
Альфредо Джеймс Пачино родился 25 апреля 1940 года в семье итальянских эмигрантов. Его бабушка и дедушка были родом из города Карлеоне, что располагается на острове Сицилия. После того, как его отец подал на развод, он вместе с матерью переехал в район Южный Бронкс, имеющий славу одного из наименее безопасных в Нью-Йорке. Криминальная среда не могла не оказывать влияние на мальчика: уже в девять лет он впервые попробовал сигареты, а немногим спустя познакомился и с запрещенными веществами. В школьные годы Пачино хотел стать бейсболистом и даже не помышлял о том, чтобы играть на театральной сцене и в кино. Парадоксально, но обратить внимание на профессию ему помогли сверстники, давшие Альфредо погоняло «актер» из-за тех перформансов, которые он устраивал в школе с целью сорвать уроки и позлить учителей. Правда, до хорошего эти выкрутасы его не довели: юноша завалил практически все экзамены и в возрасте 17 лет был с позором отчислен из учебного заведения. Тогда же он принял окончательное решение связать свою жизнь с актерским ремеслом. Пачино поступил в Высшую школу исполнительных искусств Нью-Йорку, из-за чего сильно поссорился с матерью и был вынужден уйти из дома.

Он дебютировал на большом экране в возрасте 28 лет в драмеди «Я, Натали», где исполнил небольшую эпизодическую роль танцора по имени Тони. В тот же год он впервые сыграл в бродвейской постановке. Несмотря на долгий, полный тягот и лишений путь, который Аль проделал к славе, та его настигла довольно быстро. Уже в 1971 году лента с его участием — остросоциальная драма «Паника в Нидл-парке» — попала в основную программу Каннского кинофестиваля. Помимо удостоенной персональной награды Китти Уинн, многие журналисты также рассыпались в лестных эпитетах и в адрес Пачино, отмечая его сильный перформанс. Не прошло и года, как в кинотеатральный прокат ворвался один из главных фильмов эпохи «Нового Голливуда» — криминальная сага «Крестный отец». Сейчас мы знаем юбиляра, как самого титулованного из ныне живущих артистов. Только вдумайтесь, на его счету 19 номинаций на «Золотой глобус» и 9 номинаций на «Оскар». Тем не менее он продолжает сниматься в кино и не собирается завершать карьеру. Более того, он на старости лет не боится экспериментов. К примеру, этим летом до России доберется «Ритуал» — первый чистокровный хоррор в фильмографии актера. По случаю 85-летия Аль Пачино рассказываем вам о девяти самых запоминающихся героях, когда-либо воплощенных им на экране.
«Крестный отец» (1972–1990)

Когда режиссер Фрэнсис Форд Коппола взялся за экранизацию романа Марио Пьюзо «Крестный отец», особое внимание он уделил кастингу актеров. На роль престарелого патриарха-мафиози Вито Карлеоне он утвердил Марлона Брандо, который в те годы переживал не самый лучший этап в своей карьере. Боссы Paramount Pictures поначалу были против его кандидатуры, однако постановщику и автору книги совместными усилиями удалось их переубедить. Еще более ожесточенные дискуссии развернусь вокруг вокруг того, кто должен был сыграть Майкла, младшего сына Вито. Продюсеры хотели видеть знаменитого артиста, такого как Ален Делон или Райан О’Нил, но Коппола с присущим ему упрямством продолжал настаивать на малоизвестном Пачино. В итоге был достигнут компромисс, и тот все-таки получил главную роль в своей жизни.

За три фильма Майкла Карлеоне прошел путь от страстного и мечтательного юноши, отправившегося на войну назло родителям, до безжалостного дона, не уступающего в жестокости своему отцу. Именно покушение на последнего стало спусковым крючком, из-за которого герой был вынужден с головой погрузиться в преступный бизнес его семьи. Аль Пачино удалось мастерски передать на экране эту трансформацию из симпатичного протагониста в настоящего антигероя, за что он был почтен номинацией на «Оскар». На церемонии 1973 года «Крестный отец» одержал победу в категории «Лучший фильм», но академики из всего актерского состава удостоили приза лишь Марлона Брандо. Ситуация повторилась и со второй частью, вышедшей два года спустя. Продолжение также триумфально прошлось по премии, но жюри вновь оставили за бортом Пачино. Третья глава, которую Коппола считает не полноценной частью, а послесловием к первым двум, так и вовсе осталась без наград, хотя некоторые эксперты были свято уверены в том, что исполнитель роли Майкла получит статуэтку, что называется, за выслугу лет. Впрочем, своего первого и на данный момент единственного «Оскара» артисту оставалось ждать совсем недолго.
«Серпико» (1973)

Вернемся в 1970-е! После успеха «Крестного отца» Аль Пачино продолжил сниматься в авторством кино. В основанной на реальных событиях драме «Серпико» он воплотил стража правопорядка по имени Фрэнк, решившего бросить повсеместной коррупции в полицейском департаменте Нью-Йорка. Его герой выпустился из академии с твердым намерением помогать людям и бороться с преступностью. В отделе его все держат за «белую ворону», не понимая, почему новичок отказывается брать взятки и участвовать в незаконных сделках. Когда терпение мужчины подходит к концу, он решает действовать, не оглядываясь на потенциальные риски. Благородная борьба Фрэнка против охватившей город коррупционной холеры оставит шрамы не только на его теле, но и на его душе. Аль Пачино серьезно подошел к подготовке к роли полицейского-правдоруба. Несмотря на то, что реальный Серпико пожелал дистанцироваться от проекта в начале работы над ним, актер сумел добиться нескольких встреч с ним. Он был поражен искренностью своего собеседника, когда тот рассказывал о реформе правоохранительной системы. Но и этого исполнителю показалось мало. Для того, чтобы сыграть Фрэнка, он отрастил бороду и длинные волосы, вследствие чего стал похож на бездомного. В таком внешнем виде актера отказывались пускать в рестораны и общественные заведения, принимая за попрошайку. Эта роль принесла Пачино первый «Золотой глобус» в карьере и вторую по счету номинацию на «Оскар».
«Правосудие для всех» (1979)

В юридической драме «Правосудие для всех» Аль Пачино вновь очутился в амплуа идеалиста, который вынужден пойти против системы, чтобы отстоять справедливости. По сюжету неудачливому адвокату Артуру Керкланду доверяют защищать судью Флеминга, обвиняемого в жестоком нападении и изнасиловании девушки. Мужчина приходит в замешательство от такого предложения, ведь его отношение к потенциальному клиенту всем хорошо известно. Но, как оказалось, в этом и была суть спектакля, придуманного Флемингом и его покровителями: доказать невиновность подсудимого, наняв его злейшего врага адвокатом. Артур соглашается, но параллельно с этим начинает собственное расследование. В кульминационной сцене у персонажа Аль Пачино случается нервный срыв, и он произносит обличительный монолог в адрес своего подзащитного. Что интересно, этот эпизод был снят с первого дубля. Фильм Нормана Джуисона и по сей день считается одной из лучших судебных драм в истории кино.
«Лицо со шрамом» (1983)

Роль Тони Монтаны — беспощадного наркобарона из Майами — сегодняшний юбиляр называет одной из самых любимых в своей карьере. Оно и неудивительно: влияние, которое гангстерский боевик Брайана Де Пальмы и Оливера Стоуна оказал на поп-культуру, сравнимо разве что с «Крестным отцом» Копполы. Эта картина продемонстрировала зрителям, что фильмы о криминальных разборках необязательно должны быть томными драмами об утонченных мафиози. Здешние преступники — это сущие психопаты, которые не чураются даже самых грязных методов сведения счетов с врагами. Режиссер изначально видел в главной роли Джона Траволту, который снимался у него в триллере «Прокол», но по итогу остановился на Аль Пачино. Получив на руки сценарий, актер мгновенно влюбился в своего персонажа. Он так загорелся идеей сыграть его, что записался на бокс и принялся изучать испанский язык. В последние недели съемочного процесса он уже спокойно вел беседы с оператором и этническим мексиканцем Джоном А. Алонсо на рожном для него языке.
«Запах женщины» (1992)

Как мы уже писали выше, после неудачного захода на премию «Оскар» с третьим «Крестным отцом» Аль Пачино пришлось не долго ждать своей первой статуэтки. Награду принесла роль потерявшего зрение полковника разведки Фрэнка Слэйда. По сюжету фильма «Запах женщины» студент Чарли Симмса (Крис О’Доннелл) соглашается на подработку. В его обязанности входит присматривать за ворчливым ветераном боевых действий, который к тому же пребывает в глубокой депрессии. Будучи приверженцем актерского метода, Аль много времени проводил с людьми, которые потеряли зрение в результате травмы. Они обучили его специфическим техникам, которые используют в повседневной жизни. Пачино не выходил из образа и вне съемочной площадки. Он специально не фокусировал взгляд ни на чем и постоянно передвигался при помощи трости. По злой иронии судьбы, актер действительно чуть не потерял зрение, упав на куст и сильно повредив роговицу глаза. Впрочем, эти жертвы стоили того: роль в картине Мартина Бреста не только наделила его статусом «оскароносный», но и вытянула из затяжной депрессии, в которой артист пребывал с середины 1980-х.
«Адвокат дьявола» (1997)

У фильма Тейлора Хэкфорда нетипичная для этого списка репутация: всему виной разница в оценках профессиональной прессы и обычных людей. Критики сдержанно встретили «Адвокат дьявола», в то время как зрители вознесли его до статуса общепризнанного шедевра. На самом деле, не важно, кто из них прав, поскольку кино в любом случае стало культовым. И не в последнюю очередь это заслуга Аль Пачино, который сыграл в картине капиталиста Джона Милтона и по совместительству сущего Дьявола (это не фигура речи!). Ни для кого не секрет, что актер очень избирателен в выборе ролей, и сверхъестественный фильм ужасов едва ли мог его заинтересовать. Однако создателям ленты удалось привлечь его внимание. Сценарист Тони Гилрой перекроил сценарий до неузнаваемости, превратив крупнобюджетный хоррор в мистическую драму с философской подноготной. Киану Ривз согласился на кратно меньший гонорар, чтобы высвободить сумму запрашиваемую мэтром. Когда Пачино прознал про это, он пожертвовал эти средства из своего кармана на благотворительность. По прошествии многих лет он принес извинения всем, чьи религиозные чувства мог задеть его дьявольский образ в фильме.
«Ирландец» (2020)

В своем монументальном гангстерском эпосе Мартин Скорсезе собрал всю старую гвардию: Роберта Де Ниро, Джо Пеши и Аль Пачино. Последний исполнил роль лидера профсоюза водителя грузовиков Джимми Хоффу, который вел дела с мафией и исчез при невыясненных обстоятельствах. В 2010-х у ветерана Голливуда не было хоть сколь-нибудь значимых ролей, но его грандиозное возвращение в «Ирландце» заставило зрителей и критиков вновь заговорить о его актерском таланте. Во время подготовки к съемкам актер изучил всю имеющуюся информацию о своем персонаже. Пачино ознакомился с журналистскими расследованиями и отсмотрел архивные видео его публичных выступлений, дабы достоверно воплотить на экране человека, чей внешний имидж сильно расходился с его реальными делами. Старания окупились, и Аль получил свою девятую и последнюю на данный момент номинацию на «Оскар». Правда, в тот год в категории «лучшая мужская роль второго плана» его обошел Брэд Питт («Однажды в… Голливуде»).