Мусор или замаскированное искусство: лучшие фильмы в жанре треш-хоррор

Вспоминаем лучшие примеры треш-хорроров и разбираем, зачем режиссеры маскируют собственные фильмы под «мусор».
Анастасия Седова
|
27 Августа 2021
«Клоуны-убийцы из космоса» (1987) фото
«Клоуны-убийцы из космоса» (1987)
Фото: Кадр из фильма

Слово «треш», в переводе с английского обозначающее «мусор», в мировом кинематографе имеет вполне конкретнее применение. Так в XX веке стали называть низкопробные фильмы, снятые за скромный бюджет энтузиастами-любителями или бездарными профессионалами, которые за годы своего существования сумели обрести культовый статус. В треш-фильмах как правило много грубости, несуразицы, насилия и бутафорской крови, сюжет настолько плох, что вызывает смех вперемешку с отвращением. Правда, к 2021 году эстетика «мусорного» кино видоизменилась – она все чаще используется вполне намеренно для создания постмодернисткого или сатирического эффекта. В этой подборке вспоминаем лучшие примеры треш-хорроров века минувшего и нынешнего и разбираемся, зачем режиссеры маскируют собственные фильмы под «мусор». 

«План 9 из открытого космоса» (1959) 

«План 9 из открытого космоса» (1959) фото
«План 9 из открытого космоса» (1959)
Фото: Кадр из фильма

Действительно легендарный фильм легендарного режиссера Эдварда Вуда-младшего. О гениальном в своей бездарности режиссере Эде Вуде даже сняли отдельную картину – готический байопик 1994 года от Тима Бертона с Джонни Деппом в главной роли. Над Вудом потешались, его не понимали, но им и восхищались – как минимум за упорство. Эд Вуд почти официально признан худшим режиссером в истории мирового кинематографа, а его фантастический хоррор «План 9 из открытого космоса» – самым худшим фильмом. И он действительно фантастически плох – от сюжета и актерской игры до спецэффектов. Миниатюрные летающие тарелки, подвешенные на нитках, здесь летают над песочницей, изображающей ландшафт неведомых планет, а инопланетные захватчики одеты в забавные пупырчатые костюмы, приобретенные Вудом на барахолке.  

Что до драматургии и сценария, то они впечатлят любого – в «Плане 9» есть пришельцы, оживленные ими мертвецы, перестрелки с полицией и воздушные погони. Словом, это действительно настолько плохо, что в какой-то момент начинает приносить удовольствие. 

Трилогия и ремейки «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми 

«Зловещие мертвецы 2» (1987) фото
«Зловещие мертвецы 2» (1987)
Фото: Кадр из фильма

Эстафетную палочку Вуда в 1980-х подхватили низкобюджетные хорроры, особенно успешно расходившиеся на VHS-кассетах. Правда, теперь уже кровопролитные ужасы смешивались с комедийными гэгами и фриковатой игрой актеров вполне намеренно. Снятые дешево и сердито фильмы Сэма Рэйми с литрами бутафорской крови рассказывали историю шумерской книги Некрономикон Экс-Мортис, которая способна превращать людей в дедайтов — живых мертвецов, одержимых кандарийскими демонами. В центре этих событий из раза в раз оказывался Эш (Брюс Кэмпбелл), который боролся с древними демоническими силами, убивающими людей и использующими их человеческую оболочку для продолжения кровавого похода. С каждой новой частью франшизы события «Зловещих мертвецов» становились все менее логичными и серьезными и все больше напоминали сатиру на зомби-хорроры. Все больше черного юмора и несуразицы, странные перемещения Эша в Средневековье, его встреча с Фредди Крюгером и прочей культовой нечистью – начиная снимать свой дебютный полнометражный фильм, по-своему мрачный и атмосферный, несмотря на скромное финансирование, Сэм Рэйми вполне осознанно превратил его с веселый и залихватский треш-хоррор, который миллионы людей с упоением пересматривают до сих пор. 

«Клоуны-убийцы из космоса» (1987) 

«Клоуны-убийцы из космоса» (1987) фото
«Клоуны-убийцы из космоса» (1987)
Фото: Кадр из фильма

Еще более классический пример треш-хоррора, снятого в таком формате авторами отнюдь не бездарными, – культовые «Клоуны-убийцы из открытого космоса». Братья Чиодо – Чарльз, Стивен и Эдвард – решили от души посмеяться над популярными в то время историями о жестоких космических захватчиках, совместив их с образами не менее архетипичными – злобными клоунами. Получилось бредово, абсурдно и по-своему гениально. Синопсис «Клоунов» таков: парочка влюбленных, находясь на прогулке, замечают в небе падающий метеорит и спешат посмотреть на инопланетный осколок в ближайшем лесу. Их, однако, ждет страшное разочарование – на месте падения космического тела они обнаруживают не метеорит и даже не космический корабль, а клоунский шатер. Его обитатели – кровожадные космические клоуны – прибыли на Землю, чтобы захватить людей, законсервировать их и использовать в дальнейшем в качестве провианта, топлива и оружия.  

Все перечисленное сопровождается отличной музыкой, стильными клоунскими костюмами и визуальными гэгами – чего стоит хотя бы сцена закидывания сторожа тортами. Нет, «Клоуны-убийцы из космоса» – это именно тот треш, который ни в коем случае нельзя назвать бездарным кино. При этом китча и провокации здесь хоть отбавляй. 

«Факультет» (1998) 

«Факультет» (1998) фото
«Факультет» (1998)
Фото: Кадр из фильма

В 1990-х и 2000-х форма треш-хоррора используется режиссерами для переосмысления жанра. Слово «треш» отныне больше не означает малобюджетные проекты, снятые в подвале и смонтированные на коленке. Эти фильмы начинают претендовать на художественную значимость и попытку режиссеров сказать свое слово в развитии направления. 

Молодежный фантастический хоррор «Факультет» Роберта Родригеса ближе к тому, что принято называть подростковыми ужасами, однако режиссер все же не забывает собственные корни и патологическую тягу к фильмам категории B, с которыми всегда было связано творчество Родригеса. «Факультет», пусть и хвастает суперзвездным актерским составом для того времени (здесь Джош Хартнетт, Элайджа Вуд, Фамке Янсен и Сальма Хайек), но генетически очень близок треш-фильмам. Сюжет рассказывает о группе подростков, сталкивающихся с инопланетными захватчиками, победить которых можно лишь с помощью дешевых и некачественных наркотиков, которые распространяются на территории кампуса. Странный юмор, сюжет, не блещущий глубиной и карикатурная жестокость картины не дают забыть о тяге Родригеса к трешу. А явная пародия на «Клуб «Завтрак» еще и позволяют режиссеру в сатирическом ключе переосмыслить жанр молодежной драмы. 

«Оборотень» (2000) 

«Оборотень» (2000) фото
«Оборотень» (2000)
Фото: Кадр из фильма

Сестры Бриджитт и Джинджер любят молодежные фильмы ужасов, да и сами не прочь отснять подобное – их любительские киноопусы наполнены кучей шокирующих сцен с отрубленными конечностями, липовой кровью и предсказуемым сюжетом. Как по заказу их жизнь в одночасье становится похожа на один из этих низкопробных фильмов. Джинджер кусает неизвестный зверь, после чего девушка начинает обращаться в кровожадного оборотня, расправляясь с неотесанными одноклассниками, свистящими вслед. Довольно грубые и неестественные спецэффекты и грим вкупе с черным юмором и жестокими убийствами, постоянно нарушаемый баланс между хоррором и комедией, несомненно роднят канадского «Оборотня» с треш-фильмами. Однако история двух сестер глубже, чем может показаться на первый взгляд. Помимо отчетливого феминистского подтекста (фильм чуть ли не первым в истории рассказывает о девушке-вервольфе), в форму подросткового треша здесь зашита грандиозная метафора о трудностях пубертата, самоопределении и кровавых последствиях переходного возраста в первую очередь для девочек. 

Трилогия «Кровь и мороженое» Эдгара Райта 

«Армагеддец» (2013) фото
«Армагеддец» (2013)
Фото: Кадр из фильма

В нулевых под форму комедийных треш-хорроров закосить пытался еще один режиссер-экспериментатор – британец Эдгар Райт. Он отснял не один, а целых три фильма, объединенных общей концепцией пародийности и высмеивания многочисленных хоррор-клише – «Зомби по имени Шон» (2004), «Типа крутые легавые» (2007) и «Армагеддец» (2013). Его верные соавторы, а по совместительству главные актеры – Саймон Пегг и Ник Фрост здесь появляются то в роли неудачливых полицейских, вынужденных распутывать преступления культа в провинциальном городке, то в образе двух придурков, спасающихся от зомби-апокалипсиса, то в амплуа друзей детства, сталкивающихся с пришельцами. Неизбежные атрибуты всех трех картин – абсурдный юмор, бессмысленные смерти и незамысловатые сюжеты. 

«Убойные каникулы» (2010) 

«Убойные каникулы» (2010) фото
«Убойные каникулы» (2010)
Фото: Кадр из фильма

Канадские комедийные ужасы «Убойные каникулы» тоже недалеко уходят от формы треша, а точнее добавляют его элементы намеренно – для достижения лучшего сатирического эффекта. Несколько друзей-студентов приезжают на отдых за город, где натыкаются на двоих неотесанных фермеров, которых насмотревшиеся ужастиков впечатлительные горожане принимают за маньяков. В попытках обезопасить себя «студентики начинают убиваться на свежем воздухе», причем самыми изощренными способами, чем только усугубляют ситуацию. Под конец по окрестностям разбросаны кишки десятка человек, в живых остаются единицы, а маньяк так и остается фантазией – зато зритель явно должен ощутить прилив счастья от буйства красок и несуразицы, происходящей на экране. 

«Тело Дженнифер» (2009) 

«Тело Дженнифер» (2009) фото
«Тело Дженнифер» (2009)
Фото: Кадр из фильма

Девичий хоррор «Тело Дженнифер» с Меган Фокс и Амандой Сайфред во многом повторяет сюжет канадского «Оборотня». Разница лишь в том, что две главные героини теперь не сестры, а лишь лучшие подружки, да и героиня Меган Фокс здесь превращается не в оборотня, а в слабо идентифицируемое демоническое существо. Но структура у гламурного американского ужастика примерно та же – школьной красавицей овладевает неизвестная потусторонняя сила, награждающая ее сверхспособностями и безудержной тягой к убийствам. Скромная и непривлекательная лучшая подруга пытается разобраться в ситуации и защитить девушку, но все оборачивается кровавой бойней. Метафора о пубертате в «Теле Дженнифер» уже кажется вторичной, зато треш-составляющая на высоте. 

«Хижина в лесу» (2011) 

«Хижина в лесу» (2011) фото
«Хижина в лесу» (2011)
Фото: Кадр из фильма

Дебютный фильм опытного сценариста Дрю Годдарда с Крисом Хемсвортом в главной роли в 2011 году многие расценили как самый настоящий треш-хоррор. Слишком уж бредово соединялись здесь различные ужастиковые мотивы. Завязка «Хижины в лесу» намеренно копирует «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми: компания друзей приезжает в загадочный загородный дом, где сталкивается с древним проклятием, поднимающим из могил полчища зомби. Однако Годдард сразу идет гораздо дальше, демонстрируя внушительный кинематографический арсенал – и вот к зомби присоединяются оборотень, приведения, маньяки в масках, напоминающие сенобитов из «Восставшего из ада», клоун, похожий на Пеннивайза из «Оно», девочка с внешностью Самары из «Звонка» и прочая нечисть. Все они дружно начинают крошить молодежь направо и налево, а те уже мало понимают, что происходит вокруг, как, в общем-то, и зритель.  

Однако треш и неразбериха, созданные Годдардом, на деле оказываются чем-то совсем иным – пародией на все нажитые кинематографом хорроровые архетипы и их трансформацией для современности. Кинокритики после выхода «Хижины в лесу» рукоплескали и заикались о полном видоизменении жанра, хвалили Годдарда за смелый постмодернистский подход и с оптимизмом смотрели в будущее режиссера, как нового мессии в сфере киношных ужастиков. Однако прошло десять лет, а на авансцене вовсе не он, а Ари Астер, Роберт Эггерс и Джордан Пил – а они к треш-хоррорам не имеют никакого отношения. 

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог