Елена Коренева: «Мне все равно, замужем я или нет»

«Меня моя бабушка называла — «женщина с прошлым». Я предавалась каким-то воспоминаниям… И влипала в разные истории».
Фото: Марк Штейнбок. Место съёмки: конноспортивный клуб и ресторан парк-отеля «Отрада»

— Моя личная история со всеми метаниями, крайностями, драмами может казаться необычной для советской актрисы, но вполне типична для западной.

Жизнь — самый талантливый драматург. Не нужно быть известным человеком, чтобы иметь невероятную судьбу. Я редко цитирую, но тем не менее, как сказал Антон Павлович Чехов: «Жизнь каждого из нас — сюжет для небольшого рассказа».

— И как начинался ваш рассказ?

— …Арбат, закатное солнце, резкие тени на мостовой, цветущие анютины глазки и папа, который ведет меня куда-то за руку, совсем маленькую. Каждую весну, когда я вижу старую подсыхающую от луж мостовую, вспоминаю детство. Маму помню в синем крепдешиновом платье в белый горошек, ее развевающиеся на ветру светлые волосы, — я смотрю на нее через окно автобуса, ­который под звуки оркестра увозит меня на лето с детским садом.

Очень существенным в моей памяти моментом стала операция на аппендицит. Мне было пять лет. Помню, как меня мыли в ванной, везли на каталке, перекладывали на стол, над которым висела огромная круглая лампа, надевали маску с эфиром. Когда я очнулась, на животе обнаружила бинты. Соседка по палате объяснила — меня прооперировали. И я пришла в восторг!

Само понятие «операция» принадлежало взрослому миру, в нем слышался оттенок мужественного преодоления страдания. Я вернулась в детский сад с полным ощущением приобретенного опыта и появившейся печали. Я ощутила — у меня есть прошлое...

— Девочка с прошлым…

— Да. Меня, кстати, моя бабушка и ее подруги называли — «женщина с прошлым». Я все время предавалась каким-то воспоминаниям… И влипала в разные истории, доходя в своих переживаниях до фанатизма.

Однажды спасала воробья, который не мог летать и лежал возле ограды детского сада. Переживала так сильно, что отказывалась от еды. В конце концов детсадовские воспитатели пригласили ко мне психолога.

Но в нашей семье эмоции лились через край. И это приветствовалось, а не пугало.

В дом постоянно приходили гости — друзья родителей, люди кино, театра. Играли пластинки с романсами Вяльцевой, Обуховой, Штоколова, цыганские песни. Их слушали, за ними подпевали. Постоянно звучал Вертинский, папа его очень любил. Кроме романсов пели, как подпольщики, гимн колымских заключенных — «Я помню тот Ванинский порт». Мощнейшая вещь, мы с сестрой в каком-то смысле на ней выросли. У нас ведь дедушка, мамин отец, расстрелян, а бабушка, мамина мама, сидела 22 года. Ей давали один срок, потом добавляли новый. Последним местом отсидки стала Колыма. Бабушка освободилась в 1953-м. Она была удивительно мужественным и скромным человеком, вела аскетический образ жизни.

Папа тоже был человеком очень скромным.

С отцом, Алексеем Александровичем Кореневым, режиссером, снявшим знаменитый телефильм «Большая перемена». 1961 г.
С отцом, Алексеем Александровичем Кореневым, режиссером, снявшим знаменитый телефильм «Большая перемена». 1961 г.
Фото: Фото из семейного альбома

Его радости по поводу творческих успехов, которые случились уже в очень зрелом возрасте, казались детскими. «Ты представляешь, дочь, оказывается, я снял народный хит!» — говорил он мне про «Большую перемену». А мы с сестрой и мамой рассуждали: «Вот есть известные режиссеры, которые снимают серьезные фильмы, а он снимает комедии, и ему не очень везет. Почему бы папе не поставить классику, Чехова например?!» Нам казалось, что фильмы по классике — верный шанс на успех. Да и папа по характеру был немного чеховским дядей Ваней.

— Но в любом случае свою первую роль вы сыграли именно в фильме отца «Вас вызывает Таймыр».

— Это дело случая. Папа искал актрису, которая бы сыграла чистую и наивную девочку Дуню. И однажды наш сосед и друг семьи Леня Платов, который работал на «Мосфильме» художником, сказал: «Что ты мучаешься, попробуй Ленку». Я была круглолицей и веснушчатой. На роль я подошла. Играть мне нравилось, но актрисой я становиться не хотела. Представляла, что буду философом. Однако решила начать свое образование с театрального училища. Все знакомые родителей там учились и казались мне личностями яркими и раскрепощенными.

— Студенткой Щукинского училища вы снимались в «Романсе о влюбленных»...

— На пробы фильма «Романс о влюбленных» я попала второкурсницей и к тому моменту снялась уже в трех картинах. Моя мама работала какое-то время ассистентом по актерам на «Романсе...»

в паре с Галей Бабичевой, а Кончаловский никак не мог найти главную героиню. Как-то раз попросил маму показать фотографии дочерей. После чего пригласил на встречу «ту, которая похожа на Ширли Маклейн».

— Так вы познакомились с Кончаловским. А как начался ваш роман?

— Это была влюбленность актрисы и режиссера во время съемок картины. Не было бы этих обстоятельств, думаю, мы бы прошли мимо друг друга. Надо понимать, каким Андрей Сергеевич был в те годы на площадке. Он всех вовлекал в свою орбиту. Все мы читали и цитировали книги, которые читал он. Вслед за ним увлеклись сыроедением и вегетарианством. Повторяли его мысли про Восток и Запад. Мы все начинали преображаться, думая, что становимся чуть-чуть похожими на него, немного европейцами…

Когда у актеров что-то не получалось и мы мучились, Кончаловский говорил: «Ребята, мы страдаем, а кто-то придет, купит билет за рубль, сядет на задний ряд и будет целоваться с девушкой. Это игра. Легче!» При этом он сам так эмоционально переживал на площадке за героев, что переигрывал нас всех, сидя в своем режиссерском кресле. В него все влюблялись: гримерши, художники, актеры. Саша Градский, который писал музыку... Ну и я тоже влюбилась в Кончаловского. А он влюбился в меня. Начался роман, который продлился три года.

— Как вы пережили, что ваш роман закончился?

— Я сыграла в картине «Ася» Иосифа Хейфица, перенаправив на роль свои эмоции. И получила за нее призы на международных фестивалях.

— Наверное, непросто было избавиться от печати «бывшей женщины Кон­ча­ловского»…

— Я встретила мужчину, которого полюбила.

С мамой Натальей Андреевной. 1963 г.
С мамой Натальей Андреевной. 1963 г.
Фото: Фото из семейного альбома

Он был врачом французского посольства. Дело шло к женитьбе, но его отец отказал ему в необходимой поддержке. Он уехал. Нас разделил железный занавес. Я стала «бывшей женщиной французского доктора», а не Кончаловского… Но вот что странно: с Андреем Сергеевичем мы уже много лет живем отдельной жизнью. И все равно меня постоянно спрашивают журналисты о нашем романе.

— А разве Кончаловский не был главной любовью вашей жизни?

— И вы туда же… Это первым придумал замечательный Виталий Вульф, светлая ему память.

В своей передаче обо мне сделал заявление: «Главной любовью в ее жизни был, конечно, Андрей Сергеевич Кончаловский». А потом позвонил и сказал: «Леночка, виноват!» Я согласилась: «Да, виноваты, вы решили за меня?!» — «Драматургия не складывалась». Драматургия!.. Даже мой отъезд в Америку объясняют попыткой догнать Кончаловского! Те, кто знает, что в реальности со мной происходило, горько усмехаются на подобные домыслы.

— А на самом деле почему вы уехали?

— Был целый комплекс причин… Я пришла в кино в 16 лет, много снималась и играла в театре. И годам к двадцати восьми испытала полное отторжение от всего, что я делаю. Ко мне подходил гример, и у меня начиналась истерика: мне не хотелось, чтобы до меня дотрагивались. Меня красили, одевали, говорили, как двигаться, как ходить.

Я чувствовала себя объектом — гримера, режиссера, костюмера. Было ощущение, что мой уставший двойник всем зачем-то нужен, а настоящая я забилась в угол, и ей душно.

К профессиональному кризису добавилось и то, что мной заинтересовались органы. Вызывали в МВД, в КГБ, просили рассказывать о том, что происходит в моем окружении, в котором были иностранцы. Заставили подписать бумагу, что я об этом никому, даже родным, не расскажу. С поразительной регулярностью звонили домой ровно в 11 утра. Я просила маму отвечать, что меня нет. Иногда подходила к телефону сама и говорила: «Лены нет». Благо наши голоса похожи…

В общем, от такой жизни я впала в депрессию.

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». С Олегом Янковским. 1979 г.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». С Олегом Янковским. 1979 г.
Фото: ИТАР-ТАСС

Казалось, тяжело заболею или умру. Нужна была резкая перемена. И она произошла: в январе 1982 года, придя вместе с Сашей Абдуловым и Леней Ярмольником в гости к знакомой американке, я встретила там своего будущего мужа, Кевина. Через несколько месяцев он сделал мне предложение. А в сентябре 82-го я уехала в США.

— Какой была реакция родных на ваш отъезд?

— Папа очень переживал и даже не пришел на мою свадьбу. После отъезда я увидела своих родных не скоро — въездную визу мне не давали. Раз в полгода моя мама подавала заявление в ОВИР о том, что она меня приглашает в гости. И получала отказ с формулировкой: «Не считаем целесообразным». Просьбу можно было повторить только через полгода.

Отказов было девять. На десятый раз мама получила согласие. Я уехала при Брежневе, а впустили меня при Горбачеве. В Шереметьево меня встречали сестра Маша, мама и папа с пролетарскими красными гвоздичками. Мы поехали домой, где нас ждала бабушка, та самая, которая отсидела в лагерях 22 года. Когда она меня увидела, сказала: «Лена мутировала».

— Перестали быть похожи на москвичку?

— Наверное, в чем-то не попадала в общую струю. Носила зимой джинсы с рваными коленками, тогда это было в диковинку. Вставляла английские слова в разговор, не специально, просто легче было порой выразить мысль. Пожив некоторое время в Америке, я вполне освоила восклицания: все эти «вау» и «упс». Правда, первое время они вырывались из меня совершенно не к месту.

Помню, мы были у родителей Кевина на каком-то торжестве. Перед ужином все гости беседовали о том о сем. Вдруг кто-то сообщил, что у общего знакомого умерла жена. Это было новостью для собравшихся. Повисла тяжелая пауза. И тут я скорбно произнесла: «Упс!» Секунда, небольшое замешательство. И все умерли от хохота.

— Адаптироваться в Америке было сложно?

— Мой культурный шок проходил в очень комфортном режиме. Кевин — славист, преподаватель русского языка и литературы. Он прекрасно понимал русскую психологию и юмор. Вообще шутить на иностранном языке — неблагодарная вещь. Юмор у каждого народа свой. Как-то раз сидим у родителей Кевина, беседуем с их подругой — пластическим хирургом.

Кадр из фильма «Покровские ворота». С Анатолием Равиковичем. 1982 г.
Кадр из фильма «Покровские ворота». С Анатолием Равиковичем. 1982 г.

Она обращается ко мне: «Если есть необходимость, я могу быть вам полезной». Я, усмехнувшись, отвечаю: «Если только мой хвост...» Она недоуменно переспрашивает: «Хвост?!» Я киваю: «Отрезать мой хвост». Она вопросительно смотрит на Кевина. Он начинает ей объяснять, что я шучу. Но хирург насторожилась и перевела разговор.

Когда муж окончил аспирантуру, мы переехали в город Мидлбери, в штат Вермонт, где Кевин получил работу на кафедре русского языка. Как-то утром он отправился на работу, а я пошла изучать городишко. Мидлбери оказался пасторальным, как на картинке, — зеленые поля, маленькие домики, белая церквушка на самом высоком холме, так что видна отовсюду. К ее входу поднимается крутая лестница с белоснежными ступенями. На улице ни души. И вдруг я услышала звуки церковного органа.

Зашла, а там народу — не протолкнуться. Пристроилась у стенки. И подумала: «Так вот где они все!» Я уже знала, что, встретившись с кем-то глазами, надо улыбнуться и сказать «хай», то есть «здравствуйте». И вот я стала здороваться со всеми направо и налево. Но на мою улыбку никто не отвечал, только опускали взгляд. Все были объединены каким-то общим волнением. Вдруг началось движение, кого-то пропускали вперед, в центре выстраивались парами и друг за дружкой потянулись к выходу из церкви. Когда народу стало поменьше, я увидела впереди… гроб. Деваться мне было некуда. Пришлось замыкать скорбную процессию с каким-то пожилым мужчиной в паре. Кто-то из коллег Кевина видел, как я чинно спускаюсь по ступенькам парадной лестницы церкви рядом с каким-то незнакомцем, вслед за гробом.

Вернувшись домой, муж спросил: «Тебя видели на похоронах... Что ты там делала?!» Нелепые ситуации меня просто преследовали.

— Супруг вас обеспечивал, вы могли не работать… Как вы проводили время?

— Кевин сначала был аспирантом, потом профессором, и я, как его жена, имела скидки при оплате университетских курсов, с удовольствием этим пользовалась. Первым делом пошла на курсы усовершенствования языка. Потом прослушала курс «Кино и психоанализ». Затем решила осуществить мечту юности и поучиться философии. Но философскую литературу с ее притчеобразной формой изложения, популярной у древних греков, осилить не смогла. Сломалась на второй или третьей притче… Как-то пожаловалась на это одному знакомому греку, а он сказал: «Лен, философами становятся не в результате обучения в институте.

С Андреем Кончаловским и Евгением Киндиновым во время съемок «Романса о влюбленных»
С Андреем Кончаловским и Евгением Киндиновым во время съемок «Романса о влюбленных»
Фото: Фото из семейного альбома

Диоген торговал помидорами и был философом…» Свою дальнейшую деятельность в Америке я выбирала, руководствуясь этим принципом! (Смеется.)

Естественно, я прикидывала, чем могу заниматься. Одно время всерьез думала о том, чтобы стать травником. Меня интересовала восточная медицина.

— И каким же было ваше первое место работы?

— Устроилась в датскую кофейню. На собеседовании хозяин меня спросил, что я умею делать. Ответила: «Ничего». Ошарашенный такой честностью, он меня взял. В Америке я сменила много мест работы. Был период, когда я работала в Нью-Йорке на 47-й «бриллиантовой улице».

Контора специализировалась на продаже золотых слитков и кофе. Впервые в жизни я превратилась в офисного работника с графиком «с девяти до пяти» и строгим дресс-кодом. К счастью, я оказалась не единственным человеком из СССР. В офисе имелся соотечественник, Виктор, — парень из Вильнюса, бывший психиатр. Дурак дурака видит издалека. Мы с ним бесконечно хохотали, чтобы скрасить серые будни в этой конторе. Помню, он предложил мне посниматься на аппарате ксерокса, я тут же согласилась: прикладывала к машинке лицо то одной, то другой стороной, меняя выражения. Потом мне сказали, что это вредно, но дело сделано. У меня, кстати, те картинки сохранились. Черно-белые и очень эффектные.

— Насколько я знаю, вы еще трудились в ресторане «Самовар» в Нью-Йорке.

Там много русских посетителей, а вы — известная актриса и вдруг ходите с подносом. Наверное, ощущали дискомфорт?

— Если бы ощущала дискомфорт, меня бы там не было. А потом, у меня была цель, простите за пафос, но это отчасти укрощение гордыни. Я везде чувствовала себя самой собой: и в кофейне, и в галерее, и в офисе, и в ресторане. В Америке стыдно сидеть на чьей-то шее — это как раз признак ущербности. Конечно, в первый год жизни там скажи мне кто-нибудь, что я пойду работать официанткой в ресторан, я бы испугалась. Но моя нервная система быстро излечилась от рефлексий по этому поводу. Как-то в «Самовар» заглянул режиссер музыкального театра, знакомый с моей родней. По возвращении в Москву он им доложил: «У Лены что-то с психикой.

«В Андрея Сергеевича влюблялись все: гримерши, художники, актеры... Я тоже влюбилась в Кончаловского. А он влюбился в меня. Начался роман, который продлился три года»
«В Андрея Сергеевича влюблялись все: гримерши, художники, актеры... Я тоже влюбилась в Кончаловского. А он влюбился в меня. Начался роман, который продлился три года»
Фото: Фото из семейного архива

У нее отсутствующий взгляд, она носит подносы». Это классический пример того, как создаются мифы и сплетни. Он, видимо, за меня переживал, но не понимал главного — это было для меня терапией от ханжества и придуманной жизни. В Америке я прожила 11 лет. Уезжала в состоянии глубокой депрессии, а там, правда не сразу, научилась бороться со своими внутренними и навязанными мне страхами. Полезно остаться один на один с самой собой — без помощников и авторитетов.

— Это в «Самоваре» вы познакомились с Иосифом Бродским?

— Да. Он с Михаилом Барышниковым* и Романом Капланом был хозяином этого ресторана и, естественно, туда приходил. Как-то раз он подошел и заговорил со мной, проявил человеческое внимание, тепло, интерес.

Могу предположить, что зигзаг судьбы, который я сама себе устроила, был ему близок. Так я встретила мудреца. Мудрец был земной, во плоти, что называется — «свой парень». И при этом — гений. Он беспокоился, чтобы я поела, и был готов отвечать на все мои вопросы. Запомнилась его мысль: «Искусство — это любовь конечного к вечному. А любовь к человеку — это любовь вечности к тебе». И еще: «Абсолютная любовь бывает только к тем, кто уже ушел». Я за ним не записывала, поэтому пересказываю так, как поняла его слова.

— Вы у него спрашивали о том, нужно ли вам возвращаться в Россию?

— Да. И он высказал мысль, что Америка подходит для тех, у кого слоновья кожа, и что у него она есть, а у меня — неизвестно.

— Но вы-то человек чувствительный…

— У меня, конечно, не слоновья кожа, но в Америке она явно уплотнилась. У американцев есть поговорка: движение наверх начинается после того, как ударишься о дно.

— В вашей биографической книге «Иди­от­ка» есть рассказ об одной страшной ночи, когда вы находились на грани жизни и смерти. Это и было ваше «дно»?

— Да, именно это и было. В тот период я жила в Нью-Йорке одна. С Кевином мы разъехались. Наши с ним проблемы усугубило то, что его направили по работе в Москву на целый год. А мне в очередной раз не дали визу. У меня появился друг. Представьте себе современного Гамлета, бросившего вызов своему кругу, — не принимает социум, пишет стихи, картины, студент философского факультета, работает, кстати, официантом в ресторане, каждая фраза — афоризм, ирония, юмор, и еще личная трагедия...

Свадьба с Кевином. США, 1983 г.
Свадьба с Кевином. США, 1983 г.
Фото: Фото из семейного альбома

связанная с любовью и первым браком. Внешне смесь актера Николая Черкасова — любимого мною с детства — и танцора Александра Годунова: русые волосы до плеч, метр девяносто пять ростом. Мы с ним рядом смотрелись забавно. Бродили по городу, по паркам, полуночничали. Он погрузил меня в какое-то творческое восприятие американской реальности. Я стала писать стихи на английском. Зачитывалась поэзией Сильвии Плат — американский аналог Марины Цветаевой. У меня до сих пор хранится ее книжка, подаренная им, с надписью: «Елене, с любовью из окопов». Его фамилия Блэк — что значит «черный». Она оправдала себя, когда я узнала, что он принимает тяжелые наркотики. А начал он их принимать как обезболивающее — после развода с женой, известной актрисой Келли Макгиллис, снявшейся в фильме «Свидетель».

Кто-то из друзей и предложил ему эту зверскую панацею. От людей с такой харизмой и таким пороком надо бежать или проходить с ними весь путь до конца. Сбежать я попыталась, но он убедил меня, что бросит наркотики. В конце концов мы расстались на год, разъехались по разным штатам. Потом он объявился, приехал в гости. Представлял меня всем своей невестой. И вдруг исчез. Как потом выяснилось — сорвался на допинг. Тогда-то со мной и случилось это маниакальное наваждение.

— И вы набрали воды в ванну, сели в нее... Но в самый последний момент вас остановил механический писк, который, как выяснилось, издавала сломавшаяся пожарная сигнализация… — Это снова цитата из книги.

Она точная, но я не хочу это вспоминать.

— Ваш отчаянный шаг помог вашему другу отказаться от наркотиков?

— Нет. Тогда он об этом даже не узнал… Он спас себя сам спустя время. Начал посещать общество анонимных наркоманов и алкоголиков «12 ступеней», потом стал новообращенным христианином. Я встретилась с ним в Лос-Анджелесе через пару лет после того, как мы разошлись.

— Но тогда-то вы рассказали ему о том, что из-за него чуть не свели счеты с ­жизнью?

— Тогда рассказала… Но сейчас я понимаю: в том, что со мной произошло, он не был виноват. Внешние провокации — это только повод, искушение. А то иррациональное отчаяние, которое я пережила, было только моим отчаянием.

— Вас тогда кто-то поддержал?

— Я позвонила парочке друзей и сказала, что со мной.

«Мой нью-йоркский друг. Его фамилия Блэк, что значит «черный»... Вместе мы смотрелись забавно»
«Мой нью-йоркский друг. Его фамилия Блэк, что значит «черный»... Вместе мы смотрелись забавно»
Фото: Фото из семейного альбома

А где-то через неделю повторила это в разговоре с Андреем Кончаловским. Он пригласил меня приехать в Калифорнию, где снимал тогда фильм «Гомер и Эдди». Я согласилась. Несколько дней даже поснималась в массовке. На площадке Кончаловский познакомил меня с Вупи Голдберг, исполнявшей главную роль. Она показалась мне родной до боли, только черной. Так смотрела на меня, как будто говорила: «Ничего, прорвемся! Я тоже была в такой ситуации». Она мне подарила тысячу долларов для того, чтобы я вступила в Американскую гильдию актеров. Для меня это было полной неожиданностью. Спровоцировал эту сцену Андрей Сергеевич Кончаловский, наверное, для истории...

чтоб было что рассказать. (Смеется.) Он этот жест прокомментировал так: «Вот, Леночка. Когда-нибудь и ты поможешь кому-нибудь, кто точно так же будет в этом нуждаться».

— Когда вы вернулись в Москву окончательно?

— Не люблю слово «окончательно». С конца 93-го года я постоянно живу и работаю в Москве. Скажу откровенно, это было интуитивное решение — вернуться.

— До этого вы приезжали на проекты?

— Да. В 88-м году приехала повидаться с родными, и вдруг мне стали поступать предложения о съемках. В результате провела здесь год и снялась в «Комедии о Лисистрате» Валерия Рубинчика, «Анне Карамазофф» Рустама Хамдамова, «Чернов/Chernov» Сергея Юрского и «Ловушке для одинокого мужчины» моего отца.

Так на новом витке и совсем с другим подходом я вернулась в профессию. Все стало складываться одно к одному. Спустя какое-то время я встретила Андрея Ташкова. С ним и с профессией у меня получились самые продолжительные взаимоотношения. (Смеется.) Он, кстати, вскоре должен подойти, сможете у него что-нибудь спросить…

— Как вы познакомились? Помните первое ощущение от человека?

— Это было еще в 81-м году, на премьере картины «Сашка» в Доме кино. Андрей играл в ней главную роль. Я сидела в холле и ждала Леню Ярмольника, моего приятеля, он тоже снимался в картине. И мимо меня прошел Андрей.

«В Америке я прожила одиннадцать лет. Там я научилась бороться со своими внутренними страхами»
«В Америке я прожила одиннадцать лет. Там я научилась бороться со своими внутренними страхами»
Фото: Фото из семейного альбома

Он был погружен в свои мысли. Я обратила внимание на то, какие красивые у него руки. Крупная кисть, длинные пальцы, которые как-то по-особому изгибались… А познакомились мы с Андрюшей на пробах у Эдуарда Володарского как раз в 88-м, когда я на год вернулась в Москву. Володарский собирался снимать фильм по своему сценарию про человека, у которого мания — игра на скачках. Андрей пробовался на главного героя, а я — на роль его жены. Меня привезли на машине. Володарский и Андрей ждали у подъезда. Было лето. Тепло, сухо. Я стала выходить из машины. Андрей потом рассказывал: «Сначала появилась миниатюрная туфелька...» Это, видимо, настроило его на смешливое и юмористическое отношение ко мне. После проб Андрей взял мой телефон. Спустя несколько дней позвонил, мы болтали ни о чем, потом вдруг спрашивает: «А сколько тебе лет?»

Меня этот разговор уже стал раздражать, но я ответила, скинув два года — на всякий случай. А он, вместо того чтобы тактично промолчать, говорит: «А по-моему, года на два побольше». После этого мы быстро закончили беседу. Я только подумала: «Ничего себе флиртуют русские мужчины!.. Куда я вернулась?!»

Спустя несколько лет я гуляла по бульвару со своим другом поэтом и драматургом Петром Гладилиным. Проходя мимо театра Пушкина, на стенде с афишами увидела фото из спектакля «Черный монах», в котором Андрей играл главную роль. Говорю: «Петя, давай постоим». Я смотрела на портрет, и от него шла какая-то радостная и добрая энергия. И в моей душе появилась зарубка: Ташков — свет и тепло.

А в 95-м году случайно встретились с ним в актерском клубе «Маяк», куда он заглянул впервые.

Его туда привел приятель. Мы начали разговаривать. Андрей, как сам сказал мне тогда, ушел от жены и жил отдельно. Незадолго до того он стал отцом и внутренне терзался, что ушел из семьи. Находился на распутье. В конце концов все равно развелся через пару лет. Как говорят в таких случаях: в силу непреодолимых разногласий. Андрюша стал приезжать ко мне в гости. Помню, как они с Петей Гладилиным пели итальянские арии, импровизировали. Андрей изумительно исполнял Вертинского. И наше общение как началось в тот год, так и продолжается по сей день. Даже поселились мы рядом — на одной площадке, буквально через стенку.

— А кто вы друг другу? Друзья, любовники, родные люди?

«Андрей позвонил, мы болтали ни о чем, потом он вдруг спрашивает: «А сколько тебе лет?» Я подумала: «Ничего себе флиртуют русские мужчины! Куда я вернулась?!»
«Андрей позвонил, мы болтали ни о чем, потом он вдруг спрашивает: «А сколько тебе лет?» Я подумала: «Ничего себе флиртуют русские мужчины! Куда я вернулась?!»
Фото: Марк Штейнбок. На Елене платье Max Mara

— Мы два человека, которые встретились и не смогли расстаться. Наши отношения прошли все стадии, кроме печати в паспорте и развода. Даже как-то попытались разойтись, завести каждый по новому роману, но так и остались вместе. А что там впереди, кто ж знает.

— А в кино снимаетесь?

— Периодически. Ничего особо интригующего не предлагают, но я от работы не отказываюсь. А в театре я играю одну роль — Медею в спектакле «Москва. Психо». Больше проектов на сцене нет. Недавно в двух театрах мне сказали: «Лена, приводи любого режиссера, бери любой материал». Но пока я не готова. Не знаю, что хочу сыграть. Мы тут с Андреем искали пьесу и не нашли ничего, что бы нам подошло.

— На двоих?

— Не обязательно на двоих... Некоторое время назад Андрей написал пьесу и поставил антрепризный спектакль «Доброе утро, любимая, или Кофе с Бибо». Спектакль шел пять или шесть лет, а потом мы поняли, что пора его закрывать... У нас оставалась огромная пачка афиш с собственными портретами. Андрей предложил: «Пойдем в лес, сожжем».

— И что вы ощущали, когда их жгли?

— Печаль и освобождение.

— Я не уверена, что вы любите рассуждать гипотетически, но если бы вы не эмигрировали в Америку, как сложилась бы ваша жизнь и карьера?

— Была бы какой-нибудь заслуженной, а может, народной…

— Мне кажется, вы одна из самых свободных актрис и женщин.

— Это иллюзия.

Хотя… У меня нет звания, дачи, машины... Я официально не состою в браке, у меня нет детей. Я не то что свободна… А, скажем так, чувствую себя неплохо. Мне нравится, что очень многое уже не является для меня задачей и не надо за это бороться в силу возраста. Например, мне все равно, замужем я или нет.

— А как насчет детей? Тоже все равно?

— Был период, когда я очень переживала, что у меня нет детей, что допустила такую глупость. А потом разобралась в причинах и следствии. Дело в том, что у меня с юности была установка: иметь детей только от человека, которого любишь.

Мои же избранники или не были готовы создавать семью, или мы расходились по каким-то причинам. Да и у меня самой появилась потребность в семье как таковой слишком поздно. Но не произошло. И я приняла это как данность.

— Елена, а вы нашли ответ на вопрос, что такое счастье?

— Всё — счастье, кроме моментов большого несчастья! А, вот Андрей к нам идет. (Улыбается.) Сейчас я вас познакомлю… Андрюша — один из самых смешных и необычных людей, которых я знаю. Он, например, готовит для птиц... целое меню составляет!

Андрей: Когда остается на сковородке что-то из еды, я перемешиваю это с хлебом, с зерном, кладу в целлофановый пакет и отношу на улицу.

Елена: Был период, когда он еду для птиц украшал — чем-то сверху присыпал.

Я интересовалась: «Для чего это?» — «Чтобы выглядело аппетитней». (Смеются.) Андрей вообще очень вкусно готовит. Я вот не умею этого делать, а он умеет.

— А чем он вас кормит?

— Господи, вы так говорите, будто я одна из его птиц…

— Может быть, вы его вторая половина?

Елена: Раскрою тайну. Пресловутой второй половины, которую все ищут, не существует.

— Андрей, может, вы считаете по-другому? Может, Лена ваша вторая половинка?

Андрей: Давайте на эту тему скромно промолчим.

«Как-то мы попытались с Андреем разойтись, завести каждый по новому роману, но так и остались вместе». На Елене платье Max Mara. На Андрее пиджак, пуловер, джинсы Ermenegildo Zegna
«Как-то мы попытались с Андреем разойтись, завести каждый по новому роману, но так и остались вместе». На Елене платье Max Mara. На Андрее пиджак, пуловер, джинсы Ermenegildo Zegna
Фото: Марк Штейнбок

Все те, кто публично объявляют: «Вот она — моя вторая половинка!» — очень быстро меняют эту половинку на другую. Наблюдая за парами, которые живут десятилетиями в мире и согласии, я не слышал разговоров ни о каких половинках, эту тему вообще замалчивают. Даже собственное отражение в зеркале нас вряд ли удовлетворит. Мы не ищем себе подобных, скорее наоборот.

— А какая у вас версия по поводу того, что такое любовь?

Андрей: В разные годы я по-разному отвечал на этот вопрос. Безусловно одно: это бескорыстная отдача, желание сделать человека счастливым. И еще это имя моей второй жены — Любовь. Первую звали Надежда. Всего я был женат трижды.

Но вот Веры для полноты картины и Софии, то есть «мудрости», еще не встретил. (Смеется.) А если вас интересует, какую роль во всем этом играет Лена, — последние лет пятнадцать она — единственный заинтересованный слушатель моих рассуждений на эту тему.

Елена: А я не задаюсь вопросом, что такое любовь. Это такая же загадка, как рождение и смерть. Попытка втиснуть ее в формулу абсурдна… Но очевидно, именно в любви и заключается главный смысл жизни. Мой папа, уже находясь в больнице, за два дня до смерти сказал: «Главное — любить и чтобы тебя любили».

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая