«Летят журавли» к «Майору Грому»: советские и российские фильмы, которые любят за рубежом

От картин Андрея Тарковского до российской супергероики – вспоминаем, какие из наших фильмов любят за границей.
Анастасия Седова
|
16 Августа 2021
«Летят журавли» (1957) фото
«Летят журавли» (1957)
Фото: Кадр из фильма

Отечественные картины довольно часто оказываются куда популярнее у западного зрителя, чем на родине, – там они получают награды международных кинофестивалей и завоевывают сердца посетителей кинотеатров. От картин Андрея Тарковского до российской супергероики – вспоминаем, какие из наших фильмов любят за границей.

«Броненосец Потемкин» (1926)

«Броненосец Потемкин» (1926) фото
«Броненосец Потемкин» (1926)
Фото: Кадр из фильма

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» до сих пор изучают почти во всех киношколах мира. Не будем слишком углубляться в теорию кино – лишь скажем, что представленной в «Броненосце» системой монтажа советский режиссер буквально перевернул представления о том, как нужно снимать кино. Его способы сопоставления кадров изумляют и поражают до сих пор. Картина 1926 года пережила много пародий и цитирований – в особенности знаменитая сцена с коляской, катящейся вниз по лестнице в порту Одессы. Ее в своих произведениях воспроизводило огромное количество режиссеров – от Брайана де Пальмы в «Неприкасаемых» до Питера Сигала в «Голом пистолете 33 1/3» и Терри Гиллиама в «Бразилии».

«Летят журавли» (1957)

«Летят журавли» (1957) фото
«Летят журавли» (1957)
Фото: Кадр из фильма

Знаменитая советская картина, фактически обозначившая начало «оттепели» в кино, стала единственной советской полнометражной лентой, получившей главный приз Каннского кинофестиваля. История любви, разрушенной войной, покорила мирового зрителя своей реалистичностью и правдивостью. А невероятная образность фильма Михаила Калатозова, метафоричность и поэтика, созданная режиссером с помощью операторских приемов Сергея Урусевского, позволили этому фильму стать настоящим произведением искусства и войти в историю международного кино.

«Москва слезам не верит» (1979)

«Москва слезам не верит» (1979) фото
«Москва слезам не верит» (1979)
Фото: Кадр из фильма

Фильм Владимира Меньшова о трёх девушках, ищущих любовь в большом городе, на два десятка лет опередил знаменитый сериал с Сарой Джессикой Паркер, хотя рассказывал, пусть и другими словами, но о том же. Возможно, именно это так в свое время понравилось западным зрителям, что советская картина даже была удостоена статуэтки «Оскар» как лучший иностранный фильм. В Америке лента производила такое впечатление на публику, что кинозалы буквально разрывались от смеха и рыданий посетителей, а билеты на сеансы «Москвы» раскупались за считанные часы. По легенде, фильм Меньшова несколько раз посмотрел даже Рональд Рейган – ему это было необходимо, чтобы проникнуться загадочной русской душой перед встречей с Михаилом Горбачевым.

«Зеркало» (1974), «Солярис» (1972), «Андрей Рублев» (1966), «Жертвоприношение» (1986)

«Солярис» (1972) фото
«Солярис» (1972)
Фото: Кадр из фильма

Пусть в России имя Тарковского знакомо многим, а в Ивановской области даже существует международный кинофестиваль, посвященный гениальному режиссеру, он по-прежнему остаётся больше любим на западе. Еще при жизни у Андрея Арсеньевича существовали коллеги, в чьих фильмах можно увидеть цитаты и планы, отсылающие к его картинам, и наоборот – отпечаток влияния современников Тарковского чувствуется в его киноязыке. К таким режиссерам, вольно или по наитию обменивавшимся мастерством с советским автором, можно отнести Ингмара Бергмана, Робера Брессона и Акиру Куросаву. Но и теперь огромное количество кинематографистов с мировыми именами считают себя учениками Андрея Тарковского или по крайне мере уважительно ссылаются на него в собственных работах. Среди самых заметных «учеников» советского режиссера – Ларс фон Триер, Кристофер Нолан, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Стивен Содерберг, Семих Капланоглу и другие. Любовь и бесконечное уважение зарубежных режиссеров к Тарковскому хорошо описывает высказывание автора фильмов «Транс» и «На игле» Дэнни Бойла: «Есть вещи, которые ты просто обязан знать – и в их числе, разумеется, Тарковский. Для западных режиссёров это Бог кинематографии».

«Ежик в тумане» (1975)

«Ежик в тумане» (1975) фото
«Ежик в тумане» (1975)
Фото: Кадр из мультфильма

Самобытные, философские, под завязку набитые оммажами к известным фильмам и невероятно узнаваемые мультфильмы Юрия Норштейна всегда высоко ценились за рубежом. Но апофеозом его популярности у международного зрителя по праву считается «Ежик в тумане». В Токио этот мультик признали лучшим анимационным произведением всех времен и народов. А в популярном американском мультсериале «Гриффины» норштейновский «Ежик в тумане» упоминается как символ российской культуры.

«Утомленные солнцем» (1994)

«Утомленные солнцем» (1994) фото
«Утомленные солнцем» (1994)
Фото: Кадр из фильма

Как и меньшовская «Москва слезам не верит», этот фильм Никиты Михалкова в свое время получил «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Прекрасная игра актеров, драматический сюжет, а также атмосфера 1930-х и предчувствие страшных событий покорили зарубежного зрителя настолько, что по «Утомленным солнцем» даже написали одноименную пьесу. Она была показана на сцене Королевского Национального театра Великобритании и также имела большой успех.

«Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2005)

«Ночной дозор» (2004) фото
«Ночной дозор» (2004)
Фото: Кадр из фильма

Дилогия Тимура Бекмамбетова о российской нечисти и воинах света совершила по сути невероятное – она показала западному зрителю, что в России тоже могут снимать блокбастеры. Нехитрые, но зрелищные «Дозоры» собрали в зарубежном прокате бОльшую кассу, чем на родине. Успех фильмов помог Бекмамбетову и исполнителю главной роли Константину Хабенскому попасть в Голливуд и поработать с такими мировыми звёздами, как Анджелина Джоли, Морган Фриман и Джеймс МакЭвой.

«Он – дракон» (2015)

«Он – дракон» (2015) фото
«Он – дракон» (2015)
Фото: Кадр из фильма

Крайне неожиданный пункт в нашем списке. О существовании этой фантастической картины режиссера Индара Джендубаева наверняка знали немногие, но ещё большим сюрпризом должен оказаться факт, что малоизвестная на родине лента «Он – дракон» – одна из самых кассовых в российском кинематографе. Все дело в том, что история о девушке, которая влюбляется в своего похитителя – дракона, – довольно удачно перекликается с фантастическими западными мелодрамами вроде «Красавицы и чудовища», поэтому понравиться заграничному зрителю ей было нетрудно. Однако самые большие сборы у фильма оказались в Китае – там аудиторию привлек еще и образ главного героя – благородного дракона, который испокон веков в китайской культуре считается священным.

«Левиафан» (2014)

«Левиафан» (2014) фото
«Левиафан» (2014)
Фото: Кадр из фильма

Судьба Андрея Звягинцева сильно напоминает жизненный путь Андрея Тарковского – им восхищаются за рубежом, но шельмуют на родине. Картины российского режиссера высоко ценятся на международных кинофестивалях – «Левиафан», к примеру, получил «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм и награду Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, – при этом в России считаются социальной чернухой. Звягинцева обвиняют в намеренном искажении российской действительности в угоду западу, излишне депрессивной и менторской манере изложения сюжета, а также в перегруженности фильмов метафорами. Отчасти с этим можно согласиться, однако Звягинцев – большой художник, наш соотечественник, чье имя за рубежом будут помнить ни один год. И с этим надо считаться.

«Маша и медведь» (2009 – по настоящее время)

«Маша и медведь» (2009 – по настоящее время) фото
«Маша и медведь» (2009 – по настоящее время)
Фото: Кадр из мультсериала

Российский анимационный сериал для дошколят почти с самого момента своего появления очаровал не только свою целевую аудиторию, но и взрослых – родителей. История деловой и хозяйственной Маши, воспитывающей непутевого медведя, настолько быстро завоевала сердца зрителей в России, что ее успех за рубежом был лишь делом времени. Сейчас «Маша и медведь» переведены на 42 языка и транслируются по всему миру. А совсем недавно стало известно, что мультсериал стал самой популярной детской программой на всей планете – российский мультик обогнал своих главных конкурентов в лице «Свинки Пеппы» и «Улицы Сезам».

«Дылда» (2019)

«Дылда» (2019) фото
«Дылда» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Совсем ещё юный 30-летний российский режиссер Кантемир Балагов начал покорять публику западных кинофестивалей со своего дебютного полнометражного фильма «Теснота». Уже он был воспринят как новое свежее дыхание российского кинематографа – картина повествовала о молодой девушке-бунтарке, на чьи плечи ложится решение семейной драмы. Всего два года спустя выходит «Дылда» – и это новый триумф. В Каннах фильм, который рассказывал очень личную историю двух женщин, адаптирующихся к нормальной жизни после Великой отечественной войны, получила главный приз в программе Особый взгляд. Балагов подтвердил свой статус вундеркинда и был приглашен уже в Голливуд – точнее в Канаду. Именно там сейчас снимают масштабнейший сериальный проект по ультрапопулярной игре The Last Of Us – а россиянину Кантемиру Балагову доверили снимать самый ответственный первый эпизод нового проекта.

«Эпидемия» (2019)

«Эпидемия» (2019) фото
«Эпидемия» (2019)
Фото: Кадр из сериала

Российский сериал о зомби-апокалипсисе стал таким успешным за рубежом во многом благодаря пандемии коронавируса. И Netflix. Именно на стриминговом сервисе его смогли посмотреть западные зрители, вознеся отечественный проект в топ-5 самых просматриваемых позиций онлайн-кинотеатра на тот момент. Шоу имеет литературную основу – роман Яны Вагнер «Вонгозеро». Это драматическая история мужчины, разрывающегося между двумя семьями и пытающегося спасти всех своих любимых от страшной эпидемии. Сериал был высоко оценен не только рядовыми зрителями, но и мэтром хорроров – Стивен Кинг назвал «Эпидемию» чертовски хорошей.

«Майор Гром: Чумной доктор» (2021)

«Майор Гром: Чумной доктор» (2021) фото
«Майор Гром: Чумной доктор» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Сколько бы вопросов у нас ни возникало к экранизации комиксового сюжета российского издательства BUBBLE, из песни слов не выкинешь – «Майор Гром» действительно обрёл бешеную популярность за рубежом. Российский супергеройский фильм о смелом полицейском, останавливающем злодея-анархиста, стал самым популярным на Netflix за июль 2021 года – он обогнал ужастики «Улица страха» и «Кроваво-красное небо».

В Twitter и других соцсетях «Майор Гром» собрал внушительную фанбазу и, судя по всему, на этом не остановится. В конце концов, кто сказал, что весь мир должен любоваться на щит Капитана Америки, а не на мужественные скулы питерского полицейского?

Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая