Игорь Миркурбанов поставил в Ленкоме спектакль по мотивам известных повестей Гоголя

Знаменитый актер театра и кино выпустил экспериментальный театральный коллаж «ГогольИЛиАДА».
Заслуженный артист РФ Игорь Миркурбанов стал режиссером-постановщиком спектакля по Гоголю
Елена Валеева
|
31 Марта 2025

В марте «Ленком Марка Захарова» запустил премьерный спектакль «ГоГоЛьИЛиАДА» (16+), который поставил Игорь Миркурбанов по мотивам произведений Гоголя. Это одна из самых ожидаемых премьер сезона и самая, как оказалось, спорная. В том смысле, что зрители, увидевшие первые показы, разделились на две армии, сражающиеся каждая за свою правоту. Одни живо реагировали на все находки по ходу спектакля и в финале кричали браво. Другие до конца не досидели, предпочтя уйти в антракте. С большой вероятностью можно предположить, что уходили те, кто плохо помнит Гоголя и задумку режиссера не уловил. Меж тем Миркурбанов показал высший класс, оригинально смиксовав в своем сюжете несколько ключевых гоголевских повестей, поэм и комедий: «Нос», «Портрет», «Мертвые души», «Ревизор» и «Записки сумасшедшего». 

Перед началом спектакля полезно внимательно изучить программку, где указаны действующие лица. Фамилия главного героя, например, — Поприщин, но он, по замыслу режиссера, не только персонаж «Записок сумасшедшего». И не только мэр NN-ска, с трепетом ожидающий ревизора. Он еще и искусствовед, филолог, переводчик с хеттского и хурритского эпоса о Гильгамеше, филантроп и эстет. А жена его, Аида, — поэтесса и хозяйка клуба «Царство Аида»... Гриша Нос, которого примут за ревизора, — одновременно звезда шансона, Самозванец, Великий Инквизитор, древнеегипетский бог Тот, главный на суде Осириса, где души умерших взвешивают...

В роли Поприщина — почетный деятель искусств Павел Капитонов
Фото: пресс-служба театра "Ленком Марка Захарова", фото Полины Королевой

В картине мира, которую разворачивает перед нами сумасшедшее подсознание Поприщина, — вневременное отражение множества событий и рассуждений, включающих и наши дни, и фильмы Кубрика, фон Триера и Вачовски (да-да, «Матрица»!), и образы Древнего Египта, и еще много возникает всевозможных ассоциаций. Всё это подается с непередаваемым юмором, музыкой — от оперной до шансона, стихами и невероятными танцами. Фэнтезийный сюжет вы в силу своей начитанности и насмотренности будете разгадывать, как ребус. И наслаждаться, когда узнали и поняли. Театральный коллаж разворачивается для зрителя, которому интересен замысел режиссера. Смех в зале вызывает каждая узнаваемая реплика, неожиданное использование и обыгрывание каждого известного факта.  

Постепенно действие от комедии переходит к трагедии. В сатирических персонажах Гоголя усиливается трагическая тема личной ответственности перед высшим судом. И вот уже звучит «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» И в финале, в монологе Поприщина, сложно удержаться от слез: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им?.. Матушка, спаси твоего бедного сына!..»

Фото: пресс-служба театра "Ленком Марка Захарова", фото Полины Королевой

Вся авторская инсценировка Миркурбанова обращена к сакральной теме, занявшей центральное место в духовном пути Гоголя, особенно в последние годы его жизни (а писатель в это время читал и перечитывал «Илиаду») – теме покаяния. «Ревизор доедет к каждому... к каждому персонально! И устроит полную инвентаризацию! И на самом деле он уже давно здесь!..» 

Нельзя не заметить, что столь объемный театральный эксперимент затеял в Ленкоме не новый худрук Владимир Панков. Он пришел в театр, когда работа над «ГоголИЛиАдой» была уже в разгаре. Идею этого спектакля благословил прежний директор Марк Варшавер задолго до случившихся в театре кадровых перестановок. Панков же отнесся к проекту с чуткостью, дав возможность Миркурбанову и молодым актерам эту работу довести до премьеры. «Игорь Витальевич очень рьяно взялся за молодежь — это самое важное для меня в первую очередь, — сказал Панков. — Они рьяно начали репетировать, и им нельзя было подрезать крылья... Такие спектакли-эксперименты, философские высказывания — это внутренняя история. Она очень интересно раскрывает молодых артистов. Это эксперимент, а эксперименты необходимы в репертуаре». 

Среди тех, кто создавал пространство этой удивительной театральной мистерии вместе с режиссером Миркурбановым, художник-постановщик — Владислав Долженков, художник по костюмам — Ирина Дерябина, музыкальный руководитель — Армен Погосян, художник по свету Александр Краснодед, видеохудожник Алан Мандельштам, технический директор — заслуженный работник культуры России Дмитрий Кудряшов.

Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая