«Наследие» фото
«Наследие»
Фото: Кадр из фильма

«Наследие»: новый фильм в киновселенной снов режиссера-шамана Романа Михайлова

Рассказываем, как постановщик перекраивает современный российский артхаус.
Ксения Щетинина
|
09 Июля 2023

В начале июня этого года на кинофестивале «Пример интонации» состоялась мировая премьера нового фильма режиссера Романа Михайлова. А уже в конце месяца драма «Наследие» вышла в ограниченный прокат, и на большом экране ее смогли увидеть те, кто следит за творчеством постановщика. Рассказываем, каким получилось это кино и как Роман Михайлов создает свою киновселенную снов.  

О чем? 

«Наследие» фото
«Наследие»
Фото: Кадр из фильма

Заснеженное село где-то неподалеку от провинциального городка. Руслан (Олег Чугунов) в свободное время тусуется с друзьями — курит за гаражами, мотается в город на дискотеку и гуляет с девчонками. Раз в пару дней он наведывается в дом местного колдуна Тихона (Петр Ступин), дряхлого старика. Рус носит ему гостинцы от односельчан, справляется о здоровье. Со дня на день Тихон намеревается отойти в мир иной и дает парню наставления — заказать полную панихиду, не меньше часа! А если местный поп откажется, то съездить в город и привезти священника оттуда. Когда же колдун отдает Богу душу, то никому, кроме Руса, нет до этого дела и парень решает добиться справедливости для покойного сам. 

Трагедия о справедливости и чистоте

«Наследие» фото
«Наследие»
Фото: Кадр из фильма

Руслан — парень искренний, верующий и верящий. И его близость с колдуном не случайна. Похоже, что он единственный, кто не боится Тихона (но благоговейный трепет все же испытывает) и есть в этом некое предопределение. 

Пока его друзья ввязываются в драки, играют в юных бандитов, называют Хайдеггера обсосом и курят, Рус умудряется встретить настоящего ангела в грязном подвале ночного клуба. Конечно же, ангел приходит к нему в теле юной девушки. После смерти Тихона парализующий страх растекся по всем жителям села и не коснулся только Руса. Чистейшая первая любовь сковывает и будоражит одновременно. И хоть где-то внутри происходит процесс узнавания, и Рус понимает, что эта девушка — та самая, созданная именно для него, он готов отказаться от нее ради справедливости.

Оставим историю без спойлеров. Рус примет единственно верное решение и возвысится над вчерашними соседями. Совсем юный, необожженный и неискушенный, он исполнен мудрости и тихой силы. Он взваливает себе на плечи необъятную ответственность и вероятность однажды кончить как Тихон, но делает он это без страха. 

Авторский стиль режиссера-шамана

«Наследие» фото
«Наследие»
Фото: Кадр из фильма

Длинные планы, легкая зернистость, холодный белый, теплая сепия и гипнотическая музыка — так Михайлов работает с полотном фильма, погружает в медитативный транс. Его кинематограф — реальность сновиденческая. Это пространство сказок, мифов, поверий, городских легенд, психических расстройств и грез. Здесь ангелы танцуют на дискотеках, карлики снуют по городу, невидимки шумят на пустых чердаках, колдунами становятся мальчики, тут и там разгуливают по-тарковски умиротворенные лошади. Внушительный эзотерический и религиозный бэкграунд режиссера дает о себе знать. Михайлов, словно шаман, работает не только с картинкой, но и с ритмами. 

Создаваемый им контрапункт раскачивает ритмы пространства и вскрывает новые слои, в которые отправляет зрителя. Он словно поднимает тяжелый плотный занавес, скрывающий от нас некую параллельную вселенную, и впускает нас туда, в мир своих героев, в свой мир. 

С первого фильма («Сказка для старых») стало понятно, что Михайлов работает в своей, не похожей ни на что иное стилистике. К третьей работе (хронологически этот фильм четвертый, а по-настоящему третий еще ждет своего часа) его манера становится все более окрепшей, направленной и обстоятельной. Обозначились главные темы, излюбленные приемы и, что еще интереснее, начала строится отдельная киновселенная. Внимательный зритель заметит, что на дискотеке в клубе, где-то на заднем плане мелькает подвыпивший Муля (герой Евгения Ткачука из «Сказки для старых»), а один из ментов, нагрянувший на хату к ребятам, — это Коля (Федор Лавров), тот самый полицейский из «Снег, сестра и росомаха».

«Наследие» отличается от предыдущих фильмов и одновременно является логическим их продолжением. Из каждой холодной и порой мрачной картинки всех картин сочится надежда, истово пульсирует свет. В пространстве без названия и времени, на изломе миров происходит тихая магия.

Роман Михайлов — самый многообещающий режиссер современного российского кино. Он не гонится за коммерческим успехом своих фильмов и не зависит от решения студий или продюсеров. Михайлов врывается в артхаус и переписывает его под себя, создавая новый киноязык. С маниакальным спокойствием он снимает фильмы на рекордных скоростях (к концу года выйдут еще две картины!), пополняя число своих единоверцев. Явление Михайлова — нежданное событие, которое способно изменить наш кинематограф. «Наследие» — это еще одна деталь во вселенной режиссера, которая разрастается с каждым днем все шире и шире. 

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров