Полная версия сайта

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку

«Ну признайтесь, наверное, студентки порой проявляли инициативу, ухаживали за вами?» — как-то...

Алексей Баталов

Вообще, именно из учеников Баталова очень многие остались в профессии. Даже из тех курсов, что выпускались в тяжелые перестроечные 80-е и в кризисные 90-е годы. У студентов тогда катастрофически не было денег. «Видя, что творится вокруг, всегда на выпускных вечерах умолял учеников работать по профессии, — рассказывал Алексей Владимирович. — Не уходить в бизнес-шмизнес, не торговать на рынке помидорами, чтобы только заработать… И не сниматься в плохом кино». Кто-то спросил: «А если хорошего — нет?» — «Тогда есть театр…» Однажды Баталов, придя в студенческий буфет выпить кофейку, увидел, как несколько студентов собирают рубли на порцию сосисок. «Так! Понятно… Официант, мне, пожалуйста, пятнадцать тарелок супа!» И всех накормил на свою скромную зарплату. Баталов считал своим долгом не только научить, но и накормить, если требовалось. «В 90-е в обморок от голода, как в 40-е, конечно, не падали. Но я помню, как закупал пачками печенье «Рыжик», которое стоило копейки, и выдавал ребятам…»

Он и сам тогда думал, как выжить. «Были какие-то метания… Например, я снялся раз в картине про бандитов. Правда, играл ученого, проводящего расследование и борющегося со злодеями. Но все равно… Этот фильм сейчас совершенно забыт, а я с тех пор ни одного предложения не принял. Или вот еще смешней, как-то я вел прогноз погоды после программы «Время». Это когда делали принципиально новую метеослужбу и решили по-другому подавать это все. Меня, из-за моего голоса, попросили провести несколько первых выпусков. Но когда прошел первый эфир, сразу стали звонить знакомые: «Что, Алеша, совсем нечего есть? Если ты сводки погоды пошел читать…»

Много раз я спрашивала Баталова — почему же мы никогда не видели его в театре? Ведь очевидно, что это было бы очень хорошо. «Почему же никогда? Я — мхатовец, — гордо отвечал он. — У меня значок есть!» (значок с символикой МХАТа он и правда хранил всю жизнь). Я с удивлением узнала, что судьба два раза пыталась связать Баталова с ефремовским «Современником». «Очень могло получиться, что я оказался бы среди основателей «Современника». Пожалуй, я даже должен был среди них оказаться! Когда учился в Школе-студии, не только слышал, но и участвовал во всех этих разговорах ребят о новом театре. Но я немного раньше их выпустился. 

Со всеми своими идеями пришел во МХАТ и как миленький играл Арапа в «Анне Карениной», в массовке. А Ефремов в то время в Детском театре играл в «Коньке-Горбунке». Когда же у них что-то сложилось, я уже полным ходом снимался в кино и жил в Ленинграде, поближе к киностудии. Возвращаюсь в Москву, а «Современник» уже гремит, залы битком, все стонут от восторга. Я воодушевился. Ходил туда без конца, дружил с актерами. Они даже гуляли на моей свадьбе. Но когда Галя Волчек и я начали вместе ставить «Двое на качелях», мы сразу же не поладили. Все не так, как я задумывал… А когда не по-моему, я ставить не могу…» Подумав, Баталов грустно добавил: «Очень много возможностей упущено из-за моего сложного характера».


Комментарии

Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или