Элеонора Шашкова: «Вячеслав Тихонов называл меня «моя самая любимая жена»

«Я не раз замечала, когда мы случайно с Тихоновым встречались на каких-то мероприятиях, фестивалях,...
Светлана Корелова
|
Павел Соседов
|
19 Марта 2023
Элеонора Шашкова. Фото
Элеонора Шашкова
Фото: Павел Щелканцев/Архив «Коллекция караван историй»

«Я не раз замечала, когда мы случайно с Тихоновым встречались на каких-то мероприятиях, фестивалях, банкетах: если его мысли заняты ролью, он ходит опустив глаза. Вот и тогда, на съемках «Семнадцати мгновений...», передо мной, глядя в пол, сидел Вячеслав Васильевич и говорил о роли. И вдруг поднял на меня взгляд. И это был уже не Тихонов — это был Штирлиц. Я сразу словно влюбилась в него. Я всем своим существом любила его, передо мной сидел мой муж, за которого я переживала, страдала, мучилась», — рассказывает актриса Элеонора Шашкова.

Сцена встречи Штирлица с женой в фильме «Сем­надцать мгновений весны» снималась в две смены. В первый день снимали мои крупные планы, а Вячеславу Васильевичу Тихонову дали выходной. Мне потом Татьяна Михайловна Лиознова сказала, что это был его единственный выходной за полгода… Справиться с заданиями Татьяны Михайловны оказалось сложно — режиссером она была чрезвычайно требовательным. Она со мной тщательно репетировала, разбирала суть роли: как сильно моя героиня любит Штирлица, как страдает, как беспокоится о нем, как смотрит на него... Дошли до последнего кадра, режиссер ставит задачу: «Ты понимаешь, что, возможно, это ваша последняя встреча...» Я не представляла, как буду играть такую сцену один на один с камерой, с этой бездушной железякой, — в театре-то я привыкла к партнеру. И запротестовала, мы с Татьяной Михайловной начали спорить. Но тут открылась дверь «Кафе «Элефант», которое было выстроено в павильоне студии Горького, и вошел Вячеслав Васильевич… В свой единственный выходной он приехал только затем, чтобы поддержать меня. Нас познакомили, до этого вместе мы не репетировали ни разу. И Тихонов сел под камеру… И, глядя почему-то в пол, стал говорить со мной о роли: «Понимаете, кругом фашисты, нельзя ни моргнуть, ни улыбнуться, ни слезы уронить — ничего! И все, что происходит у вас в душе, все мысли должны выразить только ваши глаза…»

— До этого вам уже доводилось сниматься с Тихоновым?

— Да, правда, он этого помнить не мог. Двенадцатью годами раньше снималась картина Леонида Лукова «Две жизни», в которой мы с однокурсницей Людочкой Чурсиной студентками участвовали в массовке — играли прачку и швею. У нас была всего лишь одна сцена — в ленинградском дворце-колодце снимали митинг. Главную роль, красногвардейца, исполнял Николай Рыбников, а Вячеслав Тихонов играл белогвардейца. Я запомнила, что в кадр он шел, опустив глаза. И только когда Луков скомандовал: «Камера, начали!» — Тихонов поднял свои выразительные очи. И у меня вдруг на весь этот двор вырвалось громкое «Ах!», нарушившее тишину. Как же на меня кричал Луков — думала, в порошок сотрет. А Людочка Чурсина спросила: «Ты влюбилась, что ли?» Я ответила: «Ты же знаешь, мне красивые мужики не нравятся, но этот уж больно хорош!»

Элеонора Шашкова
Элеонора Шашкова в фильме «Семнадцать мгновений весны». 1973 г.
Фото: РИА НОВОСТИ
Вячеслав Тихонов
«Меня привезли на съемки, я села под камеру, и вновь началось волшебство — мы снова смотрели друг на друга и переживали эти эмоции» Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны». 1973 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

К чему я это рассказала? А к тому, что я не раз замечала, когда мы после случайно с Тихоновым встречались на каких-то мероприятиях, фестивалях: если его мысли заняты ролью, он ходит опустив глаза. Вот и тогда, на съемках «Семнадцати мгновений...», передо мной, глядя в пол, сидел Вячеслав Васильевич и говорил о роли. И вдруг поднял на меня взгляд. И это был уже не Тихонов — это был Штирлиц. И я сразу же словно влюбилась в него. Я уже всем своим существом любила его, передо мной сидел мой муж, за которого я переживала, страдала, мучилась. Вячеслав Васильевич мне два-три раза помог и жестом: здесь не так — скорректируй эмоцию... Съемка продлилась всего час. Для пяти с половиной минут экранного времени — очень быстро! Мне же заплатили как за три съемочных дня! Я была счастлива и побежала покупать себе какие-то сладости…

А на следующий день раздался звонок от Татьяны Михайловны: «Вячеслав Васильевич не может сниматься без партнерши — без тебя. Просит привезти твои глаза. Ты что делаешь?» Я говорю: «Подметаю!» — «Бросай все, сейчас приедет машина...» Привезли меня на съемочную площадку, теперь уже я села под камеру, и вновь началось волшебство — мы снова смотрели друг на друга и переживали эти эмоции. Конечно, в успехе сцены велика заслуга гениального оператора Петра Катаева. С Лиозновой они сняли несколько фильмов. Он стал ее глазами, притом что у самого зрение было минус одиннадцать. Они понимали друг друга с полуслова. И, конечно, свою роль сыграла музыка гениального Микаэла Таривердиева. Татьяна Михайловна пригласила его посмотреть уже смонтированный эпизод. И когда он посмотрел, прямо в студии сел за фортепьяно и сыграл эту музыку. В фильме в нашей сцене звучит музыка, которую записал сам Таривердиев...

— Как проходили ваши встречи с Тихоновым в дальнейшем?

— Всегда очень трогательно. Однажды я пришла в Дом кино по своим делам, а он в Большом зале представлял какой-то фильм. Узнав об этом, я прошла на балкон посмотреть. Уходя со сцены с гвоздичкой в руках, Вячеслав Васильевич вдруг заметил, что я стою на балкончике, и крикнул на весь зал: «Товарищи, пришла моя самая любимая жена!» Все обернулись. От неловкости мне захотелось провалиться сквозь землю, я не знала, как себя вести, растерялась, смутилась. Потом сказала ему: «Вячеслав Васильевич, умоляю, больше так не говорите». Тем не менее, когда он знакомил меня со своей второй супругой, опять сказал: «Тамара, познакомься, это моя самая любимая жена!» Сегодня понимаю, в чем было дело. Я тут ни при чем. Просто Татьяне Лиозновой и сценаристу Юлиану Семенову удалось создать идеальный образ женщины, которую полюбил бы каждый мужчина. Ну а мне повезло ее сыграть. Я же не такая на самом деле. А может, такая?

Элеонора Шашкова
«С Людой мы подружились еще студентками. И однажды решили вместе худеть. Итогом лимонной диеты стал гастрит на всю жизнь — мы обе сожгли слизистую желудка» С Людмилой Чурсиной и Светланой Светличной. 2006 г.
Фото: из личного архива Элеоноры Шашковой

Моя институтская подруга Люда Чурсина после «Донской повести» вышла замуж за режиссера фильма Владимира Фетина и стала его истинной музой. Фетин снял с ней и «Виринею», и «Любовь Яровую». Однажды в разговоре он мне бросил такую фразу: «Посмотри, Людмиле стоит только повернуться, вот так поднять глаза на крупном плане, и все! А что ты?» Мне было очень обидно такое услышать. Но, когда вышли «Сем­надцать мгновений весны», Фетин извинился: «Ради бога, прости меня, я и подумать не мог, что у тебя в глазах вся душа!»

— Вы окончили Щукинское училище и всю жизнь служите в Театре Вахтангова — в этом году отметите 60 лет на сцене…

— При поступлении в «Щуку» я читала монолог Марины Поярковой из «Поднятой целины». Все студентки обычно читают за красавицу Лушку, а я играла ту, которая приходит к председателю колхоза на собрание и требует: «Отдавай мое заявление обратно! И корову мою отдавай!» В центре стола, покрытого зеленым сукном, сидел ректор училища Борис Евгеньевич Захава, по бокам — заслуженные педагоги, сплошь ученики Вахтангова. Пришли нас послушать и артисты театра, среди них был и Юрий Яковлев. А я разыгралась, на щеках от волнения вспыхнул красный румянец. Я тогда 87 килограммов весила, пышкой была. Поперла на стол экзаменаторов, как танк, и бахнула кулаком прямо перед носом Захавы: «Ухожу из колхоза, отдавай мое заявление обратно — и все тут! И корову мою отдавай!» Он говорит: «Тихо-тихо, все-все, спасибо». Тут я поняла, что меня не примут. Потому что ни стихотворение, ни басню мне прочитать не дали. И вот сижу я в фойе в самых расстроенных чувствах и вдруг вижу — спускается по лестнице Яковлев. На успех я уже и не рассчитывала, но решила спросить про подружку, за которую болела. Подскочила к нему, спрашиваю: такую-то взяли? Он говорит: «Нет. Взяли какую-то Шашкову, в синем платье». А я как стояла перед ним в этом синем платье, так и остолбенела. А еще мы на экзаменах с Людочкой Чурсиной все время переглядывались, я думала: ну такую красавицу точно возьмут. А она потом призналась: «А я стояла и думала: ну эту девушку наверняка примут, а меня нет». В общем, одинаковые мысли у нас были. А взяли обеих.

С Людой мы подружились и однажды на третьем курсе решили вместе худеть. Кто-то нам посоветовал лимонную диету, мы и съели по шесть лимонов. В этот же день нас обеих увезли по «скорой». А итогом нашей диеты стал гастрит на всю жизнь — мы обе сожгли слизистую желудка. С тех пор я не знаю, что такое лимоны. Дурочки, конечно. Мы хоть и не были березками, но на курсе считались самыми легкими в танцах — так высоко задирали ножки! По хореографии имели только пятерки.

Людмила Чурсина
«Однажды муж Люды, режиссер Владимир Фетин, бросил мне такую фразу: «Посмотри, Людмиле стоит повернуться, поднять глаза на крупном плане, и все! А что ты?» Мне было очень обидно такое услышать... Людмила Чурсина в фильме «Олеся». 1970 г.
Фото: Legion-media

— Кто-то из педагогов сказал, что вам надо похудеть?

— Нет, в училище такого не было. Это уже в театре и ей пришлось худеть, и мне… Рубен Николаевич Симонов, худрук и главреж Театра Вахтангова, ввел меня на роль Машеньки в «Живом трупе». Что-то случилось с Людмилой Максаковой, и за три дня я подготовила ее роль. Помимо текста Толстого пришлось выучить еще три романса, Маша же цыганка. Это был последний спектакль в сезоне, и весь театр, включая рабочих сцены в серых халатах, собрался за кулисами — посмотреть, как я сыграю. После Рубен Николаевич подписал мне программку: «Дай Бог вам таких же удачных ролей, как эта». И добавил: «А на словах я вам скажу так: за этот отпуск вы должны похудеть. Потому что после второго спектакля будет худсовет, на котором решат, продолжите вы играть эту роль или нет». И я за 58 дней отпуска похудела на 19 килограммов. У меня на руках была семимесячная дочка, и все, чем я питалась в это время, — тем, что оставила дочь, я подъедала за ней пюрешки, супчики… А на ночь съедала конфетку. Весила 87 килограммов, а стала весить 68.

Прошло пять дней с начала отпуска, я должна была ехать с доченькой на дачу, и вдруг в нашей коммуналке раздался звонок. Одиннадцать ночи, я случайно оказалась рядом с аппаратом. Узнаю голос Рубена Николаевича: «В театр «Ромэн» приехали венгерские цыгане, и я хочу вас завтра пригласить на спектакль, а потом в ресторан». Я прекрасно понимала, чем эти «цыгане с ресторанами» заканчиваются, и вежливо отказалась: «Рубен Николаевич, не с кем дочку оставить, я отпустила няню…» Няни у меня, конечно, не было: с моей доченькой то тетка Славы Шалевича сидела, то еще кто-то из соседей… «Ну все понятно», — ответил Симонов. Ему было 65 лет, а мне 25. Осенью я шла на сбор труппы, рассчитывая, что мне дадут во втором или хотя бы в третьем составе сыграть Машу, все лето мечтала об этом. Но увы: первый спектакль играет Максакова, другой, третий… Иду в кабинет к главрежу: «Рубен Николаевич, я что, не буду играть Машу?» Он отвечает: «А плечами ты по-цыгански трясти научилась?» Честно говоря, эта «премудрость» мне не давалась. Мне бы схитрить, а я по простодушию своему ответила: «Нет». — «Ну вот и не будете играть», — сказал Симонов. Запомнил мой отказ. По этой схеме и складывалась потом моя жизнь в театре…

— Что вы имеете в виду?

Элеонора Шашкова
...но позже он извинился: «Ради бога, прости меня. Я и подумать не мог, что у тебя в глазах вся душа!» Элеонора Шашкова в спектакле «Мещанин во дворянстве». 1969 г.
Фото: из архива Театра имени Вахтангова

— Вот Александра Исааковна Ремизова ставит спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Назначают нас с Максаковой в два состава на одну роль — Мамаевой. Полгода Максакова репетирует на сцене, а я сижу в зале… Играет тоже она, очередность не соблюдается. Вдруг третьего января режиссер спектакля объявляет мне: «Так, сегодня будешь играть. Максакова не может. Днем — репетиция, вечером — спектакль». И я сыграла. С тех пор стали играть поочередно, меня хвалили. После одного из спектаклей подходит ко мне режиссер Леонид Варпаховский: «Будете у меня в «Выборе» играть главную роль — Жанну. Завтра вывесят приказ». На другой день читаю приказ: «Жанна — Людмила Максакова; Ляля — Элеонора Шашкова». Прихожу в костюмерную. У них на эскизе к костюму Ляли карандашиком зачеркнута фамилия Максаковой и вписано: «Шашкова», а на костюме Жанны — наоборот…

В спектаклях «Выбор» и «На всякого мудреца довольно простоты» моим партнером был Юрий Яковлев. Вот и в «Генеральном конструкторе» — спектакле про Королева — Яков­лев играл главного героя, а мне Александра Ремизова доверила сыграть его жену. Спектакль приняла комиссия из Министерства культуры, все шло отлично. Но однажды всех участников собрали в кабинете директора: «Сейчас сообщили, что при посадке погиб космонавт Комаров. Виноват Королев. Спектакль снимают». Мы с Юрием Яковлевым очень переживали, что «Генерального конструктора» закрыли. Но такое было время — многое запрещали.

В 90-е Юрий Васильевич брал меня с собой на гастроли — эти выступления помогали нам выжить. У него были творческие встречи со зрителями, во время которых мы играли два отрывка по двадцать минут из наших спектаклей «На всякого мудреца довольно простоты» и «Память сердца». В остальное время он что-то рассказывал, читал стихи, отвечал на записки из зала, острил. Как-то раз мы собирались ехать в Питер, и я забежала переговорить с Юрием Васильевичем в актерское фойе. Застала его за интервью. Девица-журналистка говорит Яковлеву: «Вы же наша звезда, наша легенда!» А он ей отвечает своим баритоном: «Деточка, звезды на небе, а у нас в цеху либо хорошие артисты, либо плохие». Сделал паузу и добавил: «Встречаются, однако, и гении». Большого юмора человек, необыкновенный актер. Юрий Яковлев и Николай Плотников в театре для меня были самыми близкими и дорогими партнерами. Хотя бывало всякое. Однажды с Юрием Васильевичем играли спектакль «Память сердца», и он мне после говорит: «Сегодня ты завалила середину монолога». Я: «Ну подскажи, как сыграть?» — «А я подсказывать не умею. Разбирайся сама. Я мужчина, ты женщина». Ну не было у Яковлева педагогического дара, по­этому он и отказывался от преподавательской деятельности. А я его замечание, конечно, учла.

— А какие отношения у вас сложились с другим легендарным вашим современником и партнером Василием Лановым?

Элеонора Шашкова с Юрием Яковлевым
«В 90-е Юрий Васильевич брал меня с собой на гастроли — эти выступления помогали нам выжить. Необыкновенный актер, большого юмора человек» С Юрием Яковлевым в спектакле «Выбор». 1967 г.
Фото: из архива Театра имени Вахтангова

— Вася Лановой вошел в мою жизнь вместе с моим первым мужем Эрнстом Зориным, тоже актером нашего театра, — они дружили. Первые годы мы жили у мамы Эрика, на углу Тверской, а напротив нашего дома жил Вася Лановой со своей второй женой — акт­рисой Театра Пушкина Тамарочкой Зябловой. Мы часто приходили к ним в дом, Тамара гостеприимно усаживала нас за стол. Она была старше Васи. Я запомнила Тамару человеком необыкновенно тактичным, очень талантливой актрисой. Позже она перешла в режиссуру. Зяблова погибла во время работы над программой о Пушкине. Это случилось 6 июня. Мы были на гастролях в Омске, а Тамара в микроавтобусе с аппаратурой ехала на съемку в пушкинские места — там должно было состояться торжество, посвященное дню рождения поэта. Аппаратура стояла в середине микроавтобуса, Тамара сидела сзади, а водитель взял с собой сына и посадил его впереди. Зяблова заметила шоферу, что впереди детей не сажают, и поменялась с мальчиком местами. По дороге у автобуса спустилась шина, он сошел в кювет и начал переворачиваться… Тамарочка попыталась выскочить и погибла. Она была беременной…

Василий Лановой — человек благороднейший. Он всегда всем помогал. Помню, нашего тогда еще молодого артиста Михаила Васькова должны были забрать в армию. Так Лановой пошел к начальнику военкомата на Старом Арбате и освободил Васькова от воинской службы. Миша потом рассказывал, как на следующий день его вызвал военком и, когда призывник подошел к дверям военкомата, солдат на КПП встал по стойке «смирно» и отдал ему честь. А военком вышел к Васькову, пожал руку, поблагодарил за талант и вручил документ, освобождающий от службы.

Мне Василий Семенович помог получить квартиру. Со вторым супругом Валентином Селивановым мы жили на «Сухаревской». Но когда муж ушел из жизни, я оставаться там не могла и переехала на «Коломенскую». Это была хрущевка, и наш дом попал под программу сноса ветхого жилья. Взамен мне предлагали какие-то жуткие квартиры с вздыбленным линолеумом, с облезлыми окнами и так далее. Я поделилась с Лановым. Он сказал: «Но ты же сама известная актриса, можешь войти в любой кабинет, толкнув коленом дверь». Я ответила, что за себя никогда не просила, поэтому прошу его. «Давай номера телефонов», — сказал Лановой. Позвонил в центральный департамент, ему ответили: «Что-нибудь придумаем». Я в то время очень мало играла в театре, но Лановой чиновникам заявил, что я безумно занята, по­этому необходимо, чтобы дом был около метро. Через какое-то время Василий Семенович мне говорит: «Позвони, тебе должны выписать смотровые ордера». Я набрала номер, мужской голос раздраженно ответил: «Мне некогда, у меня заседание, перезвоните позже». Два часа я ходила кругами по квартире и не решалась перезвонить, думала, что же делать? И вдруг осенило! Я набрала номер и представилась не своим голосом: «С вами говорит референт Василия Семеновича Ланового, как там дела с документами Шашковой?» — «Решаем, решаем», — последовал ответ. А через два часа мне перезвонили: «Быстро берите такси и приезжайте, для вас есть смотровой ордер на квартиру в доме по Профсоюзной улице». В этой квартире я живу по сей день и очень довольна. Низкий поклон Василию Семеновичу!

Он был настоящий большой актер и истинный интеллигент, хотя он из очень простой семьи — оба его родителя были рабочими. В Москву переехали из украинского села. А я по маме сама на четверть украинка и с детства знаю украинские народные песни. Как же мы с Васей на два голоса пели «Месяц на небе» — оба обожали эту песню! Он старался помочь всем: телефоны, квартиры, поездки, санатории, больницы... И почти каждый вечер выходил на сцену, даже в пожилые годы, когда перевалило далеко за восемьдесят. Доходило до двухсот выступлений в год по всей России! Кроме того, Василий Семенович был президентом фестиваля «Алые паруса «Артека», председателем множества общественных организаций, стоял во главе «Бессмертного полка» — и с честью нес эту ответственность. Я удивлялась: как же он все это выдерживает? Ведь в его возрасте так нельзя, надо себя беречь. А он говорил: «Я обязан приехать к зрителям, которые меня ждут. Я в строю!» И ничего выше этой миссии для Ланового на свете не было. Вот сердце и не выдержало такие перегрузки: гастроли, самолеты, поезда… Василий Семенович ушел, не справившись с последствиями ковида.

Элеонора Шашкова с Александром Павловым и Еленой Мельниковой
С Александром Павловым и Еленой Мельниковой в спектакле «Театр». 2021 г.
Фото: Ольга Куз/Пресс-служба Театра имени Вахтангова

— С артистом вашего театра Эрнстом Зориным вы прожили 13 лет. А вторым вашим мужем стал сценарист и режиссер Валентин Селиванов...

— С Валентином мы познакомились на картине «Дневник Карлоса Эспинолы» — про мальчика, сына чилийского революционера, который приезжает в Москву. Валентин учился на сценарном факультете ВГИКа и на четвертом курсе написал такой сценарий, что легендарный режиссер Ефим Дзиган предложил ему продолжить обучение на режиссерском факультете: «Ваш сценарий написан так, как режиссер должен снимать картину!» И взял его сразу на второй курс. Оба факультета Селиванов окончил с отличием. Владимир Наумов после института пригласил его к себе в объединение на «Мосфильм». Но картину не дал — сказал: «Валя, походи еще во вторых режиссерах». Селиванов, конечно, сразу ушел.

Тогда его пригласил Бритиков Григорий Иванович, директор Киностудии имени Горького. И сразу дал задание: «Валя, у меня есть сценарий Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие». Но не сходятся концы с концами. Доработай, пожалуйста, ты же сценарист». И Валентин сценарий переделал. Бритиков говорит: «Теперь Михалков должен подписать, иди к нему». А Сергей Владимирович был человеком светским, любил рестораны и прочее, вот Селиванов до часу ночи у него во дворе и простоял. Подъехал Михалков, Виталий бросился к нему: «Сергей Владимирович, я вас умоляю, я тут немного дописал…» Михалков расписался на экземпляре сценария не глядя. И картину запустили в производство, а Селиванова назначили режиссером. Композитором пригласили Алексея Рыбникова, он написал чудесную музыку. Знаменитая песня «Я тебе, конечно, верю…» — оттуда!

Муж придумал оригинальный финал. Поехал к Алексею Леонову в Звездный городок: «Алексей Архипович, вы пишете картины о космосе. А я сейчас снимаю фильм про подростков, грезящих космосом. Прошу вас принять участие в фильме, в финале надо сказать: «Возможно, многие из вас, ребята, расстроились, что не увидели в фильме настоящего космического путешествия. Его не было, но это только пока... Но вы если захотите, то полетите в космос. Я в это верю!» И Леонов согласился. Режиссер и космонавт подружились, муж и меня не раз возил в Звездный городок. Супруга Леонова была темненькой, но звали ее Светланой. А мне всякий раз хотелось назвать ее Тамарой. И вот как-то в очередной раз встречаемся. «Здравствуйте, Алексей Архипович», — говорю. Поворачиваюсь к его жене, и тут Леонов, упреждая мою ошибку, перебивает: «Она не Тамара, она Светлана!» Я сразу: «Ой, Светланочка, вы меня простите! Просто вы темненькая, кареглазая — как царица Тамара».

Василий Лановой
«Василий Лановой — человек благороднейший. Он всегда всем помогал. Мне помог получить квартиру» Василий Лановой в фильме «Война и мир». 1966 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— А как начинался ваш «служебный роман» с Селивановым?

— Я как актриса приглянулась второму режиссеру картины «Дневник Карлоса Эспинолы». И он стал активно проталкивать в фильм на одну из ролей мою кандидатуру. Ассистент дважды приглашал меня, я приходила на студию, но Селиванова не было. На третий раз, наконец, мы встретились. Режиссер пожал мне руку, пригласил к себе в кабинет, мы поговорили — обсудили роль. Он сидел спиной к огромному окну, свет которого слепил меня. Потом Селиванов вспоминал: «Я тогда утонул в твоих глазах и понял: все! А когда мы пожали друг другу руки, я почувствовал, как по мне ток пробегает». Я на это честно отвечала, что на той первой встрече не обратила на него внимания как на мужчину. Но потом своим обхождением, своим трепетным отношением он меня очаровал и покорил. Не могу забыть наш первый поцелуй. Мы сидели, как школьники, у него на кухне на табуретках и тайком целовались — он тогда только-только купил однокомнатную квартиру. Два года мы мучились: я замужем, дочери десять лет, он женат, его дочери полтора года. У Валентина сердце разрывалось на части, он безумно любил дочь. Но в итоге мы друг без друга не смогли и сошлись. Я развелась с мужем. Селиванов все имущество, квартиру оставил семье.

— Валентин Селиванов ушел из жизни рано...

— Да. Ишемия. Сердце… Творческая карьера мужа не сложилась, и он не смог это пережить. Кстати, Валентин дружил с Василием Макаровичем Шукшиным, они были соседями по Свиблово. И когда Василий Макарович с Лидой и дочками переезжали на Котельническую набережную, Валентин их провожал, помогал переносить вещи. Надорвал тогда спину, но дело не в этом… Они очень дружили. И несмотря на то что оба были сценаристами, никогда не конкурировали друг с другом. Василий Макарович был всегда двумя руками за товарища — ценил его талант. Шукшин хотел, чтобы Валентин у него Разина сыграл, он и без грима был на него похож. Но картину «Я пришел дать вам волю» Шукшин снять не успел.

Элеонора Шашкова с Георгием Жженовым
«Жженов был старше меня на 22 года. А на экране мы выглядели органичной парой. Он ежедневно делал зарядку: гири, турник. И до конца дней оставался моложавым» С Георгием Жженовым в фильме «Ошибка резидента». 1968 г.
Фото: из личного архива Элеоноры Шашковой

— А как вы попали в знаменитый сериал о судьбе резидента?

— Я не знаю, кто меня, малоизвестную театральную артистку, предложил Вениамину Дорману, но меня пригласили на пробы. Загримировали, отвели на съемочную площадку в павильон и посадили за диспетчерский столик таксомоторного парка. Входит Георгий Степанович Жженов, я его узнала — видела в каком-то фильме. Нас представили. Начались съемки пробы. Жженов просовывает голову в окошечко и спрашивает: «А что вы делаете сегодня вечером?» Отвечаю по-театральному, громко: «Я свободна!» — «Так, может быть, мы с вами увидимся? Сходим куда-нибудь?» Я (тем же тоном): «Конечно!» Георгий Степанович посмотрел на меня, вздохнул и говорит Дорману: «Веня, дай мне ее на 15 минут». Он понимал, что я как киноактриса — неопытная. А через коридор было кафе. Мы зашли туда, Жженов купил кофе и говорит: «Я вообще-то тоже театральный артист. Но чего ты так орешь? Микрофон же над тобой, он даже шепот твой услышит. Поняла меня?» — «Поняла». — «Ну тогда пошли сниматься». Вернулись в павильон, я села за столик, он опять просовывается в окошечко: «Что вы делаете сегодня вечером?..» И повторяется наш диалог. Я уже отвечаю естественно, без театральности. Заканчиваем. Режиссер говорит: «А давайте еще один дубль». — «Не надо! — поворачивается к Дорману Жженов. — Значит, так, Веня, если ты ее не утвердишь, я на площадку не выйду». Развернулся и ушел.

Вот так меня Георгий Степанович утвердил. За время съемок мы и с ним подружились, и с его родными: женой Лидочкой, дочкой Юлечкой. Он меня приглашал на свои спектакли, мы с мужем бывали у них в гостях. Я всегда полагала, что Жженов меня старше лет на десять. И вот однажды он приглашает в Театр Моссовета на свой юбилей. Говорю: «Конечно, буду, Георгий Степанович, вам же семьдесят!» Он отвечает: «Дура, мне восемьдесят!» Оказалось, что он старше меня на 22 года. А на экране мы выглядели органичной парой.

Жженов был очень скромным человеком с огромным достоинством. Помню, приближалось его 90-летие, и Владимир Владимирович Путин его награждал. При встрече президент сказал: «Георгий Степанович, хочу побывать у вас в гостях». Артист ответил: «А я не могу вас принять». — «Почему?» — «У меня квартира — 28 метров. И живу я в ней с женой и дочерью». — «У вас?! Народного артиста Советского Союза?!» Да, именно так жил любимый всеми артист — в крохотной квартирке дома на Зоологической улице. Район свой Жженов любил, ему нравилось слушать звуки, которые издавали звери и птицы в соседнем зоопарке. Через неделю после разговора с Путиным ему предложили пятикомнатную квартиру на той же улице. В новой квартире было две ванных комнаты, удивительная вращающаяся библиотека, оставшаяся от предыдущих хозяев. Одну маленькую комнатку Георгий Степанович отвел для занятий гимнастикой, он ежедневно делал зарядку: гири, турник. И до конца дней оставался моложавым. Я тоже уже много лет обязательно делаю по утрам зарядку — минут двадцать плюс упражнения для дыхания.

Василий Шукшин
«Мой муж дружил с Шукшиным. Оба были сценаристами, но никогда не конкурировали. Василий Макарович был всегда двумя руками за товарища — ценил его талант» Василий Шукшин в фильме «Они сражались за Родину». 1975 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Элеонора Петровна, 2022 год был юбилейным для вас. Как он прошел?

— Год был богат на события и юбилеи. Это и мой юбилей, и 100-летие Театра Вахтангова, которое мы отмечаем с 2021 года, и 30-летие фестиваля Михаила Евдокимова «Земляки», на празднование которого я была приглашена. Путешествие началось для меня с Горно-Алтайска. Меня поселили в сказочном домике посреди леса в необыкновенном по красоте месте вблизи Телецкого озера. Я была первым гостем, кто перешагнул порог этого свежесрубленного дома....

Дальше мы поехали на малую родину Михаила Евдокимова. Жили в курортном местечке Белокурихе — российская Швейцария, по-другому и не скажешь. Здесь мы выступали на главной местной концертной площадке в санатории «Россия». Я познакомилась с родным братом Михаила Евдокимова — Константином. Они невероятно похожи. Когда Константин запел песню брата «Ах, баня!», мы с Александром Панкратовым-Черным не удержались и пустились в пляс. Я очень благодарна Федору Елфимову — ближайшему другу Евдокимова, директору санатория «Россия» — за радушный прием. В рамках проекта «Эхо Алтайского фестиваля» мы выступили и в Доме культуры села Верх-Обское, в котором вырос Евдокимов. Представляете, Мишины земляки на протяжении всего моего выступления приветствовали меня стоя — это было до слез. После в областной газете вышла статья: «Жена Штирлица на Алтае».

Помимо Алтая с продюсером Сергеем Новожиловым я побывала на фестивале в Волгограде. Завершая свое выступление, спела романс «Ночь тиха» — и зрители опять встали, а Сергей обнял меня: «Элеонора, будем и дальше работать». Я очень благодарна Новожилову: участвую в его программах и фестивалях уже 20 лет — еще один юбилей! Была с ним и в Благовещенске, и в Южно-Сахалинске — объехали не только весь Дальний Восток, но и Юг России.

Элеонора Шашкова с мужем
«Валя вспоминал: «Я тогда утонул в твоих глазах и понял: все!» Он покорил меня своим трепетным отношением» С мужем Валентином Селивановым в Голливуде. 1995 г.
Фото: из личного архива Элеоноры Шашковой
Элеонора Шашкова
«Татьяне Лиозновой и Юлиану Семенову в фильме «Семнадцать мгновений весны» удалось создать идеальный образ женщины, которую полюбил бы каждый мужчина. Ну а мне повезло ее сыграть»
Фото: Павел Щелканцев/Архив «Коллекция караван историй»

Ну а свой юбилейный день рождения я, можно сказать, отметила на сцене — сыграла 25 декабря в спектакле «Театр» и получила поздравления труппы. В постановке Ольги Субботиной по знаменитой пьесе Моэма играю мать Джулии Лэмберт.

— Элеонора Петровна, с высоты своих лет в чем видите смысл жизни?

— Любовь. Это главное. К близким людям, к миру, к работе. У Константина Станиславского есть книга «Моя жизнь в искусстве». Но если бы я писала книгу, назвала бы ее «Моя жизнь с любимыми» — она была бы в первую очередь о любви к дочери, к Валентину Селиванову, к семье. И лишь потом — о любви к театру, а после и к кино.

Подпишись на наш канал в Telegram
Загадочная смерть голливудской красотки: что случилось со звездой «Треугольника печали» Шарлби Дин Крик
Южноафриканская актриса и модель Шарлби Дин Крик скончалась в августе 2022 года на 33 году жизни. Звезда фильма Рубена Эстлунда «Треугольник печали», который стал победителем Каннского кинофестиваля в прошлом году, умерла в госпитале в Нью-Йорке всего через пару месяцев после премьеры. В сатирической драмеди она сыграла одну из главных ролей — блогера на тонущем корабле.




популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.



Звезды в тренде

Кейт Миддлтон (Kate Middleton)
член королевской семьи Великобритании
Принц Уильям (Prince William)
монарх, член королевской семьи Великобритании
Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Анна Романова
актриса театра и кино, астролог