В Большом театре показали «Севильский цирюльник» с татуировками и «косухами»

Евгений Писарев представил необычную трактовку оперы Россини.
05 Ноября 2018
Сцена из спектакля
Сцена из спектакля
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Усупов)

На Новой сцене Большого театра прошла премьера одной из самых популярных комических опер в мире — «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Новую постановку признанного шедевра сделал Евгений Писарев.

Главный режиссер московского театра им.Пушкина известен прежде всего своими драматическими постановками — не только на сцене возглавляемого им театра, но и во МХТ им.Чехова (в течение трех лет он был помощником Олега Табакова) и в театре Табакова, где он поставил очень успешные спектакли, отмеченные многими театральными премиями.

Евгений Писарев
Евгений Писарев
Хулькар Сабирова (Розина) на пресс-конференции
Хулькар Сабирова (Розина) на пресс-конференции

Но Писарев также удачно ставил в драматических театрах музыкальные спектакли и мюзиклы. А в последние годы его приглашают ставить и оперные постановки. «Севильский цирюльник» в Большом это третий опыт работы режиссера в жанре оперы. До этого была «Итальянка в Алжире» в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и «Свадьба Фигаро» в Большом.

Богдан Михай (Альмавива) и пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова на пресс-конференции
Богдан Михай (Альмавива) и пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова на пресс-конференции

«Севильский цирюльник» Россини, который в трилогии Бомарше об обаятельном ловкаче Фигаро является началом истории, Писарев поставил без единой отсылки к собственной постановке оперы Моцарта (середины трилогии). Это режиссер подчеркнул на пресс-конференции, как и то, что для него второй раз ставить в Большом было гораздо сложней: «В первый раз была радость дебюта, первой пробы. А сейчас — трудней. Это как в семейной жизни: чем дальше, тем дальше, тем сложней....»

В «Цирюльнике», сценографию которого сделал постоянный сценограф Писарева Зиновий Марголин, действие развивается одновременно в двух «плоскостях». На сцене современная оперная труппа исполняет оперу Россини, а на авансцене в огромной общей гримерке в это время идет другая, закулисная жизнь. Причем действие в опере начинается даже до первых звуков увертюры: пока зрители рассаживаются в зале, гримеры, костюмеры и другие работники театрального закулисья готовятся к выступлению.

Поэтому реалистические сегодняшние интерьеры соседствуют со стилизованными старинными, огнетушители — с каретой, артисты носят не только камзолы, парики в стиле 18 века и платья с фижмами, но и рокерские «косухи» и солнцезащитные очки. Руки главного героя севильского цирюльника Фигаро украшают татуировки в виде ножниц. На заднике сцены с помощью видеопроекции бегают страусы, летают павлины, светит луна и падают метеориты. А в финале оперы свадьба на сцене плавно перетекает в празднование удачного спектакля за кулисами.

Фигаро (Анждей Филончик) и Альмавива (Богдан Михай)
Фигаро (Анждей Филончик) и Альмавива (Богдан Михай)
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Усупов)

К слову, история создания «Севильского цирюльника» невероятна, как и жизнь самого Россини. Будущий хит композитор написал в 24 года. Причем ему потребовалось для этого всего две недели (говорят, в эти дни Россини даже не отвлекался на бритье).

Однако на премьере в Риме опера провалилась —  из-за ряда досадных накладок. Исполнитель роли графа Альмавивы забыл взять с собой на сцену гитару, на которой должен был аккомпанировать себе при исполнении серенады, исполнитель роли дона Базилио зацепился фалдами за гвоздь и долго не мог сдвинуться с места. А еще на сцену выбежала кошка и устроила кавардак. Считается, что все это подстроил конкурент юного Россини композитор Паизиелло, который за несколько лет до этого написал оперу на этот же сюжет.

Постановку создала интернациональная команда. Так, дирижером-постановщиком стал итальянец Пьер Джорджо Моранди. А главные партии в премьерных показах исполняют певцы из разных стран. На пресс-конференции Евгений Писарев в шутку пожаловался, что на первой репетиции чуть не умер из-за языковой какофонии, потому что вокруг него сидели переводчики чуть ли не на пять языков. А над правильным итальянским произношением с вокалистами два месяца работал специальный «коуч» — педагог с родины Россини.

Джованни Ромео (Бартоло)
Джованни Ромео (Бартоло)
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Усупов)

Но сам Россини этого безобразия не видел, потому что весь вечер провел в ресторане, где заказал сытный ужин: он был уверен, что создал гениальное произведение. Как показала жизнь, Россини был прав: уже через несколько недель «Севильский цирюльник» шел в нескольких итальянских театрах с триумфальным успехом, а через лет опера гремела по всему миру. В Большом театре «Севильского цирюльника» впервые показали в 1822 году. Последняя постановка шла в Большом целых тридцать лет — с 1965 года по 1995.

Любопытно, что Россини, композиторская карьера которого складывалась так удачно, уже в 37 лет практически перестал писать музыку. Последние сорок лет жизни музыкант находил удовольствие в кулинарии. О гастрономических вечерах маэстро, на которых он угощал высокопоставленных друзей невероятными блюдами собственного приготовления, слава гремела по всей Европе. Впрочем, любовь к вкусной еде плохо сказалась на его здоровье этого гениального гурмана: Россини много лет страдал от ожирения и был вынужден сидеть на диетах.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая