотни ребят. Но мне студия с ее высокими, жесткими требованиями очень нравилась. При этом я продолжал заниматься в спортивной школе в Олимпийской деревне — увлекался футболом, волейболом, настольным теннисом, стрельбой из лука. Учился, а после уроков через пол-Москвы ехал в студию, где допоздна репетировал. Часто делал домашние задания, пока ехал в метро...

— И после школы решили поступать на актерский?

— Конечно! Поступил в ГИТИС на курс к Владимиру Алексеевичу Андрееву, а через год ушел. Потом поступил во ВГИК к Владимиру Александровичу Грамматикову и через год снова ушел.

— Не сложились отношения с этими педагогами?

Гела Месхи с Виктором Сухоруковым
«Эта работа стала для меня уникальным шансом, но накладывала огромную ответственность, ведь после Смоктуновского никто не играл в русском кино Гамлета» С Виктором Сухоруковым на съемках фильма «Гамлет. XXI век». 2009 г.
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

— Не в этом дело. Я по природе своей максималист. Да еще в студии Спесивцева привык к постоянной требовательности. Но в обоих институтах такой строгости, когда от студента требуется выкладываться на все сто, не было. И это меня расхолаживало. Я чувствовал, что не развиваюсь. А я хотел и хочу до сих пор идти дальше, вперед. Когда ушел из института во второй раз, мама расстроилась: «Может, хватит? Просто получи диплом». А я говорил, что мне нужна не бумажка, а знания, умения. Очень страшно было уходить оттуда, где у тебя вроде бы все есть. Но я чувствовал: если останусь, ничего из меня не получится.

На третий раз мне повезло: судьба привела в Школу-студию МХАТ на курс к Райкину. Константин Аркадьевич очень любил нас, студентов, но держал в ежовых рукавицах. Его любовь выражалась в том, что он был с нами жесток, особенно с мальчиками, не давал нам расслабиться ни на секунду! Главный его урок я запомнил на всю жизнь: «Ты должен постоянно работать, пробовать, рисковать». Я-то думал, что лучше не показываться с плохим этюдом, спорным отрывком. Но мастер убеждал: «Если ты не выходишь на сцену, тебе нечего делать в театральном». Вот такая райкинская философия: чем больше пробуешь, рискуешь, ошибаешься в институте, тем легче тебе потом в жизни, на сцене, на съемочной площадке...

У нас был дружный курс, мы до сих пор общаемся. Но почему-то мне долго не доводилось сняться с кем-то из однокурсников. Ни с Никитой Ефремовым, ни с Аней Чиповской, ни с Кариной Андоленко. Но скоро мне предстоят съемки с моим однокурсником Темой Быстровым, и я очень этому рад. Ведь когда на площадке рядом родной человек, тебе даже ничего не нужно играть, как-то все уже само происходит.

— А хвалил ли Райкин вас за что-нибудь?

Гела Месхи с Максимом Авериным
С Максимом Авериным в спектакле «Лев зимой». 2020 г.
Фото: Legion-media

— Он хвалил редко и очень... аккуратно. Я сильно переживал по этому поводу: что, я такой плохой? А теперь понимаю: Константин Аркадьевич так делал, чтобы юные артисты не зазнавались. Наблюдаю, как порой другие мастера или худруки нахваливают своих студентов, а где потом эти ребята оказываются? Да нигде. Жесткая дисциплина воспитывает не только человека, но и актера. Так что, когда после учебы у Райкина я попал на съемки и услышал, как там порой орут, подумал: надо же, а мне не страшно — я к этому подготовлен. Да, Константин Аркадьевич гениальный худрук, режиссер и мастер.

— После какой кинороли вы стали популярны?

— После сериала «Сын отца народов». До сих пор именно его упоминают, когда просят сфотографироваться, хотя со времени выхода фильма прош­ло лет десять. Кстати, чаще всего узнают в метро. Я вообще люблю нашу московскую подземку, потому что не хочу стоять в пробках и опаздывать. А еще помню завет Райкина: «Постоянно пользуйтесь общественным транспортом и смотрите за людьми, запоминайте их повадки, манеры, вам это потом пригодится». Вот я и наблюдаю. Если же говорить про роль Василия Сталина, то успех сериала — это прежде всего заслуга режиссера, моего друга Сергея Гинзбурга, который тогда поверил в меня. В профессиональном плане Сережа мне как второй отец — после Райкина. А что касается популярности, то, мне кажется, чем скромнее ведет себя актер, тем лучше. В конце концов, артист — это всего лишь профессия. Возьмите Константина Хабенского или Владимира Машкова. Их в нашей стране знает каждый, но эти люди ведут себя так скромно, так достойно!

— С Машковым вы снялись в фильме «Миллиард» — сыграли одного из его сыновей.

Гела Месхи с Игорем Арташоновым
«Роль Василия Сталина до сих пор упоминают, когда просят сфотографироваться. Хотя со времени выхода фильма прошло десять лет» С Игорем Арташоновым в сериале «Сын отца народов». 2013 г.
Фото: Первый канал

— Всегда мечтал сняться с Владимиром Львовичем. Это же легенда, кладезь актерского мастерства. А тут еще съемки на Лазурном Берегу — в Марселе, Ницце! Просто чудо какое-то. Когда продюсер фильма Владимир Маслов сказал, что я утвержден и что мы вылетаем во Францию, сначала не поверил, что это может быть. Съемки в «Миллиарде» были какой-то сказкой, другой реальностью, это невозможно даже описать. Очень рад, что оказался частью этого кино. И сейчас, когда встречаю Машкова, вспоминаю те моменты, и на душе становится так тепло!

— Ваша кинокарьера началась уникально: первой ролью стал Гамлет в современной четырехсерийной версии шекспировского сюжета, которую снял Юрий Кара...

— «Гамлет. XXI век» — это действительно невероятная история... В Школе-студии МХАТ Марина Брусникина поставила с нашим курсом спектакль «Гамлет». В нем я выходил на сцену в нескольких небольших ролях, а в главной блистал Один Байрон (его зрители полюбили после роли Фила в сериале «Интерны»). Он играл великолепно. Но у меня все равно где-то внутри всегда сидело: почему это не я Гамлет?! И вот через несколько лет меня приглашают на кастинг в этот фильм. Я пришел пробоваться на другую роль — кажется, Озрика. А в итоге Кара утвердил меня на Гамлета. И я поехал в Крым, где Воронцовский дворец в Алупке превратился в Эльсинор, а Офелия падает в воду на фоне Ласточкина гнез­да. Эта работа стала для меня уникальным шансом, но накладывала огромную ответственность, ведь после Смоктуновского никто не играл в русском кино Гамлета. А какие мне достались партнеры: Даня Козловский, который уже тогда был суперзвездой, Дима Дюжев, Витя Сухоруков, Женя Крюкова. И Армен Джигарханян, который сыграл могильщика! Я очень волновался перед сценой с ним. Но Армен Борисович в кадре был настолько честен и правдив, так меня загипнотизировал, что в какой-то момент я забыл текст, хотя знал его назубок. Джигарханян своей энергией тогда меня просто поглотил! Когда потом мы с ним встречались в Москве, он по-прежнему продолжал звать меня «сыночка, сыночка».

— В кино вы снимаетесь постоянно, а вот на театральной сцене появляетесь реже...

Гела Месхи с Константином Хабенским, Романом Агеевым и Евгением Сармонтом
С Константином Хабенским, Романом Агеевым и Евгением Сармонтом в фильме «Собибор». 2018 г.
Фото: Первый канал

— Когда мы оканчивали Школу-студию МХАТ, устроиться в московский театр было очень трудно. Только четверть курса смогла попасть куда-то в штат, остальные пошли в кино. Меня пригласили в Театр им. Станиславского, и я какое-то время там проработал. Но понимал, что надо элементарно зарабатывать — и деньги, и имя. Поэтому сосредоточился на кино. Но при этом мне все равно посчастливилось попасть в замечательные театральные проекты. Я поработал с Декланом Доннелланом в спектакле «Буря», где играли Александр Феклистов, Михаил Жигалов, Игорь Ясулович. С этой постановкой мы объездили практически весь мир. Не преувеличиваю: «Бурю» показывали почти во всех странах Европы, в Китае и на Тайване, в Уругвае, Чили, Аргентине и так далее. Сверху шли субтитры, и зрители смеялись в тех местах, в которых нужно было смеяться, и это нас, артистов, вдохновляло. Кстати, теплей всего публика принимала нас во Франции и в странах Южной Америки, потому что там очень любят русский театр. И даже в Англии, искушенной шекспировскими постановками, «Бурю» Доннеллана тоже приняли хорошо.

А через несколько лет Сергей Безруков предложил мне сыграть главную роль в потрясающем спектакле «Сирано де Бержерак», который он поставил в возглавляемом им Губернском театре. До этого Сергей Витальевич сам играл Сирано. А тут решил ввести нового исполнителя. Когда начались репетиции, я все не мог понять, как Безрукову удавалось все ЭТО сделать?! Сирано очень подвижная роль, надо бегать, танцевать, к тому же спектакль идет более трех часов плюс стихотворная форма, а какие там эмоции! В общем, уже в середине спектакля я начинал выдыхаться, а перед финалом чувствовал, что силы меня покидают. Я благодарен Сергею Витальевичу, что он дал мне возможность притронуться к этой замечательной постановке. Я играл Сирано сезон, а потом пошли активные киносъемки, и от этой роли пришлось отказаться.

Если честно, никогда не хотел служить в репертуарном театре. Потому что не люблю каких-то рамок, у меня потребность развиваться в разные стороны. А для этого надо самому руководить своим расписанием. Поэтому предпочитаю антрепризы. В спектакле «Скальпель» в постановке Владимира Чапленко мы с Лешей Вертковым играем двух родных братьев, которые долгое время не общались друг с другом. На протяжении всего спектакля мы пытаемся разобраться — почему так произошло, из-за чего? Хочется верить, что, когда закрывается занавес и смолкают аплодисменты, у каждого зрителя возникает желание позвонить какому-то близкому человеку, с которым они по разным причинам долго не общались. С Вертковым мы дружим много лет. Он окончил ГИТИС у Женовача. Во время моей учебы в Школе-студии МХАТ Константин Аркадьевич нам постоянно говорил: «Сходите и посмотрите спектакль «Мальчики» Женовача — он гениальный». А там как раз Леша играл. «Мальчики» собрали множество фестивальных наград, в том числе их показывали в Нью-Йорке, в Baryshnikov Arts Center. А когда-то на этой американской площадке выступал наш курс — со спектаклем Аллы Сигаловой «Весна священная». На него пришел сам Барышников, нам было так приятно! Потом мы с Лешей вместе снялись в фильме «Сын отца народов». И вот теперь вместе выходим на сцену в ролях двух братьев. Еще есть антрепризный спектакль «Лев зимой», где играю вместе с Максом Авериным. И пока этого мне достаточно. Потому что у меня есть съемки, есть любимая дочка.

— Сколько лет Изабелле?

Гела Месхи с дочерью
«Кем дочка станет — не загадываю. Хотя Белла, естественно, уже хочет быть актрисой» С дочерью Изабеллой. 2022 г.
Фото: из личного архива Гелы Месхи

— Семь — она пошла в первый класс. Белла очень умная, учится в Ло­моносовской школе, изучает иностранные языки, любит историю. Конечно, она знает, что ее родители — актеры (мама Изабеллы — актриса Екатерина Климова, сейчас они с Месхи в разводе. — Прим. ред.). Она же видит нас на экране, ходит на наши спектакли. Вот недавно побывала на «Льве зимой». Спектакль совсем не детский, но дочка смотрела его с интересом. Еще водим ее в Большой театр — на оперы и балет­ы.

Я очень рад, что у Беллы перед глазами много хороших примеров. У нее же есть сестра Лиза и два брата — Корней и Матвей (дети Климовой от предыдущих браков. — Прим. ред.). Все они дружат, и старшие обучают Беллу важным вещам. Плюс у Кати работают няни с высшими образованиями. В общем, у дочки прекрасное окружение. Кем она станет — не загадываю. Хотя Белла, естественно, уже хочет быть актрисой. Она же видит, как хорошо, по-доброму относятся незнакомые люди к маме, к папе. Вот и заявляет: «Папа, я буду самой лучшей актрисой!» Я отвечаю: «Знаю, что ты будешь самой лучшей. Но для этого ты должна читать, читать и еще раз читать». И Беллочка с серьезным видом соглашается: «Папочка, я согласна». Вот какая умная у меня дочь растет!

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая