Звезды Большого театра Кристина Кретова и Игорь Цвирко рассказали, каких детей стоит отдавать балет

Зачем будущей балерина «горка» на стопе?
Инна Фомина
|
05 мая 2023
Кристина Кретова и Игорь Цвирко в балете «Пламя Парижа» фото
Кристина Кретова и Игорь Цвирко в балете «Пламя Парижа»
Фото: Стас Левшин

Вскоре начнутся просмотры детей в хореографические училища (туда берут детей в 10 лет). У некоторых родителей желание показать своего подвижного и стройного ребенка специалистам возникает спонтанно, за несколько дней до начала экзаменов. Но большинство мама и пап начинают готовить детей к поступлению в училище заранее: в 6-7 лет отдают их во всевозможные  танцевальные студии. К слову, модные идеи «раннего развития» проникли и в балет. Так, в последние годы появилась тенденция максимально рано ставить девочек на пальцы — не в 10 лет, а в 7, и даже в 5!

Однако профессия балетного артиста связана с огромными физическими нагрузками. И, если нагрузки на детский, еще несформировавшийся организм — суставы, мышцы, связки —   оказываются слишком большими, ребенок может получить серьезные травмы. И тогда о профессиональных занятиях танцами придется вообще забыть. Так как понять — стоит ли вашему ребенку серьезно заниматься хореографией? Своим мнением делятся звезды балета Большого театра Кристина Кретова и Игорь Цвирко.

Кристина Кретова и Игорь Цвирко фото
Кристина Кретова и Игорь Цвирко
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Кристина Кретова: «По-моему, в раннем возрасте невозможно на сто процентов понять, что из ребенка получится в итоге. Когда я в шесть лет поступала в хореографическое училище в Орле, меня не хотели брать: шея — короткая, гибкость и растяжка отсутствовали. Но я была очень артистичная и с хорошим слухом.

Меня взяли благодаря уговорам мамы. И за год у гадкого утёнка потихоньку начали пробиваться крылышки. А к десяти годам меня, как лучшую ученицу, отправили в московскую Академию хореографии. А там на конкурсе из восьмидесяти человек взяли только двух. И я была в их числе!

Считаю, что все раскрывается в своё время. И стоит попробовать, прежде чем говорить: «Ну, какая она балерина? У неё же нет шеи…» Конечно, в классическом балете приветствуется длина ног, соответствие их туловищу — правильные пропорции тела, а еще не слишком большая голова. Хорошо, когда у ребёнка от природы есть «стопа» (она у балерины должна быть с высоким, крутым изгибом, «с горкой») и выворотность ног, но все это можно разработать. Девочкам в этом плане при подготовке к поступлению в училище помогает художественная гимнастика.

Что касается модного сейчас раннего «освоения пуант», то нас в Академии начинали ставить на пальцы в конце первого года обучения, когда нам было по 10-11 лет. И я уверена, что это правильно. Страшно смотреть, как девочки в три (!) года встают на пуанты и калечат свои ноги, которые ещё совсем не окрепли.

Кристина Кретова
Кристина Кретова
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия (Александра Солозобова)

Если же суммировать, то по поводу поступления в балетную школу могу сказать только одно: подумайте сто раз! Это не просто красиво и элегантно, это жесточайший труд. Мой совет — прислушиваться к мнению педагога. Даже если вы отдали ребёнка в балетную школу, каждые полгода узнавайте у учителя про успехи, и спрашивайте: «стоит ли продолжать занятия  дальше, или, может будет, лучше остановиться? Есть ли у ребенка способности, развивается ли он, нравится ли ему вообще балет?!» Это очень важно. У меня в классе было много примеров, когда заниматься балетом хотела именно мама, а не ребёнок. В итоге — сломанная судьба, когда девочка или мальчик и танцорами не стали, и «нормального» образования не получили. Или стали балетными артистами, но «погрязли» в кордебалете...»

Игорь Цвирко: «Стоит ли девочке или мальчику пробовать заниматься балетом видно сразу — по физическим данным ребенка. Основное, на что сразу обращают внимание педагоги это стопа.  Еще нужна хорошая растяжка. Однако ее можно разработать, приобрести, правда уже через  слезы. И еще один необходимый фактор для танцев это координация. Но она «или есть, или ее нет» — этому не научить.

Чтобы подготовиться к занятиям классическим балетом мальчику хорошо заниматься любым подвижным спортом, спортивной гимнастикой. Лучше всего привести ребенка в хореографическую секцию в 8-9 лет, чтобы к 10 годам он успел подготовиться к поступлению в профильное учебное заведение. Хотя, есть и уникальные случаи, когда ребята начинали заниматься «классикой» в 12-13 лет. Но это редчайшие исключения.

Физические данные в балете это очень важно. И, если их совсем мало, лучше в самом начале пути сказать твердое «нет» и искать со своим ребенком другие интересные пути в жизни. Гораздо хуже потратить многие годы и столько сил, а в результате оказаться в нулевой точке, когда приходится начинать жизнь заново. Призываю трезво смотреть на своих детей, хотя понимаю, как это не просто — я сам отец. И еще слушайте своих чад, они вам подскажут!»

События на видео
Подарки без капризов: 4 честных правила, как говорить с детьми о желаниях
«Мам, я хочу…» — и понеслось: новый планшет, смартфон, модные кроссовки, игрушка, как у одноклассника…




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая