Финансовая грамотность закладывается в детском возрасте. До 6-7 лет формируется наше представление о деньгах – это происходит в бессознательном режиме. Мы наблюдаем за родителями, за их финансовыми сценариями, которые затем будут появляться в нашей дальнейшей жизни.
Изначальные финансовые сценарии могут быть изменены. Если мы меняем установки, которые были восприняты нами до 7 лет
Финансовые сценарии и взгляды на жизнь принимаются ребенком добровольно. Это происходит, потому что у каждого ребенка есть стремление принадлежать своей семье.
Иногда в жизни мы реализуем антисценарий – стремимся не делать того, что делали наши родители, не быть такими, как они. Но бессознательно нами движет тот же самый сценарий и желание оттолкнуться от него, создать противоположный план. Чтобы реализовать антисценарий, психика вынуждена находиться в большом напряжении – этот большой вклад энергии и сил быстро приводит к истощению.
Чтобы не столкнуться с истощением, человек должен отказаться от изначального плана. Если в семье был один сценарий (бедности), человек стремиться реализовать антисценарий (богатство), то ему необходимо будет измениться. Но отказаться от изначального сценария может только ребенок, поэтому в любой терапии происходит работа с внутренним ребенком, так как надо найти те мотивы, которые заставили его принять этот сценарий.
Все денежные привычки определяются психологическими составляющими. Это относится и к шопоголизму, и к трудоголизму, которые призваны закрыть определенные эмоциональные проблемы. По сути, шопоголизм, как и трудоголизм, являются зависимостями, а не решением проблемы. Если в ваших финансовых привычках присутствуют какие-то деформации, которыми вы не можете управлять самостоятельно, и вы хотите это изменить, необходимо работать с поиском первопричины этого сценария.
Чтобы выявлять проблемы в финансовом мышлении, важно понимать, как мы думаем. То есть важно мыслить доходами, а не расходами. Необходимо думать не о том, как сэкономить и сократить расходы, а как зарабатывать больше.
Соблюдение интервала времени между «я хочу» и «я получаю» – несформированное, детское мышление не может выдержать эту дельту. Когда мы реализуем взрослое финансовое мышление, мы легко выдерживаем дельту между «я хочу» и «я получаю». И это тоже залог финансового успеха.
Закономерностей финансового мышления очень много, и если вы хотите в своем мышлении что-то изменить, помните, что можно начать с малого: важно сделать небольшие шаги – первый из которых осознание проблемы. После этого вы сможете сделать второй шаг: вы постараетесь решить эту проблему.