Алексей Глызин: «Пугачева ругалась так, что я думал, у нее будет инфаркт»

«Тальков жил на Пролетарском проспекте, в хрущевке, в маленькой двушке со смежными комнатами, с...
Инна Фомина
|
17 сентября 2023
Алексей Глызин. Фото
Алексей Глызин
Фото: ALEX VISE/предоставлено пресс-службой А. Глызина

«Тальков жил на Пролетарском проспекте, в хрущевке, в маленькой двушке со смежными комнатами, с коридорчиком «два на полтора» и маленьким туалетиком. Все очень скромно. Игорь же не был москвичом, приехал в столицу из Щекино Тульской области и сам себя сделал», — вспоминает музыкант.

— Алексей, по телевизору мы привыкли видеть вас поющим. Но в программе «Ну-ка, все вместе!», пятый сезон которой только что стартовал на канале «Россия», вы выступаете в качестве эксперта. Как ощущаете себя в новой роли?

— Ну, не совсем в новой, я же уже оценивал выступления участников в шоу «Ну-ка, все вместе! Битва сезонов»... Когда прошлой зимой меня пригласили поучаствовать в шоу в качестве эксперта, я согласился, хотя до этого смотрел программу мало, урывками. Ведь для шоу-бизнеса январь — это самый свободный месяц в плане концертов. Помню, в первый день съемки было лень вставать: раннее утро, за окнами темно. А когда при­ехал на «Мосфильм», где идут съемки, удивился царящей в студии атмосфере: высоченная стена, десятки людей в невероятных костюмах. Все яркое, театрализованное.

Первую программу я отмалчивался, вникал. А потом незаметно для себя втянулся в эту феерию безудержного веселья, карнавала костюмов, лиц. К слову, о лицах: часть студии выделена под огромную гримерную зону, и бедные визажисты сбиваются с ног, потому что им надо загримировать СТО человек! И у костюмеров на программе много работы. Никогда не одеваюсь так броско, как многие другие эксперты. Поэтому обычно в этом шоу снимаюсь в своей одежде. Но пару раз воспользовался услугами стилистов, и предложенные ими костюмы на экране выглядели очень симпатично...

— Вы сказали, что не сразу вникли в то, что происходит в шоу...

— Это так. Но рядом со мной сидели мои друзья — поэт Симон Осиашвили, композитор Витя Чайка, которые написали мне огромное количество песен, в том числе альбом «Зимний сад», который, не побоюсь этого слова, стал легендарным. Еще видел Сашу Шаганова, других людей, которых знаю много лет. И это меня как-то успокоило. К тому же предводитель нашей сотни экспертов Сережа Лазарев и ведущий Коля Басков очень органично возглавили судейскую когорту. Иногда даже — на пике эмоций — можно было услышать от них ненормативную лексику. В эфир это, конечно, не пошло, но зрители, которые сидят по обеим сторонам сцены, слышали.

— Ваше мнение обычно совпадало с оценками других экспертов?

— По-разному. Мне кажется, иногда были перегибы: кому-то незаслуженно балл завышали, кого-то, наоборот, «топили». И я возмущался. Но в целом атмосфера на шоу дружелюбная. Иногда у меня спрашивают: «Может, эксперты заранее обсуждают, кого пропускать дальше, а кого нет?» Но жюри у нас абсолютно разношерстное, сговориться невозможно. И участников видим лишь в тот момент, когда они выходят на сцену: мы же не присутствуем на репетициях, на отборе конкурсантов. И у нас есть только две с половиной минуты, чтобы их оценить. А это достаточно сложно... Кстати, участники проекта получают возможность гастролировать, осенью будет тур «Новые голоса России».

— Вы сами принимали участие в музыкальных конкурсах?

Алексей Глызин с Виктором Чайкой, Кимом Брейтбургом и Евгением Хавтаном
С Виктором Чайкой, Кимом Брейтбургом и Евгением Хавтаном на концерте, посвященном 20-летию группы «Диалог». 1991 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Если иметь в виду не телеконкурсы, в которых я появился уже как известный артист, а вспомнить годы юности, то участвовал, когда учился в радиоаппаратостроительном техникуме. У нас был самодеятельный ансамбль, и мы выступали на районных конкурсах.

— Так кем вы в детстве хотели стать — музыкантом или радиотехником?

— Обо всем по порядку. Так сложилось, что я учился в школе-интернате Министерства путей сообщения. Мама трудилась на железной дороге и была награждена знаком «Почетный железнодорожник». Она уезжала на работу рано утром, возвращалась поздно вечером. И у мамы оставалось мало времени на меня. Когда я пошел в школу, был предоставлен сам себе: не слушал учительницу, бегал по классу во время урока. Во втором полугодии первого класса стало ясно, что со мной надо что-то делать, чтобы окончательно не отбился от рук. И меня отправили в учебное заведение, где за мной будет присмотр, — в интернат для детей сотрудников МПС.

— Слово «интернат» звучит пугающе...

— Что вы, это было отличное учебное заведение недалеко от Москвы: около 60 километров по Павелецкой дороге, у станции Барыбино. Представьте себе: большой учебный корпус с актовым залом, с просторными классами. Внизу, в подвале, — несколько классов для уроков труда. Еще спортзал, теплый переход в столовую, где нас прекрасно кормили. Рядом — корпуса для детей и для обслуживающего персонала. А еще футбольное поле, на которое каждое утро в 6:30 мы выходили на пробежку. Великолепные условия!

У нас было много кружков: авиамоделирования, радио. И даже своя киностудия! Один из преподавателей обожал кино и снял с нами небольшой фильм про прославленного летчика Алексея Маресьева. Это была вольная фантазия на тему: история излагалась глазами детей, которые в 1941 году встречались с Маресьевым. Мне досталась крошечная роль паренька, который наблюдал за полетом самолета. Кстати, этот самолет сделали сами ребята: сооружение из картона с моторчиком, и оно действительно поднималось в небо!

Как большинство ребят, я приезжал в интернат рано утром в понедельник, а вечером в пятницу возвращался домой. До станции Барыбино нас подвозил школьный автобус, а иногда мы шли пешком. Я доезжал до Павелецкого вокзала, садился на метро, добирался до Ярославского вокзала, там садился на электричку и ехал до платформы Лось, где у нас тогда была квартира.

— Судя по всему, вы рано стали самостоятельным. По маме скучали?

— Очень! Часто просил забрать меня домой. И в пятом классе уговорил. Мама устроила меня в школу № 1137, где я отличился как мог. Мы с друзьями били стекла, кто-то из нашей компании в поножовщину не раз ввязывался. Какая уж тут учеба! Из-за плохих отметок меня хотели оставить на второй год, а это был позор. И меня опять принял в свое лоно замечательный интернат, где я быстро подтянул все предметы.

Алексей Глызин с Александром Шагановым и Ириной Ортман
«Жюри у нас разношерстное, сговориться невозможно. Участников видим лишь в тот момент, когда они выходят на сцену. И у нас есть всего только две с половиной минуты, чтобы их оценить» С поэтом-песенником Александром Шагановым и Ириной Ортман в программе «Ну-ка, все вместе!»
Фото: Телеканал «Россия»

— А когда в вашей жизни появилась музыка?

— В интернате был хор, в котором я вместе со всеми пел пионерские песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» и «Пусть всегда будет солнце». А еще учился на фортепианном отделении в музыкальной школе. Любил выступать и даже всерьез думал, что стану концертирующим пианистом, исполняющим классический репертуар. Но в 12 лет на день рождения мне подарили семиструнную гитару — Владимир Семенович Высоцкий играл на такой. И я заинтересовался уже популярной музыкой. Поэтому-то и поступил в радиоаппаратостроительный техникум: друг, который, как и я, увлекался эстрадной музыкой, сказал: «Там мы с тобой научимся собирать разные усилители звука и прочее». Это сейчас можно купить что угодно, а тогда техника собиралась своими руками.

Еще в пятом классе я собрал первый детекторный приемник. Он был простенький, ловил всего две программы. Но когда из него впервые раздались звуки, я испытал эйфорию! Я очень любил возиться с радиодеталями. Пока вечером не соберу очередное устройство, не пойду спать. Мама ругала меня за это. А я сидел с паяльником, и запах канифоли казался мне волшебным.

А еще я сам сделал гитару. Это было непросто: надо было подобрать дерево — специальное, хорошо высушенное, чтобы оно резонировало. Сначала из картона я вырезал «выкройку» — нужную форму деки, гриф. И только потом стал выпиливать все эти детали из дерева. Сам делал лады и звукосниматели: наматывал на ферритовые стержни много-много витков проволоки.

— Самое яркое музыкальное впечатление юности помните?

— Еще бы! В интернате шел мимо нашей радиорубки, в которой стоял бобинный еще магнитофон. И вдруг услышал песни на английском языке, которые повергли меня в шок. Я остолбенел, затем зашел в рубку и спросил: «Что это?» Мне сказали, что это группа «Битлз». И я начал бредить Битлами, искать сведения о них. Но информация была настолько скудной! Сейчас в интернете есть все, а тогда любые факты собирали по крупицам. Например, я раз двадцать посмотрел в кинотеатре «Спорт, спорт, спорт» только потому, что там есть фрагмент — секунд на тридцать — с беснующимися толпами людей, которые пришли на стадион услышать «Битлз». Саму группу там показывали мельком — больше народ, который буквально рвал на себе волосы. Но я вместе с теми слушателями был в диком восторге. Думаю, если бы тогда попал на живой концерт «Битлз», меня бы хватил удар.

— Техникум вы окончили?

— Нет, ушел после третьего курса: понял, что теперь могу собрать любую аппаратуру. Меня уже позвала романтика танцплощадок. Я поступил в тамбовское культпросветучилище и одно­временно начал работать на танцах как вокалист-гитарист. Наша группа выступала в Ивантеевке, Мытищах, Пушкино, других подмосковных городах, иногда даже в столице. В те годы площадок с живой музыкой было множество.

— Сколько тогда зарабатывали музыканты вашего уровня, что играли на танцах?

Муслим Магомаев
«Я помню, как микроавтобус, в который сели Муслим Магомаев и участники концерта, толпа подняла на руки. Мы зависли в воздухе, и я подумал: все, нам хана! Но нет, фанаты автобус опустили» 1973 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Платили нам гроши, а играли мы в основном советскую эстраду — «Ромашки спрятались, поникли лютики» или «Хмуриться не надо, Лада». Потом начали осваивать то, что нам самим очень нравилось: западную музыку, тех же «Битлз». Ко мне домой приезжали друзья из техникума, мы включали в специальное гнездо в телевизоре микрофон — такой огромный огурец в сеточку, вставали рядом с ним и пели песни «Битлз». Мне казалось, что это было божественно и что в этот момент я возношусь к небесам!

Из училища я перешел в Московский институт культуры, на эстрадно-духовой факультет. У нас были серьезные занятия по истории музыки, сольфеджио. Я учился очно, первые полгода даже получал стипендию. Но быстро возмутился: «Какая стипендия?!» В то время я уже много работал, гастролировал и в институте появлялся нечасто. Поэтому стипендию отдавал тем студентам, которые по-настоящему нуждались. А сам вскоре перевелся на заочный. Такой же путь прошли и Леня Агутин, и Витя Чайка, и Игорь Николаев: все они учились на заочном, потому что уже много выступали. Впрочем, и с заочного в итоге пришлось уйти — столько было работы.

На третьем курсе меня призвали в армию, на Дальний Восток. Там я сначала служил близ китайской границы младшим авиационным специалистом. А потом меня перевели в музыкальный взвод. И только спустя годы я вернулся в институт: перевелся на факультет режиссуры эстрадных представлений и получил диплом именно по такой специальности. Больше всех этому радовалась мама. Потому что она всегда говорила: «У тебя должно быть высшее образование». Она ведь долго думала, что я зря бросил техническую специальность, зря стал музыкантом. Только когда в нашем подъезде все стены стали исписанными моими поклонницами, которые днями напролет дежурили на лестницах, мама в меня поверила...

— А как мама относилась к вашим фанаткам, ведь тогда вы уже были женаты?

— Мама их жалела, иногда даже приглашала к нам в квартиру на чай. А они были счастливы: хотели через маму навести какой-то мостик общения со мной. Некоторые привозили подарки, сувениры. У меня уже были сыновья Леша и маленький Игорь, и девушки привозили для мальчиков игрушки, чтобы задобрить маму. Помню, красивый паровозик привезла девушка из Днепропетровска. Причем, когда у меня были гастроли, эта девушка, оказывается, даже жила у нас дома! Это я потом узнал. К тому моменту, как я возвращался, она, естественно, исчезала. Меня такая ситуация напрягала, я спрашивал маму: «Зачем ты это все делаешь?» А ей нравилось общаться с моими поклонницами. Но я всегда считал, что должна быть дистанция между артистом и публикой: панибратство ни к чему хорошему не приводит...

— А когда у вас появились поклонницы?

— Да практически сразу. У каждого коллектива, который играл на танцах, были свои поклонники, которые старались не пропустить выступления любимой группы. Тогда я не выступал еще на стадионах или во дворцах спорта, как потом с группой «Веселые ребята» или сольно. Но человек по восемьсот на танцплощадку набивалось... Перед каждым концертом надо было придумать, как привезти аппаратуру и как увезти. Иногда нанимали машину и водителя. Но чаще искали родственников, которые работали на автобазах. Договаривались с друзьями друзей, у которых было грузовое такси. В общем, «с миру по нитке — голому на воротник». И всегда кто-то выручал, помогал.

— Да, непростая у вас была жизнь!

— Зато свободная: мы не состояли в штате, исполняли что хотели. Однажды после концерта ко мне подошел человек со словами: «А вы не хотели бы попробовать себя в профессиональном ансамбле?» Я уточнил: «А что там?» Он перечислил: «Трудовая книжка, гарантированная ставка за концерт, гастроли за границей — вот как все замечательно!» А я отказался, потому что был свободен как птица! Мы исполняли все, что нам вздумается, даже Джимми Хендрикса, никто над нами не стоял. А что касается зарплаты, то о деньгах мы вообще не думали. Точнее, думали только о том, как купить гитары, барабаны, усилители, микрофоны, чтобы звучать лучше. Мыслей о том, чтобы приобрести коо­перативную квартиру или машину или осыпать драгоценностями вожделенную даму, у нас не было...

Сергей Пенкин
«В Москве Сережа Пенкин устроился дворником, чтобы получить комнату. Из мальчика из провинции, из дворника он превратился в большого мастера. Блестящая карьера!» 2009 г.
Фото: Personastars.com

Да, прекрасное было время, я знакомился с замечательными музыкантами. Например, с композитором Юрием Чернавским, который писал песни для юного Вовы Преснякова, для Аллы Пугачевой. Когда он написал песню «Маргарита», я ее записал. Но вскоре Чернавский сказал: «Леша, извини! Валера Леонтьев попросил «Маргариту» для себя». И эту песню запел Леонтьев, она стала очень популярной...

Помню, как однажды к Чернавскому домой — он снимал комнату в большой квартире у метро «Бауманская» — пришел паренек, очень скромный, стеснительный. Сказал, что недавно приехал из Пензы, а зовут его Сережа Пенкин. Спел какие-то свои песни. Слышим, голос прекрасный. Мы ему сказали: «У тебя должно получиться». Но в Москве у Пенкина не было ни жилья, ни знакомых. И он устроился дворником в один из московских домов в центре города, чтобы получить служебное жилье — большую комнату. С годами из мальчика из провинции, из дворника Сережа Пенкин превратился в большого мастера, сейчас у него полные залы. Блестящая карьера! Но этого могло и не случиться, как это не случилось с тысячами талантливых ребят, которым не хватило везения, которые не вытащили свой счастливый лотерейный билет. А еще им не хватило стремления пробиться — несмотря ни на что, вопреки всему...

— Но вы все-таки перешли в профессиональный коллектив?

— Конечно, там же совершенно другие возможности, уровень. Я поработал в ВИА «Верность», «Добры молодцы», «Самоцветы», «Ритм», «От сердца к сердцу», «Веселые ребята». А в 1988 году начал сольную карьеру... В официальных ансамблях действительно существовали концертные ставки (минимальная — 5 рублей

50 копеек за концерт), которые увеличивались благодаря разным категориям, надбавкам. Допустим, музыкант грузил аппаратуру, и за это ему платили. В итоге, когда пришел работать к Алле Пугачевой гитаристом, у меня уже была высшая категория. Она в тот период получала 50 рублей за концерт, а я около 30 рублей, больше всех в коллективе. Другое дело, что 50 руб­лей — это был официальный заработок, а реально звезды получали гораздо больше. Когда Алла «работала стадионы», помню, как приносили чемоданы с деньгами. Однажды при мне открыли, и я обалдел: такого количества денег никогда не видел. Сотни фиолетовых купюр в 25 рублей и зеленоватых полтинников.

— А в каких условиях тогда жили и работали гастролирующие музыканты?

— В дичайших! Это невозможно сравнивать с сегодняшним днем. Изменилось все! Теперь у артистов есть директор, стилист, визажист, помощник по пиару, а тогда музыканты все делали сами. Гастрольные туры длились по три-четыре месяца. Если ехали на поезде, в лучшем случае у нас было купе, но часто — места в плацкартном вагоне. Я даже не знал, что существует СВ! Между небольшими городами обычно передвигались на автобусе «Кубань». По аналогии с маркой «Фольксваген» музыканты прозвали их «Фурцваген» — в честь министра культуры Екатерины Фурцевой. Она в свое время подписала документ, чтобы для артистов выделяли именно такие автобусы. В то время уже были марки получше — «ЛиАЗы» и другие. Но Фурцева считала, что «Кубань» для артистов самый замечательный транспорт. Хотя там были неудобные сиденья, отсутствовали печки — воздух согревался от двигателя. Поэтому если музыкант хотел погреться, то садился попой на кожух мотора рядом с водителем. Или ставил на эту «печку» ноги в валенках — да, зимой без такой обуви было никуда. А в конце автобуса ехала наша аппаратура, которую мы сами загружали и выгружали. В общем, архинеудобный транспорт. Но это я сейчас понимаю, а тогда считали за счастье куда-то поехать, выступить.

В солидных профессиональных коллективах ситуация была получше. В ансамблях имелись и завхозы, и осветители, и рабочие сцены, которые расставляли аппаратуру. Но все равно условия на гастролях с нынешними не сравнить. Помню, как в составе ВИА «Добры молодцы» мы прилетели в Магадан. Нас поселили в лучший отель города — рядом с автовокзалом и недалеко от здания филармонии, где мы выступали. Так вот, наш ансамбль разместили в восьмиместном полулюксе: в большой комнате — восемь кроватей! Хорошо еще, что туалет был на этаже, а не где-то на улице. Потому что случалось и так. Когда я работал в чечено-ингушской филармонии, в Грозном мы жили в двухэтажном домике с «кабиной прямого падения» на улице.

У меня долго не было даже нормальных фото для постера. Помню, как мне сделали абсолютно дурацкие афиши: жуткая черно-серая бумага плохого качества, и я сижу с глубокомысленным видом перед приемником «Ригонда» — типа, ловлю радиоволну. Ничего более глупого и банального придумать нельзя. Но почему-то все эти проблемы сейчас вспоминаются с улыбкой...

Алексей Глызин с ансамблем «Веселые ребята»
С ансамблем «Веселые ребята» на 4-м фестивале искусств «Зори Кузбасса». 1985 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Среди коллективов, с которыми вы работали до начала сольной карьеры, был ансамбль «Ритм» — он выступал с Пугачевой. Какая она была в те годы?

— Абсолютно разная. Однажды в туре мы плыли из Ялты в Сочи. По-моему, теплоход назывался «Грузия» и считался очень модным: в нем был невероятный бар — нечто похожее мы видели только в кино. Окна круглые, в виде иллюминаторов, и, сидя в баре, можно наблюдать за бассейном на палубе. Сидишь, выпиваешь, закусываешь и смотришь, как народ, словно рыбки в аквариуме, плавает... Как-то мы засиделись в баре до позднего вечера. Уходя, Алла пригласила всю команду — от капитана до матросов, человек тридцать — на свое завтрашнее выступление в Сочи. И вечером все ребята с корабля пришли к служебному входу в зал «Фестивальный» и стали ждать, когда их пропустят в зал. А их не пускают: мол, ничего не знаем, никакого распоряжения администратор нам не давал. Началась перепалка. Появляется Алла, спрашивает: «В чем дело? Почему кого-то не пускают на мой концерт?» Но на ее слова служители зала не обращают внимания. И тут я вижу, что Алла Борисовна зеленеет, потом белеет, наконец превращается просто в фурию — такой разъяренной я ее редко видел. Думал, что у нее будет инфаркт, так она ругалась. В итоге ребят с теплохода пропустили, но Пугачеву в ярости я увидел, а с ней в таком состоянии лучше не пересекаться!

— Она же поет в своей песне: «Все знают — в гневе я страшна!»

— Но гораздо чаще Алла была доб­рой, душевной. Какие чудесные застолья она нам устраивала по окончании гастролей! Мы собирались в ее номере люкс, там лилась музыка, шли беседы, все хотели Алле Борисовне угодить, потанцевать с ней. А она сама выбирала, с кем танцевать, а кого послать…

Алла была невероятно популярна. Помню, в Ставрополе мы сидим в ее трехкомнатном люксе на пятом этаже. Лето, жара, окна открыты. И вдруг в одном из окон появляется башка человека! Мы даже не поняли, что про­изошло. Потом все-таки подошли к окну. Выяснилось, что поклонник Аллы залез на пятый этаж по карнизам и по водосточным трубам, чтобы ее увидеть! После недолгих переговоров ему разрешили войти в номер, Алла дала ему автограф. Мы сказали парню: «Больше так никогда не делай, ты же мог упасть и разбиться» — и выпустили его из номера через дверь.

А когда Пугачева выступала на стадионах, нам всем приходилось спасаться бегством, потому что народ просто неистовствовал! Охрана, конечно, была. Но что могут сделать

10 милиционеров с 50 тысячами фанатов! Сначала Алла в конце выступ­ления просто быстро убегала с площадки. Потом на стадион стали пригонять «Волгу» или «Чайку», в которую она садилась и красиво уезжала. Но возбужденным поклонникам надо было выплеснуть свою энергию, на ком-то «оторваться», и они устремлялись за нами, музыкантами пугачевского ансамбля. Нам всегда удавалось убежать и спрятаться...

Появление Аллы на сцене вызывало какой-то психоз. Подобное я видел только на выступлениях Муслима Магомаева, но у него публика была все-таки другая, более сдержанная. Тем не менее я прекрасно помню, как микроавтобус, в который сели Магомаев и другие участники концерта, толпа подняла на руки. Я тогда почувствовал, что мы зависли в воздухе! Потом подумал: все, нам хана! Но нет, фанаты Магомаева автобус опустили на землю, и мы спокойно поехали.

— Среди звезд, с которыми вы дружили, был и Игорь Тальков. Знаю, вы назвали в его честь своего младшего сына, а еще провели в память о Талькове благотворительный концерт после его трагической гибели...

Игорь Тальков
«Игорь Тальков был революционером, все время куда-то рвался, искал правды, смело высказывал свое мнение. Он ничего не боялся, собственно, за что и пострадал» 1990 г.
Фото: Personastars.com
Алла Пугачева
«Когда Алла Пугачева «работала стадионы», помню, как приносили чемоданы с деньгами. Однажды при мне открыли, и я обалдел: такого количества никогда не видел. Сотни фиолетовых купюр в 25 рублей и зеленоватых полтинников» 2000-е гг.
Фото: Personastars.com

— Сначала мне дали послушать кассету с его записями, и я обратил внимание на голос, на песни. Потому что тогда приносили много всякой музыки, но это в основном была какая-то серость. А тут я услышал серьезные тексты — про Россию. Потом мы встретились с Игорем на съемках новогодней программы и как-то быстро подружились. Тальков жил на Пролетарском проспекте, в хрущевке, в маленькой двушке со смежными комнатами, с коридорчиком «два на полтора» и маленьким туалетиком. Все очень скромно. Игорь же не был москвичом, приехал в столицу из Щекино Тульской области и сам себя сделал...

Тальков был революционером, все время куда-то рвался, искал правды, смело высказывал свое мнение. Возможно, в какой-то степени это был эпатаж. Но он ничего не боялся, собственно, за что и пострадал, поплатился: история его гибели за кулисами концерта широко известна...

Когда я приехал на похороны Талькова — гроб стоял в Московском дворце молодежи на Комсомольском проспекте, — вся эта широкая трасса была забита людьми, транспорт не ходил, как будто хоронили Ленина или Сталина. Вы представляете, ведь в планах у Игоря не было того злополучного концерта в Питере! У меня планировалось выступление в Киеве, и я пригласил его тоже там поучаствовать. Но потом какие-то люди предложили ему поехать в Питер. И он поехал. А если бы отправился в Киев, его судьба сложилась бы иначе...

— В год смерти Талькова вы уже выступали как сольный исполнитель. А до этого восемь лет проработали в популярном ВИА «Веселые ребята»...

— Именно с этой группой я впервые попал за границу. Когда работал в «Самоцветах», слышал: «Скоро по­едем в Испанию», «Поедем в Германию». Но эти поездки не состоялись. А в 1983 году проходили Дни культуры Москвы в Хельсинки. В Финляндию отправили специальный поезд «Лев Толстой», набитый артистами, чиновниками, представителями всех церковных конфессий — от батюшек и имамов до раввинов. Тогда еще не был снят фильм «Интердевочка». Но я очень хорошо запомнил совсем молодую Елену Яковлеву, которая частенько выходила с нами в тамбур — покурить. В нашу делегацию еще входили Людмила Георгиевна Зыкина, Иоаким Шароев — руководитель эстрадной кафедры в ГИТИСе. У него была любимая фраза: «Пошли хлеба». Перед концертами и мероприятиями девушки в русских костюмах и кокошниках выносили караваи — в ответ на финское гостеприимство. Вот Шароев этот момент так и назвал.

Поселили нас шикарно, в пяти­звездочной гостинице. Меня больше всего поразили не интерьеры, а то, что на этажах не сидели дежурные. Мне дали ключ от номера, я прошел несколько длинных коридоров и не встретил ни одного такого надзирателя! А я привык, что в гостиничном коридоре стоит стол, на нем лампа, которая горит всегда — и днем, и ночью. За столом сидит дама и строгим голосом спрашивает каждого проходящего: «Куда пошел?» Мы обычно отвечали, что мы артисты из Москвы. А она: «Ясно! Э, артисты! В рукомойники не сс...ть». А в Хельсинки — пустые коридоры!

Естественно, из Хельсинки я привез очередной усилитель. Занял деньги у звезды балета Славы Гордеева…

— У вас с собой было мало денег?

— У советских людей валюты не могло быть много: суточные выдавали крошечные. Поэтому накануне поездки руководитель «Веселых ребят» Павел Слободкин сказал: «Всем взять с собой по две бутылки водки — помогу ее продать». Спиртное в Финляндии чрезвычайно дорогое, и финны с удовольствием покупали водку у советских туристов, которые рады были получить вожделенную валюту. Еще я взял с собой несколько баночек черной икры, ее также охотно покупали на Западе. Причем водку Слободкину мы не отдали, решили, что реализуем сами. Не допили полбутылки — этот остаток у нас с удовольствием купил бармен.

Алексей Глызин
«Изменилось все! Теперь у артистов есть директор, стилист, помощники, а тогда музыканты все делали сами. Гастрольные туры шли по три-четыре месяца. Но мы считали за счастье куда-то поехать»
Фото: ALEX VISE/предоставлено пресс-службой А. Глызина

— И что вы в результате купили на вырученную валюту?

— Первым делом я приобрел виниловую пластинку Боя Джорджа, был такой модный, очень интересный и одиозный певец. Еще одежду своему маленькому сыну Алексею, подарки маме, жене... В Финляндии я увидел другой, капиталистический мир, который показался сказкой. Фешенебельный отель, роскошные машины, магазины с красивой одеждой, молодежь с ирокезами! С другой стороны, прямо на улицах Хельсинки я увидел много валяющихся пьяных людей. Оказалось, там пили страшнее нашего. Может быть, сейчас такого нет... Это было интересно — знакомство с другой цивилизацией. Я только в фильмах видел эту красивую жизнь, а тут познакомился с ней воочию. Тогда не мог представить, что пройдут годы и у нас тоже появятся шикарные магазины, автосалоны… Жизнь — она вообще очень непредсказуемая и удивительная!

События на видео
Зима на ВДНХ: гид по главной выставке страны
На ВДНХ официально стартовала зима! Концепция этого сезона — «Вместе теплее» — чувствуешь с первых же шагов по территории. Мы приехали сюда в день открытия, чтобы не просто изучить программу, а проложить для вас самый теплый и интересный маршрут по этой огромной фабрике праздника. Надевайте удобную обувь — впереди много километров впечатлений.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая