Филипп Янковский: «Я верю в знаки судьбы и научился их распознавать»

Откровенное интервью актера.
На съемках сериала: «Таинственная страсть» (слева направо): Александр Ильин, Алексей Агопьян, Евгений Павлов, Филипп Янковский, Дарья Макарова, Мариэтта Цигаль-Полищук, Карина Андоленко, Чулпан Хаматова и Алексей Морозов
На съемках сериала: «Таинственная страсть» (слева направо): Александр Ильин, Алексей Агопьян, Евгений Павлов, Филипп Янковский, Дарья Макарова, Мариэтта Цигаль-Полищук, Карина Андоленко, Чулпан Хаматова и Алексей Морозов
Фото: Юрий Феклистов

«Когда я снимался в фильме «Таинственная страсть» в 15-м павильоне «Мосфильма», мой сын Иван работал на съемках «Дамы Пик» в 8-м павильоне. И вот у нас случайно совпали перерывы, мы одновременно вышли и столкнулись на лестнице — оба в гриме. Это было потрясающе! Именно в этот момент я ощутил счастье, такое единение отца и сына. Наверное, что-то подобное испытывал мой отец, когда мы вместе с ним получали каждый свою «Нику».

— Когда вы снимались в роли Юсупова в «Распутине», то перед самой тяжелой сценой приехали в Казанский собор и стали в длинную очередь к Казанской иконе Божией Матери — ровно так же, как это сделал Феликс Юсупов перед убийством Распутина. А на что вы шли, чтобы вжиться в роль Яна Тушинского, которого сыграли в «Таинственной страсти»?

Филипп Янковский
Филипп Янковский в фильме «Зеркало». 1974 г.

— Мне важно было поймать суть Евтушенко. А суть в его стихах. Я перед съемками готовился, изучал материал и наткнулся на его знаменитое стихотворение «Я разный». И там я увидел то, что должен в итоге сыграть. Цитирую: «Я разный — я натруженный и праздный. Я целе и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, злой и добрый». Так писал о себе Евгений Евтушенко. Вот это я и сыграл. Он сам в своей поэзии дал подсказку. И мне было легко. Гораздо легче, чем с Юсуповым, который не давал такой подсказки, и пришлось просто изучать его биографию и додумывать, какие черты придать персонажу. Но по большому счету, я подхожу к подготовке роли всегда одинаково. Как учил меня мой мастер Олег Табаков, а его — его мастер, а его мастера — наш «общий» мастер Константин Сергеевич Станиславский, по системе которого мы работаем. Я глубоко подхожу к анализу своих героев и стараюсь благодаря подсознательной психотехнике становиться тем персонажем, которого играю. Разница лишь в том, что Феликс Юсупов — это исторический персонаж, и в «Распутине» я играл конкретно его. А в «Таинственной страсти» играю некоего Яна Тушинского, который все-таки не совсем Евтушенко. Аксенов всем персонажам своей книги изменил фамилии. Несомненно, за этими персонажами легко узнаются исторические прототипы, но все-таки это художественный взгляд на этих людей.

Филипп Янковский
«Будни — это двенадцати- или четырнадцатичасовой рабочий день, с которого ты возвращаешься домой мертвый. Вот такая закольцованная жизнь по маршруту: дом — работа — дом…»
Фото: Юрий Феклистов

— Это дает кислород…

— Да, кислород и определенную свободу… Но прототипа своего героя я, конечно, тщательно изучал. (Улыбается.) Смотрел в Интернете видео, где Евгений Александрович читает стихи, и пропускал его манеру чтения через себя.

— Мне кажется, трудно рассчитывать на то, что вашего героя зрители будут воспринимать как собирательный образ, а не как конкретно Евтушенко… Ваш герой прямо списан с него, вплоть до деталей. Тушинский, например, как и Евгений Александрович, модник и одевается очень экстравагантно…

— Костюмные картины даже недалекого прошлого — это мой особый актерский интерес. У моего персонажа было очень много переодеваний. Период, который мы в нашем кино исследуем, не настолько яркий в плане моды, как 70-е годы. Но, мне кажется, вместе с художниками мы создали интересный образ. Любопытных костюмов было много, в том числе и весьма специфических. Сегодня многие из них выглядели бы диковато, и я не смог бы носить такие ни при каких обстоятельствах. Но что-то мне очень нравится. Например, розовую рубашку, в которой я играл много сцен, мне потом подарили. Я попросил. Она идеально подходит и Яну Тушинскому из шестидесятых, и Филиппу Янковскому из сегодняшнего времени. Рубашка хорошая. Со съемок всегда хочется что-то позаимствовать, так сказать. Привыкаешь к каким-то вещам... Хотел сегодня ее надеть, но выбрал голубенькую. (Улыбается.)

Филипп Янковский и Чулпан Хаматова
«Чулпан Хаматова прекрасная актриса, человек с юмором и излучает особую энергию и тепло. Я получал огромное удовольствие от игры с ней каждую секунду»
Фото: Юрий Феклистов

— Я знаю, что с Евтушенко вы познакомились не очень давно, на каком-то мероприятии, и он благословил вас на роль…

— Да. Я отношусь к Евгению Александровичу с трепетом. И это была просто моя дань уважения и любви к большому художнику. Я подошел к нему на встрече. Мы обнялись, и он меня благословил… Как-то давно мама Евгения Александровича говорила, что единственный артист, который может его сыграть, — Олег Янковский. Отец не успел. Сыграл я…

— Что было самым интересным и ценным в этой работе?

— То, что я прочитал громадное количество стихов Евтушенко. Хотя в фильме из-за ограниченного метража звучат только некоторые отрывки, выучил я с большим запасом. И думаю, теперь я второй в мире после самого Евтушенко по количеству его стихотворений, выученных наизусть.

— С концертами можете выступать.

— Да. (Смеется.) Мы уже с Чулпан Хаматовой, моей партнершей, шутили, что, если с работой в кино возникнут какие-то проблемы, у нас есть большой концертный материал: Евтушенко и Ахмадулина. Одно отделение у нее, одно у меня. По городам и весям нашей страны можно ездить.

Филипп Янковский с сыном Иваном на «Мосфильме» между съемками. 2015 г.
«Отец и сын — оба артисты и могут сниматься в разных концах страны, даже в разных уголках мира, но почему-то в один день синхронно пришли на «Мосфильм» в соседние павильоны. Это хороший знак» С сыном Иваном на «Мосфильме» между съемками. 2015 г.
Фото: Дарья Шумакова

— Как вам работалось с Чулпан? Она ведь играла Нэллу Аххо — Беллу Ахмадулину, вашу жену.

— Чулпан замечательная актриса, прекрасный человек и идеальный партнер. Я получал огромное удовольствие от игры с ней каждую секунду. Мы муж и жена только в какой-то части фильма, потом расходимся, но продолжаем испытывать друг к другу теплые чувства. Как известно, наши персонажи, несмотря на то что всю жизнь вместе не прожили, симпатию друг к другу сохранили… Вообще, вы знаете, работать в кино с людьми, с которыми ты близко знаком или работал в других проектах, — это удовольствие, особенно когда вы играете мужа и жену. Тяжело взаимодействовать, когда только познакомились и нет еще каких-то наработок, нет ощущения человека, а это для артистов очень важно. Десять лет прошло после «Меченосца», который я снимал как режиссер, а Чулпан в нем играла. И с того времени мы приятельствуем. Она прекрасная актриса, человек с юмором и излучает особую энергию и тепло.

— Съемки фильма шли в разных городах, какие были самые сложные?

— В Крыму были прекрасные и одновременно тяжелые съемки. Работали в июле, в пик жары, и температура в тени была 35 градусов. У нас второй режиссер упал в обморок, гримеру стало плохо. Я получил тепловой удар и чуть не получил солнечный. Но там было невероятно красиво. Удивительная в Коктебеле природа, и абсолютно понятно, почему туда любили ездить на отдых поэты.

Филипп Янковский с Марией Мироновой в фильме «Три мушкетера». 2013 г.
«Работать в кино с людьми, с которыми ты близко знаком или работал в других проектах, — это удовольствие, особенно когда вы играете мужа и жену» С Марией Мироновой в фильме «Три мушкетера». 2013 г.
Фото: Kinopoisk.ru

— В работе вы педант и, значит, скорее всего о шестидесятых и об атмосфере, которая царила тогда, узнали много каких-то важных нюансов.

— Сюжет разворачивается в отрезке с 1958-го по 1968-й год. Мы все знаем это время по советским фильмам очень хорошо. Даже есть ощущение, как будто я сам там жил, хотя родился попозже. Мы работали над материалом с большим удовольствием, потому что прекрасный текст, хороший писатель, точно переданная атмосфера того времени. В таких фильмах всегда приятно существовать. Я думаю, зритель с радостью окунется в этот мир шестидесятников и не будет нас особенно строго судить, понимая, что мы все-таки играем не конкретных людей. Аксенов немного как Акунин или даже как Дюма… Да, как Дюма!..

— Вы ведь в «Трех мушкетерах» играли Людовика XIII…

— Да… И когда я готовился к роли Людовика, много литературы прочитал. Дюма легко жонглирует целым столетием, в его книге нет абсолютной исторической достоверности. Он создает флер вокруг исторических персонажей, окунает их в какую-то другую действительность и многое додумывает… Аксенов в некотором смысле пошел его дорогой, и в «Таинственной страсти» есть элементы исторически достоверные, а есть вымысел.

Филипп Янковский с женой Оксаной Фандерой
С женой Оксаной Фандерой в сериале «Чудотворец». 2014 г.
Фото: Первый канал

— В «Трех мушкетерах» вы играли с Машей Мироновой, которую знаете с детства.

— Да, там — с Машей Мироновой, в «Чудотворце» — с Федором Бондарчуком, с которым давно дружу, и с Оксаной Фандерой, которую давно люблю… Я работал много раз на съемках, где команда была потрясающая. И «Таинственная страсть» тоже не исключение. На картине все ребята были с юмором, все партнеры замечательные. Поэтому хоть работа и была тяжелой, но мы все равно с шутками, с прибаутками это время проводили и друг от друга не устали. Хорошая была атмосфера. Надеюсь, что у зрителей такое же будет впечатление.

— А как вы проводили время, когда смена на площадке заканчивалась?

— Падал в кровать и тут же засыпал. Я нисколько не иронизирую. Работа в кино очень тяжелая. Зрители и читатели думают, что жизнь актера — это мир блесток, развлечений, веселых премьер, красивых костюмов и платьев. На самом деле это все очень редко бывает. А будни — это двенадцати- или четырнадцатичасовой рабочий день, с которого ты возвращаешься домой мертвый. Сил хватает только на то, чтобы спокойно провести с семьей остаток вечера, почитать роль, выучить текст перед сном, лечь спать, утром проснуться и поехать дальше на работу. Вот такая закольцованная жизнь по маршруту: дом — работа — дом…

Филипп Янковский с Олегом Янковским на вручении премии «Ника». 2003 г.
«Это счастье, ощутить единение отца и сына. Наверное, что-то подобное испытывал мой отец, когда мы вместе с ним получали каждый свою «Нику»… Мне кажется, это знаковые переплетения судеб» С Олегом Янковским на вручении премии «Ника». 2003 г.
Фото: PHOTOXPRESS.RU

— Вы снимаетесь в кино с пяти лет, начиная с фильма Тарковского «Зеркало». Какая там была атмосфера на площадке?

— Даже будучи ребенком, я ощущал, что вся съемочная группа охвачена единой идеей. Все понимали, что соприкасаются с великим художником. Все — от Рерберга до Маргариты Тереховой, с которой я в основном работал, — жили фильмом... Потом я посмотрел «Зеркало», причем много раз, но ничего не понял — я же был ребенком. А когда стал взрослым, пересмотрел снова. Пленка имеет магическое свойство — она передает энергетику. Невооруженным глазом видно, что фильм делался с любовью, что люди любили материал и друг друга…

— А ваша первая большая роль — в фильме «Сентиментальное путешествие на картошку»...

— Да. Это был 1986-й год... Снимали чуть раньше в Ленинграде. Я совсем мальчишка — еще до поступления в театральный институт… Кстати, эту картину часто показывают по телевизору. Она чистая, светлая, сейчас таких уже не делают. Я ее с удовольствием смотрю. Ничего особенного не сыграл, потому что не умел, но попадание в образ оказалось точным. Я был такой же наивный, как мой персонаж. В таком же возрасте, как он, и в таком же состоянии…

Филипп Янковский
«Любые родители рады успехам своих детей и переживают, если у тех неудачи. Тут мы ничем не отличаемся от других людей» С женой Оксаной Фандерой и родителями Олегом Янковским и Людмилой Зориной. 2000 г.
Фото: PERSONASTARS.COM

— Как восприняли эту вашу роль отец, мама? Какие советы вам давали?

— Я не помню особенных по этому поводу разговоров. В тот момент я был просто ребенком, поэтому подробно рассуждать об этом было нечего. Но единственное могу сказать, что мы, как и любая другая нормальная семья, рабочие моменты обсуждаем. Как в семье лесника обсуждают со своими детьми, где медведь вышел, где волки были. Так и артисты о своей работе говорят. Мы в семье друг другу и детям своим помогаем.

Олег Иванович очень внимательно относился к тому, что вы делаете, радовался успехам. В его кабинете висела фотография, где вы вместе получаете «Нику», он за фильм «Любовник», а вы за фильм «В движении».

— Да, есть такая фотография… Любые родители рады успехам своих детей и переживают, если у тех неудачи. Тут мы ничем не отличаемся от других людей. Теперь мы с Оксаной и с моей мамой гордимся Лизой и Ваней. Лиза только в начале пути — учится в ГИТИСе. А Ваня становится очень хорошим артистом… Знаете, я верю в знаки. И вот любопытный момент. Когда я снимался в фильме «Таинственная страсть» в 15-м павильоне «Мосфильма», Иван работал на съемках «Дамы Пик» в 8-м павильоне. И вот у нас случайно совпали перерывы, мы одновременно вышли и столкнулись на лестнице — оба в гриме. Это было потрясающе! Именно в этот момент я ощутил счастье, такое единение отца и сына. Наверное, что-то подобное испытывал мой отец, когда мы вместе с ним получали каждый свою «Нику»… Мне кажется, это такие знаковые переплетения линий судеб… Они редко бывают. Отец и сын — оба артисты и могут сниматься в разных концах страны, даже в разных уголках мира, но почему-то в один и тот же день синхронно приходят на «Мосфильм», в соседние павильоны. Я расцениваю это как хороший знак.

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая