
Женщины снимали кино почти с самого момента его изобретения: первой из них была француженка Алис Ги, прошедшая путь от секретарши до режиссера одного из первых фильмов в истории (ее «Капустная фея» вышла всего через год после «Политого поливальщика» братьев Люмьер). По мере роста студийной системы мужчины все больше вытесняли девушек с ключевых позиций, но те неизбежно возвращались с новыми креативными идеями, неожиданными предложениями и просто «женским» взглядом, который зачастую был точнее и интереснее мужского. Можно точно сказать, что они дополнили историю кино картинами, которые не снял бы никто другой.
Аньес Варда

«Крестную маму» французской «новой волны» безошибочно узнавали на любом фестивале, на любой премьере. Все благодаря ее фирменной прическе «паж»: такой же, как у певицы Мирей Матье. Сначала она была фотографом, в режиссуру пришла интуитивно, и уже второй ее фильм «Клео от 5 до 7» вошел в конкурсную программу Канн. Она вышла замуж за своего коллегу и единомышленника Жака Деми. Так что без Аньес у нас, возможно, не было бы «Шербурских зонтиков» (фильм был снят на фоне пика романтических отношений между режиссерами). Она жила с мужем в Америке, но вынуждена была уехать после скандала, сопровождавшего ее документальный фильм о террористической группировке «Черные пантеры». Зато дома у Аньес была полная творческая свобода и абсолютное признание. И да, ее обожали, и у нее мечтали сняться все французские актрисы: от Катрин Денев до Джейн Биркин.
Лени Рифеншталь

Она снимала пропагандистские фильмы, но при этом использовала революционные технические приемы, которые сейчас проходят во всех киношколах. В 1932-м ее «Голубой свет» получил медаль Венецианского биеннале, но самые знаменитые ее картины — это «Триумф воли» и «Олимпия». В последней она показала, как эффектно работает «слоу-мо» (замедленное движение) в документальных съемках спортивных соревнований. После Второй Мировой войны у Рифеншталь был фактически запрет на профессию, но женщины терпеливы: как только появилась возможность, Лени снова встала за камеру. И в год, когда ей исполнилось 100 лет, она выпустила 45-минутный док «Коралловый рай».
Динара Асанова

Советский режиссер, «подружившая» художественное кино и док тогда, когда это еще не стало модно. Ее фильмы «Не болит голова у дятла» и «Пацаны» (в котором, кроме профессиональных актеров, играли трудные подростки с улицы) были полноценным психологическим исследованием внутреннего мира советского ребенка. До Асановой этот мир, в общем, мало кого интересовал. Она ушла слишком рано, не оставив после себя учеников. Впрочем, как и многие другие.
Лариса Шепитько

Красавица, звезда своего курса во ВГИКе (а училась Шепитько, например, с Иоселиани, дружила с Тарковским), она могла сделать карьеру актрисы, но выбрала режиссуру — причем режиссуру «мужскую», бескомпромиссную и жесткую. Ее фильмы принимала с восторгом советская интеллигенция, а вот на самом «верху» Шепитько были недовольны: слишком радикальными и одновременно слишком рефлексирующими были ее герои. В самом известном фильме Шепитько «Крылья» героиня Майи Булгаковой (в прошлом военная летчица) никак не может принять и впустить в себя мирную жизнь. В «Восхождении» по повести Василя Быкова слишком явно чувствовались христианские мотивы, а советский солдат, бывший учитель математики Сотников, ничем не напоминал классического героя советских военных фильмов. Лариса Шепитько тоже ушла на творческом взлете, погибнув в 41 год в автокатастрофе. «Такой характер: как в фильмах, так и в гибели», — писала про нее Алла Демидова.
Кэтрин Бигелоу

Настоящая «стальная леди» американского авторского кино, ученица Сьюзен Зонтаг. Ее первая короткометражка «Настройка» была посвящена деконструкции насилия, и эта тема в дальнейшем Кэтрин так и не отпустила. В 1991-м она сняла культовый фильм для целого поколения, называющийся «На гребне волны», про банду налетчиков-серфингистов (и противостоящего им агента ФБР Киану Ривза). В 2010-м — первая из женщин, кто получил «Оскар» за лучшую режиссуру («Повелитель бури»). В ее активе боевики «K-19» про советскую подлодку, «Цель номер один» про покушение на Усаму бен Ладена, «Детройт» про бойню в «черном» районе в 1967-м. Несмотря на брутальность всех ее фильмов, сама Кэтрин — очень красивая женщина, работавшая моделью. А еще она была женой Джеймса Кэмерона («Терминатор»). Сейчас Бигелоу снова снимает. И снова на тему насилия, власти и вооруженного противостояния в политике.
Кира Муратова

Уникальное явление в истории советского кино. Кира Георгиевна Муратова всегда снимала что хотела и как хотела, оставаясь абсолютно независимой от советских инстанций и госкомиссий. Ее первые фильмы «Короткие встречи» и «Долгие проводы» были сразу же положены на полку (что не мешало преподавателям ВГИКа показывать их своим студентам втайне), «Познавая белый свет» не вышел вообще, «Среди серых камней» Муратовой пришлось выпускать под мужским псевдонимом «Иван Сидоров». Классическая героиня Муратовой — женщина «не от мира сего», живущая в своей собственной вселенной и не умеющая наладить контакт с окружающими. Ну, или делающая это с большим трудом. К ней неприменимы так называемые «традиционные женские ценности» (этот факт особенно выводил советских чиновников из себя). Кира Георгиевна нашла духовную наследницу своего дела — Ренату Литвинову, музу и голос таких же «странных» девушек вне возраста и времени. Она дружила с Муратовой и сделала с ней вместе несколько фильмов, а «Северный ветер» Ренаты (2021) посвящен памяти Киры.
Джейн Кемпион

В 1993-м ее «Пианино» получило Золотую пальмовую ветвь в Каннах — это была первая победа подобного калибра для женщины-режиссера. Потом были «Портрет леди», «Священный дым», «Яркая звезда» — во всех этих фильмах Кемпион так или иначе препарировала природу женской сексуальности и соблазна. Хотя Джейн не называет себя феминисткой, она, очевидно, ею является, и главные роли у нее играют исключительно сильные женщины-актрисы (Кейт Уинслет, Николь Кидман, Кирстен Данст, Элизабет Мосс).
София Коппола

Когда София только начинала, невозможно было отделаться от мысли, что в кино она вошла без проблем и через парадную дверь благодаря своей фамилии. Но оказалось, что нет. Далеко не всегда природа отдыхает на детях гениев: с момента выхода «Девственниц-самоубийц» прошло 25 лет и еще несколько отличных фильмов, каждый со своим узнаваемым авторским почерком. «Мария-Антуанетта», «Где-то», но прежде всего, конечно, «Трудности перевода». Софию продолжает интересовать возраст «перехода» из девочки в женщину. Ее музы остаются прежними — это Кирстен Данст и Скарлетт Йоханссон, которые повзрослели вместе с ней и вместе с ней стали яркими звездами поколения нынешних сорокалетних.
Грета Гервиг

Картина «Леди Берд» о взрослении девочки-подростка катапультировала Грету Гервиг из инди-режиссеров в высшую лигу голливудских игроков. Но эта умница и интеллектуал, муза режиссера Ноа Баумбаха не собирается отказываться от своих принципов и продолжает снимать яркие драмы о женской силе, даже если они завернуты в ярко-розовый фантик (как, к примеру, ее «Барби»). Картины Греты — это портреты современных девушек от 20 до 40. Девушки, которые каждый день сталкиваются с проблемами и решают эти проблемы, рассчитывая при этом только на себя.