Кадр из сериала «Чикатило», реж. Сарик Андреасян. Фото
«Чикатило», реж. Сарик Андреасян
Фото: кадр из сериала

«Чикатило»: почему второй сезон сериала хуже первого, но его все равно посмотрят

Сериал продолжает набирать зрительские просмотры и одновременно собирать разгневанные отзывы кинокритиков. В чем дело?
2020
криминал, триллер, детектив
Режиссер Сарик Андреасян
Россия
IMDb6.5
Кинопоиск6.1
6.3

В феврале 2021 года на платформе Okko стартовал первый сезон сериала Сарика Андреасяна «Чикатило», а в мае 2022 года выходят финальные серии уже второго (заключительного) сезона. Разбираемся, почему первые серии обругали критики, но посмотрели миллионы человек, и каким получился новый сезон.

Кадр из сериала «Чикатило», реж. Сарик Андреасян. Фото
«Чикатило», реж. Сарик Андреасян
Фото: кадр из сериала

Лучший среди худших

Сарик Андреасян — явление для нашего кинематографа уникальное, кто бы там что ни говорил. В его фильмографии более 20 режиссерских работ (а продюсерских вдвое больше), и каждый новый проект ругают пуще предыдущего. Критики безжалостно разносят его фильмы и сериалы, но это не мешает миллионам зрителей их смотреть. То же самое произошло и с «Чикатило». По данным сервиса Okko первый сезон посмотрели более 13 миллионов раз, а вот кинокритикам он явно пришелся не по вкусу. Так в чем дело?

Успех сериала обусловлен двумя ключевыми моментами. Первое: истории про маньяков и серийных убийц пользуются большой популярностью среди зрителей — особенно тех, кто не представляет своего досуга без какого-нибудь детектива. Вспомним ошеломительную популярность таких проектов как «Декстер», «Ганнибал», «Охотник за разумом» или «Частный детектив». К тому же, реальный Чикатило — самый известный маньяк СССР, который до сих пор остается хоть и чудовищным, но вполне любопытным объектом внимания для многих людей.

Кадр из сериала «Чикатило», реж. Сарик Андреасян. Фото
«Чикатило», реж. Сарик Андреасян
Фото: кадр из сериала

Второе: нельзя не отметить отличную работу создателей сериала и промоутеров, которым удалось великолепно подогреть к проекту зрительский интерес. Шоураннеры даже попробовали сохранить интригу вокруг личности актера, исполнившего главную роль. Видимо, хотели повторить ажиотаж с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Правда, как они ни старались повернуть экранного Чикатило спиной к зрителю, многие сразу догадались — там Нагиев. Вообще дуэт Андреасян — Нагиев — уже довольно отлаженный симбиоз. Последние годы фильмография актера щедро пополняется благодаря именно Андреасяну («В активном поиске», «Девушки бывают разные», «Гудбай, Америка»). Так что вряд ли кто-то удивился.

Кадр из сериала «Чикатило», реж. Сарик Андреасян. Фото
«Чикатило», реж. Сарик Андреасян
Фото: кадр из сериала

Такой кастинг на главную роль оказался откровенно неудачным. О внешнем сходстве говорить не приходится вообще, тут даже пластический грим не помог, а сделал только хуже. Чикатило вышел неуклюжим и скучным увальнем, похожим больше на прапорщика Задова, чем на реального убийцу. И все же участие Нагиева в каком-то смысле сыграло сериалу на руку — внимание-таки удалось привлечь.

Вместе с неудачным кастингом немного подкачал и сценарий. Кроме центральной линии самого Чикатило в сюжете появляется куча побочных разной жирности. Но их слишком много, они слишком небрежные и создают лишь беспорядочный шум. По логике второстепенные персонажи должны были сделать историю объемной, а получилось ровно наоборот.

Кадр из сериала «Чикатило», реж. Сарик Андреасян. Фото
«Чикатило», реж. Сарик Андреасян
Фото: кадр из сериала

Хлеба и зрелищ!

При всех очевидных и неочевидных промахах сериал все-таки смотрят, рейтинг на том же Кинопоиске в 6.3 — показатель того, что зрителю скорее нравится, чем нет. Почему? Никакого секрета здесь нет. Режиссер Андреасян хоть и не обласкан критиками, но все же дело свое знает, западные тенденции из вида не упускает и «работающих» приемов не стесняется.

Одной из главных завлекалочек становится пристальное внимание к самим убийствам. Процесс насилия и покалеченные тела без стеснения демонстрируют на экране. А зритель, и Сарик это знает, зрелище любит. И чем дальше, тем убийств больше. Да, ведь история о серийном убийце, как же обойтись без крови? Верно. И все же Андреасян ранее заявлял, что в своем сериале хочет исследовать Чикатило, попытаться познать его природу. Что его толкнуло на все эти зверства? Откуда этот голод? Но именно на эти вопросы ответа так и не найдется. Бесконечные флэшбеки, затянутые сцены и никакой глубины. История остается в плоскости примитивной мясорубки. И если, например, у других экранных коллег Чикатило — Декстера или доктора Ганнибала — за десятками трупов все же проглядывались и мотивация, и логика, и некая метафоричность, то у самого Чикатило все глухо — труп, труп и никакой глубины (хотя картинка красивая). 

Кадр из сериала «Чикатило», реж. Сарик Андреасян. Фото
«Чикатило», реж. Сарик Андреасян
Фото: кадр из сериала

Второй сезон — лучше не стало

Второй сезон рассказывает уже о пойманном Чикатило. Действие происходит во время суда над маньяком, который постоянно прерывается флэшбеками. Все больше внимания обращено в сторону милиции. Второстепенные сюжетные линии становятся заметнее, особенно любовная связь Витвицкого и Овсянниковой (правда, непонятно, зачем она была нужна, так как она совершенно не двигает сюжет и лишь отнимает экранное время). Толку от этих второстепенных историй мало, они только рассеивают внимание. А флэшбеки и заигрывания с двумя пластами времени рушат и без того хрупкую целостность. Чикатило становится еще более карикатурным.

Обидно за неиспользованный потенциал, ведь история Андрея Чикатило — идеальная почва для мрачного и динамичного триллера. А в итоге приходится смотреть очередной середнячок про нерадивых ментов и загадочного душегуба. Ничего нового сериал не дает, но, видимо, режиссеру и так комфортно. Он уже готовит новый сериальный проект — «Рынок шкур», который, возможно, вызовет еще больше пересудов и критики.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров