Денис Клявер: «Вайкуле нас защитила, заявив Крутому: «Ты ничего не понимаешь!»

«Саша Цекало оглядывается и произносит: «Стремно что-то, темновато, до отеля два квартала идти...»...
Денис Клявер. Фото
Денис Клявер
Фото: Екатерина Починалова

«Саша Цекало оглядывается и произносит: «Стремно что-то, темновато, до отеля два квартала идти...» Говорю: «Саш, да чего ты, расслабься, мы со Стасом два здоровых парня, все нормально». А он: «Когда тебя будут бить, не спросят, здоровый ты или больной», — рассказывает Денис Клявер.

— Денис, я с удивлением узнала, что лидер группы «Алиса» Константин Кинчев когда-то был вашим кумиром. Довольно неожиданно, если учесть ваше собственное творчество.

— Возраст и место жительства определили мое увлечение группой «Алиса» и роком вообще. Мне было 13 лет, я рос в Питере. А Ленинградский рок-клуб — эпицентр этого жанра на тот момент. Жил я в Купчино, недалеко от Спортивно-концертного комплекса имени Ленина, и там как раз все первые большие концерты проходили: «Алиса», «Кино»… Темперамент «Алисы» вызывал особенный отклик у меня, безбашенного тинейджера с желанием все крушить. Гормоны рвались наружу. Мне, тринадцатилетнему, сложно было полностью понять, о чем поет Константин Евгеньевич, но меня это реально вштыривало. Ну а когда уже повзрослел, осмыслил всю глубину мысли и серьезный политический протест песен. Константин Евгеньевич отвечал за тинейджерское бунтарство, а Виктор Робертович Цой — за романтизм.

— Фанаты «Алисы» отличались и определенным стилем одежды…

Денис Клявер со Стасом Костюшкиным и Лаймой Вайкуле
«Лайма нашего отказа не поняла. Так и сказала: «Ребята, вы в своем уме? Я вам даю такой шанс!» Но мы были непреклонны и вежливо, но твердо стояли на своем» Со Стасом Костюшкиным и Лаймой Вайкуле. 2006 г.
Фото: Personastars.com

— Естественно. Однажды мы поехали в СКК (Петербургский спортивно-концертный комплекс. — Прим. ред.) на концерт, и хотелось соответствующе выглядеть. Самое крутое, что можно было бы надеть на концерт «Алисы», — это бушлат. Я жутко завидовал своему соседу и лучшему другу Мишке, у которого папа служил моряком, и у него бушлат как раз имелся. А мне купили ватник в военторге, я туда нафигачил кокард каких-то, нашивок, генеральские погоны — это было модно. Я мечтал еще о кирзовых сапогах. Но кирзачи родители мне не купили, причем даже спустя 15 лет не смогли объяснить почему. Я у них спрашивал, а они отвечали: «Не знаем, уперлись тогда». В общем, надел я свой фирменный ватник, какие-то подходящие случаю сапоги и вот в таком обмундировании отправился на концерт. Стоит отметить, что само по себе это было весьма экстремальное приключение, потому что люлей отхватить на входе ничего не стоило.

— От кого?

— От гопников, от кого же еще? Нужно было доехать до метро «Парк Победы», а потом пройти через парк — тернистый и темный, где за деревьями и кустами прятались эти самые страшные гопники, которые всех били. К счастью, меня это миновало. Вспоминаю другой случай. Подходим уже к СКК, нас человек двадцать, все в бушлатах или ватниках, тельняшках — в общем, в военной экипировке. И конечно же с легендарными накрашенными кинчевскими стрелками на лице. Сидит на входе дедушка и спрашивает: «Господи, сынки, вы из какой роты и куда двигаетесь?» Мы говорим: «На концерт, армия «Алисы». Но самый треш начинается, когда ты попадаешь в зал. Нужно, чтобы тебя не затоптали в первые 15 минут всеобщего волнения перед концертом. Мягко говоря, стремно. А ты еще такой тщедушный, худенький тинейджер. И все же это был классный экстрим! Помню, на одном из концертов такая волна унесла нашего друга. Нашли его только после, сидящим у сцены. Он мирно спал… Знаете, все, что связано с детством, — это навсегда. Я до сих пор хожу на концерты «Алисы». Недавно нахлынула такая ностальгия… Мы пришли с моим сыном Тимофеем в тот самый СКК. Стоим на танцполе, слушаем «Красное на черном». И вдруг я осознаю, что, когда мне было 13 лет, я стоял на том же самом месте! И вот прошло 30 лет, теперь я здесь с сыном. Сказал ему: «Ты представляешь!..»

— Знаете, я бы и 16-летнего на подобный концерт в то время не отпустила, а вам было 13, и еще никаких мобильников. Бедные ваши родители!

Дмитрий Нагиев
«Дима хотел к нам в поселок переехать, спрашивал, будут ли осаждать фанаты… Я решил, что он корону надел из-за мегапопулярности — он тогда вел программу «Окна». Но потом сам все увидел» Дмитрий Нагиев в программе «Окна». 2002 г.
Фото: Архив «7 Дней»

— Мы почему-то вообще не парились на эту тему. Не так давно разговаривали с приятелем об этом и сами удивлялись. Например, я ходил в школу, и по пути мне нужно было пересечь две широкие дороги. Понятное дело, пешеходными переходами я не пользовался, так же длиннее! Еще я проходил по настоящему болоту. Грязь, машины, грузовые фуры — и так каждое утро. И никто не переживал. Все были очень спокойные, уверенные в середине 80-х. Это же еще Советский Союз… Некоторые говорят «совок», а я не люблю это слово. Как показала практика, нет идеального строя. Свобода, может быть, важна, но, когда ты ее обретаешь, выясняется, что о тебе больше никто не заботится, ты предоставлен сам себе. Начинаешь чесать репу и думать, блин, пусть лучше, наверное, будет не совсем свобода, но чтобы за тобой присматривали.

— А путч помните? Я помню, мне было 12 лет, мы на отдыхе жили в охотничьем домике. И вдруг по всем каналам «Лебединое озеро». Я тогда ничего не поняла, но помню, отец рвался в Москву, а мама его не пускала…

— А мне было 16 — ненамного старше вас. И я не интересовался политикой. Питер все же далеко от Москвы, казалось, что происходит это все в каком-то другом мире, на другой планете… Это я сейчас понимаю, какой кошмар испытывали мои родители. И я им до сих пор признателен, что они не эмигрировали. Так решил папа. (Илья Олейников. — Прим. ред.)

— Обдумывалась эмиграция в Израиль?

Денис Клявер со Стасом Костюшкиным
«Папа отдал все, что у него на тот момент было, солидную сумму, чтобы мы выпустили первый клип. Он был мегапрофессиональным человеком, с такой, знаете, чуйкой. Мы вернули деньги уже через год» Со Стасом Костюшкиным на концерте
Фото: Елена Сухова

— Да. Папина сестра уехала в 77-м году, в Америке у нас тоже имелись родственники. А в начале 90-х пошла вторая волна эмиграции. Отец не уехал, и правильно сделал. Иначе он не встретил бы Юрия Николаевича Стоянова и не возник бы «Городок». Да и вообще все сложилось бы по-другому. Но треша в те годы, конечно, хватало. Талоны, в магазинах ничего не было. А внешне все вроде мирно, спокойно, тихо. Никогда не забуду, как в Питере вдруг стали продавать свежие соки в пол-литровых картонных коробках, просто разрыв шаблона! Мы, как обезьянки, на это смотрели. И я не могу сказать, что мы голодали. Мама умудрялась приготовить что-нибудь вкусненькое, имея минимальный набор продуктов. Я до сих пор, к слову, достаточно аскетично питаюсь. И знаете, все воспринималось как-то радостно, кайфово! Несмотря на отсутствие изобилия, жизнь в нашей небольшой квартирке была счастливой. Когда в прошлом году случился ковид и все стали вспоминать 90-е, мы, пережившие их, понимали: в любых ситуациях можно жить. Главное — оставаться людьми.

— Перейдем к группе «Чай Вдвоем». Я все-таки не понимаю, как заядлый алисоман занялся поп-музыкой?

— Я же музыкант, это емкое понятие. Я очень эклектичен в творчестве. Да, я — алисоман, но песни «Ласкового мая»: «Белые розы» и «Розовый вечер» — также рвали меня на куски. Особенно это проявляется в детстве: тебя либо цепляет, либо нет, и ты не можешь объяснить, почему так. Но, если честно, у многих возникает такой вопрос. Как-то я был на 30-летии «Алисы» и встретил за кулисами жену Константина — Александру Панфилову. Начал говорить ей комплименты по поводу «Алисы», рассказал, что вырос на этой музыке. А она спрашивает: «Тогда почему вы такую музыку поете?» Вот действительно, почему я не стал рокером? Есть столпы, а я был совершенно профессионально к этому не готов на момент начала певческой карьеры. У нас со Стасом Костюшкиным сложился дуэт, мы оказались на сцене. Я ничего не умел вообще, третий раз в своей жизни микрофон держал, я же трубач профессиональный, к вокалу никакого отношения не имел. Мы всегда работали живьем, это был очень серьезный опыт. Всему, чему я научился, я научился в бою.

— Как вы познакомились со Ста­сом Костюшкиным?

Константин Кинчев
«Темперамент «Алисы» вызывал особенный отклик у меня, безбашенного тинейджера. Мне, 13-летнему, сложно было полностью понять, о чем поет Кинчев, но меня реально вштыривало» Константин Кинчев на концерте в ДК Горбунова. 2009 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Это судьба. Моя девушка Наташа с его девушкой Марьяшей вместе учились. Они нас и познакомили. Просто кто-то из них сказал: «Мой молодой человек такой же клевый, как твой». Вот разве меня, 18-летнего амбициозного нарцисса, можно было сравнивать с каким-то другим парнем?! Будто есть кто-то подобный мне на планете Земля! Ну и Стасик так же рассуждал и с таким же видом пришел знакомиться. Это произошло в спортзале. Мы пожали друг другу руки, как сейчас помню, стоя под каким-то спортивным снарядом. Стас критичный, при этом легкий на подъем. По знаку зодиака он Лев, а я Овен. Он такой горячий, а я немножко упираюсь. И это нас всегда как-то балансировало. Наверное, по­этому мы так долго проработали вместе. Были общая цель и уважение друг к другу. То есть, если возникали некие трения и кто-то из нас принципиально настаивал на своем, второй уступал. Никто не взял на себя роль лидера.

— Насколько помню, на создание вашего дуэта повлиял ваш отец — Илья Олейников.

— Да, он стал первым человеком, который, послушав, как мы разложили на два голоса песню «Я пойду», сказал: «А ведь прикольно у вас получается, попробуйте вместе». И мы попробовали. Более того, он отдал все, что у него на тот момент было, весьма солидную сумму, чтобы мы смогли выпустить первый клип. С другой стороны, я сейчас понимаю, что мы отличались целеустремленностью. Думаю, если бы у моего сына случилась похожая ситуация, я бы сделал то же самое. Папа был мегапрофессиональным человеком, с такой, знаете, чуйкой. Папа дал деньги в долг, и думаю, не рассчитывал получить их назад. Но для нас это было делом чести. Мы вернули их спустя год.

— А как появилось название «Чай Вдвоем»?

Юлия Началова
«Помню, как мы участвовали в конкурсе исполнителей на русском языке «Большое яблоко» в Нью-Йорке. И Юленька Началова там всех победила» 2005 г.
Фото: Personastars.com

— Не мы его придумали. Мы-то хотели назвать группу «Пилоты». На названии «Чай Вдвоем» настоял тогда Александр Ревзин, наш первый продюсер. В те времена Саша был единственным режиссером шоу-бизнеса, да и сейчас не так много профессионалов в этом жанре. Мы к нему пришли, он нас послушал, спросил, как называется наш дуэт. Услышав: «Пилоты», он сразу рубанул сплеча: «Фигня полная!» Секунд пять, клянусь, не больше, поду­мал и выдал: «Будете называться «Чай Вдвоем». Мы возмутились: «Дедовское какое-то название, для пенсионеров». Он объяснил: вас двое, поете в джазовой теме, к тому же легко можно к этому названию подтянуть каких-нибудь спонсоров, производящих или продающих чай… Самое любопытное, что он оказался совершенно прав. Название было настолько нелепым, что привлекало внимание. Единственное, что первые пять лет нас постоянно путали по названию с рок-группой «ЧайФ». Переспрашивали: «Чайф вдвоем?» Не так давно мы с Шахриным встречались (Владимир Шахрин — лидер группы «ЧайФ». — Прим. ред.), и он рассказал очень забавную историю. Мол, подошел к нему один и спрашивает: «Это же у тебя отец Илья Олейников?» Шахрин удивился: «Мужик, ты в своем уме? Ничего, что у нас с Олейниковым разница в возрасте 12 лет?»

Однажды мы летели из Мурманска. И вот пустой аэропорт, я смотрю вниз, на скамейке какой-то мужик сидит. Через несколько секунд до меня доходит, что это Кинчев. Я уже артист, но все равно Кинчев для меня — кумир, недосягаемый человек. Через час встретились с ним в самолете. Я говорю: «Здравствуйте». А Костя: «О, привет, чайники! Садитесь, поболтаем!» Оказалось, он знает, что я — алисоман, читал мое интервью. Ну тут меня вообще разорвало по полной. Костя меж тем говорит: «Слушайте, клевые вы чуваки, но знаешь, чего вам не хватает?» — «Чего?» — «Телеги такой нормальной, чтобы все пели». Я переспрашиваю: «Хита?» Он был прав. Шел 98-й год, мы три года уже работали в шоу-бизнесе, реально собирали залы, записали несколько альбомов. Но вот остановил нас как-то на вокзале поклонник и говорит: «Ребята, вы такие классные, я вас очень люблю, дайте автограф… Только убей не помню, что вы поете». (Смеется.) В 2001 году, спустя шесть лет после образования дуэта, мы наконец-то высекли свой суперхит «Ласковая моя». (Улыбается.) Он, что называется, звучал из каждого утюга.

— Знаю, что Лайма Вайкуле приняла значительное участие в вашей судьбе…

— Да. Началось все с того, что Лайма была на конкурсе «Ялта—Москва—Транзит» в жюри. После нашего выступления Игорь Яковлевич Крутой сказал: «Ни о чем, все мимо». И тогда именно Лайма стала главным нашим защитником. «Ты ничего не понимаешь!» — заявила она Крутому. И не только поставила нас на первое место, но и пригласила работать к себе в коллектив. Но надо знать двух амбициозных и очень скромных в кавычках молодых людей, какими были я и Стасик. Мы же три песни, которые на конкурсе исполнили, четыре месяца репетировали. Кажется, обезьяны бы быстрее справились. Но мы же перфекционисты! Репетировали с восьми утра до десяти вечера. И чем дальше, тем отчетливее понимали, что, если сейчас выйдем с Лаймой, опозоримся, ведь мы не готовы. В общем, мы отказались. Лайма нашего отказа не поняла. Так и сказала: «Ребята, вы в своем уме? Я вам даю такой шанс!» Но мы были непреклонны и вежливо, но твердо стояли на своем. Лайма больше уговаривать не стала: нет так нет.

Денис Клявер с отцом Ильей Олейниковым
«Отец не уехал в Америку, и правильно сделал. Иначе он не встретил бы Юрия Николаевича Стоянова и не возник бы «Городок». Да и вообще все сложилось бы по-другому» С отцом Ильей Олейниковым. 2004 г.
Фото: из личного архива Дениса Клявера

Прошло два года, мы как раз снимали клип на песню «Я не забуду» у Олега Гусева. На съемках с нами работал стилист номер один в то вре­­мя — Саша Шевчук, царствие ему небесное. Замечательный был парень, он близко дружил с Лаймой. И вот я в парикмахерском кресле, он надо мной колдует и вдруг спрашивает: «Дэн, почему вы Лайме не позвоните? Она реально клевая!» Я говорю: «Саш, ну как мы можем ей позвонить? Мы ведь ей отказали! Женщине! Звезде! Да она меня точно пошлет!» — «Дэн, она вас очень любит, позвоните, она это оценит». Мы со Стасом договорились все же ей позвонить. Волновались ужасно. И вот набрали ее: «Лайма, здравствуйте». А она — как будто мы вчера расстались: «О, ребята, привет, как дела?» — «Лайма, мы хотели бы… Помните, два года назад вы нам предлагали что-то сделать вместе?» — «Конечно. Согласны? Ну и супер, приезжайте, обсудим». Когда мы разъединились, несколько минут молча со Стасом сидели. Были ошеломлены. Ну а когда мы к ней приехали, она тут же предложила сделать совместный номер — тот, в котором поет «Прощай, со всех вокзалов поезда...». Мы отправились в студию в Тверь, это самый жир тогда считался. Записали бэк-вокал. Через некоторое время Лайма предложила поехать с ней на гастроли. Невероятно! До этого мы ездили на гастроли с Михаилом Захаровичем Шуфутинским. У него мы научились работе на сцене и подходу к бизнесу, а Лайма подарила нам еще и своего зрителя, мы нашли свою стилистику. У Шуфутинского были особые слушатели, особый контингент. Ну знаете, такие с борсетками пацаны. И мы — два интеллигента на сцене в костюмах за 100 долларов, купленных у индуса на Манхэттене.

— А что за костюмы?

— Буквально через месяц после «Ялта—Москва—Транзит» мы участвовали в другом конкурсе — «Большое яблоко» в Нью-Йорке. Это вокальный конкурс исполнителей на русском языке. В основном это были эмигранты из разных стран. Юленька Началова там всех победила. К сожалению, ее, как и Саши Шевчука, уже нет с нами... Александр Ревзин режиссировал, получилось все очень громко, ярко. В общем, нам дали по 500 долларов, и мы, прямо не выходя из гостиницы, спустились вниз, там был магазин одежды, торговал индус. Это сейчас понятно, что магазин сомнительный, а тогда нам показалось, что мы попали в ЦУМ! Такой пыльный магазин, индийские товары, он нам впарил эти два костюма… Какими же мы были счастливыми! Вернулись сияющие: белая рубашка, зеленая жилетка, зеленый пиджак, зеленые штаны на мне, и то же самое, но горчичного цвета на Стасе. Причем, чтобы вы понимали, на Манхэттене в то время было совсем не спокойно. Но мы никого не боялись. Спортсмены же! С этим связан забавный эпизод, когда в той же поездке мы допоздна сидели в ресторане с Александром Цекало и Лолитой. Тогда они еще были вместе, выступали в кабаре-дуэте «Академия». И вот выходим мы, уже стемнело, Саша оглядывается и произносит: «Стремно что-то, а до оте­ля два квартала идти...» Говорю: «Саш, да чего ты, расслабься, мы со Стасом два здоровых парня, все нормально». А он: «Когда тебя будут бить, не спросят, здоровый ты или больной». Но никто нас не бил, мы были спортивные ребята и коммуникабельные. В то время те самые парни с борсетками любили заставлять всех выпить с ними. Нас это не касалось. И даже если возникала ситуация, мол, выпейте, или вы нас не уважаете, мы разводили руками: «Ребят, мы — спортсмены». И все, вопросов не возникало, спорт — это святое.

— Значит, «новые русские» вас не доставали. А что касается пок­лонниц?

Денис Клявер и Алена Свиридова
«Как говорит моя подруга Алена Свиридова: «Ты — настоящий джентльмен. Влюбился, развелся, женился. Влюбился, развелся, женился»
Фото: Personastars.com

— Знаете, я всегда говорю: продукт формирует потребителя, это очень важный момент. Все наши поклонницы — воспитанные, интеллигентные, вежливые, не говоря уж о том, что очень преданные. Сфотографировались после концерта и расстались. Никогда нас никто не преследовал, в окна к нам не влезал. Правда, Стасу однажды подарили букет, где лежал презерватив и записка: «С намеком». И это, пожалуй, был самый вопиющий случай. Но не всем везло так, как нам. Помню разговор с Димой Нагиевым. Он одно время хотел к нам в поселок переехать и все у меня спрашивал, как, чего, будут ли там осаждать фанаты… Я говорю: «Слушай, там никого нет, никто не осаждает, это охраняемая территория. Папа мой живет, никто к нему не ходит». А он вздохнул и обреченно сказал: «Ко мне ходить будут…» Я решил, что он корону надел из-за мегапопулярности: в то время Дмитрий вел программу «Окна» — первое в России провокационное ток-шоу. И вот через три недели после того разговора мы встречаемся в Шереметьево. Стоим, болтаем… Мимо проходят какие-то две девушки: «Ой, «Чай Вдвоем», ребятки, а можно с вами сфотографироваться?» Вручили Диме фотоаппарат, он нас сфотографировал, девчонки ушли. Дальше стоим, разговариваем, идут два мужика: «О, Нагиев! Здорово, красотуля, ты — красавчик, ну давай сфоткаемся» — и хлоп его по плечу! Дима обернулся ко мне: «Теперь понимаешь, про что я говорил тебе?» — «Да, понимаю, прости…»

— В принципе, вашим поклонницам ловить было нечего, вы же очень рано женились…

— В 23 года, да. Как говорит моя подруга Алена Свиридова: «Ты — настоящий джентльмен. Влюбился, развелся, женился. Влюбился, развелся, женился». Первая жена Леночка танцевала у Михаила Захаровича Шуфутинского, мы познакомились на гастролях. Она, кстати, потом была нашим директором. Понимаете, среди тех, кого я знаю, просто по пальцам могу пересчитать людей, которые встретились в 17 лет и прожили вместе всю жизнь. Человек взрослеет, у него меняется менталитет, меняются вкусы… И если кто-то уходит, то значит, его что-то не устраивает, его уже не удержишь никогда. И надо просто понимать, что это не твой человек, вот и все. Ушел — значит, освободил место для более достойного. Вот такая штука. Главное, оставаться человеком порядочным, честным. Потом, я могу сказать, у меня со всеми моими замечательными вторыми половинами великолепные отношения, мы все общаемся, все дружим.

— Что касается распада вашего дуэта — «Чай Вдвоем». Процитирую СМИ: «Коллектив просуществовал 17 лет и распался из-за взаимных разногласий. Сейчас Стас и Денис общаются как два малознакомых человека». Это правда?

Денис Клявер с женой Ириной и сыновьями Даниэлем и Тимофеем
«Когда в прошлом году случился ковид и все стали вспоминать 90-е, мы, пережившие их, понимали: в любых ситуациях можно жить. Главное — оставаться людьми» С женой Ириной и сыновьями Даниэлем и Тимофеем
Фото: Екатерина Починалова

— Сочинение на тему. Мы со Ста­сом прошли испытание временем, 17 лет просуществовали вместе и разошлись на пике. «Чай Вдвоем» был мегапопулярной группой, которая из года в год собирала все возможные и невозможные награды. Просто пришло время, видимо, и мы выросли. Тут тоже применимо то, о чем я говорил про супружескую пару. Мы же совпали в самом начале, а потом 17 лет проходили этот тернистый путь. У нас появились жены, дети, друзья. Мы сами сформировались как артисты. То есть мы начинали как две половинки, а потом встали на ноги очень уверенно, нам «штанишки» стали малы. Кажется, мы доказали уже всем, и себе в первую очередь, что как в дуэте, так и сольно каждый по-своему хорош, у каждого своя аудитория, свои амбиции, свои какие-то планки творческие... Дуэт — форма сложная, а мы проработали в нем 17 лет, что вообще-то тянет на рекорд. Так что я бы спрашивал скорее, как вы сумели так долго петь вместе, а не почему вы распались. Но я твердо могу сказать: Стас по-прежнему моя родственная душа, близкий человек.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая