
Два десятилетних брата-близнеца обнаруживают в чулане, кроме прочей дребедени, доставшейся им от отца, заводную обезьянку. Такую, знаете, которая продавалась и в советских магазинах — как в «Приключениях Электроника», где кроме ожившего игрушечного фокстерьера, была поющая обезьянка с литаврами.
Так вот, обезьянка братьев — улучшенная копия той, советской. Правда, бьет она не в литавры, а в барабан. И каждый раз, когда опускает палочки, кто-нибудь умирает. Причем жуткой смертью: кого-то затопчет заживо табун лошадей, кому-то отрежут голову ножом сантоку, а кому-то разнесет лицо порохом из ружья, до этого мирно висящего на стене (привет Антону Павловичу Чехову).
«Обезьяна» — экранизация короткого рассказа про кровожадную игрушку, готовую убить кого угодно, кроме своего владельца. Авторы фильма как на подбор: в основу сюжета легло оригинальное произведение Стивена Кинга, режиссер Оз Перкинс недавно прославился своим «Собирателем душ», а продюсер Джеймс Ван — автор не только «Пилы», но и еще нескольких картин про игрушек-убийц. Кажется, у него это что-то личное.

Про особенную связь ребенка и куклы писал еще Фрейд: дети верят в то, что их игрушки живые, и наделяют их особыми качествами наставника, утешителя, но чаще всего — защитника. Особенно часто это происходит в неполных семьях: игрушка отчасти ассоциируется с отсутствующим родителем.
В истории кино выводы Фрейда использовали прежде всего авторы триллеров и кровавых слэшеров. Почти всегда маленький хозяин игрушки сначала предстает невольной жертвой (кто-то же должен поворачивать ключик!), а потом — доведенным до ручки истериком, готовым если что порубить куклу тесаком. «Обезьяна» Оза Перкинса напомнила нам еще несколько фильмов, где инстинкт убийцы просыпается как в фарфоровых куклах и плюшевых медведях, так и в их владельцах.
Болтушка Тина (126-й эпизод телесериала «Сумеречная зона», 1963)

Одно из первых появлений на экране куклы-убийцы было спровоцировано популярностью… настоящей куклы. «Болтушка Кэтти» взорвала рынок игрушек в начале 60-х: это была первая кукла, которая могла «произносить» до 18 фраз, например, таких: «Я хочу печеньку!» или «Ой, я поранила себя!»
В эпизоде «Сумрачной зоны» куклу зовут Тина, и ее словарный запас развивается стремительно: от «Я очень тебя люблю» до «Ты мне не нравишься». Как и большинство кровожадных игрушек, Тина совершенно неубиваемая: глава семейства, к примеру, пытается уничтожить ее с помощью тисков, паяльной лампы и циркулярной пилы. И все безуспешно.
Чаки («Детские игры», 1988)

В 1985 году та же компания, что выпускала кукол Барби, предъявила миру новую игрушку: жутковатого вида куклу-мальчика под брендом My Buddy. Именно этой куклой вдохновились авторы «Детских игр»: кукла Чаки носит такой же комбинезон и полосатую водолазку, у нее такие же стеклянные голубые глаза. В первой версии сценария (фильм должен был называться «Батарейки не включены») мальчик Энди смешивает свою кровь с кровью куклы (да, вы правильно прочитали) и начинает с ее помощью мстить своим врагам. Но продюсерам больше понравился второй, упрощенный вариант: в Чаки просто вселяется маньяк-убийца, начинающий резать в крошево всех, кто его разозлит. «Детские игры» оказались так популярны, что вышло несколько продолжений: к кукле Чаки потом присоединилась его кукольная невеста, а потом и их общий ребенок-пупс.
Кукла-чревовещатель («Мертвая тишина», 2007)

Первый фильм Джеймса Вана про куклу-убийцу. Жуткую игрушку с внешностью Конферансье из «Необыкновенного концерта» в театре Образцова подкидывают под дверь любящим супругам. Они оставляют игрушку себе, и очень зря. Кукла-чревовещатель взывает к жизни демонов дома и к тому же считает, что говорить тут может только она (а человеческие языки — это лишнее, можно сказать, рудимент).
Аннабель («Заклятие», «Проклятие Аннабель», 2013-2014)

По-настоящему говорящая кукла Аннабель проявила себя в «Проклятии…», но появилась впервые годом раньше, снова в фильме Джеймса Вана. Гордый отец на рождение дочери дарит жене редкую фарфоровую куклу, не подозревая, что тем самым впускает в дом служителей сатанистского культа с того и этого света. Интересно, что, в отличие от прочих фильмов, «Заклятие» действительно основано, если можно так сказать, на реальных событиях: речь о случае из практики семейной пары экзорцистов Эда и Лоррейн Уорренов. Во время съемок «Заклятия» Лоррейн была еще жива и консультировала киношников. Кстати, настоящая кукла Аннабель (в фильме это, естественно, был реквизит) хранилась в домашнем музее Уорренов — в качестве экспоната она лежала под двойным стеклом с предупреждающей табличкой «ВНИМАНИЕ! ОТКРЫВАТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ».
Лотсо («История игрушек 3», 2010)

Конечно, третья часть «Истории игрушек» — не фильм ужасов, но розовый плюшевый медведь Лотсо вошел в число величайших кинозлодеев всех времен. Он пахнет клубникой и вообще производит впечатление милейшего существа, но в действительности он — настоящий диктатор, превративший жизнь других игрушек, обитающих в детском саду «Солнышко», в тюрьму строгого режима. Мистера Картофельную Голову за строптивость отправляют в закрытую песочницу, Болтливый Телефон пытают, всех прочих инакомыслящих отправляют в мусорный бак, а оттуда — в мусоросжигающую печь. Нервным и чувствительным детям лучше не смотреть это на ночь.