Уставший от жизни айтишник Андрей по заданию начальства отправляется в вынужденную командировку куда-то за пределы Москвы, чтобы уговорить неких китайских бизнесменов заключить контракт с компанией. На обратном пути он вместе с коллегами — новеньким, но уже успевшим громко заявить о себе Сергеем, робким доходягой Валерой и любителем выпить по фамилии Аброскин — застревают на машине без бензина и связи в маленьком городке. На дворе ночь, и хотелось бы вернуться домой поскорее, но не суждено: российская провинция вытягивает из них деньги, силы и человеческую сущность. Происходящее вокруг становится все страннее, и вот они уже понимают, что, кажется, попали сюда неслучайно.
Новый фильм Романа Каримова оказался в конкурсе минувшего кинофестиваля «Окно в Европу», логичным образом закольцевав программу: на открытии показывали ленту «Подростки. Первая любовь» Святослава Подгаевского, спродюсированную Иваном Капитоновым — эти же создатели и у «Затерянных». Первый фильм был творческой рефлексией по 90-м: эх, тяжелое было время, зато какие песни были, какие сюжеты в школьных замесах прорисовывались, какая романтика! «Затерянные» выглядят так, словно герои «Подростков» выросли, но не повзрослели и теперь шарахаются ото всего в странном городе, где привычная логика вывернута наизнанку, а московский опыт не подходит к сайлентхиллообразному быту, поэтому нужно срочно накапливать новый.
На словах звучит интересно — не так часто у нас снимают рефлективное кино о столкновении столичного и провинциального укладов. Но Каримов как будто не понимает, что именно он хочет донести до зрителя: комедия абсурда сворачивает чуть ли не в хоррор, оборачиваясь притчей про возвращение к корням и осмыслении себя как человека, пришедшего ни к чему (не тот фильм назвали «Конченная»).
Жанровая мешанина и старательно напущенный туман (во всех смыслах) оборачиваются фильмом, который не может решить, что же ему такого сказать зрителю. Москвичи не выживут без лишних пары процентов в айфоне? Русский путь — это про то, чтоб Кафку сделать былью? Свежо, ничего не скажешь. А к финалу герои и вовсе практически идут обниматься с березками, оборачивая все в морализаторско-лубочный «Твин Пикс» стримингового розлива.
Есть стойкое ощущение, что у Каримова после двух частей «Неадекватных людей», еще пары неплохих комедий, неудачного опыта с хоррором («Черная вода») и запоздалого кино про ковид («Дыхание») наступил творческий кризис. А может быть и личностный — и он заполняет его в условиях, когда говорить можно не везде и не все, фильмами о том, как было бы здорово заново найти себя в условиях тотальной бессмыслицы всего.
Выглядит это временами даже интересно: кто-то вспомнит «Город Зеро», кто-то — фильмы Вадима Абдрашитова, а кто-то просто скажет «вау», лишь взглянув на форму. Но в финале, скорее всего, выйдет с сеанса с ощущением, будто только что полтора часа говорил с весьма умным человеком, который сказал все, но по факту не сказал особо ничего нужного.