Как понять, готов ли ребенок к школе и что можно сделать до 1 сентября

Консультируемся с методистом по социально-эмоциональному обучению.
Мария Кравцова
|
03 Августа 2023
Фото: 123RF/legion-media.ru

Вопрос о том, когда идти в первый класс, обычно встает, если полных семь лет ребенку исполнится только осенью, а то и зимой. Попробовать с шести или ждать еще один год? А если уже приняли решение идти в первый класс, то как оценить готовность ребенка? Разбираемся с экспертом. 

— Школьным педагогам важнее всего, чтобы будущий первоклассник умел учиться, шел по развитию вровень с остальными детьми и соблюдал правила поведения. В классах часто больше 30 человек, и у учителя нет возможности отдельно заниматься потребностями каждого ребенка. 

Фото: 123RF/legion-media.ru

Предметные знания для первоклассника

Собеседование при приеме в школу — это не экзамен, а диагностика текущего уровня развития. Однако часто просят, чтобы ребенок уже хотя бы частично умел то, чему по программе должны учить в школе. Как правило, от ребенка ждут: 

  1. Знания об окружающем мире. Ребенок может назвать части тела, птиц, животных, цвета, профессии, продукты, элементы гардероба, предметы мебели, цвета, формы и т. д. Знает дни недели, месяцы, времена года и части суток, может ориентироваться по часам.
  2. Речевые навыки, письмо и чтение. Обычно ожидается, что дошкольник к первому классу уже знает буквы, может их писать, умеет читать по слогам. Также важно умение пересказывать текст, составлять рассказ по картинкам, различать интонационную окраску предложения.
  3. Математика. Хорошо, если к первому классу ребенок умеет считать до ста. Если нет, то хотя бы знает цифры, может записывать ими количество предметов, считать до 10 и обратно, сравнивать числа, составлять и решать простые задачки. Знает названия фигур, различает их по размерам и цветам, ориентируется в направлениях движения и может по словесному описанию определить место предмета в пространстве.
Фото: 123RF/legion-media.ru

Какие навыки действительно важны первокласснику

Несмотря на то что умение считать, писать и читать влияют на то, как быстро ребенок сможет адаптироваться к конкретному предмету, наиболее важны для комфортного пребывания в школе малыша иные навыки. И именно от их наличия зависит готовность ребенка к «парте». 

1. Самостоятельность. 

Это на самом деле самый важный навык — чтобы ребенок мог без помощи взрослых одеться, обуться, собрать вещи в рюкзак, налить себе воды, найти нужный кабинет и т. д. Развить навыки самостоятельности и самообслуживания можно с помощью привлечения к бытовым делам — уборке, готовке, уходу за растениями и домашними животными. Также стоит не бросаться сразу решать сложности ребенка — например, с заданиями, поиском инструкции к игре или сборами на прогулку. Позволяйте ему разбираться с этим самостоятельно и помогайте только тогда, когда ребенок попросит. Именно такое поведение родителей сможет сформировать у ребенка понимание «я могу сделать это сам». 

Фото: 123RF/legion-media.ru

2. Критическое мышление. 

По сути, это умение вовремя задаться вопросом: «А почему?», — и найти на него ответ, логично объясняющий явление или правило. Благодаря этому ребенок сможет сформировать свою точку зрения и отстаивать ее, а не слепо повиноваться всевозможным «потому что я так сказал(-а)» или «потому что я умнее». В развитии этого навыка помогает постоянное обсуждение происходящего с малышом. Например, можно интересоваться у него, о чем был просмотренный мультик, какие там были ситуации и почему они произошли, как вели себя герои, как он оценивает их поведение, как бы он поступил на их месте и т. д. 

3. Логическое мышление. 

Этот навык пригодится в учебе: в решении задач, в составлении рассказа о себе, о семье, о каникулах и т. д. Но также он нужен в повседневном общении — опять же, чтобы ребенок принимал решения, руководствуясь здравым смыслом, не попадал под чье-то негативное влияние, мог объективно оценить свои действия и действия других людей. В этом родители могут помочь различные игры. Можно предложить ребенку поискать ошибки в ваших словах и доказать их неверность. Например, вы говорите, что снег горячий, а ребенок замечает вашу ошибку и объясняет, что снег холодный, потому что он выпадает только зимой, когда холодно. Также хорошо работают игры на ассоциацию: вы говорите слово «облако», а ребенок отвечает «вата, потому что мягкая и белая, как облако». 

Фото: 123RF/legion-media.ru

4. Эмоциональный интеллект. 

Он развивается всю жизнь, но уже в дошкольном возрасте ребенок в какой-то степени им обладает: замечает перемены в настроении у себя и у других людей, подстраивает свое поведение под ситуацию, понимает, как выстраивать коммуникацию. Развитие этого навыка позволит ребенку легко находить общий язык с людьми, а значит, и чувствовать себя в школе более комфортно. Взаимодействовать с другими людьми ребенок обычно учится в детском саду. Но если он туда ходил редко или вообще не ходил, можно помочь ему собственным примером: видя, как вы вежливо общаетесь со взрослыми, как ведете себя в разных местах и ситуациях, он будет постепенно запоминать эти модели и воспроизводить потом сам. Помогут также ролевые игры, в том числе с игрушками. Социальные навыки ребенка сильно связаны с развитием эмоционального интеллекта. 

5. Усидчивость, концентрация, самоконтроль. 

Ребенок готов к школе, если может хотя бы полчаса сидеть за партой, концентрироваться на задании и контролировать свое желание пойти заняться другими делами. Кроме того, он должен уметь справляться с эмоциональными вспышками из-за сильной радости или обиды, например, не прятаться под парту из-за замечания и т. д. Чтобы отработать навык, создайте стабильный режим для ребенка. Регулярность в расписании позволит ему привыкнуть к определенному времени для учебы, игры и отдыха, что поспособствует лучшему усвоению материала и сосредоточенности. Предлагайте ребенку задачки и начинайте с более легких, постепенно усложняя их. Это поможет постепенно развивать умение сосредотачиваться на более длительные периоды времени. Обучайте ребенка выражать свои эмоции словами, а не только через поведение. Постепенно учите его терпению и способам расслабления, когда ситуация становится сложной или требует контроля.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Так или иначе все перечисленные навыки будут развиваться в школе и параллельно со школой. У ребенка будет возможность нагнать и перегнать ровесников, даже если в текущий момент что-то «проседает». То есть ставить «галочки» по всем пунктам сейчас — не обязательно. Но родителю важно оценить, насколько комфортной будет школа для ребенка с текущим набором навыков и качеств. Если самостоятельно принять решение о готовности ребенка к школе сложно, то лучше обратиться к нейропсихологу за консультацией. 

Бывают случаи, когда специалист предлагает повременить со школой, а ребенок «рвется в бой» — спрашивает, когда наконец пойдет в первый класс, просит купить рюкзак, пенал, форму или еще что-то из школьных вещей. Это отличный признак того, что ребенок заинтересован обучением. Важно его не упустить и использовать это рвение для того, чтобы обеспечить малыша всеми навыками. Например, записать ребенка в секцию, которая будет напоминать школу: в школу искусств, школу иностранных языков, на подготовительные дошкольные занятия. 

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Оладьи из авокадо и банана
Этот простой рецепт добавит больше фруктов в ваш рацион и станет отличной идеей для завтрака. Полезные жиры подарят ощущение сытости и заряд бодрости!




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог