Как понять, готов ли ребенок к школе и что можно сделать до 1 сентября

Консультируемся с методистом по социально-эмоциональному обучению.
Мария Кравцова
|
03 Августа 2023
Фото: 123RF/legion-media.ru

Вопрос о том, когда идти в первый класс, обычно встает, если полных семь лет ребенку исполнится только осенью, а то и зимой. Попробовать с шести или ждать еще один год? А если уже приняли решение идти в первый класс, то как оценить готовность ребенка? Разбираемся с экспертом. 

— Школьным педагогам важнее всего, чтобы будущий первоклассник умел учиться, шел по развитию вровень с остальными детьми и соблюдал правила поведения. В классах часто больше 30 человек, и у учителя нет возможности отдельно заниматься потребностями каждого ребенка. 

Фото: 123RF/legion-media.ru

Предметные знания для первоклассника

Собеседование при приеме в школу — это не экзамен, а диагностика текущего уровня развития. Однако часто просят, чтобы ребенок уже хотя бы частично умел то, чему по программе должны учить в школе. Как правило, от ребенка ждут: 

  1. Знания об окружающем мире. Ребенок может назвать части тела, птиц, животных, цвета, профессии, продукты, элементы гардероба, предметы мебели, цвета, формы и т. д. Знает дни недели, месяцы, времена года и части суток, может ориентироваться по часам.
  2. Речевые навыки, письмо и чтение. Обычно ожидается, что дошкольник к первому классу уже знает буквы, может их писать, умеет читать по слогам. Также важно умение пересказывать текст, составлять рассказ по картинкам, различать интонационную окраску предложения.
  3. Математика. Хорошо, если к первому классу ребенок умеет считать до ста. Если нет, то хотя бы знает цифры, может записывать ими количество предметов, считать до 10 и обратно, сравнивать числа, составлять и решать простые задачки. Знает названия фигур, различает их по размерам и цветам, ориентируется в направлениях движения и может по словесному описанию определить место предмета в пространстве.
Фото: 123RF/legion-media.ru

Какие навыки действительно важны первокласснику

Несмотря на то что умение считать, писать и читать влияют на то, как быстро ребенок сможет адаптироваться к конкретному предмету, наиболее важны для комфортного пребывания в школе малыша иные навыки. И именно от их наличия зависит готовность ребенка к «парте». 

1. Самостоятельность. 

Это на самом деле самый важный навык — чтобы ребенок мог без помощи взрослых одеться, обуться, собрать вещи в рюкзак, налить себе воды, найти нужный кабинет и т. д. Развить навыки самостоятельности и самообслуживания можно с помощью привлечения к бытовым делам — уборке, готовке, уходу за растениями и домашними животными. Также стоит не бросаться сразу решать сложности ребенка — например, с заданиями, поиском инструкции к игре или сборами на прогулку. Позволяйте ему разбираться с этим самостоятельно и помогайте только тогда, когда ребенок попросит. Именно такое поведение родителей сможет сформировать у ребенка понимание «я могу сделать это сам». 

Фото: 123RF/legion-media.ru

2. Критическое мышление. 

По сути, это умение вовремя задаться вопросом: «А почему?», — и найти на него ответ, логично объясняющий явление или правило. Благодаря этому ребенок сможет сформировать свою точку зрения и отстаивать ее, а не слепо повиноваться всевозможным «потому что я так сказал(-а)» или «потому что я умнее». В развитии этого навыка помогает постоянное обсуждение происходящего с малышом. Например, можно интересоваться у него, о чем был просмотренный мультик, какие там были ситуации и почему они произошли, как вели себя герои, как он оценивает их поведение, как бы он поступил на их месте и т. д. 

3. Логическое мышление. 

Этот навык пригодится в учебе: в решении задач, в составлении рассказа о себе, о семье, о каникулах и т. д. Но также он нужен в повседневном общении — опять же, чтобы ребенок принимал решения, руководствуясь здравым смыслом, не попадал под чье-то негативное влияние, мог объективно оценить свои действия и действия других людей. В этом родители могут помочь различные игры. Можно предложить ребенку поискать ошибки в ваших словах и доказать их неверность. Например, вы говорите, что снег горячий, а ребенок замечает вашу ошибку и объясняет, что снег холодный, потому что он выпадает только зимой, когда холодно. Также хорошо работают игры на ассоциацию: вы говорите слово «облако», а ребенок отвечает «вата, потому что мягкая и белая, как облако». 

Фото: 123RF/legion-media.ru

4. Эмоциональный интеллект. 

Он развивается всю жизнь, но уже в дошкольном возрасте ребенок в какой-то степени им обладает: замечает перемены в настроении у себя и у других людей, подстраивает свое поведение под ситуацию, понимает, как выстраивать коммуникацию. Развитие этого навыка позволит ребенку легко находить общий язык с людьми, а значит, и чувствовать себя в школе более комфортно. Взаимодействовать с другими людьми ребенок обычно учится в детском саду. Но если он туда ходил редко или вообще не ходил, можно помочь ему собственным примером: видя, как вы вежливо общаетесь со взрослыми, как ведете себя в разных местах и ситуациях, он будет постепенно запоминать эти модели и воспроизводить потом сам. Помогут также ролевые игры, в том числе с игрушками. Социальные навыки ребенка сильно связаны с развитием эмоционального интеллекта. 

5. Усидчивость, концентрация, самоконтроль. 

Ребенок готов к школе, если может хотя бы полчаса сидеть за партой, концентрироваться на задании и контролировать свое желание пойти заняться другими делами. Кроме того, он должен уметь справляться с эмоциональными вспышками из-за сильной радости или обиды, например, не прятаться под парту из-за замечания и т. д. Чтобы отработать навык, создайте стабильный режим для ребенка. Регулярность в расписании позволит ему привыкнуть к определенному времени для учебы, игры и отдыха, что поспособствует лучшему усвоению материала и сосредоточенности. Предлагайте ребенку задачки и начинайте с более легких, постепенно усложняя их. Это поможет постепенно развивать умение сосредотачиваться на более длительные периоды времени. Обучайте ребенка выражать свои эмоции словами, а не только через поведение. Постепенно учите его терпению и способам расслабления, когда ситуация становится сложной или требует контроля.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Так или иначе все перечисленные навыки будут развиваться в школе и параллельно со школой. У ребенка будет возможность нагнать и перегнать ровесников, даже если в текущий момент что-то «проседает». То есть ставить «галочки» по всем пунктам сейчас — не обязательно. Но родителю важно оценить, насколько комфортной будет школа для ребенка с текущим набором навыков и качеств. Если самостоятельно принять решение о готовности ребенка к школе сложно, то лучше обратиться к нейропсихологу за консультацией. 

Бывают случаи, когда специалист предлагает повременить со школой, а ребенок «рвется в бой» — спрашивает, когда наконец пойдет в первый класс, просит купить рюкзак, пенал, форму или еще что-то из школьных вещей. Это отличный признак того, что ребенок заинтересован обучением. Важно его не упустить и использовать это рвение для того, чтобы обеспечить малыша всеми навыками. Например, записать ребенка в секцию, которая будет напоминать школу: в школу искусств, школу иностранных языков, на подготовительные дошкольные занятия. 

Делиться или нет – почему некоторые дети жадничают?
Знакома ситуация? Ребенок держит машинку в руках и кричит: «Мое!» на просьбу другого ребенка дать поиграть. На детской площадке неловкая пауза, взрослые переглядываются: «Ну что за жадина, неужели так трудно поделиться?»




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая