«С просьбой о любви»: Евгения Крегжде ощутила сумасшедшую энергию обновления

Актриса переживает непростой эмоциональный период.
Елена Валеева
|
20 декабря 2023
Фото: социальные сети

Евгению Крегжде любят и киноплощадка, и сцена. Актриса, ставшая известной по фильмам «Географ глобус пропил», «Обратная сторона Луны-2» (а еще раньше она снялась в телесериале «Даешь молодежь!») и многим другим, популярна и на сцене. Ее карьера в театре им. Вахтангова сложилась невероятно удачно. Сегодня на ее счету немало сложных ролей, обожаемых зрителями — поклонниками актрисы. А под финал 2023 года, в эти декабрьские дни, Евгения выйдет на Новую сцену своего любимого театра в очень неожиданном спектакле «Повесть о Сонечке» по Марине Цветаевой — в роли как раз Марины Цветаевой. 

С поэтессой актрису связывает уже много лет. Евгении было едва 20, когда она уже читала наизусть: «Но не жимолость я — и не плющ я! Даже ты, что руки мне родней, Не расплющен — а вольноотпущен На все стороны мысли моей!..» Были за много лет и постановки, и аудиоспектакли, где Крегжде обращалась к творчеству Цветаевой. Но на этот раз актриса погрузилась в творчество своей любимой поэтессы с особенным волнением, потому что речь идет о том периоде, когда Цветаева знакомится с вахтанговцами, пишет им стихи и пьесы... Впрочем, всё по порядку.  

Режиссер спектакля Владислав Наставшев, впервые приглашенный на постановку в театр им. Вахтангова, рассказал: «Повесть о Сонечке» – густой, очень плотный текст... Сумасшедшая энергия обновления, которой буквально пропитан воздух, даёт Цветаевой силы, темы, новый язык. О ком бы ни писала Марина Цветаева, она, как большой поэт, писала о себе. Примеривала на себя чужие жизни, разные роли. Её проза, соединенная с реалиями жизни, полна магии, которая завораживает...».    

Именно эту магию очень скоро увидят первые зрители. Во всяком случае, это обещают создатели спектакля: Наставшев, который также является автором сценического (в сотрудничестве с Валерией Барсуковой) и музыкального (в сотрудничестве с Иваном Лубенниковым) оформления, художник по костюмам Майя Майер, художник по свету Руслан Майоров, хореограф Екатерина Миронова, помощник режиссёра Кристина Миронова. В ролях: Марина — заслуженная артистка России Евгения Крегжде, Сонечка — Ксения Трейстер, Он — Константин Белошапка.

...В жизни Марины Цветаевой были и почитание, и слава, и семья, и любовь, и смерть младшей дочери, и арест мужа и дочери Ариадны, и эмиграция, и нищета, и одиночество, и трагический уход. В 1918 году совсем юный поэт Павел Антокольский познакомил Марину с «памятнейшим из всех» Юрием Завадским (которому Цветаева посвятила потом цикл из 25 стихотворений «Комедьянт»). Они ввели её в Мансуровскую студию Евгения Вахтангова, где она сблизилась со студийцами-вахтанговцами. Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» –Александра Блока – Цветаева пишет «романтические драмы».

«Я стала писать пьесы, это пришло как неизбежность – просто голос мой перерос стихи, слишком много воздуху в груди стало для флейты...», — делилась Марина. Ее перу принадлежит 9 небольших стихотворных пьес, слишком необычных, чтобы стать репертуарными. Пьеса «Метель», которую Цветаева читала в Студии, Вахтангова не увлекла. Весной 1918 г. Марина Цветаева посвящает Евгению Вахтангову два стихотворения: «Заклинаю тебя от злата» и «Серафим – на орла! Вот бой!». Их оригиналы, написанные её рукой, можно увидеть в Музее-квартире Вахтангова в Денежном переулке. В Мансуровской студии Марина встретила актрису Сонечку Голлидэй, которой и посвятила «Повесть о Сонечке», написанную в эмиграции в 1938 году – в трагический период истории России.

Одним из первых обращений Театра Вахтангова к наследию Цветаевой был спектакль «Три возраста Казановы», поставленный Евгением Симоновым* с художником Борисом Мессерером в 1985 году. Литературная основа постановки – собственная композиция Е. Р. Симонова по пьесам «Приключение» и «Феникс». Спектакль начинала Белла Ахмадулина, читавшая в записи цветаевское стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…».

В 2018 году на сцене Арт-кафе Евгений Князев вернулся к образу Казановы, исполнив главы из драматической поэмы «Феникс» в сопровождении оркестра Вахтанговского театра.

Кажется, появление Владислава Наставшева в театре им. Вахтангова — еще одна новая страница этого коллектива. Наставшев работал во многих театрах и ставил спектакли, которые полюбились зрителям. Он работал в Новом Рижском театре, Латвийском Национальном театре, Валмиерском театре драмы, Рижском русском театре им. Михаила Чехова, Латвийском Dirty Deal Teatro, Каменноостровском театре и Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова (Вторая сцена) в Санкт-Петербурге.

В Москве в Театре Наций и «Гоголь-центре» выпустил шесть драматических спектаклей. Был режиссёром и сценографом в постановках оперных спектаклей в Большом театре России (на Камерной и Новой сценах) и в Пермском театре оперы и балета.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Юрий Стоянов примерил белый халат: вышел постер новогодней комедии «Добрый доктор»
Кинокомпания LEGIO FELIX и онлайн-кинотеатр PREMIER представили официальный постер и детали новой отечественной комедии «Добрый доктор», премьера которой состоится 8 января (дистрибьютор – «Атмосфера кино»). Главные роли в фильме, уже названном одним из главных новогодних киноподарков, исполнили Юрий Стоянов и Виктор Хориняк.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая