«Мастер и Маргарита»
Фото: Кадр из фильма

«Мастер и Маргарита»: достойная Голливуда экранизация знаменитого романа Булгакова

От авторов «Серебряных коньков» и «Эпидемии».
Иван Афанасьев
|
25 Января 2024
2023
драма, фэнтези, мелодрама
Режиссер Михаил Локшин
Россия
IMDb7.5
Кинопоиск7.9
8.0

Еще недавно Мастер был знаковым драматургом, чью новую пьесу вот-вот должны представить публике в лучшем театре Москвы. Но вот после доноса начальству его и произведение запрещают. В одно мгновение вчерашний кумир становится изгоем, и единственное, что его радует, – это тайные встречи с прекрасной замужней женщиной Маргаритой, ради которой он продолжит писать свой новый роман, который, скорее всего, никогда не будет опубликован. А поможет ему в этом загадочный иностранец Воланд, который не только знает по имени каждого встречного-поперечного, но и умеет устраивать такие фокусы, что даже самый закоренелый коммунист задумается о том, существует ли дьявол на свете.

«Мастер и Маргарита» фото
«Мастер и Маргарита»
Фото: Кадр из фильма

Фильм Михаила Локшина («Серебряные коньки») был закончен еще в 2021 году, и тем более удивительно, как актуально и злободневно он смотрится спустя три года, в момент долгожданного релиза. Первоначально носивший название «Воланд», «Мастер и Маргарита» выбивается из ряда предыдущих экранизаций тем, что не стремится перенести текст Булгакова слово в слово, а сосредотачивается на главной теме книги – противостояние возвышенного и истинного таланта художника завышенным и, часто, лживым идеалам почти любой власти. По нынешним меркам звучит, как идеальный кандидат на отзыв прокатного удостоверения, но слишком уж выдающимся выглядит это кино, чтобы вот так просто взять и лишить его зрителя.

«Мастер и Маргарита» фото
«Мастер и Маргарита»
Фото: Кадр из фильма

«Мастер и Маргарита» технически почти безупречен: особо пытливые докопаются (уже докопались) до компьютерной графики – мол, Бегемот-то у вас какой-то ненастоящий – и, допустим, до не слишком удачного дубляжа Воланда на русский язык. Но, в целом, трудно найти фильм, который столь же умело ставил бы отечественное кино в один ряд с голливудским: режиссура, костюмы, игра артистов, музыка – все здесь не просто на своем месте, а на зависть конкурентам. Актерский состав прекрасен: импортированные из-за рубежа немец Аугуст Диль и датчанин Клас Банг не выбиваются, а играют в ансамбле с российскими артистами. Саундтрек от Анны Друбич тянет на спецпоказы с симфоническим оркестром. То, как графически воплотили всю «чертовщину», – вообще вау: знаменитый «бал Сатаны» вообще может натурально снести крышу.

«Мастер и Маргарита» фото
«Мастер и Маргарита»
Фото: Кадр из фильма

Звучит как идеальное кино, что, конечно, не совсем так: можно продолжить жаловаться на переигрывающего Колокольникова, который кривляется, как Джокер на детском утреннике, на чрезмерное перелопачивание оригинального текста (скажем, едва ли Булгаков подразумевал, что Москва в его книге будет похожа на приквел игры Atomic Heart). Но полифония тем, что закладывали писатель, Локшин и сценарист Роман Кантор (остается горестно вздыхать, что мы так и не увидели его «Анну Каренину» для Netflix), умудрилась стать удивительно целостным произведением. Во время просмотра задаешься вопросом, как бы сам Булгаков отнесся к такой экранизации? Есть ощущение, что предельно положительно: в конце концов, сами рукописи, как известно, не горят, а вот то, как их переосмысляют современники – важно, и пусть каждая книга получит такое достойное переосмысление.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров