«Алиса в Пограничье»: японский сериал, который сравнивают с «Игрой в кальмара»

Сравнения неслучайны, но лучше обойтись без них: это по-своему интересное, отличное от корейского шоу.
Иван Афанасьев
|
27 Октября 2021
«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато, фото
«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато
Фото: Кадр из фильма

Трое молодых ребят-неудачников (геймер-бездельник, уволенный с работы мачо и затюканный рутиной клерк) маются фигней на перекрестке в Сибуя. За ними увязывается полиция, они прячутся в туалете. По выходу из уборной балбесы обнаруживают, что почти все люди куда-то пропали, а они невольно стали участниками хитроумной игры-головоломки. Не участвовать в ней невозможно без «подарка» в виде карающего луча лазера прямо с неба, участие тоже подразумевает возможную смерть. Еле выбравшись из первого испытания, ребята узнают, что они – не единственные: все оставшееся (крайне скудное) население Токио принимает участие в дьявольских играх на выживание, наградой за победу в которых является продление некой «визы», дающей право пожить в этом мире еще несколько дней до следующего раунда. Теперь им предстоит не только жить по новым правилам, но и попытаться выяснить, что же, черт подери, происходит.

«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато, фото
«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато
Фото: Кадр из фильма

Японская аудиовизуальная культура в России стоит особняком и часто ограничивается в зрительских познаниях аниме и именами элементарных классиков кино а-ля Куросава и Китано. Между тем, японцы не только взахлеб смотрят свою специфическую анимацию, но и запоем поглощают ее многочисленные переносы в оболочку кино. Режиссер «Алисы в Пограничье» (в основе которой тоже лежит одноименное аниме) Синсуке Сато на этом съел, кхм, собаку: в его активе популярные в народе экранизации таких тайтлов, как «Ганц», «Тетрадь смерти», «Библиотечные войны», «Инуясики» и других. Но его новое творение вышло на рынок уже международный: это скромный по бюджету, но очень размашистый по затее ориджинал Netflix, который снят и поставлен так, что его может с большим интересом смотреть даже человек, которого тошнит от огромных глаз рисованных аниме-девочек.

«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато, фото
«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато
Фото: Кадр из фильма

«Алиса в Пограничье» забирает зрителя в свой мир очень ловко и почти незаметно: ее простая, но эффектная формула (молодые люди в перерывах между жизнью в опустевшем Токио попадают в мудреные испытания, откуда можно выйти вперед ногами) похожа на «Игру в кальмара», но отличается интонацией. Если в корейском собрате упор делался, в первую очередь, на социальное взаимодействие между участниками, то здесь в чести логика и смекалка. Например, в самом первом испытании трое главных героев и забредшая на огонек их новая подруга по несчастью должны пройти через цепочку комнат с двумя выходами, один из которых является ловушкой. Ключом к пониманию секрета выживания становится план здания, где разворачивается игра. Это делает «Алису в Пограничье» похожей скорее на знаменитый «Куб», нежели на «Королевскую битву», с которой часто сравнивали корейский сериал.

«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато, фото
«Алиса в Пограничье», реж. Синсуке Сато
Фото: Кадр из фильма

При этом жертвами здесь куда чаще становятся молодые люди. В целом, сериалу присуща характерная для японцев слегка поучительная интонация, обращенная в сторону молодого поколения: нечего прожигать свою жизнь, а не то вас выжжет луч лазера с неба! Аудитория, соответственно, чуть более узкая (и это, возможно, причина меньшей популярности, чем у сами знаете какого сериала). Шоковая ситуация вынуждает вчерашних раздолбаев реализовывать их скрытый потенциал. Само собой, до финала из многочисленных участников доживут ой как далеко не все: злобная система выкашивает ребят не хуже, чем на Алой свадьбе (а то и сами ребята способствуют этому в особых соревнованиях друг против друга). Шоу заслуживает просмотра и того, чтобы его не сравнивали с «Игрой в кальмара» – это самостоятельное и очень необычное произведение, со своей концепцией и философией.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая