Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота: куда стоит отдавать ребенка?

Как правильно расставить приоритеты и выбрать секции, которые принесут детям пользу
Полина Валеева
|
22 Сентября 2020
Фото: LEGION-MEDIA

С каждым годом учебы в жизни ребенка становится все больше, а времени для дополнительных секций — все меньше. Как правильно расставить приоритеты и выбрать кружки, которые принесут детям пользу, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин

Сразу дам маленький спойлер: кружки полезны, только если ребенку в них нравится. Во всех остальных случаях никакой ценности они, к сожалению, не несут. Давайте вместе разбираться: кружок — это определённая деятельность, у которой есть цель. Так какие цели обычно преследуют родители, выбирая детям те или иные кружки? 

Первая цель — загрузить ребенка, чтобы структурировать его время (иными словами, чтобы он не «болтался» на улице и был в порядке).  В этом случае родители добиваются тактической цели, стратегически же ребенок не научится структурировать свое время и управлять им. И как только отпадет внешний контроль, уйдет и деятельность. И ребенок столкнется с колоссальным объемом времени, который не сможет переработать самостоятельно. Такой исход намного хуже, чем научить этому в детстве. 

Фото: LEGION-MEDIA

Кажется, что цель уже стратегическая, касающаяся будущей взрослой жизни, но давайте разберемся, а какие знания и навыки, полученные в детском и школьном возрасте, могут понадобится в жизни, при условии, что ребенок дальше этого делать не будет (мало кто будет добровольно продолжать дело, к которому принуждали многие годы). Реально полезные навыки для жизни, а именно — самостоятельность, способность принимать решения, умение и желание учиться — все это, к сожалению, не то, что не прививается, а, наоборот, отбивается через принуждение. За школьные годы (когда ребенком можно управлять) вы не сможете вложить в него какой-то сверхполезный навык, который поможет ему зарабатывать среднюю или даже минимальную зарплату. Довести его до высоких результатов большого спорта получается у единиц. В основном, выдающихся результатов достигают те дети, которые увлечены своим делом и отдаются ему полностью. Тот, кого заставляют, дойдет до среднего или базового уровня, но, чтобы штурмовать высоты, нужен внутренний огонь. 

Нужно укрепить здоровье и развить хорошую физическую форму. Тут важно понимать, что, если ребенка будут заставлять, он, занимаясь, конечно, станет крепче, быстрее, сильнее и т.д. Но, когда он забросит (а это случится, когда родители не смогут дальше заставлять заниматься), тренировки закончатся и, казалось бы, прочный фундамент, за 5-10 лет рассыпется, обернувшись кратковременным эффектом. Другими словами, если сын хочет на бокс, а мама записывает его на волейбол (потому что он будет выше, научиться командной работе и нос не сломает), то фундамент, который мальчик на боксе построит самостоятельно, будет куда крепче и долговечней. 

Фото: LEGION-MEDIA

Научить достигать и соревноваться — важная цель. Однако, как только он бросит нелюбимое дело, эффект также сойдет на нет (особенно, если в процессе он получит огромное количество травмирующего опыта). 

Сделать ребенка более эффективным, разносторонне развитым и т.д — мечта всех родителей. Для большинства это еще один повод гордиться своим ребенком. Это болезненная тема, но многим нужен повод сказать: «Мой ребенок талантище и молодец. Да, он всегда уставший и ненавидит всех вокруг, но зато занимается фортепиано, играет в трех пьесах, ходит на футбол, в художественную школу, в среду первое занятие по шахматам и надо записаться на испанский...» Почему-то считается, что именно так ведут себя хорошие родители — это называется «заниматься ребенком». Почему-то считается, что, если ребенок пока не может жить самостоятельно, то и решать самостоятельно (тем более чего-то хотеть и как-то влиять на свою жизнь) не может и не должен. О том, что кто-то пытается воплотить в ребенке свою несбывшуюся детскую мечту, (потому что родители в свое время отдали на легкую атлетику вместо балета) мы писать подробно не будем, но порекомендуем каждый раз задавать себе вопрос: «А зачем я хочу отдать ребенка на эти занятия?». И до лет 20 даже получится хвастаться ребенком. А когда ребенок сможет жить самостоятельно, контроль ослабнет, и хвастаться будет нечем, потому что останутся, в большинстве случаев, никому ненужные достижения и пылящиеся медали за 8-е место. И это при накопленной усталости, нежелании что-то делать, неумении решать и хоть как-то управлять своей жизнью.

Поднять успеваемость в школе — еще одна причина появления кружков. Однако, если ребенок ходит на дополнительные занятия в надежде освоить школьный материал, что-то здесь не так, потому что это не решение проблемы, а только маскировка. Это значит, что ребенок не усваивает информацию на уроке. Он либо имеет серьезные пробелы в знаниях (и их нужно устранять), либо психические процессы (память и внимание) недостаточно развиты, либо у вас настолько плохой педагог или с ним есть конфликт, либо ребенок полностью демотивирован и даже не слушает учителя. Причины могут быть разные, но каждую необходимо решать как можно скорее, иначе будет поздно. 

Другое дело — кружок астрономии, углубленное изучении химии и т.д., что нужно, во-первых, для поступления, во-вторых, для будущей профессии. Но только если это нравится ребенку. 

Фото: LEGION-MEDIA

Если все позитивные качества развиваются только в условиях добровольности, как сделать правильный выбор? Все очень просто. Есть универсальный алгоритм: 

  • выберите список кружков, которые, вы считаете, будут полезны ребенку. Перечень должен быть максимально широким — в идеале дать ему выбирать все, что он хочет и показать, что вообще существует. 
  • Договоритесь с ребенком, что он сможет заниматься, где ему понравится. Объясните, что занятия идут не бесплатно, поэтому придется взять на себя определенные обязательства (если ему понравилось, и вы заплатили за месяц, то месяц он ходит). 
  • Если нужно будет покупать какой-то дорогостоящий инвентарь или амуницию, например, кимоно или костюмы для танцев, договоритесь, что ребенок проходит в секцию полгода. А если обещание будет нарушено, он компенсирует затраты из карманных денег. Так дети учатся брать ответственность и отвечать за свои решения, чего вы и хотели добиться. 
  • Кружок должен быть не обязанностью, а наградой, поэтому при договоре должны быть определенные условия, кроме посещения, например, отсутствие ущерба для школы, выполнение домашнего задания, домашние обязанности и т.д. 

Таким образом, следуя нашим советам, вы получите более устойчивый эффект, потому что ребенок участвует в выборе, понимает и принимает правила игры. Не перестаю говорить: учитывать желания ребенка — обязательно. Кружок — это любимая привилегия, а не бесполезное принуждение. Тактические цели позволяют добиться краткосрочных и средненьких результатов, зато практически 100% блокируют развитие в этой сфере деятельности навсегда. 

И напоследок хочу напомнить третий закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Другими словами, чем больше вы пытаетесь запихнуть в ребенка насильно, тем сильнее он будет это ненавидеть. Не хотите, чтобы он стал музыкантом? Отправьте насильно в музыкальную школу. Работает на ура! 

И помните — ущерб от принуждения к школе меньше, чем к кружку: ребенок и так полжизни тратит на школу и домашнее задание — свободного времени не так много. Однако с обязательным смириться легче, чем с дополнительным, поэтому ненавистная гимнастика до девяти вечера давит сильнее, чем школа. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая