Эра милосердия: топ-5 фильмов Каннского кинофестиваля 2025

Основной темой Канн 2025 стало искупление и прощение – то, что так необходимо всем нам, а сейчас особенно.
Ольга Маршева
|
29 Мая 2025
Режиссер Джафар Панахи
«Золотую пальмовую ветвь» взял иранский режиссер Джафар Панахи за фильм «Простая случайность»
Фото: legion-media.ru, кадры из фильмов. Коллаж: 7Дней.ru

Какие фильмы могли понравиться одновременно Жюльет Бинош и Холли Берри? Теперь мы знаем ответ на этот вопрос: на днях в Каннах объявили победителей. На этот раз обошлось без сюрпризов, вроде прошлогодней «Аноры». Награды получили ровно те фильмы, на которые сделали ставки критики и первые зрители.

«Золотую пальмовую ветвь» взял иранский режиссер Джафар Панахи. У себя на родине режиссер фактически фигура нон-грата и политический заключенный: он был осужден на шесть лет, провел в тюрьме полгода и был выпущен под давлением общественности. Но власти отобрали у него паспорт и запретили снимать фильмы на двадцать лет! Панахи проигнорировал это требование: его первая, снятая под запретом картина с ироничным названием «Это не фильм», была вывезена контрабандой в Европу на флэшке, спрятанной в именинном пироге. Теперь он, каким-то чудом выехав за границу, привез в Канны политическую драму «Простая случайность». Фильм повествует о группе бывших политзаключенных, которые устраивают самосуд своему мучителю. Трудно даже представить, как отнесутся власти Ирана к этому решению Каннского жюри и что они сделают с режиссером, если он вздумает вернуться на родину.

«Простая случайность»
Кадр из фильма «Простая случайность»
Фото: кадр из фильма

О жертвах времени, в котором не повезло родиться, рассказывает и «Секретный агент» Клебера Мендоса Фильо (приз за лучшую режиссуру). Действие происходит в конце 70-х, на закате военной диктатуры в Бразилии. 40-летний Марсело (Вагнер Моура, «Падение империи»), возвращается в свой родной город, пытаясь скрыть часть своего прошлого.

«Секретный агент»
Кадр из фильма «Секретный агент»
Фото: кадр из фильма

Не о политических, но о личных переживаниях прошлого и настоящего, рассказывает «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера (нет, это не тот Триер, и нет, даже не родственник). В этом фильме блудный отец и известный в прошлом режиссер (Стеллан Скарсгард) возвращается в разворошенное семейное гнездо, которое он когда-то покинул. Его старшая дочь-актриса полна обиды на отца. Но вместо того, чтобы попытаться вымолить прощение, главный герой решает снять в семейном доме фильм про свою мать с голливудской актрисой в главной роли. Если бы Бергман снимал в наше время, то возможно, он снимал бы как Триер. Как результат – Гран-при Канн.

«Сентиментальная ценность»
кадр из фильма «Сентиментальная ценность»
Фото: кадр из фильма

Четыре поколения немецких женщин из фильма «Звук падения» Маши Шилински (приз жюри), переживают опыт своих предшественниц как свой собственный – болезненный и неповторимый. А у «Молодых матерей» братьев Дарденн (приз за лучший сценарий) своя попытка отрефлексировать прошлое, понять его и принять.

«Звук падения»
кадр из фильма «Звук падения»
Фото: кадр из фильма

В целом, Канны-2025 именно про это – внутреннее примирение с собой и попытку жить дальше, даже если раны еще кровоточат, а будущее кажется невозможным. Мы тоже сможем приобщиться: большая часть фильмов-победителей Канн куплено для официального показа в российских кинотеатрах. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая