В 2011 году мир узрел историю любви султана Сулеймана I и его жены Роксоланы, вдоволь приправленную яркими костюмами, мелодраматизмом и темой бесправности женщин. «Великолепный век» стал популярен во множестве стран, породив чуть ли не основной сериальный тренд последних десяти лет – повышенный интерес к турецким сериалам. Их смотрят на Балканах, в арабском мире, Пакистане, Латинской Америке, Индии, Бангладеш, Афганистане, Иране, Среднеазиатских странах и, конечно, в России.
Курс на Запад
Если разобраться, к успеху, накрывшему «Великолепный век», турецкие телевизионщики шли не один год. Еще в 2002-м, когда к власти в Турции пришла Партия справедливости и развития во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, политическая верхушка страны взяла курс на сближение с Западом, в чем большая роль отводится именно мягкой силе. Сериалы же, чье производство с каждым годом только нарастает, оказались ядром этого культурного феномена. С тех пор турецкая сериальная индустрия начала одерживать одну победу за другой, а в 2017 году по доходам от продажи собственных шоу она почти догнала США, заработав 350 миллионов долларов. Годом позднее для турецких сериалов открылся еще один уровень – Netflix выпустил первый американо-турецкий проект «Защитник», явно надеясь привлечь новых пользователей из Турции, но и самой Турции давая возможность завоевать американцев (хотя бы в сериальном смысле).
Большую часть ежегодно снимаемых турецких сериалов грубо можно поделить на две тематические линии – исторические драмы о становлении Османской империи и «мыльные», но милые сердцу мелодрамы. Популярность «Великолепного века», вероятно, продиктована именно тем, что сериал смог вместить в себя обе эти темы.
«Новая Бразилия» с привкусом госзаказа
Историзм в турецких проектах, разумеется, нацелен на формирование положительного образа могучей Турции в умах соседей. Ее победы и завоевания должны вызывать уважение, а правители, порой показанные излишне эмоционально, – сочувствие и сопереживание: да, они похищают невест, но ведь все – ради большой и чистой любви. Как лучший пример – цикл из двух проектов о зарождении империи Османов: «Воскресший Эртугрул» и «Основание: Осман». Оба сериала по-своему хороши: их сюжеты кружат вокруг харизматичных завоевателей, у которых даже неплохо прописаны арки, да и художники по костюмам явно постарались. Но совершенно не солидное для исторического жанра разделение героев на карикатурных плохих и пародийный хороших неизменно оставляет привкус государственного заказа во рту.
Второе же направление современной турецкой индустрии сериалов вызывает куда меньше идеологических вопросов и заставляет ностальгировать по бразильским тв-шоу конца 1990-х – начала 2000-х. Драматургическим ядром таких проектов становится уже куда более отчетливый мелодраматизм, основанный на непримиримых противоречиях между героями или обстоятельствами их жизни. Большой минус этих сериалов – абсолютно одинаковый подход к созданию интриги и раскрытию героев, которые при частом просмотре будто обретают одни и те же лица и характеры (к тому же актеры периодически кочуют из сериала в сериал).
Но при всех своих очевидных недостатках, именно этот жанр турецкого телевидения переживает сейчас бурный рост, по количеству производимых проектов явно опережая даже исторические драмы. Причина на поверхности – снятые в современном городе сериалы о любви обходятся студиям явно дешевле костюмных проектов. С другой стороны, именно это многообразие и настоящий конвейерный поток производства турецких мелодрам позволяют им экспериментировать с формой и сюжетами, добавляя нотки детектива, триллера и даже сай-фая.
Лучшие турецкие мелодрамы последних лет:
«Линия, разделяющая нас» (2021)
Драматичная история любви двух молодых людей Синана и Синем, чьи жизни в мгновение ока были разделены на «до» и «после». Синем погибает в теракте в Стамбуле, а Синан не может найти в себе силы существовать дальше без любимой. Решение приходит к герою неожиданно – в нем открываются новые способности, позволяющие раз за разом переживать момент последней встречи с девушкой. Синану предстоит понять, как помешать возлюбленной сесть в то злополучное такси.
Поистине голливудский сюжет, напоминающий добрый десяток блокбастеров, но снятый с турецким колоритом и вниманием к эмоциям – явно выделяется в общем потоке и заслуживает внимания. Тем более что идет «Линия» всего пять серий по 20 минут.
«Любовь и наказание» (2010-2011)
Если бы Достоевский жил в Турции, его роман наверняка назывался бы именно так. Но мы сейчас не об этом, хотя от разрываемых внутренними противоречиями персонажей «Любви и наказания» и правда веет достоевщиной. Главная героиня проводит ночь с незнакомцем из бара, а на утро понимает, что погорячилась. Она всего лишь хотела отомстить жениху, который незадолго до свадьбы изменил ей с другой, разрушив веру девушки в преданность и счастье. В итоге все, что остается недавней невесте и ее новому случайному знакомому, – разделить чувства любви и ненависти.
«Без вины виноватая» (2010-2012)
Еще более шокирующая история, осуждающая, однако, абсурдные турецкие законы, коррупцию и равнодушие полиции.
Фатмагюль – совсем еще юная девушка – становится жертвой сразу четверых насильников. Трое из надругавшихся над ней преступников – сыновья местных богатеев, которые уговаривают своего четвертого товарища жениться на Фатмагюль, чтобы избежать суда (по турецкому законодательству насильника не могут осудить, если он согласился взять жертву в жены). Так девушка становится заложницей мужа-насильника Керима, который тоже чувствует себя пленником ситуации.
«Бесценное время» (2010-2013)
В первых эпизодах этого драматического сериала разворачивается сцена поистине шекспировского размаха. Джамиле, законная супруга неверного ей капитана Али Акарсу, попадает в тюрьму после попытки убийства любовницы мужа Каролин. Каролин же – классический тип коварной разлучницы, плетущей интриги и ненавидящей детей своего возлюбленного от первого брака. Она предлагает Джамиле сделку: Каролин откажется от обвинений, если она даст Али развод вместе со всем имуществом. Женщина соглашается, после чего она и ее дети начинают неравную борьбу с нищетой и новой семьей отца, оставившего жену и троих детей без средств к существованию.
«Черная любовь» (2015-2017)
Она (Нихан) – принцесса (художница и дочь богатого бизнесмена). Он (Кемаль) – нищий (талантливый инженер из бедной семьи). Но внезапно охватившим их чувствам это не помеха. Зато помеха – эгоистичный Эмир, безумно влюбленный в Нихан и шантажом заставляющий ее выйти за него замуж.
Отдельное украшение этой несложной, но поэтичной истории – турецкий актер Бурак Озчивит, известный по ролям все в тех же «Великолепном веке» и «Османе».