Елена Папанова: «Отец отослал меня в Сибирь, лишь бы уберечь от раннего замужества»

«Папа дружил с Евгением Весником, который тоже прошел фронт и работал в Театре сатиры. И они вместе...
Нелли Скогорева
|
10 Марта 2024
Анатолий Папанов
Анатолий Папанов 1974 г.
Фото: РИА Новости

«Папа дружил с Евгением Весником, который тоже прошел фронт и работал в Театре сатиры. И они вместе уходили в загул. Иногда могли купить билеты на «Красную стрелу», хорошо посидеть там в вагоне-ресторане, а вечером вернуться обратно этим же поездом, в том же ресторане. Тогда мобильных не существовало, и маме пришлось, конечно, много понервничать», — вспоминает дочь Анатолия Папанова, актриса Елена Папанова.

Хорошо запомнилась такая ситуация — мне годика три, я сижу у папы на плечах, мы идем пешком, я читаю стишки. И вдруг к нам подбегает девушка и говорит папе: «Молодой человек, вы потеряли». И протягивает ему туфельку, которая слетела у меня с ноги. Как в сказке...

До 15 лет я жила с бабушкой и дедушкой. А родители — в актерском общежитии. Но я не чувствовала себя брошенной. Папа с мамой приезжали каждую неделю, и я это очень не любила, потому что мне, дворовой девчонке, не нравились разговоры типа «покажи дневник», «как дела в школе?» и так далее.

Разговоров с отцом по душам у нас практически не было. Я даже немножко завидую Андрею Леонову, которому отец, замечательный актер Евгений Леонов, писал письма с гастролей. Описывал в них свои чувства, эмоции, мысли, чтобы стать для сына более понятным и воспитывать его, скомпенсировав свое частое отсутствие. Но, в отличие от Андрея, я была девочка, а мой папа всегда отличался закрытостью — такой человек в себе. И единственное письмо он написал мне, когда я сама уехала на свои первые гастроли.

Елена Папанова
Елена Папанова. 2021 г.
Фото: Personastars.com
Анатолий Папанов с дочкой
Елена с отцом Анатолием Папановым. Конец 50-х гг.
Фото: из личного архива Елены Папановой

Это была странная поездка… Дело в том, что во время учебы в ГИТИСе у меня начался роман с однокурсником, который стал в дальнейшем моим мужем. Окончив четвертый курс, мы получили дипломы, и Владимир Андреев позвал меня к себе в Театр имени Ермоловой. А мой будущий муж не смог устроиться в Москве, его пригласили в Ногинский драматический театр. И тут, буквально через неделю после того как я оформилась в штат, Театр имени Ермоловой отправился на гастроли в город Кемерово. Меня, единственную из четверых приглашенных с нашего курса, тоже взяли. Я ничего не играла и не понимала, зачем я там нужна. Приезжаем, я никого не знаю, любимый далеко. Да и условия не очень. Меня поселили с рабочими — душ, туалет на этаже. Гастроли должны были продлиться два месяца. И я написала домой отчаянное письмо, смысл которого — заберите меня отсюда! Как ребенок в пионерлагере взывает к помощи родителей. Однажды прихожу в гостиницу, и мне передают письмо от папы. Он писал, что, если ты хочешь быть актрисой, не надо ныть, ты должна наблюдать за людьми, все складывать в свою творческую копилку, что каждый город уникален и люди там тоже уникальны, что надо заниматься самообразованием, если тебе нечего делать. С течением времени я поняла: они с Андреевым просто решили услать меня в Сибирь, чтобы я отвлеклась от своего романа. Папа был против, чтобы я так рано выходила замуж. Но у них ничего не вышло. После гастролей мы с моим будущим мужем поехали отдыхать. Так как родители были очень консервативны, я соврала, что еду в молодежный спортивный лагерь. В общем, дальше была свадьба. Родители смирились…

Таким образом, в одном доме с папой я жила не так много времени — с 15 лет и до замужества. Никакими домашними работами он не занимался, зарабатывал деньги. Очень любил поэзию, у него была огромная библиотека. Много читал, смотрел спортивные передачи по телевизору. Фильмы смотрел редко. На даче любил играть в настольный теннис, заставлял меня садиться на велосипед, и мы ездили вместе на Тишковское водохранилище, которое находилось в семи километрах от дачи, — папа очень следил за своим физическим состоянием. Из дачных работ он любил те, где сразу виден результат, — разгрести снег, убрать мусор с дороги, землю привезти, выровнять дорожки. Сажать что-то — это не его. Очень любил ходить пешком. Когда после общежития родителям дали квартиру на Профсоюзной, в пятиэтажке, он оттуда часто пешком добирался в Театр сатиры. По дороге подмечал черты людей. Потом дома рассказывал все это с юмором, любил и анекдоты…

Интересный факт

Александр Ширвиндт вспоминал: «Папанов панически боялся премьер. Однажды играем премьеру «Ревизора» в Ленинграде, в зале на четыре тысячи человек. Толя выбегает на сцену и говорит: «Господа, я собрал вас для того, чтобы сообщить пренеприятное известие — к нам едет Хлестаков». Тишина. Актеры нервно переглянулись, сюжет рассыпался. Папанов немного постоял и добавил: «Да, едет. Но не просто так! А инкогнито!» Сориентировался».

Евгений Леонов, Анатолий Папанов и Алексей Глазырин
Евгений Леонов, Анатолий Папанов и Алексей Глазырин в фильме «Белорусский вокзал». 1970 г.
Фото: РИА Новости

Папины проблемы с алкоголем случались хоть и регулярно, но не часто: два-три раза в год максимум, и длилось это по три-четыре дня. При этом терялись ключи, документы. Мама его разыскивала. Удержать папу было невозможно. Однажды я сказала это в интервью, и на меня посыпались упреки: «Как же дочка может так говорить про отца, народного кумира, который столько всего сыграл и столько озвучил». Могу ответить так — он позволял себе запои только тогда, когда долго не было спектаклей и съемок. Папа всегда регулировал свои срывы и ни разу в жизни никого не подвел. Несколько дней потом выходил из запоя — пил чаи, гулял, и эти «отходняки» тоже были рассчитаны: строго когда нет работы.

Папа не мог выпивать один, ему обязательно требовалась компания. У него было мало друзей, по молодости — Евгений Весник, который тоже прошел фронт и тоже работал в Театре сатиры. В какой-то момент они вместе играли в спектакле «12 стульев», где папа исполнял роль Воробьянинова, а Весник — Бендера. И также вместе уходили в загул. Иногда могли купить билеты на «Красную стрелу», хорошо посидеть там в вагоне-ресторане, а вечером вернуться обратно этим же поездом, в том же ресторане. Тогда мобильных не существовало, и маме пришлось, конечно, много понервничать в связи с этим. Потом, уже в конце жизни, папа сблизился с драматургом Виктором Мережко. Были у него еще два друга — одноклассники, художники, картина одного из них, изображающая папу, висит у нас дома.

Анатолий Папанов с дочкой
Анатолий Папанов с дочкой Еленой. 1974 г.
Фото: РИА Новости

Считается, что папа дружил и с Андреем Мироновым, но это миф. Их связывали, скорее, приятельские отношения: они много вместе работали, ездили на концерты, но Андрей был гораздо младше...

В 1973 году умерла папина мама, которая очень переживала из-за загулов сына, и тогда он бросил пить. Дал зарок, и до конца жизни ни капли не выпил. А вот креститься, проезжая мимо церкви, он перестал (до бабушкиной смерти всегда крестился). Я как-то спросила почему. Он ответил, что очень просил Бога, чтобы мама еще пожила... Но это тонкая тема, я даже не буду в это вдаваться — верил он в душе или нет.

Папа вообще трогательно относился к своим родителям. Называл их на «вы», и его сестра Нина тоже. И он минимум раз в неделю ходил к ним в гости — опять же, пешком. И еще папа очень любил свою старшую сестру и помогал ей всегда. Сейчас ее внуки живут в подмосковном Красноармейске.

Ну а театральным «родителем» был для него Валентин Николаевич Плучек — замечательный режиссер, благодаря которому папа, как, кстати, и Андрей Миронов, состоялся в театре. Но когда много проработаешь с главрежем и уже знаешь, что тот от тебя хочет, какие замечания сделает, становится скучновато. И актеры придумали уловку — в моменты особенной усталости от стареющего режиссера просили его: «Расскажите про Мейерхольда». Плучек был его учеником, с воодушевлением о нем рассказывал, и любимый рассказ мог длиться час. А однажды на сборе труппы после отпуска Плучек рассказывал о своей летней поездке в Лондон, к Питеру Бруку, который приходился ему двоюродным братом. Как присутствовал на репетиции, как это было интересно, какие там замечательные актеры и как бы ему хотелось поработать с этими актерами... Папа сидит и говорит: «Валентин Николаевич, а как бы нам хотелось поработать с Питером Бруком! Но мы, к сожалению, работаем с его двоюродным братом». Хохот был невозможный. Но это он позволил себе сказать, когда был уже звездой Театра сатиры. Иногда называл Плучека Плунькой, относился к нему с юмором, даже с сарказмом, но всегда был благодарен ему и предан своему театру.

Интересный факт

На съемках легендарной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» сцену с рыбалкой снимали очень долго, а вода была холодная. После очередного неудачного дубля замерзший Папанов высунулся из воды и заорал на оператора: «Идиот!» Этот эпизод вошел в фильм. На съемочной площадке «Берегись автомобиля» Папанов тоже без конца импровизировал. Ему принадлежат коронные фразы «Положь птичку!», «Тебя посодют, а ты не воруй», «Свободу Юрию Деточкину!». Рязанову это не нравилось, и он даже хотел переснять некоторые сцены, но не успел из-за недостатка времени.

Андрей Миронов и Анатолий Папанов
Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: РИА Новости

На сцене папа больше играл комедийные роли, хотя ему хотелось и драматических. Он мечтал о короле Лире, но такой спектакль не мог войти в репертуар Театра сатиры. И хотя папу приглашали и в другие труппы, он отказывался. Потому что считал: здесь он первый, а там стал бы одним из многих.

Зато в качестве драматического актера папа реализовался в кино, его любимая кинороль — в фильме «В городе С.» Иосифа Хейфица по мотивам рассказа Чехова «Ионыч». Папа там играет врача с молодого возрас­та до пожилого, когда тот становится обрюзгшим, — вот это ему было интересно. Любил фильм «Наш дом», «Дети Дон Кихота» и, кстати, дружил с режиссером этого фильма Евгением Кареловым. Еще любил «Плохой хороший человек», «Время желаний» — все серьезные роли. «Бриллиантовую руку» не любил. Он предлагал Гайдаю немного по-другому эту роль сделать, более психологически тонко, но Гайдаю нужен был гротеск, и он не ошибся, как выяснилось.

К себе как к актеру папа относился критически, по-самоедски. Всегда удивлялся: «Почему все говорят, что я хорошо играю?» И даже про такие яркие свои роли, как Городничий в «Ревизоре», Хлудов в «Беге», Гаев в «Вишневом саде» он думал, что можно было сыграть лучше, лучше... Была в нем и скромность, и тактичность. Приобретя одним из первых в театре автомобиль, отец ставил его далеко от входа, чтобы особо не выделиться, кого-то не задеть своим благосостоянием. Он был членом худсовета театра, но никогда никого не ругал, потому что считал, что артист в принципе не может играть плохо, просто не может лучше. «Я, — говорил, — как Качалов». Известна история про Качалова, как тот сказал двум актерам: «Вы там замечательно играли, и вы были прекрасны!» А один из них возразил: «Василий Иванович, но я не был занят в этом спектакле». — «Ну ничего, если бы были заняты, то тоже бы играли замечательно», — парировал Качалов. Так и папа себя вел. Под конец жизни он поставил спектакль по пьесе Горького «Последние». Актриса Светлана Рябова, занятая у него в главной роли, рассказывала: «Что-то у меня не получалось, и я расплакалась, он догнал меня и говорит: «Светочка, не плачь, это я виноват, я не так тебе объяснил». С другой стороны, я сейчас не могу точно воспроизвести цитату Плучека об актерском даре папы, но смысл такой: в Папанове соединяется высокий интеллигент с грубостью портового грузчика. И это действительно так, он был очень разный.

Известно, что папа прошел войну, получил ранение. Как и многие, не любил про это рассказывать. Но 9 Мая для нас был настоящий праздник — папа всегда надевал свои ордена и встречался с однополчанами. Его отец собирал все папины интервью про войну, и, когда дедушки не стало, я их прочла, и это вошло в мою книгу про папу…

Анатолий Папанов и Евгений Весник
Анатолий Папанов и Евгений Весник в фильме «Яблоко раздора». 1962 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Из-за ранения у него не хватало двух пальцев на ноге. Папа пришел поступать в ГИТИС с палочкой, и худрук института Тарханов сказал: «Как же ты будешь играть с палочкой?» Папа ответил: «Я добьюсь того, чтобы не хромать!» И начал плотно заниматься с педагогом по сценическому движению. Во время выпускных экзаменов никто не мог подумать, что у него нет пальцев на ноге.

В ГИТИСе папа встретил мою маму, они поженились. Когда окончили институт, папе предлагали работу в нескольких театрах, в том числе во МХАТе и в Малом. А маму не брали. В это время в Клайпеде на базе их курса организовали Русский драматический театр. И родители поехали туда. Мама там много играла, она была такая русская красавица с косой, на ней держался весь классический репертуар. А папа играл мало. Они проработали в этом театре года два-три. И во время очередного приезда в Москву папа случайно встречает Андрея Александровича Гончарова, который был в то время режиссером Театра сатиры. Он хорошо знал папу, поскольку преподавал на их курсе. Гончаров предложил: «Толя, что ты там сидишь, давай ко мне». Папа, конечно, согласился. А мама не захотела уезжать из Клайпеды, и это стало причиной их раздора. Терки между ними длились год. В результате мама сдалась, вернулась в Москву, и они стали жить в коммуналке с мамиными родителями — вместе с девятью другими семьями. Помню длинный коридор метров 15—20, в торце пыльное засиженное мухами зеркало в золоченой раме. Было ощущение, что оно из какого-то дворянского дома. Женский туалет, мужской туалет и будка с телефоном. Ни душа, ни ванны — ничего, вода только холодная.

Родители и бабушка с дедушкой вчетвером жили в одной комнате. Когда родилась я, бабушка перегородила помещение коробками, получилось две комнаты. И так продолжалось три года. За это время мама тоже устроилась на работу в Театр сатиры, который тогда находился там, где сейчас Театр на Малой Бронной. А наверху было актерское общежитие, где родителям вскоре выделили комнату. Мама хотела взять меня с собой, но бабушка предложила, чтобы я осталась пока с ней. И я осталась в коммуналке с бабушкой и дедушкой.

Мой дедушка — старый большевик. Работал секретарем парторганизации в Кремле, Сталин стоял у них на учете, и дедушка приходил в кабинет вождя, приглашая его на партсобрание. Бабушка мне говорила: «Если бы не советская власть, мы бы так и прозябали в нищете». Она ведь из очень бедной, неграмотной семьи. На шесть детей были одни валенки, один покатается с горки и отдает другому. Бабушку в 10 лет отправили в няньки в Москву, к родственникам, потому что кормить детей в семье было нечем. Потом она окончила курсы рабочей молодежи. Мама родилась в 1924 году, через несколько дней после смерти Ленина. И ее назвали Надеждой, в честь Крупской, потому что Надежда Константиновна в тот момент скорбела по мужу. Тогда детей не крестили. У меня даже есть фото, где маму «октябрят» — был такой ритуал вместо крещения, новорожденного ребенка как бы принимали в Советскую страну…

Владимир Высоцкий и Анатолий Папанов
Владимир Высоцкий и Анатолий Папанов в фильме «Плохой хороший человек». 1973 г.
Фото: Legion-Media

Естественно, моя мама — дочь такого отца — состояла в партии. А папа — нет. Когда маме должны были присвоить звание заслуженной артистки, Борис Васильевич Рунге, секретарь парторганизации театра, подошел к ней и говорит: «Попроси Толю вступить в КПСС, и тогда дадим тебе звание». Она передала папе, но он отказался. Не хотел делать это для галочки, относился к таким вещам очень ответственно. Были в папе и сила духа, и принципиальность… Например, он никогда никого не просил ни за меня, ни за маму. Был даже такой случай — Плучек ставил «Гнездо глухаря» Виктора Розова, и там была для папы роль Судакова, а вторая большая роль — жены героя. Ольга Аросева узнала про это и обратилась к папе: «Попроси Плучека, чтобы он дал эту роль мне». Папа согласился. Пошел к Плучеку: «Оля хочет сыграть мою жену». Плучек ответил: «А я хотел твоей Наде дать эту роль». Папа сказал: «А, ну как хотите».

Что же касается меня… Многие сейчас, наверное, подумают: разве не отец помог тебе поступить в театральный институт? Давайте будем честными, я и сама не верю актерам, когда они говорят: «Мои дети все сами, я вообще не знал, куда они поступают». Но вот у нас получилось так. Я год готовилась к поступлению в институт иностранных языков, потому что стеснялась говорить, что хочу быть актрисой. Летом родители уехали на гастроли. Экзамены в театральный вуз раньше всего в Школе-студии МХАТ. Я вы­учила программу и пошла туда, курс набирала Тарасова. Меня не допустили даже на второй тур. Я расстроилась, расплакалась, потом думаю — надо вернуться. Вернулась, дождалась Аллу Константиновну, подошла к ней и говорю: «Помните меня? Я — Папанова. Почему вы меня не взяли?» Она отвечает: «Я вас помню, вы очень плохо подготовились. Приходите на следующий год, но сначала подумайте, надо ли вам это?» Приехали родители, я вся в расстроенных чувствах — они поняли, что я очень хочу поступить. Взяли мне педагога, который сделал со мной другую программу, и я поступила на курс Владимира Андреева в ГИТИС. Думаю, сыграла свою роль и фамилия, и то, что жена Андреева Наталья Селезнева работала, как известно, в Театре сатиры... Но впрямую никто за меня не просил. Справедливости ради надо сказать, что меня брали еще и в Щукинское училище, но я выбрала ГИТИС.

Какие-то плюсы были, конечно, в том, что я дочь Папанова. Но больше бытовые. Где-то без очереди пропустили побыстрее, на отдыхе в санатории отношение к тебе более внимательное. Но давать роль за то, что ты — дочка Папанова, разве так бывает у кого-то?

У меня амплуа характерной акт­рисы, и вообще-то мне лучше было бы работать в Театре сатиры. Но у нас в семье всем руководила мама, и она сказала: «Нет, семейственность мы разводить не станем». Они были советские люди. Получилось, что мое преимущество даже обратилось в минус. В итоге я много лет проработала в Театре имени Ермоловой. После тех злосчастных гастролей Андреев дал мне большую роль в спектакле «Дарю тебе жизнь», это пьеса о строителях КамАЗа. Помню, Владимир Алексеевич меня спрашивает: «Папа придет посмотреть, как ты играешь?» Отвечаю: «Да, придет». Я сказала папе, но он не смог. Андреев потом снова спросил: «Ну, когда папа придет?» Но у папы времени действительно не было. А дальше я уже бегала в коридорах от Андреева, чтобы он меня об этом не спрашивал.

Интересный факт

Надежда Каратаева, супруга актера, была убежденной коммунисткой. На гастролях в Нью-Йорке она обратила внимание мужа: «Смотри, Толя, американский пирожок стоит 70 центов, а у нас такой стоит десять копеек, с повидлом!» А Папанов ей отвечает: «Надя, не забывай, что после нашего пирожка у нас еще и бесплатное лечение».

Анатолий Папанов с женой
Анатолий Папанов с женой Надеждой Каратаевой в новой квартире на Спиридоновке. 1967 г.
Фото: из личного архива Елены Папановой

Через какое-то время папа, конечно, пришел, сделал мне какие-то замечания. Но я хочу сказать, если бы он меня проталкивал, то пришел бы сразу и принимал бы активное участие в моей работе в театре. Я точно знаю, что он никогда не просил Андреева давать мне роли. А тот и не давал. Не могу сказать, что была в фаворе у Владимира Алексеевича, даже когда училась у него на курсе. У него были другие любимые актрисы...

Когда приближался мой очередной юбилей, я пришла к Андрееву и говорю: «У меня юбилей, я много лет в театре, может, вы подумаете о том, чтобы присвоить мне звание?» Он согласился: «Хорошо, давай». Я собрала все документы, нужна была еще подпись председателя месткома — эту должность занимала моя однокурсница, не назову фамилии. И она не поставила свою подпись. Я ей звоню: «Почему, что случилось?» — «Я считаю, что ты недостойна быть заслуженной артисткой», — она-то сама уже была заслуженной. Спрашиваю: «Почему?» — «Я тебе никогда это не подпишу, потому что я же не народная, почему ты должна быть заслуженной?» Мне бы пойти к Андрееву или к Меньшикову, который уже стал тогда нашим главным режиссером, но я все бросила — не умею просить, да и трепать папину фамилию не хотелось. Вот такие в театре бывают дела…

А два года назад 22 человека из театра уволили, в том числе и меня. Позже я восстановилась по суду, но мою фамилию больше всех полоскали в прессе, и в связи с этим все равно пришлось уйти. Конечно, Меньшиков имел право уволить кого хочет, но по форме можно было сделать это с большим уважением — поговорить с нами, например, а он не встретился, не объяснил. Сейчас я даже немного жалею, что ушла.

Если бы схватилась за карьеру сразу, то у меня была бы другая судьба, мог­ла бы больше сниматься в кино. Роль в первом фильме я ведь получила еще в институте. Была такая русская девочка с курносым носом… Но я стала отказываться от ролей, потому что хотела быть рядом с мужем, а после рож­дения ребенка сидела полтора года в декрете, потом второй родился, и я опять отказывалась... Родители мне говорили: «Все еще у тебя впереди, не спеши, будь с детьми, будь хорошей мамой». Как все родители, они хотели как лучше для меня. Позже я снималась с актрисой, которая родила ребенка, сразу начала сниматься, и шофер приезжал на съемку забирать сцеженное молоко. Вот как девочки борются за свое место в искусстве. А у меня были смещены координаты, и я выпала из обоймы. Только в 2010 году Валерия Гай Германика пригласила меня в свой проект «Школа». А теперь, анализируя все это, понимаю, что, если бы я была девочкой из провинции, не упустила бы своего шанса, потому что настроилась бы завоевывать столицу. Но у меня все было, я видела известность папы и особенно не хотела этого для себя — ведь спокойно ни в метро не проехать, ни пройти по улице…

Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов
Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...». 1987 г.
Фото: РИА Новости

Как и каждому актеру, поначалу папе нравилось, когда его узнают, а позже он надевал кепку и очки. Это же не очень приятно — постоянно быть в центре внимания окружающих: когда ты на отдыхе или сидишь в столовой, а за тобой смотрят, что ты там съел и как одет… В первый съемочный день «Холодного лета пятьдесят третьего...» в Карелии дети просто сорвали группе работу. Они узнали, что к ним приехал Волк из «Ну, погоди!». И вместе со взрослыми приплыли на лодках, чтобы увидеть его своими глазами и взять автограф. Папа общался с ними целый день.

Однажды, я была еще подростком, мы поехали с папой на велосипедах на водохранилище — папа нашел тихое местечко, чтобы поменьше узнавали. Вот приехали, а какой-то человек пригляделся и вроде прошел дальше. Но, видимо, кому-то сказал, потому что пришли уже два человека, потом целая группа — рядом, как оказалось, был пионерский лагерь. В итоге народу набежала толпа: на бумажках расписаться, чуть ли не на паспорте, на деньгах — у кого что с собой было...

В последние годы папа начал преподавать в ГИТИСе, отказывался от многих сценариев, их читала мама, потому что ему некогда было. И, когда принесли сценарий «Холодного лета пятьдесят третьего...», мама сказала: «Толя, я тебе не советую, там какие-то стрелялки, не надо». Но он все же прочитал, сценарий ему понравился, да и Александр Прошкин — хороший режиссер. К тому же папа понимал, что его уже стали забывать. И он согласился. Это был его последний фильм…

Интересный факт

Анатолий Дмитриевич Папанов сыграл более 70 ролей в кино, около 50 ролей в Театре сатиры и озвучил почти 90 мульт­фильмов.

Елена Папанова с мамой
Елена Папанова с мамой Надеждой Каратаевой. 2010 г.
Фото: Архив «7 Дней»

Съемки совпали с другой его большой работой: в качестве режиссера папа ставил спектакль «Последние» в родном театре. Кстати, в свое время его приглашали главным режиссером в театр «Ленком» — еще до Захарова, но он отказался. А в конце жизни почувствовал потребность в режиссуре. Пошел к Плучеку и попросил его об этом, но тот сначала не дал добро, так как это серьезный драматический материал, а театр все же сатирический. Тогда папа сказал: «Вы Миронову и Ширвиндту дали, а мне почему нет?» В итоге Плучек согласился. В этом спектакле, кстати, папа хотел, чтобы я сыграла горбунью, а потом говорит: «Неудобно, ты все же из другого театра, пусть пока сыграет Таня Бондаренко, а потом потихоньку тебя введем». Так Таня Бондаренко и сыграла. Помню, пришла я на сдачу спектакля худсовету. Начался прогон, папа сел на два ряда впереди меня, и я не знала, куда мне смотреть. Его спина была так выразительна и красноречива! Он то хватался за голову, то опускал плечи, если что-то не нравилось. А если нравилось, он распрямлялся. Потом были гастроли в Вильнюсе, затем в Риге, одновременно — выпуск его первого монгольского курса и последние съемочные дни «Холодного лета пятьдесят третьего...». Папа мотался из Вильнюса в Карелию и обратно в Прибалтику. Так и загнал себя… Последние его слова в кино: «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать».

События на видео
Дочь Киркорова не вернулась в Россию — выбрала другую страну
Филипп Киркоров продолжает проходить курс реабилитации после осложнений, развившихся на фоне полученного ожога на руке. Певец сократил количество появлений на публике, но совсем от работы не отказывается. На днях он выступил на свадьбе миллионеров в Узбекистане, где ведущими вечера были Ксения Собчак и Иван Ургант. А его дочь в это время осваивалась в США, куда она прилетела на днях.




Новости партнеров

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Клава Кока
автор песен, певица, видеоблогер
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель