Борис Дергачев: «Дружба после тридцати — это жизненная необходимость»

Борис Дергачев
На съемках сериала «Остаться друзьями». 2024 г.
Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ТНТ

«Мне правда нравится быть отцом. Это случилось для меня очень органично — в нужное время, в нужном возрасте и при самых лучших обстоятельствах», — рассказывает актер, сыгравший главного героя Романа в сериале «Остаться друзьями» на ТНТ.

— Борис, сериал «Остаться друзьями» поднимает тему дружбы и отношений после 30 лет. Есть в нем что-то, что особенно откликается вам лично?

— Знаете, дружба после тридцати — это, на мой взгляд, жизненная необходимость. Особенно когда ты входишь в серьезные отношения, появляются дети. Со временем легко потерять связь с собой прежним, с тем, каким ты был в юности. Все очень быстро меняется, и в какой-то момент может стать по-настоящему неуютно — как будто утрачиваешь важную часть жизни. А друзья — это как якорь, который помогает закрепить, сохранить в себе внутреннего ребенка. Ведь именно дети умеют по-настоящему дружить, и, мне кажется, этот ребенок должен всегда жить внутри нас. Особенно важно беречь друзей, которые были с тобой до 30 лет, знают о тебе все, — поддерживать с ними контакт, делиться историями, секретами, радостями. Это и есть настоящая дружба.

— Почему стоит посмотреть этот сериал?

— Среди персонажей вы обязательно найдете себя, своего друга или знакомую парочку. И темы, которые поднимаются, действительно насущные. Многие сцены, диалоги, повороты — они словно списаны с жизни. Именно поэтому сериал и цепляет: в нем много узнаваемого, актуального, того, с чем можно себя соотнести.

— Вы похожи со своим персонажем — по характеру, отношению к жизни?

— Я играю более беспечного человека, чем есть на самом деле, и, наверное, более глупого. Но мой персонаж гораздо более искренний и открытый, чем я в жизни. Он во многом списан с Ивана Баранова, нашего автора. Некоторые истории, которые вы увидите в сериале, взяты из его личной жизни — и он, конечно, очень к ним трепетно относится. Иногда у нас даже возникали разногласия: мне казалось, что герой мог бы повести себя чуть легче, чуть смешнее, а Иван настаивал на своем. Но где-то я сделал героя смелее, где-то добавил комичности.

— Какой момент стал для вас самым сложным в плане эмоциональной игры?

Борис Дергачев с женой и сыном
«Моя жена — актриса, она прекрасно понимает, как все происходит на площадке. Я ее очень люблю, и она любит меня. У нас замечательный сын» С женой Анной и сыном Мироном. 2025 г.
Фото: ВЛАДИМИР МЫШКИН

— Самыми трудными для меня всегда оказываются сцены, где нужно резко перейти от комедии к драме. На бумаге это выглядит просто, а вот сыграть — не всегда легко. Особенно сложно, когда не хватает времени. Мы живем в эпоху, когда сериалы снимаются очень быстро, и в этом темпе не хочется терять качество. Поэтому к таким сценам нужно готовиться заранее — разбирать материал, приходить уже с четким пониманием, чтобы на площадке не возникло проблем.

— Вы уже работали с некоторыми коллегами по сериалу. Помогает ли это на съемках?

— Конечно! Ты уже чувствуешь «крючки» и «зацепки» партнера. Иногда хватает взгляда, чтобы понять друг друга. Хотя бывают и сложные дни. Например, однажды я приехал на съемку совершенно невыспавшимся — наш ребенок не спал всю ночь, а с ним и я, и моя жена Анечка. В таком состоянии трудно собраться. И тут особенно помогает дружба: когда рядом человек, с которым ты уже работал. Никита Никитин, Софья Зайка, Алина Алексеева, Михаил Кремер — я сотрудничал с каждым из них раньше. А с Анастасией Калашниковой мы работали аж в трех проектах вместе, так что понимаем друг друга с полуслова. Когда есть взаимопонимание — это действительно дает силы.

— У вас насыщенный график. Например, вы снялись в шоу «Мастер иг-ры», которое сейчас идет на ТНТ. Как вы оказались среди его участников?

— Интерес к игре «Мафия» у меня появился еще в институте: я тогда не только играл, но даже был ведущим. Мне всегда удавалось хорошо скрывать эмоции, особенно когда выпадала карта мафиози. Здесь мне снова досталась роль темного игрока. Было интересно проверить себя в более реалистичных условиях: ты 24 часа в сутки находишься в этом персонаже, и если повезет, играешь целый месяц. Это было непросто. Когда, например, общаешься с другим темным игроком, легко забыться и проговориться. Нужно постоянно себя контролировать, понимать, куда дует ветер: к кому подключаться, от кого отстраняться или вести собственную игру. Но в любом случае, кем бы ты ни был — темным, светлым, серым, — подозрения на тебя все равно падают.

— Как вы оцениваете свою игру?

— Оценку оставлю зрителям. Это шоу, и в нем есть место настоящим эмоциям. Потом остываешь, но нужно продолжать «топить» — здесь подключается актерская составляющая. С самого начала я стал показывать характер, вел себя вспыльчиво, эмоционально. Специально закрепил за собой образ человека, который может резко высказаться, прикрикнуть, даже выругаться. Чтобы потом, когда на меня начнут падать подозрения, продолжать в том же ключе — и это будет восприниматься естественно.

— Сложно ли было сохранять самообладание?

Интересный факт

Кинодебют Бориса Дергачева состоялся в 2010 году в сериале «По горячим следам». Сейчас на его счету уже около 50 картин. «Я, как актер, стараюсь выбирать материал, в котором есть что играть. Даже если роль маленькая, но яркая — от таких точно нельзя отказываться. Никогда не знаешь, где и что именно «выстрелит», — считает Борис. Помимо актерской и режиссерской деятельности, Дергачев активно занимается стендапом.

Борис Дергачев с Михаилом Кремером и Алиной Алексеевой
«Среди персонажей вы обязательно найдете себя, своего друга или знакомую парочку. Многие сцены, диалоги, повороты — они словно списаны с жизни» С Михаилом Кремером и Алиной Алексеевой на съемках сериала «Остаться друзьями»
Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ТНТ

— Тяжело. Примерно как в детстве, когда против тебя начинают дружить. Собирается компания, начинают шептаться, а как ты подходишь — замолкают или меняют тему. Если человек что-то себе надумал, переубедить его сложно. Но когда удавалось, это были настоящие маленькие победы.

— Ваш первый режиссерский проект — «Праздники». Почему вы выбрали именно комедийный жанр?

— Комедия мне близка — я по жизни иду с чувством юмора, сам по себе человек веселый. Конечно, как и у всех, были и серьезные испытания, и трагедии. Но важен взгляд на жизнь. А мой взгляд — сквозь призму комедии. Точнее сказать, иронии. Именно она помогает пережить тяжелые моменты, которые случаются в жизни у каждого.

В «Праздниках» мне сразу понравилось название — простое, цепляющее. Потом — форма. Структура сценария такая, что каждая серия посвящена отдельному празднику. Мы не знаем, что происходило у героев до этого, не следим за их жизнью постоянно — мы видим только то, что случилось в день праздника или накануне. И мне эта идея показалась очень точной, жизненной, живой.

— Что побудило вас встать по ту сторону камеры?

— Уверенность в том, что я могу что-то улучшить в киноиндустрии. И, конечно, нехватка режиссеров — особенно жанровых, которые умеют снимать комедию, драмеди, драму с элементами комедии, мелодраму. Мелодрама — сейчас слово почти ругательное, кажется пошлым, но ведь это совокупность двух жанров, и соединить их непросто. Для этого нужно особое видение. Мне показалось, что оно у меня есть. И, как выяснилось, не только мне — это увидели и продюсеры.

— Режиссерский опыт как-то повлиял на вас как на актера?

— Конечно! Даже захотелось написать книгу с названием «Эти замечательные актеры». Потому что, оказавшись по другую сторону, ты вдруг и по-другому начинаешь смотреть на процесс, в том числе на себя. Яснее видишь ошибки, замечаешь, как можно было бы сыграть иначе. Но мы все не без греха — люди, а людям свойственно ошибаться. Главное — учиться.

Борис Дергачев
«В шоу я сразу стал показывать характер, вел себя вспыльчиво, эмоционально. Специально закрепил за собой образ человека, который может резко высказаться, даже выругаться» На съемках шоу «Мастер игры». 2025 г.
Фото: Пресс-служба ТНТ

Я, как актер, стараюсь выбирать материал, в котором есть что играть. Даже если роль маленькая, но яркая — от таких точно нельзя отказываться. Потому что ты никогда не знаешь, где и что именно «выстрелит». Можно сняться в сотне фильмов — и ничего. А потом сыграть совсем не ту роль, на которую делал ставку, — и именно она вдруг зацепит зрителя.

Так что мой совет всем актерам — особенно тем, кто уже снимается и иногда отмахивается от проб или кастингов: ходите! Даже если вы уверены, что не возьмут. Даже если вам кажется, что проект не тот. Возможно, ваше участие поможет какому-то неопытному человеку, даст ему шанс, пусть даже это вызовет трудности или напряжение на площадке. Но все это — часть общего процесса. И это движение вперед, которое так нужно нашей индустрии.

— Что сложнее — играть самому или руководить процессом?

— Однозначно — руководить. Когда ты актер, ты в первую очередь отвечаешь за себя. Ну и за партнера — если есть внутренняя потребность помочь, поддержать в сцене. А режиссер отвечает за все. Да, можно делегировать задачи, но это не снимает ответственности.

Если ты умеешь сам решать проблемы, значит, можешь научить и других — и это в итоге выстраивает процесс. Когда собирается сильная команда, как это было у нас на «Праздниках», все становится на свои рельсы. Цеха начинают работать автономно: решают технические и художественные вопросы между собой, а мне остается только утвердить — да или нет. А если оба варианта — нет, тогда мы вместе с командой — режиссерским и художественным цехами — ищем третий путь. И в такие моменты рождается общее. А именно этого я и добиваюсь на каждой съемочной площадке, где работаю как режиссер. Чтобы каждый занимался своим делом. Тогда мы не выматываемся, не выгораем, а просто приходим на любимую работу и радуемся, что она у нас есть.

— В «Праздниках» снимались актеры, которых любит вся страна. Насколько тяжело было молодому режиссеру работать с Марией Ароновой и Виталием Хаевым?

— У меня уже был опыт работы с заслуженными, народными артистами России — я давно работаю в театре. Есть такая вещь, как уважение. Не лесть, не напускная похвала — она никому не нужна, — а именно искреннее уважение к человеку и к его профессии. Я в первую очередь встретился с очень опытными артистами, с любимцами публики и — не побоюсь этого слова — с моими любимцами. Посмотрите на них — идеальная пара! А когда режиссер по-настоящему любит и уважает своих актеров, мне кажется, они играют по-особенному, раскрываются. Ну и, собственно говоря, они мне тоже многое позволили. Дали мне возможность быть режиссером и даже разрешили иногда слегка над собой поиздеваться — в хорошем смысле, конечно.

— Когда вы поняли, что актерство — ваше?

Виталий Хаев и Мария Аронова
«На съемках я в первую очередь встретился с очень опытными артистами, с любимцами публики и — не побоюсь этого слова — с моими любимцами. Посмотрите на них — идеальная пара!» Виталий Хаев и Мария Аронова в сериале «Праздники». 2024 г.
Фото: Пресс-служба ТНТ

— Не сразу. Наверное, когда начал уже плотно сниматься. Потому что путь был совсем не легким. На театральный факультет при Саратовской государственной консерватории имени Собинова я поступил, ни разу до этого не побывав в театре. Не видел ни одного драматического спектакля — это абсолютная правда. Потом уехал в Москву, поступил в ГИТИС и каждую сессию хотел отчислиться. Потому что параллельно меня уже взяли в труппу Театра имени Станиславского, я играл, был в деле, чувствовал себя актером — и не понимал, зачем мне учеба... Плюс появлялись какие-то отношения, бытовые сложности, проблемы с деньгами — все как у всех. Пришлось подрабатывать — ведущим в клубе, потом вести стендапы, потом уже и сам занялся стендапом, театр отошел немного на второй план. Начались съемки. Все постепенно, с таких проектов, о которых хочется промолчать. Но это мой путь, мой опыт. Я понял, что актерство — мое призвание, когда появилась ставка, агент, когда за плечами накопилось что-то существенное. Когда вдруг понял: у тебя есть профессия, благодаря которой ты смог себе что-то позволить, купить.

И был еще один поворотный момент: спектакль «Сверчок» в Электротеатре Станиславского. Я вводился на большую, серьезную роль Леры Горина — прекрасного артиста, с которым мы эту роль делим. У меня был всего один прогон перед первым спектаклем. Страшно, конечно, но я справился. И когда вся труппа встала и аплодировала мне после прогона, когда я увидел в их глазах удивление — «он что, и правда так быстро это все выучил и сделал?» — вот тогда я и подумал: «Похоже, это действительно мое». Потому что я получил огромное удовольствие. А это, наверное, один из главных признаков того, что ты на своем месте.

— Вы по-прежнему работаете в Театре Станиславского. Планируете ли вы более активное возвращение в репертуар?

— Да, я по-прежнему в труппе. Сейчас играю в спектакле «Сверчок». Недавно мы с Антоном Косточкиным поставили в театре спектакль-концерт. В нем участвовала вся труппа. Мы были и ведущими, и участниками, и постановщиками... Это было очень интересно и важно для нас обоих. Если появится возможность и предложения — конечно, буду играть активнее.

— Ваша жена Анна не ревнует вас к партнершам по драматическим сценам? Как удается сохранить доверие в отношениях?

— Знаете, у меня вообще нет таких сцен, к которым всерьез можно было бы ревновать. Но если человек склонен к ревности, он может приревновать хоть к столбу, как говорится. Так что моя первая фраза, получается, теряет смысл. Наверное, дело в том, что я просто не даю поводов для ревности. Это работа, у нее есть своя специфика. Плюс моя жена — актриса, она прекрасно понимает, как все происходит на площадке. Я ее очень люблю, и она любит меня. У нас замечательный сын. И я надеюсь, что так все и останется. А там — может, у нас еще кто-то появится… Посмотрим.

— Как отцовство повлияло на вас?

— Очень положительно. Мне правда нравится быть отцом. Это случилось для меня очень органично — в нужное время, в нужном возрасте и при самых лучших обстоятельствах.

Интересный факт

«Остаться друзьями» — российская 17-серийная комедия о жизни современных тридцатилетних. Анна (Анастасия Калашникова) и Роман (Борис Дергачев) женаты около пяти лет. Романтике конфетно-букетного периода давно пришли на смену суровые будни. Супруги решают развестись, но их друзья против. Причина проста: Аня с Ромой являются связующим звеном компании, без них она просто распадется.

Борис Дергачев
«Руководить сложнее. Когда ты актер, ты отвечаешь за себя. Ну и за партнера — если есть внутренняя потребность поддержать в сцене. А режиссер отвечает за все» На съемках сериала «Праздники»
Фото: Пресс-служба ТНТ

— Чьи слова о вашей работе были для вас особенно важными?

— Вы знаете, когда стоишь на сцене кинотеатра «Октябрь» и через несколько минут будешь презентовать как режиссер свое кино, а перед тобой стоят Мария Аронова и Виталий Хаев и говорят, что они доверяют мне и я им как отец был на проекте — а я им по возрасту в сыновья гожусь, — это дорогого стоит. Не у каждого в жизни было такое, и не у каждого будет. У меня было, и я надеюсь и дальше оправдывать эти слова.

— Вам не мешает известность?

— Если коротко — пока это приятно. Люди обращают внимание, подходят, фотографируются. Я стараюсь отвечать взаимностью: передавать приветы, записывать видео. Конечно, тут две стороны медали: если хочешь прыгнуть выше, будет больше ролей, выше ставки, выше популярность. А с ростом популярности социальная жизнь становится менее защищенной. Ты перестаешь принадлежать себе, становишься уже «достоянием народа». (Улыбается.) Хотелось бы как-то усидеть на двух стульях: чтобы люди узнавали, но личная жизнь оставалась личной.

— Когда вы в последний раз были счастливы на сто процентов?

— Это случается каждый день! Даже когда кажется, что все катится под откос, можно остановиться и подумать: «Господи, я жив, я здоров, у меня есть семья, и мы друг друга любим и оберегаем». Это настолько важно, что вот сейчас я произнес эти слова — и опять почувствовал себя счастливым.

Смотрите сериал «Остаться друзьями» на ТНТ с 30 июня в 20:00

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая