«Идеальные дни» фото
«Идеальные дни»
Фото: Кадр из фильма

«Идеальные дни»: созерцательная драма от режиссера «Неба над Берлином»

Фильм Вима Вендерса получил две награды в Каннах.
Иван Афанасьев
|
30 Января 2024
2023
драма
Режиссер Вим Вендерс
Германия, Япония
IMDb7.9
Кинопоиск7.9
7.9

Хираяма – немногословный мужчина, работающий уборщиком туалетов. К своей нехитрой работе он подходит с должным старанием, уважением и даже почетом. У него нет мысли о том, что этот труд «грязный» или «неблагодарный» и уж тем более скучный – жизнь полна сюрпризов. Вдруг однажды найдешь кем-то спрятанный листок с игрой в крестики-нолики и продолжишь этот турнир с загадочным незнакомцем? 

И сама жизнь Хираямы наполнена загадками: то родственница из прошлого заглянет на огонек, то некая тайна жизни всплывет на поверхность… А пока он делает свое дело и в свободное время ходит в баню, слушает классический рок и фотографирует листву на аналоговую камеру, выискивая красоту в моменте.

«Идеальные дни» фото
«Идеальные дни»
Фото: Кадр из фильма

Япония для классика немецкого кино Вима Вендерса никогда не была далекой страной: здесь он снял док «Токио-Га» о режиссере Ясудзиро Одзу, а также посвятил ему свой главный фильм – «Небо над Берлином». Поэтому возвращение в страну Нихон (так Японию называют сами японцы) для него было, видимо, просто вопросом времени. Созерцательная драма получила в Каннах два неслучайных приза: первый – за лучшую мужскую роль, сыгранную 68-летним Кодзи Якусё, одним из главных актеров Японии. И это действительно выдающееся перевоплощение, когда артист играет в обыденность так, что оторваться невозможно. Второй – награда от христианского жюри. И это даже интереснее, ведь фильм – настоящая проповедь о том, как наслаждаться жизнью во всех ее мелочах.

Простой сюжетный поворот (мы до конца не узнаем, почему Хирояма такой, какой он есть – спокойный, добродушный и такой человечный) создает простую интригу, которая работает, как эдакий прибор замера зрительских ожиданий. Ну вот казалось бы: уборщик туалета, человек, которому положено работать с человеческими нечистотами – какой тут может быть позитив и оптимизм? Как вообще можно, являясь таким замкнутым в себе, сугубо интровертным, находить силы не только радоваться чужому человеческому обществу, но и видеть прекрасное там, где его, казалось бы, нет? Вот именно для ответа на эти вопросы и стоит посмотреть фильм – внимательно, восприняв его, как источник визуальной поэзии жизни, когда рифмы ищутся в самых неожиданных местах.

«Идеальные дни» фото
«Идеальные дни»
Фото: Кадр из фильма

В этом плане «Идеальные дни» можно сравнить с коморэби – игрой солнечного света в листьях деревьев, которой увлекается и главный герой. Вслед за Вендерсом он обнаруживает, что красота может жить там, где ею, простите, и не пахнет – в туалете, например. В размеренных поездках на транспорте под хорошую музыку. В улыбке незнакомки в парке и нежданной встрече. В одиночестве, в конце концов – но не изолированности от общества, а именно концентрации на своих собственных желаниях, без превращения себя в добровольного изгоя. Последний раз схожие эмоции дарил «Патерсон» Джима Джармуша, в начале своей карьеры как раз работавшего с Вимом Вендерсом. Кажется, этот бегущий впереди горящего паровоза мир нуждается в передышке – и в таком фильме, как «Идеальные дни».

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров