Темные паттерны и регулирование цифрового пространства: на ПМЭФ-2022 обсудили вопросы цифровой этики

Модератором сессии выступил генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» Александр Жаров.
7days.ru
|
16 Июня 2022
Темные паттерны и регулирование цифрового пространства: на ПМЭФ-2022 обсудили вопросы цифровой этики. фото
Темные паттерны и регулирование цифрового пространства: на ПМЭФ-2022 обсудили вопросы цифровой этики
Фото: Фонд Росконгресс

На XXV Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная сессия на тему «Цифровая этика и традиционные ценности в мировой индустрии развлечений и СМИ. Цифровая психология в контексте новой медиаэтичности». Ее модератором выступил генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» Александр Жаров.

В ходе сессии генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» поднял актуальные  вопрос, касающийся регулирования цифрового пространства, в частности, насколько этично поступают бренды, когда в погоне за экономическими показателям манипулируют сознанием пользователей, а также узнал мнение спикеров о том, как индустрия развлечений может работать со смыслами и их донесением до поколений Z и Alpha.

Александр Жаров: «Индустрия развлечений с точки зрения новой этики — это донесение тех самых смыслов через те формы, которые апеллируют к поколениям, родившимися и выросшими со смартфонами в руках. Это прежде всего про то, что необходимо выбирать именно тот язык, который понятен и максимально близок. Индустрия развлечений должна подхватывать детей сначала детским контентом, потом вести их в период их взросления и продолжать быть с ними вместе, когда они уже вырастут и у них самих появятся дети».

Александр Жаров. фото
Александр Жаров
Фото: Фонд Росконгресс

Спикеры сразу пришли к общему мнению, что сами по себе термины «искренность» и «этика» не являются чем-то новым, а вопрос состоит в их мутации под влиянием диджитализации. Анна Подпрятова подчеркнула, что новая этика стала для поколения зумеров некой опорой в попытке самоидентифицироваться, и сейчас человек пытается осмыслить поток контента, испытывает тревожность, потом в попытках найти опору он прибегает к разным радикальным течениям в сети.

Директор РОЦИТ Рустам Сагдатулин рассказал о результатах последнего исследования, проведённого компанией и посвященного механизмам и инструментам манипулятивного воздействия — бренды манипулируют сознанием с помощью темных паттернов, поскольку в основе их деятельности стоит финансовая составляющая. Спикер отметил, что эти инструменты направлены на то, чтобы пользователь потратил как можно больше денег, а компании в свою очередь смогли собрать с него максимум персональных данных, которые потом могут использоваться в корыстных целях. Немаловажным аспектом Сагдатулин назвал такое понятие как борьба за внимание пользователя.

«Газпром-Медиа Холдинг» выступает генеральным медиапартнером ПМЭФ-2022.

Рустам Сагдатулин: «Пользователь «завлекается» при помощи устройства и дизайна сайта, приложения и цифровых сервисов, направленных на то, чтобы склонить его к выгодным для коммерческой компании решениям. При этом, среди самых распространенных «темных» методов можно выделить: принуждение, запутывание, отвлечение, использование ошибок, принудительная работа, прерывание, манипулирование навигацией, сокрытие, ограничение функциональности, шок и уловка».

Часть дискуссии была посвящена инфлюенс-маркетингу. Участники отметили, что, несмотря на все еще достаточно высокие бюджеты этого направления, наблюдаются определенные изменения. Так Алексей Фирсов сказал, что из-за открытой коммерционализиции блогеров, пользователи все меньше доверяют им и считают их зависимыми либо от конкретного бренда, либо от государства.

По итогам дискуссии спикеры пришли к выводу, что группой, на которую больше всего влияют подобные механизмы, является самая незащищенная часть общества, а именно дети. Аленксандр Бугаев подчеркнул, что вместе с цифровой этикой в мир детей должна прийти и цифровая гигиена, однако полностью закрывать и ограничивать для детей цифровой мир неправильно.

Необходимо, чтобы все участники современного медиапространства пришли к консенсусу для создания дружественной интернет-среды, из которой можно извлечь максимальную пользу для реализации креативного потенциала детей. Добиться успеха можно лишь при консолидации усилий всех сторон, в том числе государства. При этом одним из решений может быть призыв к ответственности контентмейкеров и их образование, которым нужно заниматься уже сейчас.

В дискуссии приняли участие заместитель председателя комитета Государственной Думы Совета Федерации Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев, основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов, директор регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин, директор по цифровым медиа и продвижению Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анна Подпрятова, заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец, генеральный директор «ВКонтакте» Марина Краснова, заместитель руководителя ФАС Петр Иванов, а также заместитель главного редактора, Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) Ольга Бинда.

Все оперативные новости о ПМЭФ-2022 — в официальных соцсетях форума.

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая