Ольга Погодина: «Я придумала месть этим гадинам!»

«Свою провокацию я рассчитала до минуты. Милицию вызвала заранее, чтобы те приехали как раз к началу конфликта...»
Татьяна Зайцева
|
20 декабря 2012
Фото: Юрий Феклистов

«Свою провокацию я рассчитала до минуты. Милицию вызвала заранее, чтобы те приехали как раз к началу конфликта. Сама сидела в засаде и волновалась: а вдруг милиция не успеет?» — рассказывает актриса об одном из драматических эпизодов своей жизни...

— Обычно актеры рассказывают какую-нибудь историю вроде «я шел по улице, и тут по счастливой случайности меня увидел Спилберг, пригласил сниматься, и я стал звездой». Вранье! Может, одному из миллиона и посчастливится.

Но, как правило, «если звезды зажигаются, значит»… кто-то чиркнул спичкой. (Смеется.) Чаще всего «спичкой чиркают» либо мамы, либо папы, либо мужья, либо любовники... Но бывают люди, которые ухитряются зажечь свою звезду сами. И таких людей я безмерно уважаю, даже если это мои личные враги. Потому что знаю на собственном опыте, чего стоит пробиться в этом мире самостоятельно… Я окончила «Щуку» в конце 90-х. Получить работу в кино в это время было практически нереально — особенно без имени, без связей, без поддержки и без денег. Знаете, как говорится, в ад я не верю, но верю в безработицу… Первым делом я отправилась на «Мосфильм». Там каким-то чудом еще теплилась жизнь в 2—3 павильонах. В каждую из киногрупп я сходила и везде получила отказ. Разной степени вежливости. Тогда я сделала фотографии и стала обходить с ними всех существующих кастинг-директоров.

Глухо! За год ни одна дверь передо мной не открылась. А между тем было известно, что в Москве есть одно крупное и влиятельное актерское агентство, которое гарантирует роли. Вот только попасть туда со стороны невозможно. Только по блату. Гонят к чертям прямо с порога! И знаете, что я придумала? Я стала следить за директрисой агентства. Буквально! То есть прямо как частный детектив. Я узнала об этой женщине все — вплоть до мельчайших бытовых подробностей. Чем занимается в свободное время, что покупает в магазинах, что любит...

«Я становлюсь как цунами...»

Иногда меня спрашивают, не родственница ли я писателю и сценаристу Радию Петровичу Погодину. Нет, к нему я никакого отношения не имею.

Хотя в моей родне действительно имелся один писатель — Андрей Упит, в Латвии он очень известен и почитаем.

В раннем детстве меня то и дело возили к родственникам в Прибалтику. Сосны, дюны, Балтийское море, янтарь, дом-музей Упита — все это было так уютно, так мило и романтично… И, как вскоре выяснилось, не имело вообще ничего общего с реальностью, в которой мне предстояло жить. Собственно, вся моя семья к реальной жизни была приспособлена неважно. Несмотря на то что папа занимал неплохую должность — начальника главка Министерства химического и нефтяного машиностроения. Но при этом папа, к примеру, стеснялся получить от государства нормальную квартиру, и мы все, включая бабушку, ютились в сорокаметровой двушке в Орехово-Борисово. Для нашей семьи характерна была такая картинка: стоит папа, держит в руке утюг и обращается к маме: «Лия, утюг сломался, почини».

С Сергеем Безруковым в фильме «Если невеста ведьма». 2002 г.
С Сергеем Безруковым в фильме «Если невеста ведьма». 2002 г.
Фото: Фото из личного архива Ольги Погодиной

Мама могла починить что угодно, хотя по профессии она актриса — когда-то играла в Горьковском драмтеатре, но после моего рождения работу оставила. Кстати, я переняла у нее обе способности — я и актриса, и с мелким ремонтом техники, сантехники и всего прочего легко справляюсь. Что касается бабушки, которую я очень любила, она родом из-под Риги и с детства привыкла к определенному образу жизни. К примеру, она не понимала, зачем нужно запирать входную дверь. Словом, семья у нас была интеллигентная, добрая, открытая и совершенно незащищенная.

Некоторое время я тоже считала себя слабой, незащищенной и открытой. Впрочем, недолго. До тех пор, пока не пошла в школу. Я очень хорошо помню этот момент, когда 1 сентября я собиралась в первый раз в первый класс.

На мне была новая форма — не покупная, а сшитая мамой. По цвету, по фасону вроде бы такая же, как у всех, — но нет! Чуть-чуть особенная… Помню, стою я в этой форме с ранцем перед зеркалом и изливаю на маму свой восторг: «Неужели я иду в школу! Как здорово!» Только вот не прошло и месяца, как, собираясь в школу, я стала думать ровно противоположное: «Боженька, за что же мне такое наказание!»

Это была не какая-нибудь спецшкола, а обычная, кондовая школа в спальном районе. Обстановка в классе была крайне недоброжелательная. Постоянно возникали жесточайшие конфликты. У меня не укладывалось в голове, как можно ни с того ни с сего отнять что-то у человека, выхватив прямо из рук, оскорбить его, плюнуть в его сторону, нахамить.

Однажды, мне тогда было лет восемь, у меня самой отобрали новые заграничные туфли, привезенные папой из какой-то командировки. Когда я, заплаканная, поведала об этом маме, она очень внятно сказала: «Я не пойду в школу. Ты должна вернуть свою обувь сама. Меня не волнует, какими способами будешь это делать. Но знай: если завтра же не увижу тебя дома с туфлями, я перестану тебя уважать». Это было сильным аргументом. Я не спала всю ночь, обдумывала план. Утром пошла в школу. Трусила жутко — там же враги, банда. Но во мне вдруг обнаружилась такая сила гнева, я с таким грозным негодованием налетела на обидчиц, так неистово потребовала вернуть отобранное, а получив отказ, с таким бешеным напором кинулась в драку, что они отступили. Сдались!.. С тех пор положение мое в классе стало другим, и я сама почувствовала себя по-другому.

В фильме «Отражение»
В фильме «Отражение»
Фото: Фото из личного архива Ольги Погодиной

Я вынуждена была вытравить из себя ту открытость, нежность и слабость, которую впитала с раннего детства. Поняла очень важную вещь: я в силах сама за себя постоять! Вот только после того случая ходить в школу мне расхотелось окончательно. К моему счастью (как это ни странно, но я действительно воспринимала это как счастье, как отдушину), я довольно часто и тяжело болела. Иной раз приходилось по несколько месяцев проводить в больницах. Выздоравливать и снова отправляться в заведение под названием «школа» мне всякий раз не хотелось.

Из тридцати человек в классе приличных было только трое. Я и еще две девочки из нормальных семей. Одна из них — Ира, человечек умный, тонкий, нравственный, — стала моей ближайшей подружкой. Мы с ней вместе и противостояли всей этой школьной шобле, всегда вдвоем держались.

Разлучались, только когда я в очередной раз ложилась в больницу. Однажды, в старшем классе, как раз во время моего отсутствия девицы-одноклассницы втроем поймали Иру на улице, затащили на какой-то пустырь и жестоко избили. Ира — благородная душа, зная мой характер, ничего мне об этой отвратительной истории не рассказала. Узнала я о ней из случайного разговора, много позже, когда школа была уже позади. И я приняла твердое решение: эти гадины, избившие Иру, должны быть наказаны. По-серьезному. Официально обращаться в милицию после стольких лет было бессмысленно. А поскольку на драматургические способности я никогда не жаловалась, я придумала сценарий мести. Опять же в рамках Уголовного кодекса. Ире я ничего рассказывать не стала. Разыскала свою одноклассницу, ту самую — третью интеллигентную (уже этим самым она, помнится, вызывала агрессию в классе).

И уговорила ее стать главной участницей моего плана. Сознаюсь: это была чистой воды провокация. Рассчитала я все до минуты. Одноклассница вызвала тех негодяек на встречу и завела разговор в несвойственной ей оскорбительной манере. Милицию мы вызвали заранее, чтобы те приехали как раз к началу конфликта. Сама я сидела в засаде и волновалась: а вдруг милиция не успеет? Конечно, был риск. Но все получилось идеально. Милиционеры приехали тютелька в тютельку, и я успела направить их к месту происшествия как раз в тот момент, когда агрессорши набросились на мою приятельницу. Пострадавшая написала заявление о разбойном нападении. На первый раз уголовного дела не завели, но напуганы девицы были страшно. А Ира — отомщена!

Через несколько лет моя лучшая подруга попала под машину.

«До сих пор не могу спокойно вспоминать название этого фильма. Мне тогда потребовалась срочная операция — замена сустава. И в той роли прославилась другая актриса…»
«До сих пор не могу спокойно вспоминать название этого фильма. Мне тогда потребовалась срочная операция — замена сустава. И в той роли прославилась другая актриса…»
Фото: Юрий Феклистов

Нелепая смерть Иры нанесла мне жуткую душевную травму. Это ведь был очень близкий мне человек… Собственно, Ирина смерть стала последней каплей в бесконечной череде несчастий, выпавших тогда на мою долю. Сначала у мамы случился микроинсульт. Чувствовала она себя безумно плохо. Нужны были врачи, уход, лекарства. А папа как раз в это время потерял работу. В тот период рушилась промышленность, в том числе и нефтехимический комплекс. Все было расформировано, разворовано, а люди выкинуты на улицу. Папа решил создать частный концерн по производству холодильных установок для нефтегазовой отрасли — в конце концов, именно этим он всю жизнь занимался. А поскольку человек он по природе своей очень наивный, доверчивый и совсем не бизнесмен, вокруг него немедленно собралось дикое количество аферистов.

Они бессовестно использовали папино имя, а потом навесили на него какие-то жуткие долги по кредитам. Начались бесконечные суды, нервотрепка, угрозы... У папы случился первый инфаркт. Меня от греха подальше отправили за границу, в Болгарию. Вернулась я оттуда через год и обнаружила, что папа очень сильно сдал. Пришлось продать кооперативную квартиру на Сивцевом Вражке, которую мы купили незадолго до перестройки, и вернуться в ненавистное Орехово-Борисово. Вскоре умерла моя обожаемая бабушка... Вот такая получилась картина: папа и мама — совершенно беспомощные пожилые люди. А я только что после театрального института, работы нет, перспективы туманны. Конечно, захлестывало отчаяние.

Но я стряхивала с себя его тяжесть. Не могла позволить себе лежать в меланхолии на диване, отрешившись от всего и распустив нюни. Я должна была действовать! И от всего этого свалившегося на мои плечи груза, от этого злого отчаяния во мне вдруг зародился какой-то невиданный, яростный азарт, открылась какая-то мощнейшая внутренняя энергия, будто я — цунами…

Родители не должны терять детей

Я стала хвататься за все, что попадалось под руку, лишь бы только заработать. В основном это были съемки в рекламе, и еще — работа в одной политической пиар-компании. Вот это-то мне и пригодилось, чтобы заинтересовать собою ту самую директрису актерского агентства. Досконально изучив ее характер и привычки, я сообразила, что ей будет очень интересно и финансово выгодно поучаствовать в предвыборной кампании партии, на которую я сама тогда работала.

И я обратилась к этой женщине с предложением, от которого она действительно не смогла отказаться. Так я попала в актерское агентство. Которое тут же устроило меня на кастинг картины «Если невеста ведьма» с Сережей Безруковым. И меня утвердили на главную роль! Правда… без гонорара. Я подумала: «Ах вы гады, все же понятно — себе возьмете мои денежки». Но плюнула на это. К сожалению, таковы правила игры… Но зато это был прорыв! После «Ведьмы...» предложения пошли косяком. Сразу же. Уже к концу съемок меня пригласил Сергей Петрович Никоненко в фильм «Перекресток судьбы» с Димой Харатьяном. На этот раз даже деньги мне заплатили. И они были ох как нужны… Картину, на которую меня позвали после этого, мне больно даже называть.

С родителями Станиславом Юрьевичем и Лией Александровной
С родителями Станиславом Юрьевичем и Лией Александровной
Фото: Юрий Феклистов

Это была очень, очень хорошая роль, в большом кино, у отличного режиссера, за большие деньги. И вдруг… Неожиданно у меня возникают проблемы с левой рукой. Она распухла, побагровела и дико болит. Иду к врачу. Обнаруживается, что у меня опухоль. Называется энхондрома. Увеличивается стремительно. Поражает суставы и кости… Берется биопсия. Мучительные дни ожидания результата анализа. Каков приговор? Успела опухоль превратиться в злокачественную или нет? В голове молоточком стучит только одна мысль: «Самое ужасное — это когда родители теряют своих детей. Мои без меня просто погибнут. Господи, не допусти! Сделай так, чтобы я смогла, успела создать им хорошие условия для жизни. Они заслуживают этого, я должна…» Накануне решающего визита к врачу вижу сон.

Снится умершая бабушка. Она берет меня за руку, говорит: «Пойдем» — и увлекает за собой. Крепко так держит. Я было последовала за ней, но вдруг отдернула руку и закричала: «Бабушка, ты в своем уме?! Я не могу!!! Я же еще маме с папой квартиру не купила!..» Проснулась оттого, что сильно болит горло — сорвала голосовые связки... Опухоль оказалась доброкачественная. Но потребовалась срочная операция — замена сустава. С длительным восстановительным периодом. Моя роскошная работа в шикарном фильме была потеряна. В той роли прославилась другая актриса…

Но веру в себя я все равно не потеряла, вновь продолжила бороться, действовать. Подлечившись и привыкнув к своему титановому суставу, снова окунулась в съемки. И параллельно загорелась идеей создать свою собственную кинопроизводящую компанию.

Возможности получить соответствующее образование у меня уже не было. Но снимаясь в картине «Эшелон», я познакомилась с продюсером Владиленом Арсеньевым, и у нас с ним наладились дружеские отношения. А он преподавал во ВГИКе, написал учебник для продюсеров. Я этот учебник с кучей формул для расчета бюджета изучила и попросила у Арсеньева разрешения периодически приходить советоваться. Почему-то он поверил в меня, стал посвящать в тонкости профессии, объяснял, как добывать деньги на кино. Это для меня было очень важно. Я серьезно готовилась к созданию студии, понимала, что это шанс устроить свою жизнь по-настоящему, так, как мне хочется.

Как в свое время я тыкалась во все двери «Мосфильма», так теперь начала свое многолетнее путешествие по банкам.

«От свалившихся на мои плечи испытаний во мне вдруг открылась какая-то мощнейшая внутренняя энергия, будто я — цунами…»
«От свалившихся на мои плечи испытаний во мне вдруг открылась какая-то мощнейшая внутренняя энергия, будто я — цунами…»
Фото: Юрий Феклистов

Сотню обошла — никакого эффекта. И вдруг одна подруга познакомила меня со своим бывшим одноклассником, ныне банкиром. Очень серьезным человеком, влиятельным. И неожиданно он соглашается посмотреть мой бизнес-план. Я немедленно выкладываю ему все свои идеи, показываю готовые сценарии, рассказываю, как планирую снимать фильмы, как продавать, откуда брать прибыль. Денис подумал немного и вдруг сказал: «Ладно, давай попробуем». У меня перехватило дыхание, я захлебнулась от счастья. Не может быть! Неужели свершилось? Неужели мне так повезло?! Да, повезло. Все оказалось правдой.

В этот же момент я узнала Алексея Пиманова — как раз снималась в его картине «Три дня в Одессе». Благодаря тому, что Денис дал «добро», у меня уже появилась сумма, на которую можно было делать картину.

И я предложила Леше: «Слушай, есть идея расширить производство. Можно будет делать такое-то количество картин в год. Вот бюджет. Давай попробуем вместе?» Леша размышлял месяц и… согласился. Мы создали компанию. И стали делать первый фильм — «Ненависть». Моя до мелочей выверенная схема заработала. Я стала директором компании, которая существует уже шесть лет. За эти годы мы сделали много картин…

Кошмаром пропитан воздух

На днях по Первому каналу прошел наш с Лешей Пимановым фильм «Отражение», который мы снимали два с половиной года. На первый взгляд фабула может показаться совершенно нереальной: в подпольной тюремной клинике женщины меняются лицами.

Но это не фантастика. Алексей раскопал информацию о том, что на Дальнем Востоке была колония, где функционировала подпольная клиника пластической хирургии.

Раньше мне не доводилось бывать в колониях. И когда в связи со съемками я там оказалась и увидела все своими глазами, пережила настоящий стресс, хотя, как уже можно догадаться, нервы у меня крепкие. Я отчетливо осознала, что по сравнению с этим все мои горести просто фигня. Там такой сгусток энергии беды — подлинной, неприкрашенной, жуткой. Раньше я думала, что такое бывает только в фильмах ужасов. Кошмаром пропитан воздух! И он физически давит на голову, на плечи. У всех членов нашей группы к вечеру давление подскакивало, до гипертонических кризов доходило. Мы провели там месяц, и все это время каждый день практически жили с заключенными.

Когда руководство колонии дало разрешение на съемку, я спросила начальника: «А можно будет в массовых сценах снимать женщин-заключенных?»

«Испытания были даны для того, чтобы я поняла, какая я на самом деле сильная»
«Испытания были даны для того, чтобы я поняла, какая я на самом деле сильная»
Фото: Юрий Феклистов

Он сказал: «Я разрешаю, но приказать им это не могу, не имею права. Поэтому, если сами договоритесь, значит, так тому и быть, а нет — так нет». Я попросила организовать мне беседу с девчонками. Их собрали в актовом зале. Сначала я должна была выступить как актриса. Меня строго-настрого предупредили: «Подходить к заключенным близко категорически нельзя — опасно. Со всех сторон СПИД, туберкулез, да и многие арестантки неадекватны. Все может быть — если что-то не понравится, ткнет иголкой в вену». Так что мне велено было сидеть на сцене и разговаривать с ними оттуда. Под присмотром охранников. После того как я закончила творческую часть, мы стали с женщинами беседовать.

Слово за слово, разговорились: я по их просьбе что-то рассказывала о себе и в какой-то момент почувствовала, просто по-человечески, что не могу больше сидеть на сцене. И спустилась к ним. Охранники напряглись. Но я села прямо рядышком с этими несчастными женщинами, и мы продолжили общение. Часа три проговорили по душам. Каких только историй я не услышала. Кто-то из них убийца, кто-то сидит за грабеж, кто-то за наркотики, кто-то смертельно болен… И что меня больше всего потрясло — что эти девчонки, хлебнувшие лиха, озлобленные, с покалеченными судьбами, вдруг говорят мне: «Представляешь, у нас девка есть — библиотекарша, красивая такая. Ей пятерик дали, уже больше двух лет сидит. Так, понимаешь, ни за что сидит-то. Точно! Это ее бывший муж- ублюдок подставил.

Отомстил, наркотики подкинул, вот ей и впаяли, не разобравшись. Может, сможешь помочь?» Я обалдела. Эти очерствевшие женщины, узнав, что генпродюсер картины — ведущий программы «Человек и закон», стали просить не за себя, а за другого, чужого, человека! А мне пытались внушить, что они хуже зверей… Человеческая душа очень многослойна. Собственно, эту мысль мы и хотели провести в нашем фильме. Две героини, плохая и хорошая, меняются лицами. А смысл в том, что это две половинки одного человека…

Кстати, Алексею удалось все-таки помочь той женщине. Она действительно очень красивая, с замечательным голосом — оперная певица. Пиманов приехал в тюрьму, встретился с ней, потом поднял все материалы ее дела и… через полгода ее выпустили. В тот же день она мне позвонила.

Непередаваемый был разговор. Это даже благодарностью назвать невозможно. Она произносила какие-то такие слова, которых вообще не бывает на свете… (Утирая слезы.) Вы не можете до конца понять то, о чем я говорю, потому что не представляете, что такое тюрьма. А я теперь уже представляю.

Сколько раз в течение жизни мне казалось, будто из-под ног моих выдернули землю! Сколько раз я впадала в бездну отчаяния — такого, что жить не хотелось. Но… Мне очень помогла услышанная однажды фраза: «Когда происходит что-то плохое, не стоит мучить себя вопросом: «За что мне это?» Следует поискать ответ на другой вопрос: «Для чего мне это?..» Я серьезно задумалась и нашла-таки свой ответ: мне лично испытания были даны для того, чтобы я поняла, какая я на самом деле сильная.

События на видео
Нагиев, Рожков, Минекаев, Журавлев и другие звезды в трейлере новых «Ёлок»
В российский прокат стремительно несется главный символ кинопраздника! Кинокомпании Bazelevs, «НМГ Кинопрокат» и Toomuch Production обнародовали первый трейлер юбилейной, двенадцатой части всенародно любимой новогодней саги «Ёлки». Премьера намечена на 18 декабря 2025 года, и, судя по кадрам, зрителей ждет мегаполная россыпь звезд, трогательных историй и фирменной магии.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая