Яценко и Маковецкий поделили одну роль

Подробности съемок нового сериала «Грозный».
20 Ноября 2020
Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Историю жизни самого обсуждаемого и осуждаемого русского царя Ивана Грозного расскажет сериал, который стартует на канале «Россия» 23 ноября. В грандиозной исторической драме «Грозный» (режиссер Алексей Андрианов) заняты десятки звезд — Виктор Сухоруков, Игорь Миркурбанов, Артем Ткаченко, Владимир Симонов, Владимир Стеклов, Татьяна Лялина, Мария Шумакова, Антон Феоктистов, Константин Крюков, Виктор Добронравов, Людмила Полякова, Виталий Хаев, Леонид Кулагин. А  роль царя в молодости и в зрелости играют Александр Яценко и Сергей Маковецкий.

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Огромное внимание при создании сериала было уделено точному воссозданию исторической эпохи. О том, как на экране возникла Русь 17 века рассказывает Евгений Качанов, художник-постановщик сериала: «Я этот проект хотел сделать – и я на нем работал, и все это благодаря двум генеральным продюсерам, Екатерине Жуковой и Марии Ушаковой. Сейчас, когда все закончилось, я понимаю, что это был подарок судьбы…

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Фильм получился масштабным, было задействовано много артистов, много массовки. Конечно, гениальный у нас Грозный – Маковецкий. Потому что так перевоплотиться – это невероятно, у него просто даже фаланги пальцев менялись! Есть кадры, когда он в шахматы играет, и когда Сергей берет шахматную фигуру, то на крупном плане не пальцы артиста Маковецкого, а руки древнего старца! Как он это делает, я не понимаю. Но это настолько пронзительно, что просто в это веришь. Вот Маковецкий: просто рука берет фигуру — и в этом магия.

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Замечательный актер Володя Стеклов. Роль у него небольшая, но она очень яркая – это как краска. У художников был такой дорогой краситель ультрамарин. Вот Стеклов – это ультрамарин. Его немного, но когда он появляется – все меняется. Еще великий артист – Виктор Сухоруков. Он — мозаика, у него нет одного цвета, это большое громадное панно. Каким угодно может быть – он забегает в кадр счастливый, веселый, смешной, злой – в нем есть всё…

Что касается художественного решения фильма, то мы пытались противопоставить свет и тьму. У нас же есть молодой царь и царь в возрасте. Один представлял светлое царствование, а другой – царство тьмы. Мы меняли цвет стен, наполнение декораций, ткани, даже троны меняли – у одного один, у другого другой.

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Любопытно, что русские государи жили в очень тесных помещениях – даже царские дворцы надо было отапливать и освещать. Даже то, что сохранилось в Кремле — верхние терема Алексея Михайловича Тишайшего. Казалось бы, это был уже другой век, цари могли позволить себе более богатые помещения, но все рано покои —  малюсенькие. Кстати, цари спали только в деревянных помещениях, а в каменные помещения они ходили на работу, на службу царскую. Так вот, царский «офис» составляли пять помещений по 16-20 метров. Здесь Алексей Михайлович принимал думных дьяков. А при Грозном было еще теснее! Но кино диктует свои условия — мы не можем делать буквально так, как было на самом деле. В маленьких палатах просто не уместится камера, не положить рельсы, не развести артистов. Поэтому мы делали помещения просторнее…

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Но самое сложное в историческом кино — натурные съемки. 400 лет назад все было по-другому — и тропинки, и дороги. Среда ушла, ее уже не существует и ее надо как-то моделировать. Для художника  это самый спорный и самый сложный момент. Потому что мы выезжаем на натурную площадку, что-то пытаемся там создать. А потом в мгновение ока все может измениться. Так, для очень ответственной сцены – битвы при Молодях – мы выбрали поле с ландшафтом, который всем понравился. Построили там декорацию. А потом пришел режиссер и сказал, что нашел пейзаж еще красивее — с васильками. И мы за ночь перевезли и переделали всю декорацию — ради васильков!

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Очень сложно прогнозировать и массовые батальные сцены, а эскизы к ним рисовать просто бессмысленно. Потому что там задействовано огромное количество людей. Каскадеры, исполнители трюков, пиротехники. А еще лошади, оружие, огонь, взрывы, актерские сцены, которые необходимо отснять – безумно сложно все это как-то уложить, поэтому точно не до эскизов. Надо было выставить какую-то площадку, чтобы она стала основой, а дальше – как пойдет. Когда снимаются подобные сцены, мне кажется, что никто на площадке не понимает, что происходит, и что какая-то сила нас ведет и все само собой происходит…

В «Грозном» использовали мою же декорацию Москвы из сериала «Годунов», которую мы немного подлатали, исправили, поменяли. При Годунове Лобное место было кирпичным, а при Грозном – допотопным, из бревен. А вот располагалось оно примерно там же. Лобное место предназначалось не для рубки голов, как думают многие, а для оглашения царских указов, для оповещения населения. Но в «Грозном» у нас и там и плаха оказалась…

Кадры из сериала "Грозный"
Кадры из сериала "Грозный"
Фото: Предоставлено каналом "Россия"

Декорация Москвы была очень красивая. И она погибла в огне. В ту смену мы снимали несколько разных сцен. Две съемочные группы параллельно снимали два разных эпизода – пожар 1547 года, во время русского бунта и огненную бурю 1571 года, когда Москву поджег крымский хан Девлет-Гирей. Съемка была очень сложной и масштабной. Но бояться было нечего – все было под контролем, на съемках присутствовало МЧС…

Да, с этой декорацией у меня было связано несколько лет работы, но все равно мне почему-то не было ее жалко. А какой мог быть иначе финал? Если бы она не сгорела, то ее разобрали бы, потому что не может киноплощадка постоянно стоять с декорацией. А сгореть в огне, во время съемок – это даже символический момент. Такой финал должен был случиться, и он случился...»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
статьи по теме
Ребенок-Овен: характер, развитие и способности мальчиков и девочек
«Маленькие Овны очень активные, подвижные и неутомимые. Они не умеют и не любят лениться, им трудно усидеть на одном месте. Любопытство и безудержная энергия подталкивают их на поиски приключений», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог