Яценко и Маковецкий поделили одну роль

Подробности съемок нового сериала «Грозный».
20 Ноября 2020
Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Историю жизни самого обсуждаемого и осуждаемого русского царя Ивана Грозного расскажет сериал, который стартует на канале «Россия» 23 ноября. В грандиозной исторической драме «Грозный» (режиссер Алексей Андрианов) заняты десятки звезд — Виктор Сухоруков, Игорь Миркурбанов, Артем Ткаченко, Владимир Симонов, Владимир Стеклов, Татьяна Лялина, Мария Шумакова, Антон Феоктистов, Константин Крюков, Виктор Добронравов, Людмила Полякова, Виталий Хаев, Леонид Кулагин. А  роль царя в молодости и в зрелости играют Александр Яценко и Сергей Маковецкий.

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Огромное внимание при создании сериала было уделено точному воссозданию исторической эпохи. О том, как на экране возникла Русь 17 века рассказывает Евгений Качанов, художник-постановщик сериала: «Я этот проект хотел сделать – и я на нем работал, и все это благодаря двум генеральным продюсерам, Екатерине Жуковой и Марии Ушаковой. Сейчас, когда все закончилось, я понимаю, что это был подарок судьбы…

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Фильм получился масштабным, было задействовано много артистов, много массовки. Конечно, гениальный у нас Грозный – Маковецкий. Потому что так перевоплотиться – это невероятно, у него просто даже фаланги пальцев менялись! Есть кадры, когда он в шахматы играет, и когда Сергей берет шахматную фигуру, то на крупном плане не пальцы артиста Маковецкого, а руки древнего старца! Как он это делает, я не понимаю. Но это настолько пронзительно, что просто в это веришь. Вот Маковецкий: просто рука берет фигуру — и в этом магия.

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Замечательный актер Володя Стеклов. Роль у него небольшая, но она очень яркая – это как краска. У художников был такой дорогой краситель ультрамарин. Вот Стеклов – это ультрамарин. Его немного, но когда он появляется – все меняется. Еще великий артист – Виктор Сухоруков. Он — мозаика, у него нет одного цвета, это большое громадное панно. Каким угодно может быть – он забегает в кадр счастливый, веселый, смешной, злой – в нем есть всё…

Что касается художественного решения фильма, то мы пытались противопоставить свет и тьму. У нас же есть молодой царь и царь в возрасте. Один представлял светлое царствование, а другой – царство тьмы. Мы меняли цвет стен, наполнение декораций, ткани, даже троны меняли – у одного один, у другого другой.

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Любопытно, что русские государи жили в очень тесных помещениях – даже царские дворцы надо было отапливать и освещать. Даже то, что сохранилось в Кремле — верхние терема Алексея Михайловича Тишайшего. Казалось бы, это был уже другой век, цари могли позволить себе более богатые помещения, но все рано покои —  малюсенькие. Кстати, цари спали только в деревянных помещениях, а в каменные помещения они ходили на работу, на службу царскую. Так вот, царский «офис» составляли пять помещений по 16-20 метров. Здесь Алексей Михайлович принимал думных дьяков. А при Грозном было еще теснее! Но кино диктует свои условия — мы не можем делать буквально так, как было на самом деле. В маленьких палатах просто не уместится камера, не положить рельсы, не развести артистов. Поэтому мы делали помещения просторнее…

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Но самое сложное в историческом кино — натурные съемки. 400 лет назад все было по-другому — и тропинки, и дороги. Среда ушла, ее уже не существует и ее надо как-то моделировать. Для художника  это самый спорный и самый сложный момент. Потому что мы выезжаем на натурную площадку, что-то пытаемся там создать. А потом в мгновение ока все может измениться. Так, для очень ответственной сцены – битвы при Молодях – мы выбрали поле с ландшафтом, который всем понравился. Построили там декорацию. А потом пришел режиссер и сказал, что нашел пейзаж еще красивее — с васильками. И мы за ночь перевезли и переделали всю декорацию — ради васильков!

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Очень сложно прогнозировать и массовые батальные сцены, а эскизы к ним рисовать просто бессмысленно. Потому что там задействовано огромное количество людей. Каскадеры, исполнители трюков, пиротехники. А еще лошади, оружие, огонь, взрывы, актерские сцены, которые необходимо отснять – безумно сложно все это как-то уложить, поэтому точно не до эскизов. Надо было выставить какую-то площадку, чтобы она стала основой, а дальше – как пойдет. Когда снимаются подобные сцены, мне кажется, что никто на площадке не понимает, что происходит, и что какая-то сила нас ведет и все само собой происходит…

В «Грозном» использовали мою же декорацию Москвы из сериала «Годунов», которую мы немного подлатали, исправили, поменяли. При Годунове Лобное место было кирпичным, а при Грозном – допотопным, из бревен. А вот располагалось оно примерно там же. Лобное место предназначалось не для рубки голов, как думают многие, а для оглашения царских указов, для оповещения населения. Но в «Грозном» у нас и там и плаха оказалась…

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Декорация Москвы была очень красивая. И она погибла в огне. В ту смену мы снимали несколько разных сцен. Две съемочные группы параллельно снимали два разных эпизода – пожар 1547 года, во время русского бунта и огненную бурю 1571 года, когда Москву поджег крымский хан Девлет-Гирей. Съемка была очень сложной и масштабной. Но бояться было нечего – все было под контролем, на съемках присутствовало МЧС…

Да, с этой декорацией у меня было связано несколько лет работы, но все равно мне почему-то не было ее жалко. А какой мог быть иначе финал? Если бы она не сгорела, то ее разобрали бы, потому что не может киноплощадка постоянно стоять с декорацией. А сгореть в огне, во время съемок – это даже символический момент. Такой финал должен был случиться, и он случился...»

События на видео
статьи по теме
Как на самом деле надо удалять файлы на Android, чтобы освободить память
Встроенная память смартфонов часто заполняется мусором, который быстро накапливается за короткий период. Это включает кэш приложений, скачанные изображения, APK-файлы и другие данные, утрачивающие актуальность. Один из самых простых способов очистки — удалить ненужные файлы. Этот процесс доступен даже новичкам.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая