Анатолий Солоницын: почему все были против его кандидатуры на роль Андрея Рублева?

Об этом замечательном актере известно немного, он был закрытым, полностью погруженным в свое дело...
Павел Соседов
|
24 июля 2022
Анатолий Солоницын. Фото
Анатолий Солоницын
Фото: Валерий Плотников

Об этом замечательном актере известно немного, он был закрытым, полностью погруженным в свое дело человеком. Тем ценнее воспоминания об Анатолии Алексеевиче одного из самых близких людей — брата Алексея Солоницына. В его книге «Странствия артиста...», которая выйдет в начале августа, не только воспоминания, но и ранее не публиковавшиеся дневники, письма, стихи гениального артиста. «7Д» публикует фрагменты из этой книги.

В 1965 году я приехал к Толе в Свердловск. Неподалеку от театра, где служил брат, ему дали комнату, и я с интересом рассматривал ее. Все здесь Толя сделал сам: расписал стены в разные цвета (такая появилась мода), смастерил от двери до окна стеллаж. В комнате было светло, уютно, а желтые занавеси, отделяющие «спальню» (то есть угол с кроватью), и такие же занавески на окнах создавали даже некий шарм. Толя показал мне свои книги — он сумел собрать хорошую библиотеку. Стало понятно, почему у него опять нет зимнего пальто и всего один приличный костюм. Потом мы смотрели фотографии — в театре сыграл Анатолий немало, но роли все больше случайные. Казалось бы, мечта брата сбылась — он стал профессиональным актером. Но реальность оказалась далека от той подлинно творческой жизни, от того искусства, к которым Толя так стремился. «Была, правда, одна ролька, — сказал брат. — На телевидении, в короткометражке «Дело Курта Клаузевица». Это был один из первых фильмов молодого режиссера Свердловского телевидения Глеба Панфилова. В то время ни Толя, ни я не предполагали, как прогремит это имя в будущем...

Анатолий Солоницын с братом и отцом
С братом Алексеем и отцом Алексеем Федоровичем. Середина 50-х гг.
Фото: из личного архива Алексея Солоницына

На столе лежал журнал «Искусство кино», я раскрыл его. Ну да, это тот самый номер, в котором я незадолго до того прочел сценарий Кончаловского и Тарковского «Андрей Рублев». Прочел единым махом — новая, доселе неведомая мне жизнь открылась во всей чистоте и трагизме. «Ты читал?» — спросил я брата. В ответ он странно улыбнулся. Торопясь, я стал нахваливать сценарий, а он продолжал тихо улыбаться и смотрел куда-то вбок. Когда я умолк, он наконец взглянул на меня: «А что бы ты сказал, если бы я взял и поехал в Москву? Заявился бы к ним: мол, так и так, сделайте хотя бы пробу. Может быть, я вам подойду... А?» Я сразу не нашелся что ответить. Ехать в Москву к незнакомым людям, проситься на главную роль, да еще на такую! Не зная не только броду, но и не ведая самой реки... «Это такая роль, за которую не жалко жизнь отдать... — продолжил брат. — Не веришь?»

И он действительно поехал. Не один раз мы говорили с братом об этом его поступке. Не один раз актеры, особенно молодые, спрашивали его, почему никому не ведомый провинциальный актер был утвержден на центральную роль. Он и сам толком не знал, что заставило Тарковского остановить выбор именно на нем. Просто фотопробы получились удачными, и через некоторое время Анатолия вы­звали в Москву. Были первая, вторая, третья кинопробы — через длительные паузы, через мучительное ожидание. Позже брат узнал, что играл слишком театрально — да и мог ли иначе? Но режиссер увидел, что эту театральность можно убрать во время съемок. Важнее всего оказалось соответствие душевного склада актера и персонажа. Весь худсовет был против утверждения Солоницына на роль. Даже многоопытный Михаил Ромм уговаривал молодого режиссера отказаться от выбора актера из провинциального театра. Тогда Тарковский, чтобы еще раз проверить, поехал к реставратору, специалисту по древнерусскому искусству Савелию Ямщикову, который стал научным консультантом фильма. Разложил перед ним фотографии и спросил: «Который из них Рублев?» Ямщиков указал на фото Анатолия.

Анатолий Солоницын
«Сейчас мне кажется, что я не умею ничего, ничего не смогу — я в растерянности. Меня так долго ломали в театре, так долго гнули — видимо, я уже треснул. Я отвык от настоящей работы, а в кино, ко всему, еще особая манера...» В фильме «Андрей Рублев». 1966 г.
Фото: Legion-media

Из письма брата: «Леша! Я уже десять дней в Москве. Брожу по музеям, Кремлю, соборам, читаю замечательную литературу, встречаюсь с любопытными, талантливыми людьми. Подготовка. Съемки начнутся 24—26 апреля во Владимире. Как все будет — не знаю. Сейчас мне кажется, что я не умею ничего, ничего не смогу — я в растерянности. Меня так долго ломали в театре, так долго гнули — видимо, я уже треснул. Я отвык от настоящей работы, а в кино, ко всему, еще особая манера. Слишком много сразу навалилось на мои хилые плечи. Я не привык носить столько счастья, носил всегда кое-что другое. Ну, посмотрим! Целую, обнимаю. Толька. 20.04.1965 г.».

Признаюсь, Андрей Тарковский сильно занимал мое воображение. Ведь с первой же картины он получил мировое признание. Именно этот режиссер поверил в моего брата, добился его утверждения на главную роль в фильме, который, судя по сценарию, обещал быть незаурядным. Приехав к брату на съемки во Владимир, я смог познакомиться с этим человеком.

Помню, каким я нашел Толю: улыбается, а лицо худющее, бледное, как после болезни. Мы заходим в гостиницу. У Толи на столе книги, на стенах репродукции «Троицы», «Спаса», несколько великолепных фотографий со съемочной площадки — брат уже успел обжить свое временное пристанище. Говорю: «Ты как будто тут долго жить собираешься...» — «Долго, — он смотрит на меня серьезно. — Такой ролью нельзя заниматься между делом. Вот что я решил... Буду со съемочной группой все время, до последнего дня работы. Из театра я уже уволился. Знаешь, Леша, мне показалось, что этот мой шаг произвел впечатление на Тарковского». — «Скажи, что он за человек?» — «Сам увидишь. Сегодня вечером будем смотреть материал. Я попросил, чтобы ты был со мной. Всячески тебя нахваливал. Он приглашает нас к себе».

Толя волновался. Волнение передалось и мне. Нас встретил человек невысокого роста, по виду почти юноша. Жесткие черные волосы, черная щеточка усов. Очень темные, с блеском глаза. Он заговорил о чем-то житейском, но очень быстро разговор переключился на литературу. Я только что прочел «По ком звонит колокол» и был в восторге от Хемингуэя. Спросил, нравится ли ему роман. Режиссер улыбнулся насмешливо: «Это вестерн». Кажется, от удивления у меня открылся рот: «Вам не понравилось?» — «Что значит «не понравилось»? Я же говорю: вес­терн. Такая американская литература, где все ясно, как в аптеке». Вот это да! Он рисуется или говорит искренне? Тогда я заговорил о повести Стейнбека «О мышах и людях» — недавно прочитал ее в журнале. Может, такая литература ему больше по душе? «Это написано еще хуже. Игры в психологию», — был ответ Тарковского. Он посмотрел на моего брата: «Понимаешь, Толя, интересно искусство, которое касается тайны. Например, Марсель Пруст». И Андрей Арсеньевич стал пересказывать сцену из романа «В сторону Свана». Толя слушал с напряженным вниманием, впитывая как губка. Потом речь зашла о кино, и Тарковский, по виду еще совсем молодой человек, стал размышлять об этом искусстве глубоко и сильно.

Анатолий Солоницын с Олегом Янковским и Ириной Купченко
С Олегом Янковским и Ириной Купченко в фильме «Поворот». 1978 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Когда мы вернулись в гостиницу, брат сказал: «Он ставит такие задачи, что мозги плавятся. Не знаю, выдержу ли. Эх, кино... Помнишь, у Бальмонта: «Поэзия как волшебство». Похожую формулу и мой режиссер внедряет: «Кино как волшебство». Он-то чувствует себя способным на создание великой картины. А я никогда так себя не почувствую». — «Вот и хорошо, — ответил я. — А то мне в твоем мэтре не понравилась самоуверенность». — «Ну, бывают свойства и похуже... Спи, завтра съемка...»

Смена имени

Когда-то у брата было другое имя. Он появился на свет 30 августа 1934 года — в те дни, когда имена героев челюскинской эпопеи не сходили с уст. А отец наш был человеком романтическим. И решил назвать своего первенца именем научного руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта. Но когда началась война, мы, дети военного поколения, иначе стали воспринимать немецкие имена. Вот почему еще в детстве брат переменил свое имя с Отто на Анатолий. И с этим все в нашем доме согласились.

Родились мы с братом с разницей в четыре года в городе Богородске Горьковской области, а после войны переехали в Саратов. Потом нашему отцу предложили быть собкором «Известий» в Киргизии, и он, охотник до перемены мест, согласился. Во Фрунзе (теперь Бишкек) Толя окончил десятилетку. На выпускном вечере брат читал отрывок из какой-то неведомой для меня поэмы «Облако в штанах». Я думал, что это какие-нибудь веселые стихи, и, когда прочел поэму, изумился: зачем учить такую заумь? Спел бы лучше куплеты про электричество... Прощальный «бал» устроили дома у Толиного друга. Пригласили и меня. Толя танцевал с девушкой Наташей, бережно держа ее за талию и выпрямившись, как по струнке. Двигался он легко, с изяществом, и Наташа танцевала нисколько не хуже. Наташа была москвичкой. Ее отец-дипломат уехал в какую-то важную командировку, а дочь на это время отправил во Фрунзе, к своей сестре. Наташа выделялась среди остальных девушек. Я теперь понимаю, что скорее не красотой, а модной стрижкой «венчик», дорогим платьем, туфельками на каблучке. Толя не отходил от Наташи, и было видно, что они очень нравятся друг другу. Мог ли я подумать, что всего через какой-то месяц на своей даче под Москвой Наташа скажет Толе: «Извини, я не могу тебя принять. Тут ко мне приехали друзья. Приходи как-нибудь в другой раз». И он будет идти по ночному шоссе пешком, в общежитие на Трифоновку. А еще через несколько дней в ГИТИСе ему скажут, что и в институт его принять не могут — пусть приезжает в другой раз...

Анатолий Солоницын
«Как печать проклятия, лежит на мне трудность жизни. Чтобы поступить в институт, нужны не только актерские данные. Бездарные люди с черными красивыми волосами и большими выразительными глазами поступили... Комиссия поверила им. Мне не верят» В фильме «Легенда о Тиле». 1976 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Из Москвы Толя вернулся ни с чем. Помню, сидит на кухне, курит. Я пытаю его вопросами, но он отвечает односложно или пожимает плечами. «Что же ты будешь делать?» — «К геологам пойду, в горы...» Ему, конечно, хотелось уйти куда-нибудь подальше от расспросов, сочувствий. Мучила, разумеется, и неразделенная любовь. Домой из экспедиции он вернулся через несколько месяцев. Исхудавший, с осунувшимся лицом. Оказалось, что какой-то головотяп забыл о снабжении продуктами геологической партии, в которую пошел работать брат. На попутках, а где и пешком добирался Анатолий домой по берегу Иссык-Куля...

К весне Толя составил себе новую программу для вступительных экзаменов и опять поехал поступать в тот же ГИТИС, а я — в Свердловск, на факультет журналистики Уральского университета. Я поступил учиться, а Толя — нет. Он писал мне:

«Эх, Лешка! Всю жизнь не везет мне. Как печать проклятия, лежит на мне трудность жизни. Чтобы поступить в институт, нужны не только актерские данные. Бездарные люди с черными красивыми волосами и большими выразительными глазами поступили... Комиссия поверила им. Мне не верят. Никто не верит. В этом моя беда. Для института нужна внешность, а потом все остальное. Комиссии нужно нравиться... Сейчас я ничего не могу понять. Надо взглянуть на все со стороны. Если не возьмут в театр в октябре, пропадет цель и смысл существования. Во Фрунзе не поеду. Стыдно. 22.07.56 г. Москва».

В театр его не приняли, хотя была хорошая рекомендация. Работу он нашел такую, что и во сне не придумаешь. Где-то прочел объявление, что нужны люди для корчевки пней в болотах под Кинешмой. Поехал... Домой вернулся, как рассказывали мне родители, примерно в таком же состоянии, как и после геологической экспедиции. Но отоспался, подкормился и пошел работать на завод сельхозмашин.

Анатолий Солоницын с женой и сыном
С женой Светланой и сыном Алексеем
Фото: из личного архива Алексея Солоницына

Летом 57-го, приехав на каникулы домой, я застал Анатолия за неожиданным занятием — он готовил городской молодежный праздник: концерт художественной самодеятельности, фейерверк… Организовал все как следует! Толе надо бы радоваться, но лицо его было печальным. «Знаешь, — сказал он, — комсомол хочет послать меня на учебу. А я решил попробовать поступить в ГИТИС еще раз... в последний». — «Тебя обязательно примут. Но если что-то случится, приезжай в Свердловск. Там хороший театр. И в этом году при театре открывается студия. Остановишься у моего друга…»

В ГИТИС Толю не приняли и в третий раз. И вот мы встречаемся в Свердловске. Опять туры творческого конкурса — теперь в студии Свердловского (ныне Екатеринбургского) академического театра драмы. Толя вышел из репетиционного зала, где проходил экзамен. Я бросился к нему: «Ну как?» — «Погоди. Пойдем покурим». Я видел, что он не может унять нервную дрожь. Мы стояли на лестничной клетке и жадно курили. И вдруг: «Солоницын!» Толя вздрогнул и пошел к двери. Я стоял ни жив ни мертв. А за дверью, как я узнал потом, происходило вот что. Мнения по приему Анатолия разделились. «Мы решили попросить вас сделать еще один этюд, — сказали ему. — Представьте, что вы в разведке. Вы тяжело ранены, а до заграждения из колючей проволоки осталось всего несколько метров. У вас есть кусачки и граната. Вам надо выполнить задание — сделать проход в заграждении. Понимаете?» Анатолий кивнул, снял пиджак, бросил его на стул и лег на паркет. «Я подумал: зима, — рассказывал вечером Толя. — Ранена у меня не только рука, но и нога. На животе я уже не могу ползти, только на спине... Шарят прожекторы — замри. Во рту запеклось. Возьми снег и ешь его. Так. Вытри лицо. Тебе стало немного легче. Вперед, вперед... Врете, я буду актером. Я сейчас взорву эту проклятую проволоку, взорву раз и навсегда!» Так Толя, наконец, поступил на актерский…

В институтах мы учились параллельно (даром что я младше брата на четыре года). Помню, наступал выпускной год, приближались праздники, но они не радовали сердце. Мало того что у нас ни копейки не звенело в карманах, даже занять было не у кого. Все разъехались — кто на праздники, кто на преддипломную практику. Где-то я все же достал денег на хлеб и баночку килек в томатном соусе и пришел в общежитие к брату.

В просторной холодной комнате стояло семь аккуратно заправленных коек, лишь восьмая, крайняя, оказалась голой. Анатолий пристроил матрац к батарее парового отопления и, прижавшись к ней спиной, закутавшись в одеяло, что-то читал. Я сел рядом, расстелил газетку, нарезал хлеб, открыл баночку консервов. А Толя принес с общей кухни чайник, налил в стаканы кипяточку. Я обратил внимание, что он ест только хлебный мякиш, да и жует как-то странно, больше губами, чем зубами, по-стариковски. И тут я вдруг увидел, что кусочек хлеба у него окрасился. Неужели кровь? Показалось? Я перестал жевать, и Толя заметил мой испуганный взгляд. «Да, маленький, — так брат меня звал. — Гляди». И открыл рот, показывая зубы и десны. Десны были воспалены, кое-где виднелись маленькие красные точечки. «Да был, был я у врача, — опередил он мой вопрос. — Надо есть фрукты, пить соки. Если нет возможности купить — есть хотя бы лук, чеснок. Такие рекомендации, дорогой мой…» Он не назвал свое заболевание, но мне и так стало понятно — цинга. И это в миллионном городе, в столице Урала, перед самым выпуском!

Анатолий Солоницын
«У Анатолия с детства были слабые легкие, и, снимаясь в мокром пальто, чуть не по горло в холодной воде, он, конечно, не прибавлял себе здоровья» В фильме «Сталкер». 1979 г.
Фото: Russian Look

Я шел к себе в общежитие как мешком ударенный. Ближе и родней брата у меня никого не было. Из дома помощи мы не ждали — как раз в это время отца исключили из партии, уволили из редакции республиканской газеты. Он, коммунист ленинского призыва, с юности свято веривший в идеалы компартии, очень тяжело воспринял разоблачение культа личности Сталина. С коллегами по редакции они собирались после работы, заходили куда-нибудь выпить, спорили, шумели. Кто-то донес, «пришили» антисоветскую деятельность, всех разогнали — двух журналистов даже посадили в тюрьму. Заработков мамы, стенографистки-машинистки, едва хватало родителям, чтобы самим свести концы с концами. Я сидел один в своей общежитской комнате и раздумывал, что можно продать, чтобы срочно достать денег. Вытащил из-под кровати самое драгоценное — чемодан с книгами, накопленными за годы учебы. Даже если все книги отнести в «Букинист», много не выручу, размышлял я. Но если удастся продать вот эту, можно, наверное, неплохо получить.

Я держал в руках старинную книгу Четьи-Минеи. Кожаный переплет, толстые пожелтевшие страницы. Красные буквицы. Старославянская вязь, где каждая буковка — таинственна и завораживающе прекрасна… Книга досталась мне по наследству. Когда умерла наша бабушка, Анна Христофоровна, мать ездила в Саратов на похороны. Потом делили то, что осталось от нее и деда Кузьмы, — дом, имущество. Мама взяла лишь дедовское Евангелие, Акафист святителю Николаю, дневник деда и вот эти замечательные Четьи-Минеи, то есть рассказы о святых, поминаемых по дням и месяцам. Я помню их с детства. Маленькими мы с братом завороженно слушали жития святых, воспринимая их как сказку…

Пока я шел по холодным зимним улицам Свердловска, решил, что надо идти не в букинистический магазин, а в храм. Там книге место, больше подсознанием, чем сознанием понимал я. Вот и церковь — единственная действующая в городе. Я снял шапку, зашел в притвор. Огляделся. Слева была приоткрыта дверь. За столом сидел священник, что-то писал. Он вскинул на меня глаза: «Что тебе, мальчик?» — «Вот, посмотрите…» — «А откуда у тебя эта книга? Почему ты решил ее продать?» Выслушав меня, он полез в ящик стола, достал деньги. И я, окрыленный, почти побежал на рынок, купил хороший кусок мяса, фруктов. А в гастрономе — две трехлитровые банки соков, яблочного и томатного, и бутылку «Гамзы» в плетенке — в то время это болгарское вино было для нас самым доступным и самым вкусным. И со всем этим богатством я явился к Анатолию. Вино мы оставили до старого Нового года, а по хорошей отбивной съели, запивая томатным соком, — и были счастливы. Все деньги я отдал брату. И он стал пить соки каждый день. А когда не надо было ходить на люди, ел чеснок и репчатый лук. Через дней десять кровь перестала сочиться из его десен. И когда наступил старый Новый год, мы устроили пир, открыв бутыль «Гамзы». Снова сидели на матраце, привалившись спинами к батарее. Было тепло и радостно. Мы тогда не понимали, что празднуем Рождество Христово и что это Он спас нас.

Кухонная доска для Феллини

После «Рублева...» Анатолий стал носить нательный крест, и я очень боялся, что кто-нибудь донесет на него и ему запретят сниматься в кино. Но крест как раз и берег его. Мы в то время были стихийно верующими, невоцерковленными. Но это, как я выяснил, как раз и требовалось Тарковскому в следующей роли, которую он предложил Анатолию: в «Сталкере» нужно было воплотить образ человека с истерзанной душой, который понимал, что без Бога нельзя, но так и не обрел Его. Вот в чем была «смертельная ловушка» и для героев фильма, и для исполнителей. И для самого режиссера. В кино Анатолий сыграл 47 ролей, столько же и лет прожил, но роли Андрея Рублева и Писателя из «Сталкера» были его самыми любимыми. И, на мой взгляд, лучшими.

Анатолий Солоницын с Сергеем Шакуровым и Александром Пороховщиковым
С Сергеем Шакуровым и Александром Пороховщиковым на съемках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». 1974 г.
Фото: Валерий Плотников

У фильма «Сталкер» и истории его создания множество толкователей. Расскажу о том, что знаю из первых рук. И что думаю по этому поводу. По утверждению разнообразных «магов» и всякого рода предсказателей, нельзя прикасаться к тайному, запретному. А Тарковский во всех своих фильмах как раз именно к запретному и тайному и прикасался. Но рассматривал эти стороны души человеческой с позиций христианина. Андрей Арсеньевич, правда, и магами интересовался, даже устроил сеанс лечения моего брата у небезызвестной Джуны. Но это была лишь попытка хоть что-то сделать для любимого актера. Ведь в нашей душе, особенно в минуты смертельной опасности, живет это вечное «а вдруг?». «Вдруг» не помогло — рак сделал свое дело. Но Анатолий скончался, конечно, не оттого, что снимался в «Сталкере». Хотя многие пишут, что съемки были в «гиблом месте». Да, условия съемок действительно были очень тяжелыми. Предполагалось снимать натуру в Средней Азии, где-нибудь в пустыне. Но Тарковский, как обычно, принял неожиданное решение, определив другое место — в болотистой местности под Таллином, где находилась заброшенная электростанция. В итоге вся группа страдала и от сырости болота, и от нездорового воздуха. У Анатолия с детства были слабые легкие, и, конечно, снимаясь в мокром пальто, когда надо было ходить чуть не по горло в воде, он не прибавлял себе здоровья. Тем более что его актерским кредо было всегда точно выполнить задачу режиссера. Особенно любимого. А Тарковскому и нужны были такие исполнители.

Кроме Анатолия и Николая Гринько мало кто так послушно и безропотно вел себя на съемочной площадке. Кайдановский спорил. И совсем уж вздорно повел себя оператор Георгий Рерберг. Что же касается судьбы моего брата, то как раз на «Сталкере» он обрел свое счастье: встретил большую любовь, нашел свою суженую — гримера Светлану. Они поженились, и брат прожил после съемок «Сталкера» пять счастливых лет, познал счастье рождения сына Алеши. Снялся еще в десяти фильмах, сыграл две заветные главные роли: Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и Гамлета в пьесе Шекспира, поставленной Андреем Тарковским в те­атре «Ленком».

У Светланы была комнатка в Люберцах, а ее родители жили через дорогу. Стоило Анатолию появиться здесь, как сразу же он стал своим человеком. Родители Светланы души в нем не чаяли. В комнатке повернуться было негде, но ничего, поворачивались. Все окно закрывала старая герань. Светлана хотела отдать ее кому-нибудь, но Анатолий ужаснулся: «Да ты что, такую красавицу?» В Анатолии жило обостренное чувство семьи — может быть, самое сильное в нем. Он именно мечтал о своей семье — чтобы было «семеро по лавкам», чтобы вот так, как у отца, собираться за одним столом... Самым любимым отдыхом Анатолия были занятия по дому — в каких бы захолустных каморках его ни селили, он умудрялся придать им уютный, иногда даже импозантный вид. В разные цвета расписывал полы, стены, строгал, сам делал стеллажи, полки... Любил ходить по комиссионным. Покупал старую мебель, а потом придавал ей такой вид, что друзья ахали: где купил? За границей? Но больше всего он любил расписывать кухонные доски. Технику придумал свою: прямо из тюбика выдавливал краску, рисуя по доскам узоры. А потом, как душа ему подсказывала, завершал работу: или выжиганием, или клеил бижутерию, иногда наносил разводы из копоти... Доски получались просто замечательные. Все свободное место на стенах брат занял ими, и их со Светланой комнатка наполнилась светом, радостью. Словно в благодарность за любовь, крупными красными цветками зацвела старая герань... Брат всем дарил свои доски. Тарковский, когда уезжал за границу, обязательно выпрашивал у него несколько штук для подарков. О Толиных досках восторженно отзывались и Антониони, и Феллини.

Анатолий Солоницын с  Евгенией Симоновой
С Евгенией Симоновой в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». 1980 г.
Фото: Legion-media

Казалось, теперь у брата всегда все будет хорошо. Но в конце 1981 года я получил от Светланы телеграмму: «Срочно приезжай Анатолий серьезно болен». На следующий день я был в Люберцах. Толя лежал на тахте, под теплым одеялом, с книгой в руках. Исхудал так, что нос стал как будто длиннее, а глаза шире. И кожа на его лице показалась мне совсем как у ребенка. «Не делай страшных глаз, — сказал он. — Это мы просто разыграли тебя, понял? Скучно мне одному, вот и решили вызвать тебя». Светлана на этот юмор никак не отреагировала и, как мне показалось, поторопилась уйти. Я подсел поближе к брату: «Ну?» — «Да ничего особенного. Оттяпали половину легкого. Понимаешь, там образовался нарыв, вот и пришлось делать операцию». — «Что за дичь? Ты же перед отъездом в Монголию (там брат снимался в фильме «Хатан-Батор») прошел полное обследование». — «Да я и сам удивился. Мне объяснили, что процесс был скрытый. А когда я брякнулся с лошади, все сразу обнаружилось».

Смутная тревога поселилась во мне. Мелькнула догадка, что, пожалуй, тут другая болезнь. Но брат на удивление быстро набирался сил, и скоро мы прогуливались вокруг дома и щурились на солнышко, как коты. С каждым днем прогулки наши становились все длинней, и Анатолий все чаще говорил, что пора приниматься за дело. «Рвануть бы веселую, комедийную рольку... — мечтал Толя. — Ей-богу, я бы сумел. Зрители бы животики надорвали. Ты же знаешь, как я умею придуриваться. А если в комедийную роль вложить большой смысл, что получится, а? Только где бы взять такой сценарий?»

Роль ему предложили не комедийную, а остродраматическую. Это опять был эпизод, но брат взялся за него с удовольствием: хотелось работать, да и образ оказался интересным. В фильме «Мужики!..» (режиссер Искра Бабич) Анатолий появляется на считаные минуты. Тем не менее его герой остается в памяти. А когда он идет по перрону, глядя на сына, отданного чужому человеку, горло у зрителя перехватывает. Потом была главная роль у Вадима Абдрашитова в фильме «Остановился поезд». «Мы понимали, что Анатолий болен, что у нас будут сложности, — рассказывал режиссер. — И все-таки решили снимать именно его. Съемки проходили в Пущине, летом. Там удивительный воздух, удивительная природа. По сути дела, это курорт среднерусской полосы. И мы постарались сделать все возможное, чтобы у Солоницына были идеальные бытовые условия».

Осенью Толю уговорили на три дня слетать в Минск. Там, на «Бела­русьфильме», режиссер Луценко экранизировал пьесу Янки Купалы «Рас­киданное гнездо». Роль Незнакомого во многом аллегорическая, этот персонаж олицетворяет человеческую совесть. По замыслу режиссера, Незнакомый должен был походить на Янку Купалу. Сделали грим — и Анатолий оказался очень похож на знаменитого белорусского писателя. Такая удивительная у него была внешность — лицо даже под легкими мазками грима менялось, приобретало нужные для картины черты...

Анатолий Солоницын
«За пару месяцев до ухода брату ненадолго стало легче. В глазах его появилось особое выражение — как будто он узнал что-то такое, чего мы, простые смертные, не знаем. Слов не требовалось. Недаром режиссеры считали Толю актером, который умеет молчать…» «Солярис». 1972 г.
Фото: Мосфильм-инфо

В Минске Анатолию стало очень плохо. Самолетом его отправили в клинику Первого московского медицинского института — туда, где ему делали операцию. Болезнь, которую пока еще не может победить человечество, вступила в свой страшный, завершающий этап: метастазы поразили позвоночник. Боли были очень сильные, и брат при всем своем мужестве и терпеливости не сдерживался — кричал. Когда, вызванный телеграммой, я вошел в больничную палату, он робко улыбнулся: мол, прости, что опять беспокою... Ему только что сделали обезболивающий укол, и он мог говорить: «Защемление нерва... Называется остеохондроз — слыхал? Да еще радикулит, будь он трижды неладен. Только уколами и спасаюсь». Такова была официальная врачебная версия для больного. В палате присутствовала Светлана, она слушала молча, с отрешенным лицом. Улыбка ее выглядела какой-то неестественной.

Они еще успели вселиться в собственную квартиру — на 11-м этаже в кооперативном доме «Мосфильма». Неподалеку от студии, рядом с речонкой Сетунь. Это произошло в канун нового, 1982 года. Хлопоты по обустройству немного приглушили боль. Анатолий все понимал, однако убеждал каждого, кто приходил к нему, что у него тяжелая форма радикулита.

В один из этих дней пришел Андрей Тарковский. Анатолий его очень ждал. Потому что уже был написан и утвержден сценарий фильма «Ностальгия», в котором главная роль изначально предназначалась именно ему, а не Янковскому. Кто-то из актеров, побывав у Толи, проболтался, что достигнута договоренность с итальянцами о совместной работе над будущим фильмом, что Тарковский собирается ехать в Рим буквально на днях. Конечно, Толя знал, что не поедет на съемки, но все же... А вдруг станет легче, особенно к весне? А вдруг все-таки можно будет сниматься, пусть в последний раз? Сценарий Анатолию нравился. Радовало, что он написан специально для него, хотелось увидеть Рим, Флоренцию... Когда позвонил Тарковский, Анатолий буквально ожил. Я умыл брата, сделал обезболивающий укол, переодел ему рубашку. Тарковский, как мне показалось, нисколько не переменился. Все такой же ироничный и уверенный в себе. Вел он себя так, как обычно ведут себя с больными, стараясь их развлечь какими-нибудь веселыми историями… Уходя, в дверях Андрей протянул мне банку: «Горный мед от Сергея Параджанова. Надо давать по столовой ложке в день. Говорят, помогает». — «Хорошо», — безнадежно сказал я. И он это почувствовал, но ничего не сказал. Дверь за ним закрылась.

Какая-то особая тяжесть навалилась на меня. Не скрою, тогда мною завладело чувство отчаяния, обиды — ну разве так прощаются друзья по общему делу? За время смертельной болезни заглянуть к своему любимому актеру лишь один раз, вот так, на полчасика...

Анатолий Солоницын с Андреем Тарковским
С Андреем Тарковским на съемках фильма «Андрей Рублев». 1965 г.
Фото: Russian Look

Толи не стало 11 июня 1982 года — ровно сорок лет назад. За пару месяцев до ухода, весной, ему ненадолго стало легче. С пластмассовой табуреткой мы выходили из дому. Шли полегонечку, останавливались. Он садился на табуретку, смотрел на солнце. Щурился. В глазах его появилось особое выражение — как будто он узнал что-то такое, чего мы, простые смертные, не знаем. Иногда он смотрел на меня с хитрецой. Иногда — с благодарностью и мудростью: мол, держись, братка! Мол, спасибо тебе. Слов не требовалось. Недаром же режиссеры считали Толю актером, который умеет молчать…

Но однажды он сам предложил: «А знаешь, чтобы нам повеселее было, давай болтать. Ты задавай вопросы — какие хочешь. А я буду отвечать. Возьми магнитофон... Может, тебе моя болтовня пригодится, а?» Я понял, что Толя решил попрощаться и со мной, и с друзьями, и с миром. Мы много записали. Вот расшифровка одной из последних его аудиозаписей: «Надежность — это то качество, которое я стал более всего ценить в людях. У человека должна быть определенность, мне важно знать, какой позиции этот человек держится... И еще... Если все больше людей будет утверждать нравственный идеал, Земля будет все более и более прекрасной... Это так важно!»

События на видео
«Селестиал»: новогодний подарок с историей
Это время, когда хочется наполнить пространство не только красотой, но и новогодней магией. Подарочный набор «Селестиал» от Newby Teas – воплощение праздничного настроения и приглашение в мир античных легенд.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая