Японские мифы в волшебных мультфильмах Хаяо Миядзаки

Удивительные существа, красочные миры и далеко не всем понятные детали в мультфильмах великого аниматора отсылают к японской культуре, религии и искусству. Разбираемся, как взглянуть на шедевры Миядзаки под другим углом.
Марина Яковлева
|
05 января 2023
Японские мифы в волшебных мультфильмах Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

5 января легендарный режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки отмечает свой 82-й день рождения. Именно благодаря ему весь мир на рубеже тысячелетия заговорил о японской мультипликации.

Зачастую зрителям, не знакомым с японской культурой и мифологией, не удается распознать отсылки, которыми Миядзаки наполняет свои мультфильмы. Эти частичные пробелы они объясняют удивительной фантазией автора, но на самом деле многие персонажи и явления не придуманы мультипликатором, а взяты из фольклора Японии.

Рассказываем, какими японскими мифами вдохновляется Хаяо Миядзаки при создании своих анимационных шедевров.

Духи и божества

кадр из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

В японской мифологии лес — священное место, где обитают сильнейшие божества и духи. В «Принцессе Мононоке» главным божеством был Шишигами, хозяин леса. Это олень с мордой дракона и птичьими лапами, способный отнимать и дарить жизнь — при каждом его шаге вырастают и тут же погибают цветы и трава. Прототипом Шишигами стали сразу три японских мифических существа — дух процветания Кирин, защитник путников Хакутаку и гигантский демон-людоед Дайдарабочи.

«Принцесса Мононоке», 1997 кадры
«Принцесса Мононоке», 1997
Фото: кадр из мультфильма

Другие лесные духи в «Принцессе Мононоке» изображены маленькими белыми человечками — это духи кодама, которые защищают деревья от болезней и вреда от рук человека.

кадр из мультфильма «Принцесса Мононоке», 1997 фото
«Принцесса Мононоке», 1997
Фото: кадр из мультфильма

В «Унесенных призраками» мы видим, как герои попадают в заброшенный парк развле­чений, населенный духами. И даже больше — священными существами. Они проходят через тории — деревянные ворота, вход в синто­истское святилище. Если смотреть фильм на японском, можно услышать, что персонажи-духи называются ками — это божества синтоизма, населяющие весь окружающий мир — горы, реки, даже помойки.

Превращение в животных и реинкарнация

кадр из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

В «Порко Россо» и «Унесенных призраками» героев настигает проклятие — они превращаются в свиней. В японском фольклоре перерождение в это животное символизирует расплату за жадность.

кадр из мультфильма «Порко Россо», 1992 фото
«Порко Россо», 1992
Фото: кадр из мультфильма

Вообще перерождение в жи­вотное как наказание за присвоение чужого добра — популярный мотив японских мифов. Существует похожая легенда про перерождение в быка — это случается с теми, кто в прошлой жизни занимался воровством и теперь получил шанс исправить свои ошибки честным трудом.

Юбаба и малыш Бо

кадр из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

Колдунья Юбаба из «Унесенных призраками» — прототип японской Бабы-Яги (в стране восходящего солнца ее называют Ямауба). Этот сказочный персонаж живет в избушке на краю леса и заманивает путников в свою хижину, превращаясь в прекрасную девушку или притворяясь немощной старушкой. Там она их откармливает и съедает.

Основной добычей страшной ведьмы являются заблудившиеся дети, поэтому истории о Ямаубе в Японии используются как страшилки для непослушных малышей.

кадр из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

Кстати, как и наша Баба Яга, Ямауба порой выступает и с положительной стороны, помогая героям и делясь знаниями о потустороннем мире.

В общем, Миядзаки не сильно отступил от мифов, наделив Юбабу зловредным характером, способностью красть имена, превращаться в птицу и наказывать случайных путников при помощи магии.

кадры из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

Ну а огромный ребенок Юбабы по имени Бо вдохновлен японским народным героем Кинтаро, который по легенде был сыном одной из ведьм Ямауба. С детства он обладал колоссальной мощью и был кем-то вроде Геракла — странствовал и совершал подвиги.

Этот мифический персонаж очень популярен в Японии — его куклы дарят сыновьям в День мальчика, чтобы наделить их силой и храбростью. А из одежды на нем только красный нагрудник. Очень похоже на Бо!

Тоторо

кадр из фильма «Мой сосед Тоторо», 1988 фото
«Мой сосед Тоторо», 1988
Фото: кадр из мультфильма

Фильм «Мой сосед Тоторо» не дает четкого ответа, кто такой Тоторо и откуда он взялся. Этого персонажа, имеющего черты тануки (японской енотовидной собаки), кошки и совы, полностью придумал Миядзаки. Тем не менее Тоторо, который является хранителем леса, можно отнести к одному из природных божеств.

Котобус

кадры из мультфильма «Мой сосед Тоторо», 1988
«Мой сосед Тоторо», 1988
Фото: кадр из мультфильма

Кошкам в японской мифологии отведено особое место, им даже приписывается способность к перевоплощению. Животному достаточно прожить 13 лет, весить больше 3,75 кг и иметь длинный хвост, чтобы стать Бакэнэко — оборотнем, умеющим ходить на двух лапах и принимать облик своего хозяина. Миядзаки использовал этот образ в одном из своих самых известных мультфильмов.

Двенадцатилапый Котобус с лунными глазами и широкой улыбкой вобрал в себя сразу два сказочных образа — Бакэнэко и Чеширского кота из «Алисы в стране чудес».

Сикигами

кадры из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

В японском фольклоре есть духи сикигами — они служат ведьмам и способны принимать разные облики. В «Унесенных призраками» сикигами, служившие колдунье Дзенибе, превратились в бумажных человечков и напали на Хаку, а один из них спрятался на спине у Тихиро, чтобы проникнуть в комнаты Юбабы.

Сусуватари

кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо», 1988 фото
«Мой сосед Тоторо», 1988
Фото: кадр из мультфильма

В мультфильмах Миядзаки фигурируют духи сажи — сусуватари. Эти безобидные существа охраняли пустующее жилище в «Моем соседе Тоторо», пока туда не заехала семья главных героев — после этого сусуватари ушли искать другой заброшенный дом.

Интересно, что у сусуватари нет очевидного мифологического источника. Маленькие и пушистые, как мех, черные комочки сажи с любопытными глазами были придуманы Миядзаки.

кадр из фильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: Кадр из фильма

Спустя 13 лет после «Тоторо» Миядзаки вернулся к милым персонажам. Они появились в «Унесенных призраками» — жили в котельной и таскали уголь.

Мотив очищения

кадр из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

Духовное и физическое очищение — центральный мотив в синтоизме, традиционной японской религии.

Герои многих мультфильмов Миядзаки сталкиваются с необходимостью спра­виться с грязью, неустроенностью. И если в «Моем соседе Тоторо» и «Ведьминой службе доставки» они просто приводят в порядок старое жилище, то Тихиро из «Унесенных призраками» сталкивается с гораздо более сложной задачей. Работая в купальне духов, она должна очистить давно не мытую ванную, а затем искупать там ужасно грязное божество.

кадр из мультфильма «Унесенные призраками», 2001 фото
«Унесенные призраками», 2001
Фото: кадр из мультфильма

Миядзаки с огромным удовольствием изображает чистоту после чудовищной грязи. В этом проявляется сакральное отношение японцев к чистоте.

События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая