Вундеркинд Орсон Уэллс: почему фильмы этого режиссера должен увидеть каждый

Рассказываем о новаторстве этого гениального режиссера.
«Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс фото
«Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс

Он заставил жителей Нью-Йорка поверить в нападение пришельцев, снял лучший фильм в истории Голливуда и не явился за собственным «Оскаром» – 6 мая исполняется 106 лет со дня рождения Орсона Уэллса.

Кто такой Орсон Уэллс

Будущий классик американского кино родился в 1915 году в маленьком городке Кеноша, штат Висконсин. Городок этот даже сейчас насчитывает только 100 тысяч жителей, а более века назад был буквально поселением из десятка домов. Правда, помимо Уэллса у Кеноши есть еще одна гордость – там уже в 1967 году родился нынешний «Халк» Марк Руффало.

Но вернемся к Орсону: в раннем возрасте став полным сиротой (его пианистка-мать скончалась от гепатита B, а отец, не выдержав горя, спился до смерти шестью годами позднее), Уэллс демонстрировал уникальные таланты. Уже к шести годам он знал наизусть некоторые пьесы Шекспира, а в школьные годы заведовал радиорубкой и ставил собственные спектакли. Любовь к Шекспиру, к слову, не отпускала режиссера до последних дней. Уэллс не раз обращался к сюжетам драматурга в своих работах, да и его самого можно назвать по-настоящему шекспировским персонажем: сильный и могучий духом, всегда продолжавший гнуть свою линию, трагический герой.

И вот после кончины обоих родителей юноша переезжает в Европу, где начинает ходить на кастинги в театры, нагло представляясь знаменитым актером Бродвея. Тем не менее напористость здесь дала плоды – Уэллс дебютировал в дублинском Gate Theatre, но из-за отсутствия рабочей визы ему пришлось вернуться в США.

В 1934-1935 годах (напомним, что Уэллсу в это время было всего 20 лет) Орсон получил работу на радиостанции CBS и стал одной из главных звезд Федерального театрального проекта. В рамках последнего режиссер ставит новаторскую и провокационную версию шекспировского «Макбета» – действие он переносит на вымышленный остров с культом вуду, а на все роли зовет исключительно чернокожих актеров.

Такой скандальной славы Уэллсу, видимо, оказалось мало и в 1938 году происходит эпизод, о котором наверняка знают многие. В один из октябрьских дней жители Нью-Йорка – самого прогрессивного города мира – были охвачены паникой: по радио они услышали чей-то напуганный голос, сообщавший о нападении на Землю пришельцев. Позже выяснилось, что голос принадлежал Орсону Уэллсу, а все это – лишь реклама спектакля по «Войне миров» его знаменитого однофамильца. В самом конце Уэллс представился и даже поздравил слушателей с Хэллоуином, но в тот момент его уже никто не слышал: примерно пятая часть нью-йоркцев собирала вещи и пряталась в подвалы.

Наказать по всей строгости юного нахала, правда, никто так и не попросил. Напротив, слава скандалиста обеспечила Орсону контракт с кинокомпанией и предложение снять первый фильм – им был «Гражданин Кейн».

«Гражданин Кейн» (1941)

«Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс фото
«Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс

В огромном безвкусном замке умирает американский магнат Чарльз Фостер Кейн, произнося лишь одно слово (в русском переводе два) – «роузбад» (бутон розы). Неожиданный выбор фразеологизма заставляет группу журналистов провести собственное расследование – что же означает это таинственное слово и кем был Кейн на самом деле?

Поистине романтический зачин, скандалы, связанные с именем самого Уэллса, а также с прототипом гражданина Кейна – «отцом желтой журналистики», медиамагнатом Уильямом Херстом – не могли не принести фильму успех. Хотя палки в колеса этому эпохальному творению вставить все-таки пытались: медиаимперия Херста объявила Уэллсу войну, из-за чего «Кейн» провалился в прокате. Но позднее картина все же окупилась – благодаря повторному прокату и выпуску на носителях, – и была удостоена «Оскара» за лучший сценарий.

Так чем же велик «Гражданин Кейн»? Шекспировским пафосом утраченных иллюзий или драматургией с флешбэками и скачками во времени? Но ведь до Уэллса такие приемы использовал, к примеру, великий Дэвид Гриффит в своей «Нетерпимости». Глубинная мизансцена тоже не может называться уэллсовским открытием – у нас ее уже эксплуатировал Эйзенштейн. Тогда, может быть, виртуозно написанным сценарием с введением недостоверных рассказчиков? Так скрипт к «Гражданину» создал не сам Уэллс, а Герман Манкевич – спасибо Дэвиду Финчеру, в фильме «Манк» он недавно пролил свет на эту историю.

Честно говоря, ответ на вопрос о величии «Гражданина Кейна» сложен и прост одновременно. Дело в том, что Уэллсу (да, пусть не одному во всех ипостасях) удалось снять идеальный со всех сторон фильм. Его драматургия увлекает и завораживает – ни один из «свидетелей жизни» Кейна не раскрывает его личность полностью, их «показания», данные для журналистов, работают только скопом. Его монтаж уникален и по праву считается новаторским – вспомнить хотя бы ту гениальную сцену, где персонажи Кейна и его первой жены успевают состариться и отстраниться друг от друга, пока сидят за столом во время ужина. Даже звук в фильме мастерски проработан Уэллсом благодаря его на тот момент внушительному опыту работы на радио.

Сотканный из небольших, но талантливых идей-лоскутов «Гражданин Кейн» до сих пор признается гениальным полотном и занимает первое место почти во всех списках лучших голливудских фильмов.

После «Гражданина» Орсон Уэллс снял много действительно хороших картин, однако неудачи начали преследовать его одна за другой.

Так произошло, к примеру, с картиной «Великолепие Амберсонов» – историей трех поколений зажиточной американской семьи. Во время съемок Уэллс в пух и прах разругался со студией, которая не дала ему право на конечный монтаж, а потом и вовсе пересняла некоторые сцены. Фильм удостоился четырех номинаций на «Оскар», но не получил ни одной, а сам Уэллс переключился на нуарные сюжеты.

Нуар по Уэллсу

«Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс
«Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс

В 1946 году режиссер снимает нуарную картину «Чужестранец», эксплуатирующую тему беглых нацистских преступников. В центре истории – немец Франц Киндлер: он, будучи обвиненным в геноциде еврейского народа, скрывается в США. И пусть фильм (как по детективному саспенсу, так и по эстетике) – нуар во всей своей красе, он злободневен и отчетливо пацифистичен. Это, впрочем, тоже уже не было чем-то новым: четырьмя годами ранее зритель увидел культовую «Касабланку».

По-своему классическим стал и следующий нуар Уэллса – «Леди из Шанхая». Шикарная блондинка (Рита Хэйворт) нанимает бугая «с лицом ребенка» (сам Орсон Уэллс) моряком на яхту ее мужа-калеки. Там матрос получает заманчивое предложение от финансового партнера богача – убить хозяина яхты и получить возможность сбежать вместе с его красавицей-женой. Но все, как заведено, идет не по плану: тут и предательства, и фем фаталь, и расплата.

«Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс фото
«Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс

В отличие от «Чужестранца» в «Леди из Шанхая» Уэллс решил не замахиваться на глобальное, сосредоточившись на частной истории роковой любви, но проиграл... Студия вновь перемонтировала отснятый им материал, фильм провалился в прокате, а это уже наложило отпечаток на отношения режиссера с женой – той самой роковой блондинкой Ритой Хэйворт, которая развелась с Уэллсом спустя год после выхода картины.

«Печать зла» 1958 года – образец так называемого позднего американского нуара, для которого характерен еще больший пессимизм и уход от романтизации персонажей, включая даже главных героев. И фильм Уэллса в этой нише считается одним из лучших, если не сказать, самым лучшим.

«Печать зла», реж. Орсон Уэллс фото
«Печать зла», реж. Орсон Уэллс

История нравственного разложения мексиканского агента отдела по борьбе с наркотиками Мигеля Варгаса во многом опередила время по уровню эмоционального накала и драматургических трансформаций в американском кино. В «Печати зла», к тому же, снялись такие мировые звезды, как Чарлтон Хестон, Джанет Ли, Марлен Дитрих и Жа Жа Габор. Многие из них признавались, что пошли в проект только ради работы с Уэллсом, а Дитрих даже считала свою роль в картине лучшей за всю карьеру. Уэллс снял «Печать зла» в Америке – спустя почти восемь лет после выхода своего последнего голливудского фильма. Он устал от постоянных скандалов со студиями и надеялся, что в этот раз все будет иначе. Однако продюсеры вновь не увидели в материале потенциала и обрезали его до неузнаваемости, вынудив Уэллса навсегда разочароваться в Голливуде и уехать в Европу.

К слову, «Печать зла» совсем недавно можно было увидеть на российских экранах – она демонстрировалась в рамках ретроспективной программы Московского кинофестиваля.

Трагедии по Шекспиру

«Отелло», реж. Орсон Уэллс фото
«Отелло», реж. Орсон Уэллс

Но никогда на своемпути Орсон Уэллс не делал одной вещи – не отказывался от Шекспира.

В 1948 и 1951 выходят два его фильма на шекспировские сюжеты: «Макбет» и «Отелло». В обоих, как водится, Уэллс сам исполняет главные роли.

Экранизацию «Макбета» ждал прокатный провал: у картины критически не хватало бюджета. А он действительно требовался, ведь в отличие от скандальной театральной постановки в стиле вуду, свой фильм Уэллс решил снимать без отступлений от сюжета и экспериментов.

Зато именно эксперименты позволили ему побороть схожие проблемы во время съемок «Отелло». Из-за низкого бюджета проект несколько раз оказывался на грани закрытия, но Уэллс настолько хотел сыграть мучимого страстями мавра, что подрабатывал актером в других картинах. Скромное финансирование также заставило режиссера пойти на ряд интересных авторских решений, что окупилось: «Отелло» взял гран-при Каннского кинофестиваля.

«Полуночные колокола», реж. Орсон Уэллс фото
«Полуночные колокола», реж. Орсон Уэллс

«Полуночные колокола» (1965) – последняя полнометражная игровая работа Орсона Уэллса, которую ему удалось завершить до конца. И снова по Шекспиру. Здесь режиссер выводит на первый план рыцаря Фальстафа – фигуру сильную и неоднозначную, одновременно комедийную и трагическую. «Разжиревшего Гамлета» (так этого героя называл Чарли Чаплин) сыграл на тот момент и сам довольно величавый Орсон Уэллс. И пусть поклонники его творчества никогда не считали «Полуночные колокола» шедевром, ностальгически сравнивая их с утонченными «Макбетом» и «Отелло», Уэллс признавался, что именно история Фальстафа стала для него самой любимой в карьере.

Последнее

Даже после своего фактического ухода из большой режиссуры Орсон Уэллс продолжил скандалить и эпатировать. По крайней мере именно в таком ключе восприняли его отказ приехать за «Оскаром» в 1971 году. Голливуд, некогда разглядевший в Уэллсе талант, а после перемоловший так много его шедевров, присудил ему почетную награду за выдающуюся карьеру. Однако режиссер на тот момент уже обосновался в Испании и не счел нужным порадовать Американскую киноакадемию своим присутствием на церемонии. И мы не можем его за это судить.

Уэллс умер в 1985 году – по иронии судьбы это произошло именно в Голливуде. Сердечный приступ настиг режиссера спустя два часа после интервью в телешоу Мерва Гриффина. Но фильмы Уэллса продолжили выходить даже после его смерти.

Последний увидел свет аж в 2018-м: тогда на Венецианском фестивале была впервые показана картина, которую Уэллс снимал в 1970-х годах и монтировал до самой кончины. Лента «Другая сторона ветра» с Джоном Хьюстоном, Робертом Рэндомом, Питером Богдановичем и Сьюзен Страсберг рассказывает о режиссере, который изо всех сил сражается с голливудской системой – как с ветряными мельницами. Фильм был доработан до 2-часового хронометража и выпущен на Netflix сразу после мировой премьеры.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая